Трагедия на дороге

Осень в этом, 2025 году, на удивление выдалась теплая и сырая, а в начале декабря, как водится, неожиданно выпал снег, пришли морозы, на дорогах образовался сильнейший гололед.

С  приходом непредсказуемой погоды, у нас селе случилось несколько автомобильных аварий, они произошли на выезде из районного центра Мамонтово. Дорожные аварии, слава Богу, обошлись без смертельных исходов, правда, некоторые водители получили тяжелые травмы; об искореженных автомобилях и говорить нечего — они уже металлолом.

Много лет прошло после трагедии на трассе, которая привела к гибели работников нашего предприятия, моих товарищей. Я боялся вспоминать, бередить душу, меня до сих пор порой беспокоят головные боли после травмы головы, полученной в той аварии. Сводки в местной газете «Свет Октября» и телевизионная программа «112» постоянно твердят об участившихся ДТП, вот это и побудило меня вспомнить историю прошлых лет и рассказать ее.

Это трагическое событие произошло 3 февраля 1981 года. Начну рассказывать с самого начала, как разворачивались события перед трагедией. По решению министерства связи и благодаря стратегическому расположению нашего поселка, сетевой узел связи построили на краю села Мамонтово.

СУС-2001 — так называлось наше предприятие связи. Оно объединяло всю сеть кабельной многоканальной электросвязи от Москвы до самых окраин, включая Монголию. Наш узел связи соединялся многожильным кабелем с городом Алейск - для вхождения в сеть дислоцируемых там воинских частей. А вот с этого момента начну рассказывать подробней.

Накануне этой трагедии поступил телефонный звонок начальнику СУС-2001 Дедову Николаю Ефимовичу. Звонил из города Барнаула вышестоящий начальник Территориального узла союзных магистралей Демьяненко Александр Александрович:
—Николай Ефимович, вам необходимо завтра принять в эксплуатацию от воинской части участок кабельной магистрали и необслуживаемый усилительный пункт. Это приказ сверху, прошу выполнить мое поручение, и, пожалуйста, не подведите.
Николай Ефимович внимательно выслушал и ответил:
—Хорошо, Александр Александрович, вопрос решим, можете не беспокоиться.

Он положил трубку и попросил секретаршу Татьяну Тарачкову вызвать главного инженера. Через несколько минут я, исполняющий обязанности главного инженера, постучав, вошел в кабинет начальника. Николай Ефимович отложил в сторону деловые бумаги и сказал:
—Садись, есть разговор. Михалыч, поступил нам приказ - необходимо завтра принять в эксплуатацию от воинской части в Алейске участок кабельной магистрали и НУП. Собери команду с кабельного участка и завтра выезжай на трассу 8ЛКС, в районе села Боровское. Встретишься там с представителем воинской части, майором Титовым. Проверишь электрические характеристики НУП и примешь в эксплуатацию участок кабельной магистрали согласно исполнительной документации, акт приемки должен быть выполнен по всей форме.

Я встал и сказал:
—Хорошо, Николай Ефимович, завтра поеду, приму от вояк все что положено, — и вышел из кабинета.

Утром 3 февраля 1981 года работники кабельного участка №11 были готовы к выезду на трассу 8ЛКС Мамонтово — Алейск. В неё вошли:
—начальник кабельного участка Пустынин Валерий;
—электромеханик измерительных приборов Тарачков Александр;
—кабельщик-спайщик Подскребаев Владимир;
—исполняющий обязанности электромеханика по НУП, старший инженер Игнатов Геннадий;
—водитель УАЗ-452 — Селютин Николай, самый молодой в нашем коллективе.
Группу возглавил я, главный инженер Шевчук Александр.

Выезд бригады был организован на автомобиле УАЗ-452 — «Буханка», специально укомплектованном инструментом и оборудованием для работ на кабельных магистралях. Ребята заняли места в салоне автомобиля, я сел рядом с водителем, похлопал по плечу Селютина Николая, он мягко тронул с места автомобиль, мы выехали за ворота предприятия.

Трасса из села Мамонтово в сторону Алейска в ту пору года была не загружена, автомобиль без помех двигался к своей цели. Ребята в салоне ехали весело, Тарачков Александр рассказывал анекдоты, все умирали со смеху- до того забористые они были. Проезжая по трассе в районе села Буканское, по сторонам дороги сосны стояли безмолвно ровными рядами, как солдаты, под тяжелой шапкой снега, а тонкие березы от груза снега изогнулись дугой.

