Роман Заре на встречу. гл. 18
Курортный город Нальчик - Санаторий Эльбрус. Прекрасная солнечная, мягкая погода и такое же солнечное, радостное настроение. После степных ветров и просторов полей, Людмиле природа показалась раем. До самых макушек гор одни леса. В самом санатории много цветов, красивых аллей и таких же красивых зданий здравницы. Всё это она моментально охватила взглядом, как только подъехали на автобусе в санаторий. Автобус специально встречал с поездов курортников.
Людмила была в восторге и мысленно благодарила себя, что не отказалась от путёвки. И тут же подумала: «Откуда прилетела эта путёвка, я же ничего не оформляла и не ожидала».
Поселили её с двумя женщинами в комфортную комнату со всеми удобствами и большой во всю ширину комнаты лоджией, в небольшой, но уютный одноэтажный корпус с видом на горы.
После всех оформлений и других важных процедур к вечеру вышли знакомиться обстоятельно с жизнью санатория. По широким дорожкам аллей гуляли отдыхающие. Одинокие мужчины присматривались к женщинам. После прогулки принимали душ, как кто-то постучался в окно. Людмила в купальнике быстро шмыгнула за ширму. Настойчивый молодой голос мужчины требовал, чтобы её позвали и не собирался уходить. Уговорили её соседки выйти. Не робкого десятка была Людмила, но тут растерялась и ни в какую не хотела выходить. Но пришлось выйти. Перед балконом стоял красивый молодой человек, по виду с гор спустился. Она спросила:
«Тебе чего надо?
– Выходи за меня замуж-
-Странно, я тебя вижу в первый раз, да и в горах у вас работать негде-
- Дома сидеть будешь –
-Не, я и по дому не смогу. Видишь у меня нога раненная-
-Ничего делать не надо, только меня любить будешь-
- Хорошо.
-Давай до завтра, может ещё передумаешь. Мы устали отдыхать надо.
Утром вышли на лавочку, а он уже сидит. Людмила успела спрятаться, а ему сказали, что она уже уехала. Путёвка закончилась.
Теперь Людмила гуляла только с женщинами, которым однажды сказал проходящий молодой мужчина: «Держите крепче, украду».
Вскоре Людмила познакомилась с ровесницей, а потом с двумя парнями с Ленинграда. Теперь они были неразлучными друзьями. Вместе ездили по достопримечательностям города, ходили в горы по специальным дорожкам, пели песни, чаще всего любимую песню Юры «полонез Огинского». Людмила аккуратно выполняла все процедуры, и ранка быстро затягивалась. Время близилось к отъезду. Ребята промотали все деньги. В день отъезда Виктор попросил занять денег на дорогу, а по приезду переслать телеграфом. Двадцать пять рублей заняла ему, а себе оставила 3 рубля. Только за день перед отъездом подумала, а что если и сегодня не пришлёт, как я буду добираться. Деньги пришли вовремя.
Нет, не была бы она Людмилой, если бы на обратном пути не побывала в Пятигорске и не посетила бы гору Машук и место дуэли Михаила Лермонтова с Николаем Мартыновым.
Добралась на автобусе, побывала у подножия горы Машук — место, у подножия которой 15 (27) июля 1841 года, где состоялась дуэль, поклонилась памятнику. Было необыкновенное ощущение чего-то непонятного, но важного в её жизни. В школе она читала стихи Лермонтова с большим удовольствием и уважением. Всё, что касаемо Родины для неё было свято. Так воспитывала коммунистическая школа.
Памяти М. Лермонтова
Людмила Бурденко-Попова
https://stihi.ru/2025/12/11/3750
Как хочется ещё побыть на той горе,
Как – будто там тепло его осталось.
Он там оставил нам незыблемый завет,
Как - будто мы с ним, и не расставались.
Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Стихотворения Лермонтова наполнены искренним беспокойством за будущие поколения, за будущее России.
Не могла Людмила не посетить родных в Минеральных Водах Тётю Любу с дядей Петей. Тётя Люба двоюродная сестра бабушки Василисы, дородная, выше среднего роста и дядя Петя, щупленький, среднего роста и очень добрый человечек. У них свой дом и рядом их дочь Валентина с семьёй в таком же небольшом коттедже. Она стюардесса, муж лётчик. Когда они приезжали в деревню, тётя Люба строго следила за своим мужем, чтобы больше двух стопок в компании не выпивал. Встретили очень хорошо. Никто к ним из нашей родни не приезжал и Людмиле оказали особое внимание. Очень вкусное домашнее вино всегда было на завтрак, но дяде Пете не разрешалось, любитель спиртного был ещё тот, поэтому нельзя было губы помазать. Находил сам. Однажды пришёл к вечеру пьяненький и пришлось ему ночевать в сарае. Утром позвали его и из люка крыши показалось чудо в перьях. Буквально весь в белых куриных перьях. Видно ночью замёрз и нашёл себе новое ложе. Людмила хохотала, а жена устроила ему экзекуцию. Какие же они милые и навсегда такими остались в памяти Людмилы. Побывав там с неделю, она отправилась в Ставрополь к тёте Дусе. Два года прошло, как она приезжала в деревню. Тётя Люба рассказала, где она работает продавцом. Нашла тот магазин. И вот тётя Дуся работает с покупателями, подошла и она, попросила примерить платочек. Стоит, крутится около зеркала, а тётя на неё не обращает внимания. Тогда Людмила попросила завернуть платочек. Подает, но не отпускает совсем из рук. Тогда та глянула ей в лицо. Людмила рассмеялась. «Людмила, ты что ли? - я не я , смеётся Людмила. Вот так обнялись, расцеловались, а вечером вместе домой. Впервые познакомилась с ее сыном, Анатолием от первого мужа. Когда были у неё с бабушкой Василисой в Сталинграде, его не было. Он жил у отца, а дяди Серёжин сын Владимир от его первого брака был в гостях у них. Это уже взрослый парень. Запомнились только на нём носки связанные орнаментом из разной яркой шерсти и как во дворе он дразнил её.
