Несколько строк о станции Комбинатская

Краеведческое эссе о непассажирской промышленной железнодорожной станции в городе Омске

Категория 12 +

На фото: коллектив бригады Петра Волошина из посёлка Харино ведёт выправку подъездных путей на станции Комбинатская.
Омск, 1959 год [8, с. 2]

1.

Приехав на учёбу в Омск в 1995 году, я уже активно интересовался железной дорогой. Целостной информации о географии железнодорожных магистралей и станций у меня тогда не было. Но, разъезжая по городу на общественном транспорте, я, то там, то тут видел какие-то пути, в том числе и электрифицированные, и размышлял над тем, откуда и куда они могут идти.
Более-менее целостная картина у меня сложилась лишь тогда, когда я, ещё учась на первом курсе, приобрёл в магазинчике Омской картфабрики туристский план г. Омска масштаба 1:22000 [10]. И вот, сидя в съёмной комнатке долгими зимними вечерами, я рассматривал на ней Омские улицы, очертания знакомых и незнакомых микрорайонов, парков, набережных, изучал географию рек и озёр. Географическая специальность, на которой я учился, вдохновляла меня, подогревала непраздное любопытство. Да и без неё мой интерес к окружающим территориям всегда был велик.
Понятное дело, что география железных дорог и станций на этой карте стала для меня объектом особого интереса.
Во-первых, я смог проследить те ветки, которые уже видел во время поездок по городу. К таковым относились подъездные пути Сибзавода, посёлка Чкаловский и обводной магистральный путь от платформы «Труд» до станции Московка южнее озера Чередовое. Через этот обводной путь я ездил каждый день на автобусе и стоял там подолгу на переезде в ожидании прохода очередного грузового состава.
А во-вторых (и в главных!) я совершил сам для себя интереснейшее открытие: оказывается станций и полустанков в Омске было великое множество! С некоторыми из них я был уже знаком благодаря регулярным поездкам на пригородном электропоезде «Омск-Исилькуль». И приятно удивился, узнав, что в пределах Омской городской черты находится не только основная станция «Омск-Пассажирский», но и платформа (то есть остановочный пункт) «Труд», станция «Карбышево-1», остановочные пункты 2891 и 2890 км. Однако более существенным открытием для меня стало наличие других, неизвестных мне ранее станций: «Московки», «Омска-Сортировочного», «Карбышево-2», «Омска-Северного», «Омска-Восточного», «Универсальной» и «Успешной». О некоторых из них я что-то слышал. Например, моя электричка частенько шла из Исилькуля до станции «Московка». А вблизи «Омск-Сортировочного» находился микрорайон телевизионного завода «Радуга», где я жил в те далёкие времена. Но все прочие станции были мне совершенно неведомы и у меня возникало желание увидеть их собственными глазами.

2.

Сейчас, спустя три десятилетия, конечно, эти мои юношеские мечтания давно сбылись. Все эти станции я увидел, знаю и их микрогеографию, и главный функционал. Но их современная жизнь меня совершенно не занимает. Куда более интересно их прошлое.
Копаясь в этих вопросах, я совершил большое личностно-значимое «открытие» станции «Омск-Восточный», которая оказалась «забытой станцией из детства» [7]. Это вдохновило меня на непоследовательные, крохотные, но всё же осмысленные изыскания по истории Омских станций. К примеру, истории железнодорожной ветви на Сибзавод, очерк о которой я уже написал [6]. Но интереснейшая предыстория её ещё ждёт своего часа.
Так вот, очередная порция исторической информации, найденная мною в Омской прессе, и послужила основой для написания настоящего очерка.
Полагаю, что вступительная часть закончена и пришло время перейти к его основной сути.

3.

Внимательный читатель обратил внимание, что я ещё ни разу не упомянул станцию Комбинатская, которой и посвящён настоящий очерк. И это не случайно.
Дело в том, что на той самой карте, которую я изучал в студенчестве, станция эта не показана. Расположение её оказалось за границами картографического изображения. А потому о существовании Комбинатской я узнал не на первом курсе, а значительно позже, года через два, когда изучал географию Омского нефтехимического комплекса.
Полагаю, что со станцией Комбинатская знаком каждый омич. Если ехать по улице Заозёрной до самого конца, то попадаешь на широченный мост, под которым на железнодорожных путях теснятся вереницы цистерн. Это она и есть – станция Комбинатская. В сущности, она визуально отделяет Омск от его пригородной зоны, хотя формально городская черта тянется ещё дальше.
Лично у меня эта станция непроизвольно ассоциируется с курортным посёлком Чернолучье, куда и ведёт дорога от улицы Заозёрной. Но всегда, проезжая по ней, я непроизвольно заглядываюсь и на пути и вагоны: вдруг увижу что-нибудь интересное?

4.

