Знакомьтесь Федор Константинович Арженухин
Книг, посвященных этому неординарному военачальнику или серьезных исследований о нем, к сожалению, мне обнаружить не удалось. Вероятно, никого из исследователей личность начальника штаба ВВС РККА (1938 – 1940 гг.) и одного из первых начальников Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА (1940 – 1941 гг.), будущей академии имени Ю.А. Гагарина, не заинтересовала.
По вполне понятным причинам воспоминаний о нем, как и о многих других репрессированных военачальниках, сохранилось немного, но Федор Константинович, как оказалось, оставил немало опубликованных статей самой разноплановой тематики, которые помогают значительно расширить представление о нем как о педагоге, командире, военачальнике и ученом. Только в журнале ВВС РККА «Вестник Воздушного Флота» (ВВФ) за период с 1925 по 1939 год Ф.К. Арженухин опубликовал 18 статей, еще 7 статей в 1925 – 37 годах были напечатаны в газете «Красная звезда». Познакомившись с этими публикациями, попытаемся понять, каким был человек написавший их.
Федор Константинович Арженухин родился в 1902 году в мещанской московской семье. Окончив начальную школу поступил в коммерческое училище, но не доучившись оказался в революционном водовороте: в 1918 году работал в Бутырском совете рабочих и красноармейских депутатов, в 1919-м – в продовольственном отряде, В 1920 году становится большевистским функционером – секретарем Бутырского райкома комсомола. Не удивительно, что он стал ярым сторонником новой власти – как многие молодые люди, Федор стремился бороться «против всего плохого за все хорошее». А вот, на быстроту выдвижения его в молодежные лидеры, безусловно, повлияли его ораторское искусство, коммуникабельность, целеустремленность.
Участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии на Западном фронте с мая 1920 года по январь 1921 года. Последовательно: красноармеец, секретарь военного комиссара, военком.
После демобилизации, в 1921 – 1922 годах – заведующий политпросветотделом Ферганского обкома комсомола, затем, заведующий отделом Сыр-Дарьинского обкома комсомола.
С июля 1922 года Ф.К. Арженухин вновь в рядах Красной армии. С этого момента начинается его авиационная карьера. В течении года (с июля 1922 года по октябрь 1923 года) он проходит теоретическое обучение в Егорьевской военной школе Красного Воздушного флота (КВФ), затем прибывает в Липецк.
Эта страница биографии отсутствует даже в фундаментальном справочнике Н.С. Черушева, поскольку 2-я Высшая школа красных военных летчиков (2-я ВШКВЛ) в Липецке просуществовала чуть больше года и так и не произвела ни одного выпуска красвоенлетов. Первые курсанты прибыли в Липецк из Егорьевской «терки» в октябре 1923 года, а уже в июне 1924 года школа была расформирована и за выпускными документами курсанты отправились в Борисоглебскую 2-ю военную школу КВФ. Кроме Ф.К. Арженухина, были курсантами 2-й ВШКВЛ и впервые поднялись в небо в Липецке такие выдающиеся авиаторы, как А.Б. Юмашев, Е.С. Птухин, А.В. Борман и С.К. Горюнов.
В 1924 году редколлегией 2-й ВШКВЛ выпускался журнал «Красный орленок», который с полным основанием можно назвать литературно-художественным, так как кроме заметок и статей, рассказывающих о повседневной деятельности авиашколы, в нем публиковались рассказы и стихи военнослужащих школы. Всего известно о трех выпущенных номерах журнала. Две заметки в «Красном орленке» написаны ответственным секретарем ячейки РКП (Б) 2-й ВШКВЛ учлетом Арженухиным. Можно отметить, что в отличие от обычных пропагандистских статей, изобилующих «пустыми» лозунгами и призывами, статьи Ф.К. Арженухина были достаточно конкретными. Так, в статье «Об очередных задачах», опубликованной в «Красном орленке» №2 он писал:
«Украсить жизнь краснофлотца, уничтожив ее тягость и недостатки, привить в нем сначала первичные навыки нового быта, беспощадно осуждая неряшливых, лентяев, матершинствующих, мало интересующихся знаниями и т. п. общественно-товарищеским мнением, нравственным воздействием, инициативой самих масс, мы достигнем больших результатов, нежели от множества красных слов, навеки остающихся словами».
