Краткое словцо в защиту сугубой аллилуи

Не вдаваясь в историю вопроса (желающие могут прочитать хронологию раскола на Википедии), начну с личного опыта чтения Псалтири. Естественно, псалмы лучше читать на ЦСЯ, а не в стихотворном переложении Юнгерова.
Читая Псалтирь, всегда возникало ощущение тяжеловесности никонианской трегубой аллилуи, но по смирению не дерзал что-то менять в установленном правиле. Однако недавно ум сам прочитал вместо трегубой сугубую, и вековой спор вновь заставил задуматься над тем, как правильно надо читать Славу в Псалтире.
Конечно, вся эта история раскола XVI - XVII вв. вокруг нюансов ритуальных действий выглядит немного смешно из ХХI века (когда уже пытаются проводить исповедь по интернету, а в храмах бегущей строкой на неоновом табло поздравляют с Рождеством и Пасхой).
Я сознательно указал два столетия, так как не может быть разделение мнений одномоментно, просто на каком-то соборе, это разделение безусловно шло бы и 200, и 300 лет, если бы власть не использовала брожение умов в своих корыстных интересах и под видом борьбы с еретиками не проводило жесткую антинародную внутреннюю политику.

Посолонь - не посолонь, Исус - Иисус, восьмиконечный - четырехконечный, двуперстие - трехперстие и т. д. В XVII веке, когда люди жили не телевизором и потреблением, а верой, такие грубые изменения обряда действительно казались пришествием антихриста.
Кому было выгодно устроить эту религиозную гражданскую войну, а точнее избиение? Прозападной новоявленной династии вместе с прогнившим  и таким же прозападным боярством? Ведь опричнина и смутное время изрядно проредили потомственную аристократию и при том не в лучшую сторону.
Усиление крепостного права и вседозволенности царской власти как нарочно совпало с гонениями на сторонников древлеправославия и традиционного уклада. Шальной тщеславный Никон был лишь марионеткой в руках по-макиавеллевски циничной верхушки, которая использовала никоновскую псевдоревность о правильности обряда, и, добившись разделения церкви, воспользовалась этим для укрепления своей власти и большего закабаления населения.

И вот, мне кажется, что в споре сугубой и трегубой аллилуй все эти притянутые за уши из догматов доводы о троичности или двоичности наименьшим образом должны учитываться, потому как в сугубой аллилуйе "Слава Тебе, Боже" - это та же аллилуйя.
Собственно, это уже пифагореизм, а не православие, когда пытаются в любом славословии вставить троичность через трехкратное произношение. Это пресловутое многоглаголание (о чем писал апостол Павел) и, если хотите, даже шаманизм с его невнятным бормотанием. Кстати, наследие адептов Пифагора, который тоже очень ценил число 3, проявляется еще и в навязывании трехкратного перекрещивания при входе в храм. Если бы на подобные явления нашелся свой Никон, то, возможно, их окрестили бы пифагорейской ересью, а приверженцев посжигали ну если не в срубах, то наверно в мобильных крематориях.

Ведь не только простой народ, но и ученые иерархи выступали в защиту "сугубости", в том числе епископ коломенский Павел и прп. Максим Грек, также говорящий, что недопустимо перелагать заветов святых отцов (то есть модернизировать, "как Никону угодно", традиционное богослужение). С другой стороны, формирование самой традиции - это тоже путь постепенной модернизации, но все-таки это должно происходить не насильственно, не в указном порядке, а соборно и единогласно, что тоже не исключает ошибки, как в случае с Феодором Студитом и иконоборцами, когда только один прп. Феодор продолжал отстаивать правильность православного иконопочитания.

Самое главное в споре об аллилуие, по моему мнению, это красота звучания и гармония с напевом самих псалмов. То есть третья аллилуия в трегубой в принципе звучит тяжеловесно и не органично, удлиняя строчку и сбивая ритм славословия.
И вы знаете, мне все-таки удалось примирить старые и новые традиции при чтении Псалтири. Тоже как-то легло на душу, и вдруг я осознал, что читая первые две аллилуи сугубыми, а третью - трегубой, как раз осуществляется плавный переход ритма к торжественному более значительному окончанию, что промыслительно примиряет обе расколотые половинки нашей церкви и приносит мир и гармонию в произносимые славословия, в том числе в музыкальном и ритмическом аспекте.

Как хочется перенестись в XVI - XVII века - и на стогнах воскликнуть: "Примиритесь, братия, прекратите жечь, четвертовать и сажать на кол своих единоверцев. Кому любо - пусть трегубит, кому негоже перелагать Предание Святых Отцов, пусть сугубит, как и ранее. А наипаче - всем мира и согласия, да правды Божией на земли".

P. S. Однако, после перенесения и возглашения на стогнах последовали: дыба, оскопление и потрошение...

Всего всем хорошего. Ваш Серж.


Рецензии