Ч. 21 Кому удача, а кому трагедия

Предыдущая страница   http://proza.ru/2025/12/22/1161

Корабль «Doddington» принадлежал британской Ост-Индской компании. Во время того злополучного рейса корабль направлялся в Индию. На корабле среди прочего груза находился сундучок с золотом и серебром, который принадлежал Роберту Клайву, будущему завоевателю Индии.

«Doddington» отправился из Дувра 22 апреля 1755 года под командованием капитана Джеймса Сэмпсона. Корабль должен был затем остаться в Индии. По пути он зашёл  в Порто-Прайя для пополнения запасов провизии.
 
27 мая 1755 года корабль покинул Кабо-Верде. Через семь недель «Doddington» обогнул мыс Доброй Надежды. Он следовал в течение дня на восток,  а в час ночи наткнулся на скалу в заливе Алгоа.

Из экипажа и пассажиров в количестве  270 человек выжили только 23, а остальные 247 пассажиров и членов экипажа погибли вместе с кораблем.

Потерпевшие кораблекрушение семь месяцев питались рыбой, птицами и яйцами на близлежащем острове, который они назвали Птичьим островом.

Один из счастливчиков, оставшихся в живых, корабельный плотник, смог организовать строительство шлюпа, который назвали «Happy Deliverance».

На нём они смогли покинуть остров 16 февраля 1756 года. После множества приключений во время следования вдоль восточного побережья Африки, которые пришлось бы долго описывать, добрались до залива Делагоа, одной из лучших гаваней побережья.

Там предприимчивые англичане продали своё судно и на корабле Ост-Индской компании «Carnarvon», которым командовал капитан Нортон Хатчисон, добрались до Мадраса. Мужество, смекалка и профессионализм англичан вызывают восхищение.

Слух о том, что дайвер Аллен нашёл место крушения «Doddington», разлетелся мгновенно, и к этому месту  поспешили многочисленные охотники за сокровищами, которые быстро разграбили золото и серебро, перевозимое на корабле.

Золотые монеты всплыли на поверхность на аукционе в Лондоне. Они получили название «Клад Клайва Индийского».
 
Но только треть из 1200 золотых монет в конечном итоге удалось возвратить в Южную Африку после четырехлетней судебной тяжбы в Лондоне. Этот громкий судебный процесс выявил различные недостатки: как в южноафриканском, так и в международном морском праве.

Зато он создал важный прецедент для Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия.
 
830 золотых монет нашли два аквалангиста, но они не хотели указывать место находки. Южная Африка категорически утверждала, что сокровища были украдены с острова Бёрд, который находится в её территориальных водах.

Спор завершился внесудебным урегулированием. Результаты его не разглашаются.  Золотые монеты были португальскими и бразильскими. Их отчеканили в период с 1727 по 1754 год.

На борту «Doddingtonа» также находились серебро и посуда, часть которых волны выбросили на берег. Их разобрали после крушения выжившие. Но золото считалось потерянным до тех пор, пока его не обнаружили  два аквалангиста.

Клайв "Индийский" не очень обеднел от пропажи своего золота. Когда по окончании службы он покидал Индию, у него на счету было по нынешнему курсу 67 900 000 фунтов стерлингов.

Когда я читал об этой истории, то обратил внимание на то, что водоизмещение кораблей  Ост-индской компании составляло 499 тонн.
 
Оказалось, что ушлые англичане из Ост-Индской компании объявляли такое водоизмещение потому, что начиная с кораблей водоизмещением 500 тонн,  по закону в состав экипажа требовалось назначать священника.

Компания, уменьшив водоизмещение на одну тонну, экономила на зарплате священнослужителя.

Поэтому у современных торговых фирм, указывающих цену товара или изделия без одного рубля до круглой суммы, были такие же умные предшественники. Правда, в данном случае это расчёт психологический.

В отличие от ныряльщиков-спортсменов, более обстоятельно поисками сокровищ занималась фирма «Aqua-Exploration», основанная в 1979 году Чарльзом Шапиро. Она отыскала в водах Южной Африки более дюжины мест кораблекрушений.

Самым значительным оказалось обнаружение места крушения британского корабля «Joanna», который погиб 8 июня 1682 года. Судно наскочило на риф у мыса Игольный. Погибли десять человек, остальные 104 благополучно добрались до Кейптауна.
 
На корабле перевозили свыше  300 000 золотых монет. Узнав о крушении и о грузе корабля, губернатор отправил служащего   голландской Ост-Индской компании Олафа Мартина Берга организовать спасение драгоценного груза.

Через три месяца Берг вернулся с сокровищами на сумму более 28 000 гульденов и несколькими орудиями. Он использовал для подъёма сокровищ подводный колокол.
 
В 1983 году Шапиро и его аквалангисты подняли со дна оставшуюся после Берга артиллерию – сорок бронзовых и железных орудий и свыше 100 000 серебряных монет, которые просмотрел Берг.

Множество судов погибло у острова Маврикий. Первыми открыли остров голландцы, потом в 1721 году он перешёл в руки французов, а в 1810 году остров заняли англичане.

Наиболее примечательным из кораблекрушений была гибель корабля  «Le Saint-G;ran» водоизмещением 600 тонн. Корабль затонул в ночь с 16 на 17 августа 1744 года.

Корабль перевозил припасы, необходимые для создания первого сахарного завода на Маврикии и 25 000 серебряных пиастров. Все монеты, найденные на затонувшем корабле, были отчеканены в Мексике в период с 1739 по 1742 год.

Описание этого кораблекрушения является классикой французской литературы (роман Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виржини»). Из более ста человек спаслись 8 моряков и один пассажир.

На корабле находилась пассажирка, Луиза Огюстена, креолка, дочь Луи Кайю, хирурга-майора Французской Ост-Индской компании. Она была помолвлена с Луи де Лоншаном Монтендром, первым прапорщиком на борту корабля «Le Saint-G;ran».
 
Когда корабль стал тонуть, Монтендр прыгнул в воду, чтобы показать ей, как можно добраться до берега, ухватившись за кусок дерева. Затем он поднялся снова на борт и попросил её раздеться (снять платье и нижнюю юбку). Луиза Огюстен отказалась.

Монтендр настаивал, умолял её. Не сумев убедить невесту, Монтендр остался с ней, и они оба погибли.
 
Продолжение следует


Рецензии
Захватывает! И очень интересно. Продолжайте, удачи вам и всех благ.

Олег Ашихмин   25.12.2025 00:21     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.