Ясно, что Федор все еще больше увлечен партийной деятельностью, нежели летной работой, но очень скоро он станет настоящим авиатором.
В 1924 году Арженухин окончил Борисоглебскую авиашколу, а в 1925 году – Серпуховскую Военную школу воздушного боя, после которой был направлен летчиком-инструктором во 2-ю военную школу летчиков в Борисоглебск. Здесь он проходил службу до марта 1927 года. Именно в этот период в журнале «Вестник воздушного флота» были опубликованы его статьи, посвященные проблемам подготовки курсантов–летчиков. Федор Константинович тонко подмечает и выделяет основные недостатки в процессе теоретической и практической подготовки учлетов. Причем, для современного авиатора все это может звучать «диковато», но напомню – это 20-е годы прошлого столетия и методика обучения летчиков только формировалась методом «проб и ошибок». Ф.К. Арженухин пишет:
«Единого взгляда на очень многие упражнения (цель, техника выполнения, теоретические основы их и т. п.) у инструкторов подчас нет. Зачем и для чего нужен полет с креном до 45° по прямой на высоте, как выполнить крутой поворот на крыле, как понимать восьмерки, как производить вираж на переходном и боевом типе самолета — с задиром или по горизонту, с накрученным штурвалом стабилизатора или нет, — все эти вопросы достаточной ясности среди инструкторов не имеют…
На вопрос о том, «как надо обучать», как рассказывать и как показывать, — так же нет единого ответа, как и на вопрос о технике выполнения полетного упражнения. Как надо обучать горизонтальному полету — давать управление по разделениям или все сразу, как обучать на учебном самолете — с контрольными приборами или без них (совсем снимать или заклеивать), как выпускать ученика в самостоятельный полет — неожиданно или предупредить за день, за несколько дней, как и когда (в какой последовательности) проверять ученика в знании приборов и т. п. на переходном типе самолета, наконец, где же лучше возить ученика на учебном самолете — на заднем или переднем сидении — все эти вопросы (а их в школьной практике неисчислимое множество) единого угла зрения у инструкторов не имеют». 3
Иногда же Ф.К. Арженухин выявляет такие «перекосы», само «выявление» которых спустя пятнадцать лет могло стать для автора одним из пунктов обвинительного заключения. Например, «Общественным дисциплинам отводится времени — часов полтораста за курс, а техническим — часов 40. В школе воздушного боя ленинизму отведено 40 часов, а моторам с материальной частью самолетов 20, вдвое меньше. Перевес в соотношении времени должен быть обратный, ибо учлет хорошо осведомляется о построении основного капитала и теории перманентной революции Троцкого и очень плохо осведомляется о том, без чего он, как рыба без воды, жить не может, не может работать». 1
Определив основные проблемы, автор указывает и возможные конкретные способы их разрешения, в частности, «созыв в центре авторитетной Методической Комиссии, которая бы все подобные вопросы разрешила. Это центральное методическое совещание должно обосновать методы полетного обучения на современных методах комплексного преподавания, на опытах проведения Дальтон-плана и, наконец, все это подкрепить работой авиаврачей – психофизиологов».3
Кроме того, Ф.К. Арженухин, со знанием дела, дает рекомендации летчикам-инструкторам по «методике первых летных занятий», демонстрируя свой высокий уровень профессиональных знаний и мастерства летчика-педагога.
С июня 1927 года Ф.К. Арженухин – помощник начальника штаба 3-й авиационной бригады, дислоцированной в г. Троцке (ныне – Гатчина). С августа 1928 года — командир отряда 33-й авиаэскадрильи 3-й авиабригады. С января 1930 года — командир 21-го отдельного авиаотряда 3-й авиабригады. В том же году Федор Константинович окончил Курсы усовершенствования начсостава при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. С марта 1931 года – командир 57-й авиаэскадрильи в Кричевицах (ныне – в черте г. В. Новгорода). С сентября 1932 года – старший инспектор по летной службе инспекции ВВС РККА.
