Карьера, которую мы выбираем

Евгений Денисенко, считает себя технарем: производственник, аналитик, рационализатор. Познакомившись с ним поближе, только частично согласился с его мнением, так как он наполовину и гуманитарий: наставник, поэт, психолог. Чего больше? А разве это важно? Что мы должны жить только по канонам, указанным в толковых словарях: технарь – это не гуманитарий, и обратное. Жизнь дает нам свободу, не имеющую границ.

Евгений Денисенко, работает начальником смены диспетчерской службы Казымского линейного производственного управления. В его задачи входит управление работой компрессорных станций с газоперекачивающим оборудованием, магистральными газопроводами и газораспределительными станциями, энерго, - тепло, - водоснабжением и т.д.

Чтобы вести этот процесс, специалист должен обладать практическими знаниями в области этой деятельности, опытом, умением оперативно вести анализ поступающей информации в диспетчерскую службу, и своевременно принимать решения по результативному управлению всем этим процессом.

За плечами Евгения Денисенко 14 лет работы в газовой промышленности. Из них 12 – в должности инженера по эксплуатации газового оборудования Казымского ЛПУМГ Общества «Газпром трансгаз Югорск».

«У меня технический склад характера, мышления, несмотря на то, что пишу стихи. Точные науки меня всегда интересовали. По совету отца (работавшего руководителем управления технологического транспорта и спецтехники) я поступил в вуз, на факультет «Автомобили и автомобильное хозяйство». Но после второго курса, посетив компрессорную станцию Казымского ЛПУМГ, понял, что мне больше нравится профессия инженера-турбиниста. Что делать? Решил получить два технических образования одновременно, продолжая очно обучаться на факультете автомобильного хозяйства и заочно на факультете, готовящих специалистов на компрессорных станциях".

Получив дипломы, он начал свою карьеру рабочим в Казымском ЛПУМГ – машинистом технологических компрессоров. Его жена, Татьяна, закончившая с ним одновременно учебу в Российском гидрометеорологическом университете по профессии инженер-метеоролог. Также вернулась с ним в родной город Белоярский, в котором выросли. Устроилась работать в аэропорту метеорологом-синоптиком».

«В каждом компрессорном цехе работает разное количество газоперекачивающих агрегатов (ГПА), – рассказывает Евгений. – В моих цехах №3-4, эксплуатируется 10 десятимегаваттных машин, и у каждой из них – своя душа. Нет ни одной турбины, работающей одинаково с другими, у каждой свой характер, который мы не стараемся изменить, учитывая их возраст 50+ лет. Поэтому подстраиваемся под них, в их техобслуживании учитываются все плюсы и минусы, понимая, как будешь относиться к ней, так и она ответит тем же.

За 12 лет моей работы в должности сменного инженера в этих цехах произошел всего 1 аварийный останов ГПА, и то, когда я был в отпуске».

Евгений этой работе посвятил много стихотворений. Вот отрывок одного из них:
«..Нельзя оставить без присмотра
Всю технологию процесса,
Контроль, загрузки и осмотры,
Легли на плечи ГКСа.
Уборщик, слесарь, инженеры,
И крановщик, и машинисты,
Все вместе принимают меры,
Чтоб механизм работал чисто
…У газотранспортной машины.
Хоть одинаковы снаружи
Одни и те же мегаватты,
Поверьте, есть в машинах души,
И нужен к ним подход, ребята.
Одни спокойные, как танки,
Другие к жесткости склоняют,
И словно дикие мустанги,
Характер буйный проявляют.
Ты подходи ко всем с заботой,
Машины твой настрой подхватят,
Надежной транспортной работой
Они тебе с лихвой заплатят…»

«После окончания обучения в ВУЗе я возвращался на Север с уверенностью, что начну работу машинистом технологических компрессоров и плавно войду в процесс эксплуатации оборудования. Однако сложилось не так, попал в струю "смены поколений" и, спустя месяц, был назначен сменным инженером, имея за спиной 2,5 месяца студенческой практики в 2010 и 2011 годах, и месяц стажировки, багаж теоретических знаний, зачитанную до дыр "Эксплуатацию компрессорных станций магистральных газопроводов", и желание постигнуть профессию.

