Мезозойское эхо из глухих уголков планеты
Несмотря на то, что всю Землю уже давно засняли космические спутники и самолеты, и кажется нет такого уголка, куда бы не проникло всевидящее око цивилизации. Однако, неожиданности еще преподносят труднодоступные пространства земного шара. Такие как, например, сибирская тайга, болотные топи Амазонки или высокогорные районы Памира и Гималаев. Сколько неразгаданных тайн хранят в себе эти непроходимые дебри. Чего только не встретишь там. То, о чем пойдет речь покажется настолько удивительным и неожиданным, что читатель вряд ли удержится от вопроса: «Да не фантастика ли все это?» Оказывается, нет.
Наш рассказ о животном мире, точнее о тех его представителях, которых современная палеонтологическая наука поспешила записать в давно вымершие. Конечно, в настоящее время не редкость окаменелые останки различных динозавров, мамонтов и иных древних реликтов. Но это отнюдь не доказательство их полного исчезновения.
Первый удар консерваторам от науки природа нанесла в 1938 году. Тогда у берегов Южной Африки рыбаки выудили странную рыбу. Лишь по счастливой случайности она попала в руки ученых-палеонтологов, удивлению которых не было предела. Пойманная полутораметровая рыбина - Латимерия, считалась вымершей еще несколько десятков миллионов лет назад! Притом выяснилось, что такой «улов» в этих местах - событие вполне заурядное. Широкие научные круги, благодаря «живому» доказательству, факт признали.
Тогда, как другие свидетельства, не подкрепленные одушевленным материалом, подвергли осмеянию и обструкции. Конечно, поймать в сети небольшого представителя Мезозоя не сложно. А как быть с более громоздкими динозаврами и мамонтами. Ведь и они, вопреки расхожему мнению, не ушли в небытие.
Вплоть до первых веков нашей эры мамонты еще свободно бродили по лесостепным просторам Европы. В климатическом плане для этого зверя здесь были почти идеальные условия. Они были настолько привычны в античные времена, что их нередко использовали в военном деле. Так, в войске Ганнибала, например, были вовсе не индийские слоны, как неправильно думали историки, а именно мамонты.
Такую, версию выдвигал еще историограф древнего Рима Теодор Моммзен. При этом он обращал внимание на монетные изображения, в частности на известный денарий Цезаря, выпущенный в честь его побед над Галлами и принимаемого нумизматами ошибочно за слона. Стоит приглядеться и сразу видно, что его голова имеет признаки присущие лишь мамонту. Кстати, Цезарь на языке пунов означает «лохматая гора».
В самом деле, Ганнибал вел боевые действия в достаточно прохладных, если не сказать морозных краях, где обычному слону попросту не выжить. Единственным крупным животным, приспособленным к северным условиям, был мамонт. Он один долго мог обходиться без пищи, тогда, как слон лишь за день потребляет свыше центнера фуража. К тому же слон по причине относительно небольших бивней не способен эффективно поражать ими противника.
Доказать это удалось благодаря находкам, сделанным в 1964 году французскими спелиоархеологами под руководством Жака Артуана. При исследовании глухих Альпийских уголков, им попалась интересная находка. В одном из горных ущелий они обнаружили скелет мамонта. Конечно, подобное здесь встречалось и раньше. Однако, вперемежку с костями древнего исполина валялся громоздкий и непонятный предмет.
При более внимательном осмотре им оказался полуразвалившийся деревянный короб, сколоченный из толстых досок. Поодаль в нескольких метрах лежали два естественным способом мумифицировавшихся человеческих труппа, облаченных в воинские доспехи эпохи пунических войн. Очевидно, некогда они все вместе рухнули с обрыва в пропасть.
Судя по всему, смертельный удар по популяции мамонтов в южных районах Европы нанесло переселение народов и увеличение численности населения. Уже в Х-ом веке нашей эры мамонт оттеснен человеком в труднодоступные таежные места. Именно там с ним столкнулись русские первопроходцы-колонисты. Причем, казаки и служилые люди порой даже охотились на этих загадочных исполинов.
В 1639 году отряд казаков под командой Постника Иванова-Губаря зазимовал на реке Яна (современная Якутия). Естественно, что пропитание зимовщики могли добыть только на охоте. И вот однажды в ловчую яму попадает огромное доселе невиданное казаками животное. «Зверь дивный, зело великий, поросший бурой шерстью, с клыками в добрых две сажени...», - пишет в своем донесении Иванов-Губарь. Похожие вещи мелькают и в «скасках» других первопроходцев.
Подобные донесения взволновали ученых того времени и вызвали жаркие споры. Однако, для разрешения научных дискуссий требовались живые аргументы. Поэтому в 1723 году Петр Первый даже отправил на Верхнюю Лену специальную экспедицию. Добывать «разных родов зверей и птиц живых, которые во удивление человеком» в Балаганский и Иркутский округи снарядили Ивана Толстоухова. Но со смертью Петра I государственный интерес к сей проблеме быстро угас.
Между тем везет на мамонтов не одним только казакам. Подобные встречи бывают и в наше время. Как об обычном явлении говорят о нем охотники-промысловики и старатели. Послушаем бригадира старателей С.И.Беляева. «Было лето 1978 года. Наша артель мыла золото на одном из безымянных притоков реки Индигирки.
В самый разгар рабочего сезона произошел интересный случай. В предрассветный час, когда солнце еще не взошло, а лишь озарило небо бледно-розовым светом, вблизи нашей стоянки вдруг раздался глухой топот. Сон старателей чуток, вскоре все вскочив на ноги, с удивлением уставились друг на друга с немым вопросом: «Что это?» Как бы в ответ с речки послышался плеск воды. Мы, схватив ружья, крадучись стали пробираться в ту сторону.