Этот период формирования Федора Константиновича как авиационного командира отмечен статьями по новой для него тематике – боевая подготовка авиаторов в строевых частях ВВС.
Он вновь щедро делился собственным опытом руководства авиационными подразделениями, рекомендуя придерживаться «…последовательности и методичности обучения. Нельзя говорить, что летчик просто летает ночью, потому что ночные условия, как известно, различны. Поэтому надо предусмотреть сначала полеты, в лунные ночи, затем в звездные, наконец, в облачные, безлунные... То же самое и с полетами в облаках. Летчик, владеющий полетом в закрытой кабине, но не побывавший в облаках, прошел только первоначальную стадию обучения и не может считаться владеющим в совершенстве «слепым» полетом. Только внеаэродромный маршрутный полет в облаках может являться серьезным критерием в оценке подготовленности летчика». 22
Он предлагает ввести абсолютно логичные требования к подготовке военного летчика, которые, как показало время, не были освоены во многих частях ВВС РККА даже спустя десятилетие:
«Надо иметь на каждого летчика программу ночной подготовки и очень жестко, упорно, настойчиво ее проводить. Летчик, налетавший ночью больше других, должен считаться выше по своей квалификации и ставиться в пример молодежи…
Летчика можно считать подготовленным только тогда, когда он совершил несколько полетов в облаках по маршруту продолжительностью до 3 часов…
Надо уметь отлично летать в группах, маневрировать по горизонтали и вертикали. Организовывать огонь группы…
Подготовка к дальним полетам требует выносливости экипажа, втянутости его в эти полеты, знания им условий работы (особенно метеорологических) на больших радиусах действия...
Каждый летчик должен всерьез, по специальной программе, пройти ряд упражнений на высотные полеты…
Полеты с полной нагрузкой должны быть возможно расширены: ими надо заниматься при полетах ночью, в облаках, в группе, потому что мы имеем дело по существу с изменившимся самолетом, которым надо управлять несколько иначе и ничуть не хуже, чем облегченным…
После отработки индивидуального пилотажа следует обязательно приступить к выполнению фигур в составе трех, а затем пяти самолетов... Глубокий вираж, штопор, боевой разворот, петля, полет вверх колесами и другие фигуры хорошие истребители обязаны отработать в составе небольших групп».24
Рассматривает Ф.К. Арженухин также вопросы комплектования экипажей (взаимодействие летчика и летчика-наблюдателя), роль и задачи командира (в частности, неотдельного отряда) в боевой подготовке авиаторов.
В 1930 году в период обучения в Военно-воздушной академии он впервые решил высказаться на страницах «ВВФ» по вопросам тактики ВВС, в статье «Групповой воздушный бой легких бомбардировщиков и истребителей» пишет:
«Бой группы бомбардировщиков с истребителями, являясь оборонительным, будет всецело основан на наиболее целесообразном использовании взаимной огневой поддержки, которая должна образовывать тщательно продуманную систему огня. Маневр одиночных самолетов, нарушение строя группы должны быть исключены, как ведущие к нарушению этой системы». 9
Федор Константинович подробно рассматривает наиболее целесообразные в оборонительном бою бомбардировщиков строи и боевые порядки, одновременно рекомендуя и методы атаки для истребителей.
В 1934 – 1936 годах Ф.К. Арженухин – слушатель оперативного факультета Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. После окончания учебы в январе 1936 года он был назначен начальником оперативного отделения 1-го отдела штаба ВВС РККА.
1936 год для Ф.К. Арженухина стал самым продуктивным: в опубликованных в этот период в «ВВФ» четырех статьях автор показал себя сформировавшимся аналитиком, ученым и, одновременно, практиком в области тактики ВВС. Здесь и глубокая оценка концепций применения ВВС ведущих авиационных держав Европы в приближающейся войне, и практические рекомендации по организации боевых действий тяжелобомбардировочной авиации, и предложения по использованию сложных метеоусловий для повышения эффективности применения авиации в воздушных операциях, и обеспечение передислокации авиационных частей и соединений. Приведу лишь самые любопытные цитаты из этих статей.