Мне вверили 2 цеха, с 10 ГПА! Я, знакомясь с оборудованием, пытался прочитать все, что только было можно: инструкции, материалы по конструкции и эксплуатации ГТК-10-4, включая свой институтский конспект. Мне повезло, в моей смене был опытный машинист Николай Васильевич Чеботарев, до моего прихода в цех, исполнявший обязанности сменного инженера. Они делился своим ценным опытом, знаниями, всегда помогал разобраться в возникающих у меня вопросах. А их было огромное множество.

Уровень стресса дошел до того, что мне постоянно снилась работа, даже пускал в трассу турбоагрегат.

Апогея я достиг, когда, утром проснувшись, жена меня спросила: "Что такое МНУ и почему ты меня отправил его проверять?". Да, я, не просыпаясь, отправил "машиниста" - жену контролировать работу оборудования, чем озадачил ее до самого утра. МНУ – это масляный насос уплотнения».

А первое боевое крещение у него произошло, буквально, через день его работы в должности инженера, в ночную смену: «Мне объявили, что в наше ЛПУМГ приехала комиссия из управления нашей газотранспортной компании, и проводит проверку подготовки оборудования, производственных объектов к эксплуатации в осенне-зимнем периоде. В наших цехах, были проведены тренировки по противопожарной безопасности и пуску газоперекачивающего агрегата до холостого хода. Наш персонал справился с этими заданиями хорошо, без замечаний.

После, члены комиссии провели теоретические экзамены с нами. На все заданные вопросы я отвечал тоже. Они касались техсостояния компрессорного оборудования, запорной арматуры, газопроводов, режимов работы ГПА, пылеуловителей, вентиляционной системы, промышленной и пожарной безопасности, охраны труда. Один из специалистов производственного отдела по эксплуатации газокомпрессорных станций в конце беседы, глядя, что я еще очень молод, поинтересовался, какой у меня стаж работы? Я ему говорю – месяц. А он: «Нет, вы не поняли, я про общий стаж, включая машиниста». Когда он узнал, что я неделю назад сдал экзамены на допуск к самостоятельной работе, как сменного инженера, удивился. Начальнику цеха нечего было сказать обо мне, сказал, что приложит все усилия, чтобы помочь мне в становлении.

Вот так прошла первая моя проверка на стрессоустойчивость. В награду сдачи такого экзамена, начальник смены диспетчерской службы Олег Валентинович Матвеев, мой наставник, подарил мне "Справочник работника газовой промышленности". А начальник цеха Иван Дмитриевич Исаков похвалил, сказав, что тот проверяющий, который спросил о моем стаже, отметил на подведении итогов проверки, о хорошей подготовке молодого работника».

«А первый пуск ГПА, когда у вас произошел?» – интересуюсь у Евгения.

«Через полгода, – отвечает он. – Это было зимою в полночь. Машинист вернулся с обхода очень встревоженным: на 31 машине из-под изоляции идет газ в районе люк-лаза. Я сходил на «высокую сторону», удостоверился, что около люк-лаза 1-го крана идет небольшой выход газа. Откуда? Неизвестно, там ни штуцеров, ни накидных гаек, ни прочих резьбовых соединений быть не может. Во время работы ГПА стоит шум более 80 децибел, машинист работает в наушниках, и как он мог обнаружить этот незначительный шум, при травлении газа, уму непостижимо. Это можно было сделать только при тщательном осмотре люк-лаза.

Вернувшись на главный щит управления, я доложил начальнику смены диспетчерской службы и, получил команду произвести вынужденный аварийный останов ГПА.
После этого, мы с машинистом в оперативном порядке, подготовили к пуску и запустили в работу другой ГПА. Сдавая смену, в свой адрес, слышал неприятные эпитеты от некоторых работников, мол, еще «зеленый» инженер и, чуть что, ему сразу кажется, что может произойти авария. И этих людей было можно понять: стоят сильные морозы и, невзирая на это, им сейчас придется снимать изоляцию с обвязки ГПА для определения, откуда идет свищ.

