Так ли проста Красная шапочка?
Сказка - один из древнейших литературных жанров. Обычно в сказке представлен привычный мир, но в нем обитают вымышленные герои.
Или же герои привычные, но события с ними происходят невероятные . Это один из самых любимых видов чтения и слушания у детей.
Но это теперь. А в глубоком прошлом сказки были разной адресности. И для детей, и чаще - для взрослых тоже.
Я уже сделала разбор сказки "Колобок", который представлен в списке моих работ.
Дошёл черёд до "Красной шапочки". Сказку эту нынче рекомендуют для прочтения детям 5 лет. А всегда ли так было?
Нет ли в этой рекомендации ошибки, подумалось мне?
Обратилась я к умным публикациям, где про всё такое написано. Интересно же!
Итак, нам известны две версии этой сказки: от Шарля Перро и Братьев Гримм.
Однако, часто версию сказки Братьев Гримм приписывают Шарлю Перро. Хотя, Братья свою версию сказки написали почти через столетие после французской.
Что мы знаем о французском сказочнике Перро?
Я знала только ещё сказки: "Золушка" и "Спящая красавица". А про самого писателя Шарля Перро - ничего!
А между тем, он был не только писателем, но и чиновником. Правой рукой Жан-Батиста Кольбера (помните это имя, в "Трёх мушкетёрах"?)
А Кольбер, в свою очередь, - правая рука Короля- Солнце , Людовика четырнадцатого.
Умные люди пишут, что "король проводил радикальную реформу построения единого общества".
В том числе, искореняя, как у нас прежде говорили, мракобесие: оборотней, суеверия и прочую «ведьмаковщину».
Классические сказки родом из мифов. А мифы - древнейшая форма сознания человека.
И первые сказки не были рассчитаны на детей.
Нравы были грубые и жестокие. В не сказочной, в другой, литературе про то время написано.
А в сказках того времени довольно реалистично излагались события.
В 1697 году вышел сборник "Сказки матушки Гусыни, или истории и сказки былых времён с поучениями", написанный Ш. Перро.
Там и возникла девочка в Красной шапочке. Но не такая милая как у Яны Поплавской, в одноименном кинофильме.
Хотя, сюжет о внучке с корзинкой снеди, идущей к бабушке, был не только во Франции, но и в Италии. Однако, они же соседи...
Какие тайны нам откроются в знакомом сюжете?
Смысл любой сказки подготовить детей ко взрослой жизни и уберечь от зла и любой опасности.
Они как бы обобщают накопленный опыт. В них полно аллюзий и отсылок к поверьям.
В этой нам сказке представлены только женские персонажи. Причём, мать - как отправная точка. Она наставляет девочку остерегаться незнакомцев.
Но при этом решительно отправляет девочку к бабушке через лес полный всего опасного.
Сказочный ЛЕС- дорога в потусторонний мир.
Во французском варианте дом бабушки стоит под тремя дубами за забором из орешника.(Кладбище?) Для современного читателя это просто визуальная картинка.
Но вспомним, что число три в сказках несёт мистическую нагрузку. Например в русских сказках есть Три богатыря, Тридевятое царство, Три встречи(яблоня, печка, молочная река - кисельные берега), Три сестры: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка...
Так и три дуба несут сакральный смысл- символ 3 миров; нижнего, среднего и верхнего. Древние германцы- язычники поклонялись дубу Тора до той поры, пока проповедник христианства монах Святой Бонифаций не указал им на вечнозелёную ель, как символ райского сада.
Люди замечали, что в орешник не бьёт молния. И по этой причине приписывали ему мистические свойства. Связь с миром мёртвых.
Таким образом получается, что бабушка живёт в мире мёртвых. Она - дух умершего предка. Снедь, которую несёт в корзинке девочка, скорее напоминает поминальный набор. У Перро это - бутылка с вином и пирожки
Тут возникают разные версии.