- Об аэродромном маневре:
«Аэродромный маневр является одним из важнейших факторов в борьбе за господство в воздухе...
Подвижность авиационного тыла … приобретает решающее значение. Громоздкие, тяжелые, «стабильные», малоподвижные авиационные тылы способны в будущей войне свести на-нет все лучшие качества самых лучших ВВС…
Каких-либо своих тыловых органов авиачасти иметь не должны, поскольку они стесняют маневр. Так выглядит схема, которая способна сделать летные группы легкими и маневренными…
Тыловые авиационные диспетчеры должны непрерывно следить за происходящими передвижками частей и подвижных баз питания (автоколонн), быстро организуя материальное обеспечение. Эта служба должна быть снабжена безотказными, быстро действующими средствами связи…
Нельзя представить переброски крупных авиационных сил в короткий срок на большие расстояния, если они будут находиться в зависимости от скорости движения их тыловых органов. Оперативная подвижность и ценность этих перебросок резко понизятся.
Чем легче авиачасть, чем она меньше, чем лучше обеспечена она средствами воздушного транспорта, чем больше на ее пути авиационных «станций» (по терминологии англичан), тем выше оперативная ценность перебросок между разными театрами крупных авиационных сил». 11
- О боевых действиях в сложных метеорологических условиях:
«Благоразумно отказаться от распространенного представления о том, что хорошая погода всегда благоприятствует действиям ВВС…
Усложненные метеорологические условия будут почти всегда выгодны для слабой стороны, особенно когда она намерена проявлять активные наступательные действия. Пользуясь низкой облачностью, плохой видимостью, дождливой погодой, когда превосходные неприятельские ВВС меньше всего ожидают налета слабого (или временно ослабленного) воздушного противника, последний может развить лихорадочную активность и своими дерзкими, внезапными действиями добиться очень крупных успехов в борьбе. Настойчивость, выдержка и умение преодолевать метеорологические препятствия будут всегда дополнять недостаток сил…
Задачи по разведке погоды, по существу, не менее важны, чем по разведке воздушного противника, ибо только эти два фактора (в разной обстановке в различной степени) и могут повлиять на успех выполнения боевой задачи...
Успешность действий в условиях облачной погоды определяется «слепой» выучкой экипажей и оборудованием самолетов. Облачность есть тактический фактор, который способен изменять планы воздушных операций. Совершенно необходимы заранее разработанные варианты действий на различные случаи «облачной обстановки». 14
С февраля 1937 года по август 1938 года Федор Константинович – в Испании – помощник военного атташе, советник командующего ВВС Северного фронта, советник начальника штаба, затем – командующего республиканской авиации.
В своем докладе в Разведывательное управление РККА (см. «РККА и Гражданская война в Испании. 1936-1939 гг.», том 3, стр. 308 – 314) Ф.К. Арженухин докладывал о боевой деятельности республиканской авиации в Испании, в частности, следующее:
«Летный состав работает хорошо, но очень слабо дисциплинирован. Нередко на аэродроме можно видеть нарушение элементарных правил летной работы: например, самолет при пробеге после посадки останавливается на посадочной полосе, летчик выключает мотор и спокойно вылезает из кабины. Круга над аэродромом не существует, летают, как кому вздумается. Много ломают самолетов на своих аэродромах…
Следующий вопрос - об управлении. С этим обстоит очень плохо. Здесь можно видеть, как не следует управлять авиацией в условиях боевой действительности…
Массированное использование авиации встречается редко. Чаще эскадрильи действуют независимо друг от друга, взаимодействие между ними крайне слабое. Были случаи, когда легкие бомбардировщики рассыпались в разные стороны при встрече со своими обеспечивающими истребителями, принимая их за противника…
Со штабами дело обстоит чрезвычайно плохо. Штабов фактически нигде нет, и даже штабные командиры с пренебрежением относятся к вопросам их службы. На Северном фронте в штабе авиации сидят офицеры с сугубо канцелярскими наклонностями. Штабов в испанской армии вообще не было никогда, как органов управления. Этот взгляд на штабы, как на канцелярии, чувствуется и сейчас. Поэтому обычно командиры все делают сами, по памяти, ничего не планируется, организуется многое очень плохо или совсем не организуется...