Назначение станции Комбинатская очевидно: здесь формируются составы с нефтепродуктами и разбегаются по всей стране. Это главная промышленная станция Омского региона. В исторической ретроспективе она переняла эстафету индустриального обслуживания города от товарной станции, располагавшейся до 1949 года у здания Управления Омской железной дороги. Теперь на её месте раскинулся прекрасный сквер, многоэтажные здания и великолепная набережная. А промышленная магистраль убежала далеко на север – туда, где с конца 1940-х стахановскими темпами возводился Омский нефтехимический комплекс. И название станция получила подходящее. Ведь обслуживание нефтеперерабатывающего комбината и было целью её строительства.

5.

Первый запомнившейся мне эпизод, связанный со станцией Комбинатская, произошёл летом 2000 года, когда загорелись цистерны с бензином. Все попытки их потушить были безрезультатны. И, в конце концов, одна из цистерн взорвалась. При этом её металлическая конструкция распрямилась и превратилась в сплошной и ровный металлический лист!
Об этом происшествии мне в подробностях рассказал житель одного из окрестных домов.
Надеюсь, что подобного больше никогда не повторится.

6.

Как-то раз, работая с библиотечным каталогом в Омской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина я обнаружил карточку неизвестной мне ранее местной газеты «Транспортный строитель». Номеров в ней было немного (из тех, что попали в библиотеку), и я решил их наскоро просмотреть в поисках чего-нибудь интересного.
Газета эта имела прямое отношение к железной дороге. Её редакция располагалась в здании нынешнего Омского государственного университета путей сообщения, на втором этаже в комнате №157. Я уж не знаю, что сейчас находится в этом помещении. Скорее всего какой-нибудь кабинет.
Как ни странно, но в тех номерах, что были в подшивке, самой интересной информацией оказались некоторые детали строительства станции Комбинатская, которыми я и спешу поделиться.

7.

Итак, перед нами статья с тревожным названием: «Угрожающее положение на пропарочной станции». Автор: прораб СМП-232 А. Бесов. Начинается она так: «1959 год был годом интенсивного форсирования работ по строительству первой очереди пропарочной станции – одного из важнейших сооружений на Омской железной дороге. Строители СМП-232 [то есть строительно-монтажного поезда – прим. В.Д.] прилагали все усилия к тому, чтобы с честью выполнить обязательства треста. Недавно нами введены в эксплуатацию 1,7 км пути. Проделана большая работа на многих других объектах. По сути дела мы выполнили весь объём работ по строительной части» [4, с. 2].
Дальше автор статьи сетует, что субподрядная организация – другое СМП – напротив, поставленные задачи не выполнила. И называет причины этого невыполнения: отсутствие землеройных машин, труб, а впоследствии и недостаток рабочих. Судя по контексту, данная организация занималась подведением водопровода и отопления для бытового корпуса, необходимого обслуживающему персоналу пропарочной станции. В насосно-компрессорной станции рабочие этого СМП вели монтаж электричества, вентиляции и различные санитарно-технические работы. К открытой эстакаде подводили трубопроводы для подачи воды, необходимой для промывки цистерн (раньше это делалось практические вручную), занимались работами на трансформаторной подстанции, тянули технологические трубопроводы.
Автор статьи негодует, что из-за субподрядчика их СМП-232 никак не может завершить работы на объектах и сдать их в эксплуатацию. «Нам надо серьёзно ставить вопрос об усилении или реорганизации этого поезда» - пишет автор в заключении статьи.
Мы же не будем столь категоричны в своих выводах. У каждой эпохи – свои строители. У каждых строителей – свои проблемы. Но, согласитесь, интересно узнать, что спустя шесть лет после начала эксплуатации нефтезавода, промывочно-пропарочная стация на Комбинатской только строилась, к ней подводились пути и коммуникации, а организации, которые всё это возводили, назывались не иначе как «Строительно-монтажные поезда».
Но были на строительстве Комбинатской и свои герои. Мы их видим на прилагаемой к настоящему эссе фотографии.
Заметка для этого газетного фото гласит:
«На прокладке и завершении работ по устройству подъездных путей от ст. Комбинатская к открытой эстакаде пропарочной станции хорошо потрудились работники комплексной бригады Михаила Данилюка и посланные им в помощь путейцы Петра Волошина из Харино.
Ежедневно перевыполняя производственные задания, коллективы бригад укладывали рельсы, устанавливали стрелочные переводы, занимались балластировкой и окончательной выправкой пути» [8, с. 2].
Харино – это посёлок севернее Омска, в который в 1950-е гг. перенесли лесоперевалочную базу треста «Омсклес». В 1940-е годы эта база располагалась на месте современного Омского речного порта, рядом с железнодорожным мостом через Иртыш. Мой дед, Луценко Николай Маркович [9], будучи призывником, даже успел там немного поработать от военкомата в 1944 году.
Естественно, к Харино тоже необходимо было подвести железнодорожные пути для отгрузки леса. И упоминаемая в заметке бригада там тоже успешно поработала: «За отличные показатели в труде на устройстве путей к лесозаводу и перевалочной базе в Харино бригаде П. Волошина был вручен вымпел поезда, который они держат уже на протяжении девяти месяцев. Не подкачали и путейцы на ст. Комбинатской. Подъездные пути к открытой эстакаде сданы рабочей комиссии» [8, с. 2].
Вот так совместными усилиями рабочих двух бригад и были построены пути к эстакаде.
8.

