Восприятие реальности. Часть первая

            Есть два вопроса: знаем ли мы наш окружающий мир, плотный план, и на сколько он реален? Начнем с реальности. Если посмотреть на неё с самого верхнего яруса «колокольни», глазами Адвайта-Веданты, в которой человеческий дух тождественен мировому духу, и составляют они одно целое, и все мы – разные формы, произведенные мировым духом, а вне его и нашей души нет ничего, то весь мир – наша иллюзия, наше представление, и лишь наше незнание отделяет каждую душу от Брахмана, дживатма и Брахман – суть одно, и лишь он реален, «тат твам аси» («ты есть то»). К Нему неприложимы никакие характеристики, подлинно реальная сущность неописуема, а описуемое — нереально. Таким образом, сновидение и «реальный» мир неотличимы друг от друга: объекты «реального» мира — это тоже определённые представления и потому несубстанциальны, они преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений — в нашу деятельность во сне. Учение, созданное Гаудападой  и Шанкарой (6-9 века), стало логичной и наиболее точной трактовкой Упанишад, во многом перекликающееся с Бирманским,  Южным буддизмом а при определенном, «индуистском» прочтении Дао де Цзин, перекликается с идеями Лао Цзи, но об этом много писали, в том числе ваш покорный.
            Шанкара и его последователи уточнили, в каком смысле мир иллюзорен. Было введено понятие трёх уровней реальности: истинная, условная и призрачная. К истинной относится только Брахман, к условной — то, что обычно считается реальностью: материальный мир, множественность субъектов, Ишвара — Владыка мира и его Творец, религиозные установления. Всё это не обладает подлинной реальностью, но не является и совершенно ложным — хотя бы в силу общезначимости таких представлений, сны и миражи. К призрачной - совершенно нереальные вещи (например, «сын бесплодной женщины», «рождение сына без семени отца», что традиционно для легенд ряда религий)*
             А в Новое время возглавил адвайту (недвойственность) Романо Махарши и иже с ним в наши дни.
            И нет ничего удивительного в том, что современная наука, квантовая физика, выяснив что не только электроны, но и ядра, и все их составляющие частицы не обладают никакой «твердостью», и всё есть модификации энергий, наконец протянула дружественную руку мистикам Востока.
            Чуть сдвинув угол зрения, можно сказать, что мысль Непознаваемого Высшего Разума (по Платону) трансформируется, уплотняясь, в различные энергии Космоса, которые, в свою очередь, структурируются в то, что мы воспринимаем как материю. И всё это хозяйство – не что иное как сон Единого, именуемый Вселенной, точнее, как выяснили те же физики, один из бесконечного количества Вселенных-снов.
            Но поскольку добраться до верха колокольни сложновато, остановимся на том, что плотный мир обладает относительной реальностью, как и наши сны с миражами, ведь если что-то приснилось, то оно действительно приснилось. Кен Уилбер назвал наш плотный план «реальностью консенсуса», то есть мы попросту договорились, что он реален, поскольку все мы, включая самые отдаленные галактики, - персонажи Его сна. И, всё же, где-то, краем сознания, мы не должны забывать, что то, что мы воспринимаем органами чувств и своими мудреными приборами, - различные формы энергии, от ментальной до материи, и, если каким-то волшебным способом остановить движение этой энергии, скажем, электронов, то не только от планеты, или от галактики, но и от всей Вселенной не останется и горки пепла.
А теперь приступим к вопросу: что есть восприятие реальности консенсуса, но не сейчас, - во второй части. Надеюсь, будет интереснее, и оставшиеся мухи начнут на глазах выздоравливать.

*Кому любопытно, Гаудапада обосновывает примерно так. Объекты реального мира – преходящи, а преходящее не может быть реальным; они точно так же вплетены в человеческую деятельность, как объекты сновидений — в нашу деятельность во сне; пища, принятая во сне, не может утолить голод наяву, но и наоборот — «реальная» пища не может удовлетворить голод во сне. Далее, в «реальном» мире должны существовать причинно-следственные отношения, но они просто невозможны: если следствие содержится в причине, то оно уже есть, возникновение его «невозможно»; если же не содержится, то причина отлична от следствия и породить его не может. Аналогично показывается, что причина и следствие не могут быть ни одновременными, ни разновременными. Далее, если данное следствие порождено некой причиной, она — другой, та — третьей и т. д., то налицо регресс в бесконечность. Если же в начале всего стоит одна вечная Первопричина, то это опять-таки невозможно: вечное не может породить невечное. Таким образом, многообразный мир не может считаться реальным и не мог быть сотворён реально существующим Творцом. Многообразие индивидуальных душ-дживатм — одна из иллюзий. Реален только Брахман — истинный, сознательный и блаженный. Мокша — духовное освобождение — заключается в осознании своей тождественности Брахману.
 
23.12.25


Рецензии