У самого Боровского нас уже поджидал военный уазик, мы остановились. Я вышел из автомобиля и направился навстречу к ожидавшему меня майору. Обговорив все вопросы, мы со своей бригадой выдвинулись следом за военным уазиком к месту, где нам предстояло принимать участок кабеля и необслуживаемый усилительный пункт.

Мы остановились у необслуживаемого усилительного пункта, наши ребята с кабельного участка сразу приступили к обследованию объекта: Тарачков Александр начал измерять глубину залегания кабеля и целостность грозовой защиты. Я же, как представитель министерства связи, изучал исполнительную документацию и при заминках спрашивал у майора Титова.

 Спустя пару часов начальник кабельного участка Пустынин Валерий доложил мне:
—Александр Михайлович, мы провели измерения аппаратуры НУП и глубину залегания кабеля, все соответствует документации.
Майор подошел ко мне и сказал:
—Вижу, твои спецы работу закончили, предлагаю подписать акт приемки от нашей воинской части, о чем оговаривалось ранее.
Прочитав подготовленный акт— все было согласно предписанию, — и я поставил подпись.

Майор убрал свой экземпляр в кожаную папку и говорит мне:
—Все вопросы решены, Александр Михайлович, давайте теперь в селе Боровском пообедаем, тут замечательно готовят.
Я глянул на часы, потом на своих ребят- все закивали в знак согласия: отобедать, а уже потом ехать домой.

Столовая в селе была просторная, механизаторы из местного колхоза уже пообедали, зал был почти пустой. Мы расселись по столикам и заказали стандартный в этой столовой обед. Я сел с майором за столик. Когда расставили тарелки с наваристым борщом и котлетами, майор сказал:
—Александр Михайлович, дела сделаны, давайте за это выпьем.
Он достал из кармана плоскую фляжку и разлил по сто грамм технического спирта в граненые стаканы.

Я смутился:
—Михаил, у меня еще рабочий день не кончился.
Он рассмеялся и сказал:
—Пообедаем, а когда доедешь до дому, рабочий день твой уже закончится.
Майор поднял стакан, мы чокнулись и выпили. Спирт обжег горло, но густой украинский борщ с двумя котлетами быстро погасил пламя.

После обеда вышли на крыльцо столовой, все дружно закурили. Я, выкурив свою сигарету, попрощался с майором, и мы с ребятами сели в «Буханку», водитель Селютин Николай завел мотор, на прощание просигналил, и мы тронулись в обратный путь, в родное село Мамонтово.

Путь домой всегда кажется короче, и дорога не такая ухабистая. Проезжая через село Покровское, дорогу нам преградил трактор К-700, тянувший через дорогу зерноуборочный комбайн в ремонтные мастерские. Дальше, уже ближе к селу Буканское, дорога пошла через бор: сосны стоят по обе стороны дороги, смотрится, как гигантская многокилометровая аллея.

Подъезжая к селу Буканское, из салона по перегородке постучал Игнатов Геннадий и попросил меня:
—Александр Михайлович, давай заедем в село, мне у тестя тулуп надо забрать из овчины. Я быстро, не задержу.
Николай свернул в Буканское, проехав по главной улице поселка, и автомобиль остановился у деревянного пятистенка с покосившейся оградой из почерневшего штакетника.

Геннадий выпрыгнул из автомобиля и бегом побежал в дом своего тестя. Через несколько минут он вышел, неся свернутый рулоном внушительный овчинный тулуп. Занеся его в салон, он положил его у боковой двери и уселся на него сверху. Автомобиль выехал из села Буканское, теперь наша дорога вела прямиком домой.
Ветер с юга рассеял тучи, выглянуло яркое солнце, его лучи с приближением весны начали робко растапливать снег на дороге. Видя в окно салона знакомую окрестность, все притихли в ожидании – чувствовалось, что мы приближаемся к дому.

 Вот уже проехали поворот на дачные участки жителей села Мамонтово, следующее село будет Малые Бутырки, и мы почти дома. Но доехать нам домой не случилось.

Не доезжая до перекрестка на поселок Курган, я и водитель автомобиля Селютин Николай увидели, что КамАЗ цвета спелой пшеницы после обгона автомобиля ГАЗ-53 едет к нам по встречной полосе. Водитель КамАЗа, увидев нас, резко затормозил, его полуприцеп на скользкой дороге сложился, и грузовик, неуправляемый, перекрыв всю проезжую часть, двигался на большой скорости прямо на нас.

