Мои новогодние праздники в армии

        После окончания Московского автомеханического института, где была военная кафедра, меня в офицерском звании призвали в армию сроком на два года. Служить меня направили на военный аэродром Шаталово в Смоленской области на должность командира взвода спецмашин и зарядных средств Отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиационного полка (в/ч 23227).
        В свою часть я прибыл в конце ноября 1968 г. Из дома ехал сначала электричкой Москва-Можайск, затем поездом Москва-Можайск-Смоленск и потом междугородным автобусом Смоленск-Шаталово-Рославль. Через Можайск я ехал потому, что воинские документы мне выдали в штабе дивизии, находившемся в авиагарнизоне Кубинка Можайского района. Поэтому ж/д билет до Смоленска мне дали не от Москвы, а только от Можайска.
       Прибыв в штаб части, я представился командиру батальона подполковнику Комиссарову.
       Меня, как молодого холостого офицера, поселили в одной из гарнизонных гостиниц. В моём номере проживали ещё два молодых лейтенанта из другой части.
       В конце декабря, когда до Нового Года оставалось совсем немного, я увидел в штабе приказ, обязывающий меня заступить в новогоднюю ночь в патрульное дежурство по гарнизону. Конечно, мне этого не хотелось, но делать было нечего – приказ есть приказ. Для несения дежурства меня проинструктировали и выдали пистолет нашего офицера, который находился на учёбе в академии (мой табельный пистолет мне выдали позднее). В патрульный наряд включили также двух солдат нашего батальона, вооруженных штык-ножами.
       Моё дежурство, точнее хождение по территории  гарнизона, началось в 23 часа и закончилось в пятом часу утра. Погода была умеренно морозной. По нескольку раз обошли основные объекты – штабы, казармы, склады, западный и восточный КПП, автопарк, жилые дома и другие строения. На территорию аэродрома и стоянки самолётов мы не ходили, так как там, как и во все другие ночи, несли службу часовые.
       На вооружении нашего 32-го гвардейского истребительного авиаполка тогда находились истребители МиГ-21ПФМ. С июля 1970 г. стали поступать новые самолёты - МиГ-23С и МиГ-25П.
       Другой авиаполк, дислоцированный в нашем гарнизоне (47-й отдельный гвардейский разведывательный), имел на вооружении самолёты Як-27Р и Як-28Р. Командир этого полка полковник Гуржий являлся одновременно и начальником гарнизона.
       К нам периодически наведывалось высокое военное начальство –  заместитель министра обороны, главком ВВС маршал авиации П.С.Кутахов. командующий авиацией МВО генерал-полковник авиации Е.М.Горбатюк, первый зам. командующего авиацией МВО, трижды герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И.Н.Кожедуб, командир нашей авиадивизии генерал-майор авиации А.В.Мазур. Как правило, при их визитах объявлялись учебные тревоги.
       Но на праздники генералы никогда к нам не приезжали, точнее не прилетали. Коньяк они пили либо у себя дома с родственниками, либо где-нибудь вместе с другими генералами.
      За время моего новогоднего патрульного дежурства по гарнизону к счастью никаких неприятных происшествий, скандалов и пьяных драк не было.
      По окончании дежурства я отпустил солдат в казарму, сдал пистолет дежурному по части и возвратился в свою гостиницу.
      Мои соседи по комнате вместе с какими-то девушками предложили мне скромно отметить наступивший Новый Год. Что-то выпили, закусили и потом, когда девушки ушли, мы улеглись отдыхать.
      Вот таким совсем неинтересным был для меня мой первый новогодний праздник на военной службе.
      Но зато следующий Новый Год – 1970-й - оказался для меня очень памятным.
      Торжество по этому случаю отмечалось в ГОКе (гарнизонном офицерском клубе). Билеты на него заранее продавались в штабах частей, дислоцированных в гарнизоне.
      Большая наряженная ёлка и накрытые столы для гостей были установлены в зрительном зале, где обычно показывали фильмы, устраивались концерты приезжих артистов, проводились партийные и комсомольские собрания и другие общественные мероприятия.
      Офицеры пришли кто в парадно-выходной форме, кто в гражданских костюмах. Женатые – со своими жёнами - накрашенными, причёсанными и одетыми одна лучше другой.
      Помимо жён офицеров на вечере были и незамужние девушки и женщины, служившие у нас по контрактам – телефонистки, телеграфистки, шифровальщицы, медсёстры (в гарнизоне был лазарет), штабные работницы и других военных и полувоенных специальностей. Они имели звание “прапорщик”, но на службу им разрешалось ходить в гражданской одежде. Проживали они в большинстве своём в гостиницах.
      Деда Мороза и Снегурочки не было. Видимо не удалось подобрать исполнителей. Поэтому всем торжеством руководил начальник политотдела гарнизона.
      За несколько минут до боя курантов он поздравил присутствующих с наступающим Новым Годом, пожелал всем хорошего здоровья и успехов в службе. Он также заочно поздравил лётчиков и наземных штурманов наведения, находившихся в это время на боевом дежурстве.
      Питание для праздника заранее приготовили в военторговской столовой, а обслуживали гостей официантки из лётно-технической столовой.
      С первых новогодних секунд за столами начались взаимные поздравления и тосты. Сначала с шампанским, потом кое с чем покрепче. Дальше - шутки, смех, конфетти, серпантины и т.д. Тем более, что большинство гостей были знакомы друг с другом.
      Присутствующий на торжестве прапорщик из нашего батальона Николай Кольцов неожиданно для всех стал декламировать новогодние стихи. Причем делал это настолько выразительно, с таким воодушевлением, как настоящий артист, что все были восхищены. Сам он был холостяком, проживал в близрасположенной деревне Алексино, но на торжество пришёл в добротном костюме и галстуке. Его новогоднее выступление было встречено присутствующими восторженными аплодисментами.
      После основного застолья в зрительном зале многие гости направились в фойе клуба, где начались танцы под магнитофонные записи.
      Подышать свежим морозным воздухом, а курильщики – покурить, выходили на крыльцо ГОКа.
      Наконец под утро сытые, весёлые и умеренно пьяные гости стали расходится по домам и гостиницам.
      За порядком на территории гарнизона во время праздника следили пешие военные патрули, как я в предыдущем году. Но никаких ЧП тогда тоже не было.
      Вот такой была самая памятная встреча Нового Года за время моей службы.


Рецензии