В тот день, проснувшись, позвонил в цех и узнал, что мы вовремя обнаружили эту проблему. Оказывается в районе люк-лаза, на его «воротнике» была обнаружена сквозная трещина, хорошо, что не успела она расшириться. Вместе с этим у меня прошла волна облегчения, все наши действия, по останову агрегата были проведены своевременно.

В итоге, по результатам расширенной дефектоскопии было установлено, что имелся производственный брак при изготовлении люк-лаз, который безаварийно отслужил 36 лет. Было выпущено циркуляционное письмо о необходимости дефектоскопического обследования всех люк-лазов данного завода. На всех их обнаружился либо брак, либо глубинные трещины в металле в районе «воротникового» усиления. В течение следующих 2-х лет, все люк-лазы данного типа были заменены».

К 50-летию Казымского ЛПУМГ Евгений написал стих о людях, которые внесли свой вклад в развитие компрессорной станции:
«Казалось, будто бы мгновенно
Проблемы стройки решены,
И полился, как кровь по венам,
Газ для людей большой страны.
Здесь путь когда-то начинали
Галайдо, Коннов, Костюков,
И твердость генеральской стали
Обрел Григорий Поляков...
…Здесь много родилось династий
Простых, как мы газовиков...
Исаковы, Исайко, Юнги,
И Евтиховы были тут,
Матвеев, Авакян и Гунгер,
Вложили свой семейный труд...»

Есть у Евгения отдельные стихотворения, посвященные работникам ЛПУМГ. Людям приятно читать о себе. Кто-то сравнил эти стихи с премией, кто-то – с Доской Почета, кто-то – с государственной наградой.

Газотранспортное оборудование, которым управляют работники ЛПУМГ, достаточно взрослое и, несмотря на это, эксплуатируется надежно. Весомый вклад в этом направлении вносится и работниками-рационализаторами. В их числе и Евгений Денисенко. Назову некоторые из его работ: «Блокирующие устройства для кранов DN50 Со-Дю-Тарн а «АЗТПА»; «Реконструкция крышки маслобака», «Изготовление заглушек на отборы импульсного газа», «Реконструкция системы вентиляции КЦ-4», «Реконструкция утилизатора т/а 46 лев», «Дублирующая задвижка на линиях импульсного газа».
«В их разработке участвовал не один я, а в соавторстве со своими коллегами».

Он не имеет амбиций, не стремится выделить себя отдельно перед вышестоящим руководством, с целью карьерного роста. Хотя, он и без этого на виду.

Участвуя в конкурсах профессионального мастерства газокомпрессорной службы ЛПУМГ, трижды занимал призовые места. В 2014 году он занял второе место в смотре-конкурсе профессионального мастерства на звание "Лучший по специальности инженер по ЭОГО 2 категории ООО "Газпром трансгаз Югорск", и первое место нем же, прошедшем в 2018 году. В 2019 и в 2025 годах он награждался благодарностями "Газпром трансгаз Югорска" за большой вклад в развитие газотранспортной системы. В 2022 году он был признан победителем конкурса "Лучший наставник ООО "Газпром трансгаз Югорск". Показал высокий результат в международном инженерном чемпионате по решению задачи на метод ситуационного анализа, проведенном под эгидой чемпионата "case-in" "Газпром ВНИИГАЗ".

В течение 12 лет он не раз отказывался от назначения на вышестоящую должность – инженера ЭОГО (по ремонту) с квалификацией 1 категории, а дальше начальника цеха, начальника газокомпрессорной службы. В чем причина этого. Ему по душе процесс управления оборудованием, анализа возникающих факторов, требующих оперативного изменения режимов работы всего энергетического комплекса и т.д.

Этот процесс в ЛПУМГ проводится специалистами уровня сменный инженер – диспетчерская служба. Показав свое умение владеть этими вопросами на базе двух компрессорных цехов, его кандидатура была утверждена в назначении на должность начальника смены диспетчерской службы и поставлена в резерв кадров ее руководителя.

Остается только пожелать Евгению Денисенко дальнейшей хорошей работы на поприще диспетчера.


Рецензии