Неделю Анатолий знакомил её с городом. Водил то в кино, то в театр, а то просто сидел и смотрел на неё, даже тетя Дуся заметила и спросила : «Тебе Толик нравится?» Толик, которому было уже 27 лет. Ну, как же не должен нравиться родственник, да ещё такой внимательный. Но вопрос её тогда смутил Людмилу.. Надо было возвращаться домой, наверное, родители уже беспокоятся. Так тепло они расстались с Толей Кузнецовым. Пообещал, что обязательно приедет в гости.
Дома, конечно же ждали и беспокоились. А отец преподнёс ей сюрприз: «Людмила, правление решило на летних каникулах поработать тебе на весовой на току. Завешивать машины с зерном с полей. Выписывать квитанции и отправлять на элеватор в район. Считают, что ты справишься». - «Ага, - подумала Людмила, - Не без твоего вмешательства, папочка»
Сегодня у Людмилы первый рабочий день. Быстро перекусив, на велосипед и на ток. Зав. током, дядя Алексей Просвиров, какой – то дальней родни по жене тёте Шуре, быстро рассказал, что надо будет ей делать. А сам пошёл по своим делам. Надо было организовать столовую, где главным поваром назначил свою супругу, подготовить общежитие для шоферов колонны, прибывшей из Москвы.
Пока ещё только шла подготовка к приёму зерна, ей было скучно сидеть на весовой, и она выходила пообщаться с сельчанами, готовившими ток к принятию зерна. В обед съездила домой, по всем уже наскучалась, хотелось с сестрёнками и братишками побыть, и с мамочкой поделиться впечатлениями от курортной поездки, и показать, наконец, ей свою рану, которая затянулась, и сказать ей много хороших слов. Раньше она не допускала материнской нежности к себе, ласки, то ли по характеру, то ли юность ещё не понимала, что маме хотелось обнять, поцеловать её, а она воспринимала это, как жалость к себе и выползала из её объятий. Вообще в семье не было принято сюсюканья, любили друг друга душой. А мама всегда в труде, всё в доме было на ней и по хозяйству.
Возвращаясь на работу, по дороге догнала её грузовая машина, уменьшив скорость, шофёр, кивнув на перевязанную ногу, спросил: Кто это тебя так? – Да такой вот, как ты – огрызнулась Людмила и набрала скорость.
А вот и вечер. Быстро домой, к одиннадцати надо успеть в клуб.
У клуба уже собрались подруги. Всем весело, соскучились. Так весёлой толпой забежали в зал. Взгляд Людмилы столкнулся с ним, и внутри всё оборвалось, на мгновенье они смотрели друг на друга. Если бы в спину не толкали подруги, она бы ,наверное, так и стояла. Зачем он сел на первое кресло и так внимательно рассматривал её, думала она, уже сидя в зале.
Она не понимала ещё, что с ней происходит. Так было сладко и волнительно в груди, и хотелось хоть ещё раз взглянуть в эти карие чудо-глаза.
Но вместо этого она сбежала, не досмотрев фильм. Хотелось побыть одной и насладиться в тишине этим необыкновенным чувством. Она впервые приласкалась к матери и долго-долго молчала. И Шура поняла, что дочь её влюбилась.
Какое же было удивление для обеих, когда утром на весовую заехал на весы он. Долго смотрели от неожиданности друг на друга.
- Что ж, давай знакомиться? - Прервал он тишину- «Анатолий»
- «Людмила» - ответила она.
- Что сбежала вчера, сегодня не сбежишь?
- Не знаю.
- Я буду ждать.
И опять заволновалось сердечко, и подумала Людмила: «Вот какая она оказывается первая любовь» и почему-то стало грустно-грустно.
Вечером встретились в кино. Сидели рядышком. А после танцы. Как же волновалось её сердечко. Никогда она не испытывала то, что происходило сейчас. Куда же делась та Людка, которая давала женихам от ворот поворот. Молодёжь по праздникам собирались у кого-нибудь на квартире, так было и год назад, на Новый год, когда В. Уваров пригласил на танец и поцеловал её. Она влепила ему пощёчину. Но для него, наверное, это был, как поцелуй. Не обиделся, улыбался довольный, поглаживал щёку и танец продолжался.
А сейчас какая то - сила притягивала и надо было побороть в себе это притяжение. И она засобиралась домой. Первый раз проводил её Анатолий до дому. Долго ещё гуляли у речки. Много чего узнала она о нём. Что он студент политехнического института. Родился в Орехово-Зуево. Там жила его мама. Расстались далеко за полночь. А Людмила ещё долго не могла уснуть.
Продолжение следует: http://proza.ru/2026/01/05/1461
В начало романа: http://proza.ru/2020/03/13/1330
Свидетельство о публикации №225122401512