Желание дополнить этот очерк ещё чем-то значимым сподвиг меня на изучение других библиотечных материалов. Наиболее интересной оказалась заметка в омской газете «Жизнь» Г. Багаутдиновой «Станция-кормилица, или от «Захламино» до «Комбинатской».
Вот что в ней говорится:
«… в 1952 году было создано ГКЖДТП (Главная контора железнодорожного транспортного предприятия) как разгрузочная площадка для материалов, которые необходимы были для строящихся ТЭЦ, нефтекомбината… Площадка та находилась на месте станции «Комбинатская», от которой тянулась ветка до станции «Захламино». Как только заработал нефтезавод,  ГКЖДТП стало и погрузочным. В силу ряда обстоятельств в 1961 году оно передано в систему МПС [Министерства Путей Сообщения; в это время, как сказано в статье, она и стала именоваться как станция Комбинатская — прим. В.Д.]… В скорости она стала крупнейшей в Омске, вошла в число ста решающих станций тогдашнего Советского Союза. … основное её предназначение — перевозка наливных грузов Омского нефтеперерабатывающего завода… [3, с. 10].
Жаль, что у меня пока нет сведений о станции Захламино. Так бы можно было поподробнее написать и о ней.

9.

Не прошёл мимо Комбинатской и один из наиболее известных любителей железных дорог Сергей Болашенко. В его книге «Живые рельсы», в разделе «Краткие описания отдельных железнодорожных линий», есть информация о железной дороге Московка – Комбинатская – Крутая Горка. Но ничего особенного там нет. Лишь констатируются общеизвестные факты, да отмечается отсутствие пассажирского сообщения [5, с. 283].
Куда интереснее вояж блогеров (I официальный железнодорожный споттинг в Омске), состоявшийся летом 2016 года. Их провезли на служебной мотриссе по всем Омским станциям. Фотоотчёт этой поездки действительно заслуживает внимания всех любителей Омского краеведения [1, 2]. В него попала не только станция Комбинатская, но и Входная, Московка, Омск-Северный, Омск-Восточный и даже платформы, которые возводили для несостоявшегося проекта городской электрички!
Лично меня эта информация очень впечатлила.

10.

Железнодорожная история города Омска ещё ждёт своего краеведа. Сюжеты прошлого, вдохновляющие на созидание настоящего и будущего, не должны оставаться на архивных полках и библиотечных стеллажах. Напротив, они должны возвращаться к жизни, наполняя нас новыми смыслами.
Я не устану писать о станциях на железной дороги. Не забуду мест, где когда-то лежали рельсы. Где перестук колёс будил от дрёмы и праздности горожан, сподвигая их на ратный труд.
История станции Комбинатская в полной мере ещё не написана. Но, как знать, возможно, мой крохотный очерк натолкнёт какого-нибудь краеведа на мысль о её изучении. И со временем мир узнает, как она строилась и развивалась. И как превратилась в масштабную железнодорожную «жемчужину», в ключевую станцию для крупнейшего в Сибири нефтехимического комплекса.
Считаю, что её строители достойны такого нерукотворного памятника!

Библиографические источники:

1.  I официальный железнодорожный споттинг в Омске #1: Омск – Входная – Омск-Пассажирский – Московка. // https://max-sky.livejournal.com/278600.html
2. I официальный железнодорожный споттинг в Омске #2: Московка – Комбинатская – Московка  – Омск-Пассажирский. // https://max-sky.livejournal.com/278973.html
3. Багаутдинова Г. Станция — кормилица, или от «Захламино» до «Комбинатской». // Жизнь (газета, Омск). – 2002. – 19 февраля. – №8 (29). – С. 10.
4. Бесов А. Угрожающее положение на пропарочной станции. // Транспортный строитель. – 1959. – 1 декабря. – № 89 (202). – С. 2.
5. Болашенко С. Живые рельсы. – Железнодорожный, 2005. – 288 с.
6. Демешко В. Железнодорожный переезд у Сибзавода в городе Омске. // http://proza.ru/2020/02/02/232 
7. Демешко В. Омск-Восточный – забытая станция из детства. // http://proza.ru/2024/08/06/305
8. На прокладке и завершении работ… // Транспортный строитель. – 1959. – 31 октября – №81 (194). – С. 2.
9. Луценко Николай Маркович. Бессмертный полк. // https://www.moypolk.ru/soldier/lucenko-nikolay-markovich
10. Омск. Туристский план. М. 1:22000. / Ред. Н.Н. Потемкин. – М.: Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, 1992.

Июль - декабрь 2025 г.


Рецензии