Боковым зрением я заметил, как водитель Селютин Николай хочет вывернуть руль и увести автомобиль от столкновения в кювет. В это мгновение я только успел подумать: «Это конец». Потом последовал страшный удар.

Очнулся я уже в больнице, когда хирург Тимощенко Степан Алексеевич пришивал мне разорванный нос. Доктор пояснил, что в результате аварии я получил тяжелую травму головы, мне необходимо полечиться в больнице. Больница в Мамонтово стоит на самом краю села, у соснового бора, сельчане называют её «Боровушка».

Проходил я лечение в общей палате. Тяжелый штатив с капельницей преследовал меня, по тонкой трубочке вливая лекарство в мою кровь. Медленно я стал приходить в себя, через неделю появился на лице слабый румянец. Это была заслуга лечащих врачей и, конечно, моей жены Татьяны, которая, навещая меня, приносила разные домашние вкусности, от которых я явно шел на поправку.

Как-то пришел навестить меня начальник и друг, Дедов Николай Ефимович. Он подробно рассказывал о повседневной работе на предприятии: «Лечись, не беспокойся, у нас на предприятии всё в порядке». На мои вопросы о том, как остальные ребята, с кем я был в автомобиле, он как-то уклончиво отвечал: мол, они проходят лечение, восстанавливаются.

Прошло дней десять моего пребывания в больнице. В палате рядом с моей кроватью лежал Василий - пожилой мужчина из села Суслово. Жена Василия принесла ему пироги с капустой, он всех больных в палате угостил пирогами, оставшиеся два пирога, завернутые в газету, предложил мне.

Я, лежа на постели, ел пироги с капустой, хвалил жену Василия: -
—Да, знатная она у тебя кулинарка, очень вкусные печет пироги!
Когда я съел последний пирог, взял в руки районную газету «Свет Октября», мне захотелось узнать, что нового в нашем районе происходит, пока я лежу в больнице.

Когда перевернул последнюю страницу и прочел, что произошло трагическое транспортное происшествие на трассе Мамонтово — село Буканское. В результате авария унесла из жизни четверых молодых людей, работников кабельного участка СУС-2001:
—Тарачков Александр — 33 года;
—Пустынин Валерий — 32 года;
—Подскребаев Владимир — 31 год;
—Селютин Николай — ему не было еще и 30 лет.
Администрация района выражает соболезнование родственникам погибших ребят, родные скорбят о своих близких.
Игнатов Геннадий, 34 года, остался жив, получив травму ноги.
Шевчук Александр, 32 года, с тяжелой травмой головы находится на лечении в больнице.

Меня будто током ударило, в глазах потемнело, а когда пришел в себя, я заплакал, слезы потекли из моих глаз. Я, оставшийся в живых, невольно чувствовал свою вину в их гибели, слезы беспрестанно текли по моему лицу. Видя мое состояние, ко мне подошла медицинская сестра, забрала у меня газету, взяла шприц и поставила укол с успокоительным лекарством, я постепенно затих, потом уснул.

В понедельник, после тихого часа, меня пришли навестить Дедов Николай Ефимович и начальник головного предприятия из Барнаула Демьяненко Александр Александрович. Они поздоровались, Демьяненко поставил на мою тумбочку пакет с лимонами и сказал:
—Александр Михайлович, лимоны очень полезны для кровообращения головного мозга, так доктор сказал.

На мой вопрос, почему мне ничего не сказали о гибели наших работников, он сказал:
—Александр Михайлович, нам лечащий врач запретил говорить о смерти ребят. У тебя тяжелая травма головы, могли быть необратимые последствия. Да, Александр Михайлович, мне сказали, что вы с майором выпили в обед по стопке спирта, это, вероятно, и спасло тебе жизнь, — добавил он с легкой улыбкой.

Николай Ефимович рассказал мне, что ребят достойно похоронили, родным погибших оказали материальную помощь. После выписки из районной больницы наше предприятие выделило мне льготную путевку в санаторий Белокуриха для восстановления здоровья.

Тот тяжелый для меня год я с трудом доработал, подводило моё здоровье. А в следующем году я подал руководству заявление с просьбой освободить меня от занимаемой должности и перевести в рядовые инженеры. Начальство удовлетворило мою просьбу и перевело меня инженером смены, где я проработал до самой пенсии.
                Александр Шевчук.
 
 


Рецензии
Тяжелая история.
Светлая память тем ребятам.

Валерий Ковалевъ   28.12.2025 10:24     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв и солидарность.

Александр Шевчук2   28.12.2025 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.