Мирущенко, Павлов, Левин

В Болшево в 1962 году я впервые увидел Россию. До того была Украина и Москва. Ближний круг знакомых и друзей остался почти тот же, офицерская среда(вся уже с высшим образованием) и их дети. Но в эту идиллию мутным потоком хлынул его препохабие рабочий класс.
Сразу оговорюсь. Я высочайше ценю грамотных, иногда талантливых рабочих и ставлю слесаря-лекальщика высшего разряда безусловно выше инженера-охламона. Таким был например отец одноклассницы Вали Корниловой. Но основная масса этой публики весьма примитивна. Увы. Соответственно их детки Винни-Пуха не читали.
Вот характерные представители пролетарской среды, мои одноклассники Мирущенко, Павлов, Левин. Знакомство в четвёртом классе. И до восьмого.
Мазин и Русаков – Мирущенко и Павлов.
Небольшой характерный эпизод. Троица хотела выпить. Преизрядно. То ли с похмелья, то ли настроение было праздничное. Денег, конечно, не было. Бредя по Первомайке они увидели в сумерках, как из магазина вышел мужик засовывая бутылку в карман. Не долго раздумывая Мирущ подошёл сзади и ударил клиента в ухо. Тот упал, бытылка в мановение ока поменяла хозяина и троица весьма спешно удалилась в дворовые эмпиреи, где и применила содержимое по назначению.
Здесь нелишне будет отметить, что Мирущенко при небольшом росте отличался широченными плечами и, по видимому, был силён не по годам. По видимому, так как он был очень спокоен и в драках не был замечен.
Наутро, прочухавшись, Мирущенко услышал стенания отца из кухни, где тот жаловался супруге – представляешь, выхожу из магазина и какая-то сволочь сзади мне, - хрясь в ухо, и бежать. Хвать, а бутылки нет…
Нравы рабочьего предместья. Левин любил приговаривать, - считаю до одного и ударяю.
В тоже время, нельзя сказать, что хлопчики обладали только криминальными талантами (в  их разговорах проступали некие гораздо более предосудительные подвиги нежели отъём спиртных напитков у зазевавшегося пьяницы).
В ту пору почти половина мальчиков класса увлекалась радиолюбительством. В основном это были попытки реализовать мечту о транзисторном приёмнике. Но среди моих приятелей из городка это в основном выражалось в непрерывной сборке (пайке) всё новых схем на макетных платах. И я был удивлён, когда наша троица принесла собственноручно смонтированный уже в корпусе приёмник. Это подняло их статус в классе.
Нужно отметить ещё поразительную их осведомлённость в предстоящих событиях. Они за день-два объявляли о предстоящих запусках космонавтов и знали их фамилии. Курьёз случился в день низложения Хрущёва. Портрет его, конечно, висел в каждом классе. И вот, утром придя в класс, они подтащив парту принялись снимать портрет вождя. Нагрянувшая учительница чуть не лишилась дара речи и не зная как реагировать на святотатство побежала в учительскую. Оттуда она вернулась понурая и сказала, что Никиту Сергеевича освободили по состоянию здоровья.
Было и так, что они и меня вовлекли в свои окаянства. Кто ещё застал  парты Короткова помнит, что откидывающаяся крышка опиралась на выступы треугольной формы. Так вот, оказалось, что эти выступы как часть вертикальной основы изготовлявшейся вдоль волокон, отламываются с поразительной лёгкостью несильным ударом кулака.
Этот кунштюк мне и продемонстрировал кто-то из троицы. И я вдохновенно принялся крушить инвентарную мебель… Скандал получился изрядный. Чем кончился для меня не помню, а значит без оргвыводов. Парты починил учитель труда Роберт Николаевич, поставив довольно уродливые накладки. Сейчас я бы в полчаса всё восстановил так, что и следов бы не узреть и прочнее бы стало. Но, увы, тогда руки у меня были приделаны только ломать.
В четвёртом классе я с ними хороводился. Мне был интересен этот новый срез общества. Мы ходили на кино в клуб БМЗ, в санаторий «Сосновый бор», за каштанами (не взаправдашними, конечно). Они показали мне землянку  в леске у ЖД моста через Клязьму останки которой я видел каждый раз проходя много лет спустя через этот лесок к Заходеру.
Но исчерпал я их довольно быстро. Я тогда только что прочитал «Кандида» и был в захвате. И в очередную встречу решил ознакомить новых приятелей с этой упоительной историей. К моему разочарованию, их она, мягко сказать, не заинтересовала. Мы не были членами одного карраса.
Левин стал бандитом и погиб в начале девяностых. Про Павлова не знаю ничего. Мирущенко я внезапно встретил проходя недалеко их дома на Первомайке году в 2018. Он шёл с дамой. Я узнал его сразу. Он меня после дополнительных воспоминаний. Выглядел он весьма почтенно, чему я был искренне рад.


Рецензии