Связь с воздухом всегда отсутствует. Радио на самолетах не используется. Широко распространена телефонная связь без каких-либо кодов, условных фраз и т. п…
Очень слабо поставлены специальные службы: метеорологическая, вооружения, штурманская и др…
Вопрос подбора кадров летчиков-истребителей исключительно важный вопрос. Я бы сказал, что их нужно процеживать через мелкое сито отбора. С первых же дней некоторые летчики-истребители начинали обнаруживать какие-то «странные» качества: они не находили в воздухе своих, чтобы к ним пристроиться, где-то летали в одиночку и т.п. Некоторые бросали своих товарищей в бою с превосходным противником и т. д. ... Истребитель в первую очередь должен желать драться»;
- о тактике воздушного боя (см. «РККА и Гражданская война в Испании. 1936-1939 гг.», том 4, стр. 431):
«1. Драться нужно всегда звеном. Отдельные самолеты могут выделяться из боевого порядка, но только в интересах поддержки друг друга. Самолет-одиночка будет сбит;
2. При подходе к аэродрому, при взлете, т. е. во всех случаях надо быть готовым к бою с противником;
3. Надо учиться сбивать с одной атаки. Так делают «хейнкели». Они стрелой сближаются со своим противником, атакуют т отваливают. Я лично предпочел бы скоростной И-16, нежели маневренный И-15;
4. Всегда надо иметь прикрытие из истребителей, летящих выше. Это – резерв. Он атакует противника сверху, поддерживая своих, ведущих бой».
За умелое руководство боевыми действиями, доблесть и мужество полковник Ф.К. Арженухин был награжден орденами Ленина (1937) и Красного Знамени (1938).
В сентябре 1938 года Ф.К. Арженухин назначен на должность начальника штаба ВВС РККА. 26 сентября 1938 года ему, минуя «комбрига», было присвоено воинское звание «комдив».
Чтобы оценить объем задач, которые необходимо было решать штабу ВВС во главе с Ф.К. Арженухиным в короткий период с сентября 1938 года по сентябрь 1940 года, достаточно лишь перечислить конфликты в которых пришлось участвовать ВВС РККА в это время: война в Китае, конфликт с Японией у реки Халхин-Гол, освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии, советско-финляндская война, и все это в условиях непрерывных организационных мероприятий и роста численности авиационных частей.
Свое представление о задачах авиационных штабов и способах их решения Федор Константинович сформировал задолго до назначения на высокую должность и опубликовал в статье «Организация и методика подготовки штабов» в журнале «ВВФ» еще в 1937 году. Он, в частности, писал:
«Авиационные штабы должны хорошо знать свои части и подразделения во всех отношениях и быть готовыми в любое время организовать обеспечение их службами (метеорологической, штурманской и др.), уметь добывать необходимые сведения о противнике (объектах действий, авиации и пр.) и непрерывно поддерживать связь с подчиненными и соседними частями на земле и в воздухе…
Каждый командир штаба должен уметь связаться в воздухе по радио — принять или передать радиограмму. При этом следует обучать скрытому управлению, чтобы командир умел закодировать и раскодировать передачу и знал правила приема и передачи шифрованной корреспонденции…
Нужно, чтобы каждый командир штаба обладал удовлетворительными навыками работы штурмана в воздухе: умел стрелять, поражать цель бомбами, хорошо фотографировать, вести прокладку пути…
Необходимо, чтобы техника, состоящая на вооружении (самолеты, моторы, вооружение, оборудование и пр.), а также основы специальных служб — метеорологической, химической и др. — были тщательно изучены…
Современная обстановка требует культурных и организованных штабных командиров, которые умеют планировать и экономить свое время. Как может планировать боевую деятельность части такой штаб, в котором командиры не воспитали себя в духе точности, аккуратности и не привыкли беречь время…
Плохим окажется на войне такой штаб, который умеет хорошо рассчитывать и расписывать, но у которого живые люди, непосредственные исполнители, подготовлены слабо. Штаб меньше всего является помещением, в котором работают командиры, и больше всего тем организмом, который, начиная от начальника штаба и кончая рядовым телеграфистом, осуществляет управление войсками. На войне нередко было так, что причиной плохого управления являлся рядовой исполнитель, недостаточно обученный, хотя высокие штабные командиры и обладали широким оперативным кругозором и богатой академической подготовкой…
Как только боевой приказ подписан, все приложения к нему разработаны и спущены в нижестоящие штабы, следует целиком переключиться на живой контроль на месте... Каждый командир штаба должен уметь не только выслушивать доклады о ходе подготовки к вылету, но и уметь сам проверить, «прощупать» исправность или готовность материальной части и личного состава». 15
В 1938 – 1939 годах в журнале «ВВФ» были опубликованы три статьи, подписанные автором инициалами «Ф.А.». Я абсолютно уверен, что под этими инициалами скрывается начальник штаба ВВС РККА комдив Ф.К. Арженухин, но, к сожалению, документальных доказательств этого утверждения у меня нет. Думаю, что сегодня, используя возможности искусственного интеллекта, оценив стилистические, грамматические и другие особенности текста, можно подтвердить или опровергнуть авторство Федора Константиновича.