Первой возникает мысль о жертвоприношении. В русских сказках есть Снегурочка. На самом деле никакая не внучка Дедушки МОРОЗА. А в языческом прошлом это жертвенное подношение суровому существу( Мороз, Карачун), угрожавшему смертью многим. Её привязывали к ели в дремучем лесу, надеясь задобрить злодея.
Но Волк? Он же должен нести какую-то смысловую нагрузку?
Почему -то девочка в лесу доверчиво и охотно ему рассказывает свои планы. А потом не может отличить от бабушки?
Почему Волк сразу не проглотил ее, чтобы потом найти по рассказу домик бабушки и следом подкрепиться ею?
Не всё так просто!
Да и девочка, как оказалось, не так уж проста и наивна. Но об этом дальше!
В оригинале сказки девочка на перекрёстке дорог встречает некоего бзу (bzou).
Кто же такой этот бзу? Оказалось, что это – ОБОРОТЕНЬ.
Девочка в лесу беседовала не со зверем. Она видела перед собой человека.
Шарль Перро выполнил задачу от Кольбера, смягчил содержание, заменив оборотня волком.
Но я хотела разобраться в первоначальной версии сказки, от которой осталось лишь то, чем мы развлекаем девочек, читая книжку с красивыми картинками.
Софья Залмановна Агранович, преподаватель Саратовского Университета, говорила студентам, что сказки нельзя анализировать как литературное произведение с точки зрения нравственности. Там её нет. В сказках живёт древнее мифологическое сознание.И практически все сказки - есть изменённые мифы об инициации.
ЛЕС- символ неведомого, пугающего. Мать отправляет девочку в лес, чтобы пройти обряд инициации – стать взрослой, преодолеть страх.
Шарль Перро сделал несколько превращений в этой сказке.
Первое – оборотня превратил в простого волка.
А вот второе превращение требует пояснения и отсыла к традициям и нравам далёкого прошлого.
Сама по себе КРАСНАЯ шапочка тоже несёт свои шифры.
По версии Ш.Перро героиня носила не просто какую-то шапочку. А красный бархатный шаперон. Это средневековый головной убор, похожий на тюрбан.
Во – первых, это изначально был мужской головной убор. Таким образом, она уже обращала на себя внимание, делая вызов обществу, как позже сделала Марлен Дитрих, надев костюм мужского кроя, с брюками...
Во -вторых, он был красного цвета. Шапероны ярких цветов было дозволено носить только представителям дворянства. И шили их из шёлка или бархата.
А простолюдины, к которым относилась героиня сказки, должны были использовать сукно чёрного, тёмно-коричневого или синего цветов.
Но девочка надевает вызывающе неприличный головной убор!
К тому же, когда Ш.Перро писал свою сказку , красный цвет считался греховным.
Приличная женщина не могла себе позволить красное платье, красный капюшон (hudi)
А между тем, на рисунках европейских художников, часто Красная шапочка одета в некое подобие плаща с капюшоном.
Как видно, в сказках есть множество деталей, утративших смысловую нагрузку в современном прочтении.
Вернусь к тексту сказки. Стало ли понятно, почему Красная шапочка привлекла внимание оборотня?
Идем дальше. Девочка пришла в дом к бабушке. На кровати уже лежит оборотень в бабушкиной одежде. И приглашает прилечь рядом внучку. Оборотень. Он.
В сказке у Перро он просит внучку лечь к нему без одежды.
"Брось своё платье в очаг, оно тебе больше не понадобится"- говорит он девочке. А её это не настораживает!
Но теперь мы знаем, что в этот момент и пробуждается в оборотне вся его звериная сущность!
Именно поэтому девочка спрашивает о видимых превращениях частей тела.
"Бабушка, почему у тебя такие большие глаза?"- наивно спрашивает она.
Последствия этого возлежания очевидны и поэтому не предназначены для детского слуха.
Хотя Шарль Перро постарался убрать страшные и фриврольные подробности, указывающие на то, что Волк не только зверь, но ещё и соблазнитель.
