Письма Учителю. Никанор против. I

               
 
     Пятнадцатого августа 1890 в одном предложении Вы, граф, обнажаете клубок противоречий.

 "Скандал в Америке и ругательства Никанора"

 С первым все понятно. Черный пиар, возникший из-за недоразумения. Короче, бизнес и ничего личного. Типа нынешнего президентства Трампа.

 Так хотел было и со вторым, ругательством архиепископа Никанора.

 Да, чуть не забыл уточнить. Сыр-бор возник по поводу вымученной Вами "Крейцеровой сонаты".  Представляю, как поднимутся духовные лица после "Отца Сергия".

 Однако, вернемся к нынешнему оппоненту. Реально, трагическая фигура, пытающаяся уместиться в прокрустовом ложе официального православия.

 "Восемь бесед. Против графа Л.Н.Толстого" требуют внимательного прочтения. Перечитывая каждую, видишь неординарную личность, философа, рискну предположить, систематика.

 Если не читали, тезисно. Но с субъективным анализом каждой беседы. Реально, Лев Николаевич, они стоят потраченного времени, соединяют казалось бы несоединимое.

 С Богом. Точнее, с Кришной!

 "Беседа I. О том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения"

 Отличная заявка. Смелость автора сразу видна. Беседа по времени совпадает с днем святого благоверного князя Александра Невского и тезоименитства Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА.

 Не все сейчас, граф, знают про тезоименитство. Но ещё десяток лет и можно будет применять к нынешним пожизненным "святым"

 Однако, сразу по тексту мне видится большая фига в рясе.  Упомянув Вашу "ересь", Никанор пишет (или проповедует):

 "...некто укоряет учащую православную церковь в России за то, что она ничего не делала для опровержения всех заблуждений, возникавших между русскою интеллигенцией со времени царствования Императрицы Екатерины II"

 До этого не было, а с приходом Екатерины Алексеевны вдруг заблуждения проникли?

 А не намек ли это на переписку Императрицы с Вольтером?

 Дальнейшее изложение подтверждает это предположение. Кроме Вольтера проповедник упоминает Шеллинга, Гегеля, Сен-Симона, Фурье, Бюхнера, Молешотта. И не просто упоминает. Никанор видит эволюцию материалистического учения.

 Естественно, включены и наши мыслители:

 "Пропагаторами их воззрений оказались в России Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Антонович и многие другие, не говоря о Герцене, о его изданиях: Полярной Звезды, Колоколе и других"

 Да он, употребив такое слово, реальный провидец квантовой механики!

 Далее ещё захватывающе. Вынужден пропустить влияние на русскую интеллигенцию Шопенгауэра и ему подобных. После них Никанор чуть разминает на поставленном в заголовке утверждении.

 Оказывается, Иисус "еврейские заблуждения" не опровергал, а только обличал. С язычниками и подавно, почти не соприкасался.

 Нужно ли   опровергать, восклицает автор, самого Дарвина.

 "Но как Дарвинизм ниспровергает основы всего прежнего общечеловеческого миросозерцания, то нужно было только подождать и поджидая надеяться, что кто-либо непременно выскажется против этой разрушительной теории,..."

 Дорогого, Лев Николаевич, стоит прописная буква в начале богопротивного термина. Хотя, стоп. Вы же сами, как и ругающий Вас сейчас архиепископ, противник старины Чарльза.  По вашему мнению, его теория безнравственна.

 Одна деталь в опровержении Никанором эволюционной теории привлекла. Он пишет не "отбор", а "подбор". Думаю, дарвиновской сути не меняет.

 Более интересен контраргумент Никанора. По его "положительной научной" точке зрения виды: " и после Дарвина, как и до него, остаются для нас постоянными, неизменными в своей сущности, но только колеблющимися около некоего нормального типа"

 Получается, Создатель, сформировав каждый из десятков миллионов видов, допустил для каждого из них некий люфт. И то, харе Кришна. Но с обязательным возвратом к божественному изначалию.

 Есть у Никанора ответ и по вымершим.

 "Мы положительно знаем, что виды имеют пределы своему существованию во времени"

 Ну, против этого не поспоришь. Лишь бы наши правители не приближали общего Армагеддона. И не утащили бы с собой все созданные Богом или эволюцией виды.

 И на это опасение есть у Никанора рассуждения.

 " Так организмы, могущие находиться и на других планетах, напр. на Марсе, в сущности, будут построены так же, как и на нашей земле, и следовать законам образования, как и эти, не происходя от земных, как и следуют органические соединения, усматриваемые на метеоритах"

 Ну и самое  сладенькое от Вашего оппонента:

 "И кому же это мы рукоплескали? Конечно, Дарвину, человеку, который не обинуясь говорит нам в лицо, что мы скоты, не более, что мы обезьяны в существе дела"

 Почему в прошлом времени? К моменту беседы Чарльз Дарвин уже присоединился к своим предкам.

 А Никанор потирает руки:

 "А подождем еще годов десять, – Дарвиновы поклонники скоро же свергнут его в Лету забвения, как встарь киевляне свергли в волны Днепра своего обожаемого идола Перуна: выдыбай-де, Боже!"

 Выдыбай, старина Чарльз, выдыбай на своем "Бигле"!

 Думаю, хоть и пытаются до сих пор  притопить, выдыбет и далее.

 Почти в конце своей первой беседы архиепископ Никанор объединяет двух идейных противников:

 "Скоро же будет низвергнут и другой идол нашего российского недомыслия, новоявленный ересеучитель, странно сказать, граф Толстой, этот радикальнейший ученик самых радикальнейших учителей"

 Реально, странно, граф. Нет бы вели себя подобно остальным помещикам. Славили бы, подобно нашим трубадурам, очередного богочеловека.

 Берите пример с Вашего идейного противника, закончившего первую беседу весьма патриотично:

 "Да дарует Господь благоденственное и мирное житие, во-первых, тезоименитому ныне Благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему Императору Александру Александровичу, а в Нем, в Его вере, в Его твердости, в незыбленной преданности свято-отечественным заветам, залогу всякого благопоспешения, и боголюбивому российскому народу. Аминь"

 Хорошее пожелание. Особенно про мирное житие.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Интересно, про какой пропагатор глаголет Никанор? Их же не один"


Рецензии
Автор предлагает нестандартный взгляд на полемику Толстого и архиепископа Никанора, представляя письмо в форме живого диалога. Стилистика текста насыщенна иронией и сарказмом, что делает чтение увлекательным и оригинальным. Построение текста отражает диалектику взглядов XIX века, сочетая богословские концепции с научным прогрессом.

Рассказ отличается вниманием к деталям и точностью формулировок, создавая образ энергичного и острого ума. Автор удачно передаёт дух эпохи, сопоставляя историческую ситуацию с современностью, что усиливает эффект вовлечённости читателя. Текст вызывает интерес и стимулирует к размышлению о соотношении традиций и прогресса, религии и науки.

Рух Вазир   25.12.2025 16:42     Заявить о нарушении
Благодарю, Рух Вазир, за оценку дилетантского рассуждения по поводу взаимоотношения великого пацифиста с известным, на тот момент, теологом.

Миру-мир, без излишнего влияния РПЦ на судьбы своих подчиненных.

С признательностью,



Евгений Садков   25.12.2025 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.