В «ВВФ» №11 за 1938 год была опубликована статья «О массированных действиях авиации», в которой Ф.К. Арженухин, основываясь на опыте боевых действий в Испании, изложил свое мнение о тактике боевых действий бомбардировочной авиации в современной войне. Он писал:
«Основным правилом в военном деле является необходимость сосредоточения на решающем участке крупных сил. Везде сильным быть нельзя… Необходимо не распыляться, а выбрать самое ограниченное количество объектов в зависимости от имеющихся в наличии средств…
Удары эшелонируются через разные промежутки времени, но с таким расчетом, чтобы войска противника в течение 2/3 или даже 3/4 светлого времени держать под бомбардировочным воздействием…
В глубоком тылу бомбардировщики могут встретиться «с глазу на глаз» с истребителями противника и вынуждены будут обороняться самостоятельно. Следовательно, нужно выбрать несколько объектов, значительно удаленных друг от друга, и ударять по ним в разное время, дабы сохранить за собой внезапность и инициативу действий…
Думать же, что посредством бомбардировок аэродромов можно уничтожить авиацию противника – просто наивно…
Если противник имеет крупную авиабазу, … то ее так же, как и промышленное предприятие, нужно подвергать неоднократным ударам по три-четыре раза в день, с промежутками в несколько дней, и потом снова продолжать удары, непрерывно нарушая нормальную деятельность авиабазы». 16
Продолжением выше упомянутой публикации стала статья «Взаимодействие истребителей и бомбардировщиков», опубликованная в «ВВФ» №2 за 1939 год, где Федор Константинович писал:
«Большие группы (бомбардировщиков – авт.) невыгодны по ряду соображений: они не маневренны, трудно управляемы, уязвимы от огня зенитной артиллерии и т. п. Наконец, большую группу бомбардировщиков очень трудно прикрыть с воздуха. Это является очень важным моментом. Взаимная огневая поддержка практически осуществляется в группе 9 — 12 самолетов, не больше. Кроме того, вообще, целесообразнее произвести по какому-либо объекту 5 ударов, имея каждый раз группу в составе 9 самолетов, нежели один удар группой в 45 самолетов.
Если на фронт пойдет группа бомбардировщиков в составе, допустим 12 самолетов, то ее следует прикрывать истребителями в количестве порядка 40 самолетов…
Прикрытие должно быть не для морального успокоения бомбардировщиков, а для надежной защиты их от истребителей противника.
Истребители буквально никогда не должны покидать своих бомбардировщиков.
Совершенно законны будут самые суровые требования к тем летчикам-истребителям, которые, прикрывая, допустили сбитие своих бомбардировщиков истребителями противника.
Истребительная группа должна состоять из двух подгрупп во время прикрытия. Одна подгруппа — непосредственного прикрытия и другая — маневренная. Первая занимает место в боевом порядке вблизи от бомбардировщиков на удалении 100 — 200 м от их боковых самолетов.