Он так же убрал элемент каннибализма. Изначально волк-оборотень кормит девочку мясом бабушки и поит «вином» - кровью бабушки.
Именно поэтому Братья Гримм через сто лет переиначивают финал сказки, введя храбрых дровосеков.
А не задуматься ли над тем, каков был нрав у бабушки, подарившей внучке красную шапочку?
В 17 веке, когда эта сказка была записана, существовал страх не только перед оборотнями. Сказка, как и теперь, предостерегала от опасностей, от жадных хищников из леса и из общества. Поэтому не потеряла своего значения.
Если посмотреть на смысловую нагрузку сказки с позиции нынешних феминисток, то им видится, как агрессивный мужчина выискивает легко доступную и беззащитную девочку или бабушку. Тут нечему возразить.
Как оказалось, «Красная шапочка» сказка не такая уж простая и наивная. В ней полно скрытых символов и смыслов. Правда современные исследователи , мне кажется, порой слишком перегибают палку. Например, я прочитала, что Эрих Фромм, немецкий философ, психолог, психоаналитик, который анализировал психологию Фрейда и Маркса, определял бутылку с вином в корзинке девочки, как фаллический символ.
Кстати, как тут не упомянуть и самого Фрейда. Куда без него?
Вот так примерно можно трактовать события по Фрейду:
*Красный цвет шапочки отражает превращение девочки в девушку , обозначая физиологические изменения.( хотя в оригинальных версиях нет намёка на возраст)
*Выход в лес символизирует вступление девочки во взрослую жизнь и готовность к амурным приключениям.
* Сепарация от матери. Мать предупреждает. Но дочка предупреждения не принимает. Подсознательно стремясь отделиться от матери, таким образом перейдя для себя самой в новый статус взрослой женщины.
* Власть к либидо и к мортидо.
В первом случае влечение к удовольствию.
А мортидо- влечение к смерти.
Я сама, правда, в некоторой растерянности от этого постулата. Вроде бы речь в сказке идет не о своевольном подростке. Как раз матушка сама и отправляет дочку в лес. Но так написано у ростовского психолога Ирины Владыкиной, на которую ссылается прочитанный мной автор, а я пересказываю.
А теперь самое важное, что так присуще Фрейду. Про инстинкты. Про Сознательное и Бессознательное.
*Бессознательное – это часть психики, Ид
Супер-Эго -- это совокупность моральных установок.
Те проблемы, которые сваливаются по мнению Фрейда, на голову бедной девочки, есть следствие борьбы двух начал: Супер-Эго с Ид. А всё происходит по причине отсутствия сильного Эго.
Проще сказать, когда у человека бессознательная часть психики и моральные установки находятся в балансе, то это уберегает (личность) человека от внутреннего раздрая и необдуманных действий.
*А это очень сложный постулат. Чистый Фрейд.
Цитата от психолога Ирины Владыкиной:
«В конце истории Красная Шапочка проявляет инициативу ( я, Г.С, замечу, что это -- про финал сказки в пересказе Братьев Гримм) и наполняет брюхо Волка камнями. Символизирующими неспособность мужчины «быть беременным»
Дело в том, что проглотив бабушку с внучкой, он как бы стал «беременным».
Правда «разродился» он в результате «кесарева сечения» произведённого лесорубами.
А наказан был вновь рожденными Бабушкой и внучкой.
Ну вот пожалуй и всё.
Такой вот не сказочный разбор получился.
И ведь не так проста оказалась эта Красная Шапочка, вы согласны?
Свидетельство о публикации №225122501260
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 25.12.2025 21:19 Заявить о нарушении
Радует ваш визит и интерес. Сказки - это вселенная в национальной культуре.
Каждое время рождает своих сказочных героев.
Примите мои добрые пожелания к Новому году. Дед Мороз пусть не скупится на дары. Здоровья Вам и вдохновения!
Галина Санарова 25.12.2025 21:28 Заявить о нарушении