Потеря невинности

Подобно Сизифу, который обречен вечно катить камень в гору, я понимаю, что мой «камень» — это моя жизнь. Я счастлив, потому что я сам — хозяин своих усилий, и моя радость в том, что я ощущаю тяжесть этого камня и тепло солнца на своих плечах.
«Я знаю, что мир бессмысленен, я знаю, что я умру, но я отказываюсь прятаться в иллюзии и отказываюсь сдаваться».





Все животные на Земле живут в состоянии, которое философы называют «невинностью». Кошка или олень полностью слиты с природой. Они не отделяют себя от мира. Если олень ест траву, он не думает: «Я — олень, который ест траву, и когда-нибудь я состарюсь». Он просто существует в моменте.  Если собака не голодна и ей не больно, она спокойна. Она не думает о том, что через десять лет её не станет, и не мучается от того, что три года назад совершила глупость.

Мы единственные существа, которые умеют выходить за пределы своего тела в мыслях. Мы можем смотреть на свои собственные руки и удивляться: «Почему у меня пять пальцев? Кто я такой в этом теле?». Это отстранение лишило нас возможности просто «быть». Мы всегда наблюдаем за собой со стороны, и это наблюдение причиняет боль.

Петер Цапффе придумал очень наглядную историю, чтобы объяснить нашу проблему. В древности жил гигантский ирландский лось. В ходе эволюции его рога становились всё больше и красивее, чтобы привлекать самок. Но в итоге они стали настолько огромными и тяжелыми, что лось не мог поднять голову, застревал в ветках и не мог убежать от хищников. Вид вымер, потому что одна его способность развилась слишком сильно.
Наше сознание — это такие же «рога». Оно развилось до невероятных масштабов: мы можем думать о бесконечности, об атомах, о смысле жизни. Но этот «избыток ума» не помогает нам выживать, а наоборот — приносит нам горе от ума. Мы слишком много понимаем, и это понимание лишает нас покоя, поскольку мы не живем в «сейчас», а тащим за собой всё свое прошлое. Мы склад старых ошибок, обид и упущенных возможностей. Мы единственные, кто может страдать из-за того, что произошло пять или десять лет назад. Сознание заставляет нас бесконечно прокручивать в голове сценарии: «а что, если бы я поступил иначе?» Это превращает нашу память из полезного инструмента в камеру пыток.

Но самое страшное — это наша способность заглядывать в будущее. Животное может чувствовать опасность в момент нападения хищника, но оно не боится смерти в солнечный, спокойный день.
Человек же знает о своей смерти всегда. Мы понимаем, что всё, что мы любим, будет разрушено временем.

Вселенная абсолютно безразлична к нам. Звездам всё равно, любим мы или страдаем. У мира нет плана на наш счет и в нем нет никакого высшего смысла. Этот конфликт между нашими великими мыслями и нашей жалкой биологической реальностью и делает сознание «трагической ошибкой» Мы осознаем слишком много, чтобы быть счастливыми, но слишком мало, чтобы что-то изменить.

Чтобы люди не сошли с ума от этого ужаса и не перестали вставать по утрам, наш разум выстроил защитные стены. Мы придумали механизмы, которые создают иллюзию, будто жизнь имеет значение:

   (Религия, Семья, Государство)
Это способ привязать свою жизнь к чему-то, что кажется вечным и важным. Человек не может вынести мысли, что он — случайная вспышка в пустоте. Поэтому он ищет «якорь», который даст ему ощущение «официальности» и безопасности.
• Религия и политика: Это самые большие якоря. Они обещают, что у мира есть план, что добро победит, или что наше государство — это великая идея, ради которой стоит жить и умирать. Это создает иллюзию, что мы — часть огромного осмысленного механизма, а не просто биологические существа, которые скоро сгниют.
• Любовь и семья: Мы верим, что «продолжение рода» дает нам бессмертие в наших детях. На самом деле, по этой теории, мы просто передаем эстафету страдания дальше, используя детей как способ доказать себе что мы не хуже других.

   (Работа, Хобби, Гаджеты)
Это самый популярный метод в современном мире. Его девиз: «Просто не давай себе времени подумать».
• Культ продуктивности: Почему люди работают по 12 часов, даже если у них есть деньги «на черный день»? Почему не бросить ненавистную работу и просто сидеть дома хотя бы пол года. Потому что работа — это идеальное «седативное средство». Пока ты занят отчетами, дедлайнами или карьерной гонкой, твой мозг сфокусирован на мелких задачах. У него нет времени поднять глаза к небу и осознать масштаб своего одиночества в космосе.
• Развлечения: Соцсети, сериалы и бесконечный поток информации заполняют каждую секунду тишины. Тишина опасна, потому что в ней начинает звучать голос сознания, напоминающий о неизбежном финале.

  (Социальные правила и приличия)
Это «заговор молчания» в чистом виде. Мы договорились вытеснять из повседневности всё, что напоминает о трагедии.
• Правила такта: Мы учим детей не говорить о смерти, болезнях или старости. Если кто-то на улице начнет громко рыдать от экзистенциального отчаяния, его заберет полиция или скорая — не потому, что он опасен, а потому, что он нарушает коллективную иллюзию, напоминая нам о том, как мы все на самом деле хрупки.
• Позитивное мышление: Сегодняшняя мода на «успех» и «счастье» — это форма принудительной изоляции от правды. Тот, кто грустит или видит мир в темных тонах, считается «больным», хотя, с точки зрения Лиготти, он просто видит мир более реалистично.

  (Искусство и философия)
Это самый хитрый способ. Мы берем свой ужас перед жизнью и превращаем его в «красивое» кино, музыку или книги.
• Трагедия как развлечение: Мы смотрим фильмы или читаем драмы, чтобы «поиграть» с темой страдания, но при этом чувствовать себя в безопасности. Мы превращаем реальный кошмар существования в эстетический продукт, который можно потребить и отставить в сторону.

Общество держится на коллективной лжи: мы должны верить в смысл, в прогресс и в то, что «всё будет хорошо». Этот заговор необходим для выживания человечества как вида, но цена его — постоянный самообман и бегство от реальности собственного «я». Все эти вещи — работа, искусство, заповеди, погоня за успехом — на самом деле просто отвлечение внимания. Мы все договорились верить в эти смыслы, потому что признать их отсутствие — значит столкнуться с невыносимой пустотой.
Возможно жить правильно — значит не искать «зачем», а полностью погружаться в «как». Радоваться мелочам (вкусу еды, свету солнца) не потому что они ведут к великой цели, а потому, что они — это всё, что у нас есть «здесь и сейчас». Это и есть высшая форма бунта: быть счастливым в мире, который не дает для этого никаких разумных причин.


Рецензии