Действия маневренной группы должны быть также направлены к общей цели прикрытия… Она летит выше смешанного боевого порядка на 500 — 1000 м, несколько сбоку сзади.
Организовать взаимодействие истребителей с бомбардировщиками должен вышестоящий штаб. Ни в коем случае не следует временно подчинять командира истребительной группы командиру бомбардировщиков. Из этого ничего хорошего не выйдет». 17
Статьи Ф.К. Арженухина вызвали широкий отклик, а на страницах «ВВФ» с критическими статьями выступили известные преподаватели Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского М.Н. Никольский и М.Д. Тихонов. В статье «О бомбардировочных расчетах» (ВВФ, 1939 г., №10) Федор Константинович, отвечая своим маститым оппонентам, подводит итог дискуссии и пишет:
«Самая большая ошибка специалистов, занимающихся бомбардировочными расчетами, состоит в том, что живая и быстро меняющаяся боевая обстановка представляется ими в виде жесткой схемы…
Количество бомбардировщиков в группе должно быть небольшим, независимо от того, что получается по бомбардировочным расчетам.
Небольшая величина бомбардировочной группы объясняется, во-первых, необходимостью большее количество раз появляться над войсками противника, поскольку это их морально изматывает, во-вторых, необходимостью прикрывать бомбардировщики истребителями, потому что противник будет противодействовать нашим бомбардировкам, и прикрывать лучше небольшую группу, в-третьих, меньшей уязвимостью малой группы от огня зенитной артиллерии и, в-четвертых, облегчением полета в усложненных метеорологических условиях.
Спрашивается, зачем же производить расчет наряда бомбардировщиков для поражения какой-либо цели, если это определяется рядом других обстоятельств?
Авиация действует в первую очередь в интересах общевойскового боя или операции. Если достигнута победа в общевойсковом бою или операции, то значительная доля этой победы должна принадлежать авиации, потому что она своими непрерывными бомбардировками сопровождает наземные войска в наступлении. Бомбардировать противника нужно до тех пор, пока наземные войска не сумеют использовать результат воздушных бомбардировок. По-видимому, в этих условиях «попадание одной бомбой» не принесет серьезного успеха; нужно очень много бомб, нужно непрерывно изматывать противника непрекращающимися бомбардировками до тех пор, пока не будет сломлено его сопротивление». 18
11 апреля 1940 года Ф.К. Арженухину было присвоено воинское звание «комкор», а 4 июня 1940 года – звание «генерал-лейтенант авиации» - высшее в то время звание в ВВС КА.
14 июня того же года он был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Вдруг, в сентябре 1940 года Ф.К. Арженухин был назначен начальником Военной академии командного и штурманского состава ВВС в Монино, что стало фактически понижением в должности.
В этой связи хочется привести весьма показательную сцену, описанную А.А. Ливеровским в книге «Охотничье братство»:
«Федор приехал в первом часу ночи, — он весело присел к столу, выпил и рассказал, что только что на банкете Сталин дважды поднимал бокал «за нашего Федора Константиновича Аржанухина», а ему было очень неловко: надо было встать и у всех на глазах подойти и чокаться с Иосифом Виссарионовичем. Петрович (Конокотин В.П. – авт.) ухмыльнулся невесело: «Гляди, Федя, два-то раза, может быть, и лишнее».
В 1940 году начальник Главного управления ВВС Красной армии генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов аттестовал начальника академии генерал-лейтенанта авиации Ф. К. Арженухина следующим образом:
«Культурный, образованный командир. Политическая подготовка хорошая. В политической обстановке ориентируется правильно. К решению практических вопросов подходит грамотно. В оперативном и тактическом отношении подготовлен хорошо. Много работает над изучением опыта войн. Оперативное использование ВВС как во взаимодействии с войсками на поле боя, так и в самостоятельных действиях, — знает, над этим работает, и имеет достаточный практический и боевой опыт. Имеет большой стаж практической работы в авиачастях на командных и штабных должностях вплоть до начальника штаба ВВС Красной армии. Части ВВС знает. Серьезный и вдумчивый командир.
