Рецензия к фильму Изгоняющий Дьявола

"Изгоняющий Дьявола" 1973
Ну, это американский мегакультовый мистический хоррор, который стал настоящим шаблоном и чуть ли не букварём в плане того, как нужно проводить экзорцизм. И тем самым обрёк практически все последующие экзорфильмы на вторичность и быть сравненными с классикой. Понятно, что сам по себе данный ритуал обычно примерно так и проводится в реале. Тем не менее здесь изгнание было настолько эффектным, что грех его не перенимать и лишь добавлять нюансы и улучшать визуалку. По мне, это один из симптомов классики. При этом я не могу сказать, что фильм невероятно страшный в плане хоррора. Он, скорей, дерзкий и шокирующий (тем более для того года). Когда маленькая девочка начинает материть всех и вся на своём пути, призывать настойчиво к совсем недетским, так сказать, штучкам и раздирать собственную промежность распятьем – это не чувство страха вызывает, а ошеломление. Причём в современных фильмах меня подобное не ошарашивает. В них или демоническая сущность ярче выражена, или спецэффекты притупляют остроту ощущений, или ещё чем-то другим отвлекают. Здесь минимум современных возможностей (не тавтология ли, учитывая год выпуска фильма?))) И выглядит всё это мракобесие правдоподобней. И это девочка, а не тётка из "Магнита". Её жалко.)) Ещё здесь весьма прямолинейный сюжет. Есть проблема и есть цель: решить её. Перечисление способов и итог. Ничего заковыристого. В данном случае мне это нравится. Есть что-то в такой простоте, но об этом позже. А пока признаю тот факт, что это очень крутое кино. С запоминающимися "хуками", которые теперь стали обыденными. Ну и попытаться мне изгнать из себя дьявола и запнуться на первом этапе, ибо не получается привязанной к кровати рукой проделать ту же процедуру с другими конечностями, если не пора перейти к сути.

Где-то в Ираке в ходе археологических раскопок обнаружили целый древний город. Ну, может, не город, но жилой квартал точно. Сотни людей выковыривают его из окаменевшего песка, не зная устали. И вот одному старичку, который тоже рылся в огромной песочнице, сообщили, что вон в том секторе нашли кое-что интересное. Бросив кайло, старичок помчался туда. И на подносе среди древних монет, черепков и ракушек аммонитов обнаружил странный медальон. Странный даже не потому, что идеально сохранился. А потому, что он здесь не очень-то и должен сохраняться. Раскопки где проводятся? Правильно. В мусульманской стране. А медальон католический. Понятно, что сюда могли забраться инквизиторы и прочие религиозники. И потерять свой прибамбас. Но в том же месте старичок откопал ещё и фигурку Зла. Вряд ли католическую. Она в виде какого-то злого дракона. Дело не совсем в этом. Старичок забрал себе и медальон, и фигурку. А в это время в урбанистическом Вашингтоне одна мама встревожилась среди ночи. Её побеспокоил шум. У неё огромный дом в два этажа, прислуга и дорогие туфли. Немудрено. Она медийная личность, кинозвезда и снимается в очередном блокбастере. Но ещё у неё есть дочь. Двенадцатилетняя девчонка, в которой дама души не чает. А странный звук как раз наверху звучал. Где комната дочки. Дама зашла к ней в комнату, а там, о, ужас!!! Окно открыто! А Вашингтон это вам, блин, не Майами! Здесь холодно спать с открытой форточкой. Но звук-то не отсюда раздался. Значит, откуда? Правильно. Не отсюда. Значит, крысы на чердаке прыгают. А с дочкой всё хорошо. Они с мамой, как говорится, подружки. Обнимаются постоянно, кувыркиваются, резвятся. Один раз, разбирая вещи, мама нашла доску Уиджи где-то в закромах дома. Спросила у дочки: "Блин, ты реально с ней играешься?" Ответ был утвердительным. Но дочка категорически отказалась вместе с мамой повызывать духов. Мол, ты не поймёшь. Причём отшила маму весело, без придури нестандартной и так, чтоб та не обижалась. Моя игра, она не для взрослых. Ну и замечательно. Вскоре начали обсуждать предстоящую днюшку дочки. Настал день рождения девочки, а папа не позвонил и не поздравил. Дочке, видимо, ещё не до конца объяснили, что родители разошлись. Вот эти вот "всё сложно; я люблю папу, но так получилось; он тебя любит, но у него телефон сломался". Девочка это всё понимает куда лучше мамы. Но как-то раз мама обнаружила дочь у себя в кровати. Это нормально и в двенадцать лет, когда дочка так делает. Но всё-таки интересно: с чего вдруг? Дочь объяснила невнятно. Её кровать – трясётся. Невнятно для мамы. Что значит, кровать трясётся? Для дочки всё предельно понятно. У неё трясётся кровать и всё тут. Мама повела девочку к врачам. На экспертизу. И очень удивилась, узнав, что её прилежная дочурочка обматерила экспертов. Включая, главврача. Главврач свалил всё на депрессию. Родители разошлись и тому подобное. Даже то, что в свой день рождения она спустилась в общий зал и при всех обмочилась на ковёр. Если честно, я тоже нассал бы на ковёр, если б в мой день рождения дом бы заполнен пьяными, громкими взрослыми. Которые мешают спать в МОЙ ГРЁБАНЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! Мама суетится, переживает, но не понимает, чем помочь. А с дочкой всё хуже и хуже. Кстати, да. Недалеко от их дома есть небольшая церковь. Один из священников которой, немножко потерял веру. Скорей, веру в себя, чем в Бога. У него тоже сложная ситуация, и не знает, как из неё выкарабкаться. Естественно решительная на всё мама и сомневающийся во всём священник встретились…

