Иоасаф Жевахов, князь, епископ, священномученик
Иоасаф (Жевахов), в миру князь Владимир Давидович Жевахов, родился 24 декабря 1874 года в имении Линовица Пирятинского уезда (или, по другим данным, в городе Прилуки Полтавской губернии). Происходя из древнего рода грузинских князей Джаваховых, он был дальним потомком тех, кто принял российское подданство в XVIII веке.
Мать, Екатерина Константиновна (урожденная Вульферт), состояла в родстве с семьей Горленко, из которой происходил свт. Иоасаф Белгородский. Детство и юность Владимир провел в отцовском имении Линовица и в Киеве, где у матери был дом.
Его брат-близнец, князь Николай, также стал известной фигурой, оставив после себя воспоминания о своей жизни и деятельности.
С ранних лет Иоасаф проявлял интерес к служению и общественной жизни. Он получил юридическое образование в Киевском университете, окончив его в 1899 году. С этого момента его карьера стремительно развивалась: он занимал должности в Киевской судебной палате и стал почетным мировым судьей. Во время Первой мировой войны он активно поддерживал Красный Крест, помогая раненым и нуждающимся.
Но помимо своей государственной службы, Иоасаф выделялся своей активной духовной деятельностью. Он стал членом Православного миссионерского общества и принимал участие в благотворительных инициативах. В 1910 году он был назначен членом комиссии по устройству раки для мощей святителя Иоасафа Белгородского, что подчеркивает его глубокую приверженность к православной вере и традиции.
В возрожденном Зверинецком монастыре нижний храм освящён в честь двух Иоасафов - Белгородского и Могилёвского [1].
Литература
Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.151.
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.373.
Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. Орел, 1996. С.46-47.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.976.
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.28, 29.
Регельсон Л. Трагедия Русской церкви, 1917-1945/ Послесл. прот.Иоанна Мейендорфа. М.:Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С.542.
ФПС I, № 230, с. 9, IV, с. 4, V, № 96.
ФАМ I, № 127, с. 10.
Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 24, 71.
Использованные материалы
Прот. Георгий Соколов, "Иоасаф" // Православная Энциклопедия, т. 25, с. 173-175:
http://www.pravenc.ru/text/578050.html
БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
Биография на сайте "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4218
[1] "Священномученик ИОАСАФ (Жевахов), епископ Могилевский и Минский" // Сайт могилёвского Храма Святых Царственных Страстотерпцев и всех новомучеников XX века - Особое внимание Иоасаф уделял возрождению Зверинецкого Михаило-Архангельского монастыря. В 1912 году он по благословению Киевского митрополита Флавиана взял в аренду участок земли в урочище Зверинец, где начались раскопки древних пещер и захоронений. На его личные средства была построена надпещерная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1913 году. В этой церкви также был освящен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского, что свидетельствовало о его глубоком уважении к памяти святого.
С началом гражданской войны жизнь Иоасафа кардинально изменилась. В марте 1917 года он оставил государственную службу и вскоре оказал поддержку церковной жизни в условиях революционных изменений. Весной 1918 года, когда большевики начали наступление, он вместе с братом укрылся в скиту Рождества Пресвятой Богородицы, где нашел убежище под покровительством игумена Мануила.
Иоасаф стал жертвой репрессий в годы сталинского режима. В 1937 году он был арестован и расстрелян, став священномучеником. Память о нем почитается 22 ноября в Соборах новомучеников и исповедников Российских, что свидетельствует о его значимости в истории Русской Православной Церкви.
Таким образом, Иоасаф (Жевахов) оставил заметный след в истории как государственный деятель, миссионер и священномученик. Его жизнь и служение вдохновляют многих людей, стремящихся следовать по пути веры и служения ближним.
Сщмч. Иоасаф (Жевахов) — это выдающаяся фигура в истории Русской Православной Церкви, чья жизнь была ярким примером стойкости и преданности вере в условиях жестоких репрессий. Его путь, насыщенный событиями, отражает не только личную судьбу, но и более широкие исторические процессы, происходившие в России в начале XX века.
Иоасаф родился в семье, которая имела глубокие корни в православной традиции. Образование и служение братьев Жеваховых были связаны с культурной и духовной жизнью страны. Так, в 1918 году Иоасаф был назначен чиновником при Министерстве внутренних дел гетмана Скоропадского, что свидетельствует о его активной гражданской позиции даже в tumultuous время.
После гражданской войны, когда многие из его современников покинули страну, он остался и продолжал служить Церкви, преподавал иностранные языки и активно участвовал в жизни Зверинецкого скита. Его записи в монастырской книге, где он призывает к возрождению Родины и утверждению Православной Церкви, подчеркивают его глубокую духовность и патриотизм.
К сожалению, его служение не было безоблачным. Арест в 1924 году и последующие годы заключения и ссылки стали тяжелым испытанием для него. Несмотря на это, он не утратил веру и продолжал служить своей пастве. Его хиротония в епископа Дмитриевского в 1926 году была знаковым моментом в его жизни, но, к сожалению, вскоре после этого последовал новый арест и обвинения в контрреволюционной деятельности.
В 1930-х годах Иоасаф подвергся жестоким гонениям, которые были характерны для сталинского режима. Его аресты и ссылки, а также обвинения в антисоветской деятельности показывают, как церковь и ее служители стали мишенью для репрессий. Несмотря на это, Иоасаф оставался верен своей вере, не признавая себя виновным в предъявленных обвинениях.
Его казнь в 1937 году стала трагическим итогом его борьбы за веру и справедливость. Реабилитация в 1990 году стала шагом к восстановлению справедливости, но память о таких святых, как Иоасаф, остается важной частью духовной истории России. Его жизнь и служение служат примером стойкости и преданности, вдохновляя будущие поколения к верности своей вере и идеалам.
Сщмч. Иоасаф (Жевахов), еп. Могилевский, является значимой фигурой в истории Русской Православной Церкви. Его мозаика на фасаде Троицкого собора киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, созданная в 2003 году художником А. Манько, служит визуальным свидетельством его святости и преданности вере.
Иоасаф был причислен к лику святых новомучеников Российских Священным Синодом 17 июля 2002 года. Это событие стало важным шагом в признании его подвига и мученической смерти, что положило начало его общецерковному почитанию. Материалы для канонизации были собраны братией Киевского Троицкого Ионинского монастыря, подтверждая важность этого монастыря как духовного центра и хранителя памяти о святых.
Свидетельство о публикации №225122400353