В работе усидчив. Работоспособность высокая. Волей и настойчивостью обладает. Намеченные мероприятия проводит в жизнь решительно. В практической работе часто уделяет большое внимание мелким текущим вопросам, которые могли бы быть разрешены помощниками, упуская из виду основное и даже главное. Лично дисциплинирован. К подчиненным же требовательность недостаточная. Работу подчиненных контролирует слабо и мало уделяет внимания организации и руководству их работой, чаще делает сам».
Думаю, что слишком буквально воспринимать эту характеристику не стоит. Во-первых, любая аттестация пишется определенным человеком и всегда субъективна. Во-вторых, работника, который только что переведен на нижестоящую должность начальник просто не может охарактеризовать только с положительной стороны, необходимо указать недостатки.
28 июня 1941 года Ф.К. Арженухина арестовали. Обвинялся он в том, что «являлся участником антисоветской заговорщической организации, по заданию которой проводил подрывную работу по срыву мощи Военно-Воздушных Сил Красной Армии и передавал германской разведке шпионские сведения»
Расстреляли Федора Константиновича Арженухина без суда, по приказанию главы НКВД СССР Л.П. Берии в районе поселка Барбыш Куйбышевской области 28 октября 1941 года в составе большой группы арестованных военачальников Красной Армии.
Его сын Владимир (1925 г. р.) добровольцем ушел на фронт и погиб в 1942 году, а жену Любовь Ефимовну в ноябре 1943 года выслали на поселение в Красноярский край сроком на пять лет.
Реабилитирован Ф.К. Арженухин за отсутствием состава преступления 23 ноября 1954 года.
Статьи Ф.К. Арженухина, опубликованные
- в журнале «Вестник Воздушного флота»:
1. 1925, №11, стр. 8 - 9, Роль парторганизации летной школы в деле теоретической учебы;
2. 1926, №6, стр. 19 - 20, Кое-что о военизации ученика-летчика;
3. 1927, №2, стр. 25 - 26 Несколько практических соображений о педагогическом усовершенствовании летных инструкторов;
4. 1927, №8 - 9, стр. 32 - 33, Методика первых летных занятий;
5. 1928, №3, стр. 22, О слетанности летчика и наблюдателя и о командире самолета;
6. 1928, №5, стр. 20, О командире неотдельного отряда, как о руководителе методической стороной подготовки;
7. 1928, №7, стр. 17 - 21, Основы летной педагогики;
8. 1929, №8, стр. 5, О социалистическом соревновании в частях ВВС;
9. 1930, №5, стр. 3, Групповой воздушный бой легких бомбардировщиков и истребителей;
10. 1932, №8-9, стр. 8 - 9, Воздушный бой тяжелых бомбардировщиков и крейсеров с одноместными истребителями;
11. 1936, №4, стр. 23 - 26, Аэродромный маневр;
12. 1936, №7, стр. 5 - 9, Взгляды важнейших западноевропейских государств на самостоятельные действия ВВС;
13. 1936, №9, стр. 5 - 7, Действия тяжелой бомбардировочной авиации по авиабазам противника;
14. 1936, №11, стр. 1 - 4, Действия ВВС в усложненных метеорологических условиях;
15. 1937, №5, стр. 1 - 5, Организация и методика подготовки штабов;
16. 1938, №11, стр. 27 - 30, О массированных действиях авиации;
17. 1939, №2, стр. 27 - 30, Взаимодействие истребителей и бомбардировщиков;
18. 1939, №10, стр. 16 - 18, О бомбардировочных расчетах;
- в газете «Красная звезда»:
19. 1925 г., 23 июня, №140, Вопросы летной учебы;
20. 1929 г., 7 февраля, №31, Знакомьтесь вплотную;
21. 1931 г., 8 сентября, №242, Авиатехника в крепких руках;
22. 1932 г., 14 ноября, №262, Последовательность и методичность;
23. 1933 г., 16 апреля, №88, В готовности к летним полетам;
24. 1933 г., 15 ноября, №262, Полеты в усложненных условиях;
25. 1937 г., 8 января, №6, Тактика в классе.
Свидетельство о публикации №225122401632