Что касается простоты сюжета, и почему мне всё нравится и без заковырок, твистов и двойных днов. Здесь лично я увидел одну очень правильную, логичную, закономерную мысль. Пошаговый путь обречённого человека. Сначала матушка старается сама понять, что происходит. Пытается поиграть с дочкой в доску Уиджи и так далее. Понимает, что не получается. Идёт к врачам. Врачи творят настолько жуткие и ужасные вещи, что уму непостижимо! А главное – ничего не могут объяснить. Валят на эпилепсию. Хотя этот подвид эпилепсии им не известен. Так и говорят: странный вид эпилепсии. Хрен с ним! Вы вылечите? Возможно… Это "возможно" провоцирует мать на следующий шаг. Почти самый безрассудный. Психотерапевт-гипнотизёр. Если есть что-то крайнее, то это он. Но нет. Есть ещё экзорцисты. И мне очень нравится эта линейность безнадёжности. Это где-то даже реальность. Кто-то реально идёт после первых двух пунктов к гадалкам и кудесникам. Ну, а про глубину фильма, которую любят обсуждать, я скажу малость. Прям глубокой глубины я тут не вижу. Веришь, не веришь… Выдуманная чушь, которая победит Зло. Так невозможно. Хотя я точно знаю, что Добро постоянно побеждает Зло. Потенциально не победит, но всегда чуть впереди. Состав тут старый.)) Макс фон Сюдов, конечно, великолепен, но он ли Изгоняющий Дьявола? Может, более молодой участник мероприятия? Я не знаю его по имени. Знаю Эллен Бёрстин. Она очень хороша была. Вот вроде должна паникёрить, но нет! Вот именно так должна была вести себя мама в данной ситуации. Это опять к правдоподобности. У режиссёра Уильяма Фридкина видел ещё пару фильмов. Более современных. "Правила Боя" и "Загнанный". Оба не зашли. Тут десять номинаций на Лысика. Включая "лучший фильм". Выиграл два. За адаптацию и звук. Звук тут реально разрывающий.)) Тому, кто кричал, пищал и скрежетал, я ещё и за саундтрек подарил бы премию.))) Хотел ещё что-то сказать, но из головы вылетело… А! Вот демон тот самый, что девочку мучал, рядом сидит и подсказывает. Говорит, не хотел ей зла. Говорит, так получилось. Слушай, да пошёл ты знаешь куда! Короче, десять ставлю. Смотрел в бесцензурной озвучке на этот раз. Она никак не влияет на восприятие худшим образом. Просто девочка кричит русским матом, а не американским. Ну и ещё где-то местами. Одноголосо, но более правдиво. "Изгоняю тебя, нечистый Дух!" "Жопу свою изгони, пед***рило!!!"


Рецензии