Когда обогнули скалистый выступ, нашим глазам представилась прямо-таки невероятная картина. На речном мелководье стояло около десятка бог весть откуда взявшихся... мамонтов. Огромные, лохматые животные, не спеша черпали своими хоботами студеную воду. Около получаса мы, как завороженные глядели на этих сказочных исполинов. А те, утолив жажду, чинно друг за другом углубились в лесную чащу...»
Такие свидетельства, не искушенных в науке, простых тружеников тайги, лишний раз подтверждают существование мамонтов в наши дни. Бесспорно, их популяция заметно уменьшилась. Небольшие стада таких реликтов просто на просто затерялись в необозримых, малонаселенных просторах. Встречи с ними случайны и неожиданны. Но это вовсе не повод вычеркивать их из анналов природы.
Стоит заметить, что не только в Сибири водятся доисторические звери. Еще со времен Конан Дойля районы Амазонии, находящиеся в треугольнике границ Бразилии, Венесуэлы, Гвианы, зовутся «затерянным миром». И чудеса там можно встретить на каждом шагу. Там в сильно заболоченных поймах Амазонки и ее многочисленных притоков обитает и другой представитель реликтовой фауны. Это гигантская земноводная рептилия, родственная, очевидно, Диплодоку, древнему ящеру, жившему на Земле еще в период Мезозоя.
Первым из европейцев с ним столкнулся монах-иезуит Жуан Васкес, занимавшийся миссионерской деятельностью среди амазонских индейцев. Впоследствии, он писал: «Поражающих размеров чудовище являлось для местного племени объектом религиозного поклонения. Оно было чем-то типа тотемного покровителя... Временами индейский шаман «вызывал» его. Над водой возникала узкая морда на длинной шее. Чувствовалось, как под водой играет его огромное туловище...»
Вероятно, вот эти неведомые пока науке звери и породили распространенный по всей Латинской Америке культ змеи. Достаточно вспомнить Кетцалькоатля – «пернатого змея» древних ацтеков. В Перу и Боливии, где также существовали высокоразвитые цивилизации, инки поклонялись змею Амару. В их пантеоне он занимал почетное место, а его изображение можно найти даже на знаменитых Вратах Солнца в Тиуанако. Между тем объекты поклонения - совсем не ядовитые змеи коим несть числа в этих широтах, а существа на первый взгляд напоминающие удавов или очень больших боа, наделенные способностью летать. Причем, поклоняются «крылатому боа» и современные боливийские индейцы. Наряду с этим в Парагвае существует множество устных и письменных преданий о «звере с коровьей головой, большими зубами и страшными глазами».
В 1974 году американская натуралистка Кети Дурбан путешествовала по бассейну реки Амазонки. Жители небольшого поселка, затерявшегося в глухих джунглях, рассказали исследовательнице о загадочном животном, обитающем в местных заболоченных протоках. Свои наблюдения, сделанные во время странствий Дурбан, описала в своей книге «Затерянные миры Амазонии».
«Моим добровольным проводником в этом зеленом аду стал инженер-мелиоратор из Санта-Крус дон Луис Сильва. Он и сообщил мне первый о загадочном существе, которое встретил на охоте всего год назад. С группой местных индейцев-лесорубов он отправился стрелять кайманов в излучине реки Гуапоре. Вдруг все увидели, как нечто похожее на исполинскую сикури пожирает молодого крокодила.
Потрясенные невероятным зрелищем, охотники стояли несколько минут, ошеломленные. Тем временем «змея», поглощавшая каймана, заметила людей и сделала угрожающее движение в их сторону
- Я выстрелил ей в голову четыре раза, - сказал дон Луис. - Правда, попасть было нетрудно, потому что голова чудовища была не меньше полуметра в ширину. А в длину змея вытягивалась на девять метров.
Когда я спросила, почему они не сняли с нее шкуру, дон Луис разъяснил, что это была бы работа на полдня для десятка индейцев - и работа абсолютно бессмысленная. Сама по себе шкура не имеет никакой ценности, к тому же невыносимо воняет. И, наконец, если бы даже они ее сняли, каким бы образом всего несколько человек смогли вытащить из болота такой громоздкий и тяжелый груз.»
Во время странствий по непролазным джунглям, Кети Дурбан набрела на глухую деревушку. Ее жители промышляли в основном рыболовством. Прожив в ней несколько месяцев, натуралистка настолько вошла в доверие к аборигенам, что те показали ей зловещего черного духа реки. Вот как она описывает эту встречу:
«...Всего в нескольких метрах от нас, в болотистых зарослях, копошился исполинский монстр. Его длина превышала 80 футов (24 метра), а вес очевидно «зашкаливал» за несколько десятков тонн. Не обращая на нас никакого внимания, живая махина, чавкая, флегматично копалась в илистом дне, что-то отыскивая там. По словам индейцев, Таргин, что на местном наречии значит «бог реки», питается в основном рыбой и прочей речной живностью, по большей части ведя ночной образ жизни...»
Да! Сам по себе, факт присутствия на Земле этих древних гигантов весьма необычен. Но только на первый взгляд. Ведь у науки до сих пор нет веских оснований полагать, что все они без исключения пали жертвой планетарных и прочих катаклизмов. Отсутствие естественных врагов и труднодоступность, а иногда и просто недоступность районов их обитания способствовало сохранению небольших популяций этих чудесных животных до наших дней.
Евгений ИВАНОВ
Свидетельство о публикации №225122501306
Рух Вазир 25.12.2025 16:26 Заявить о нарушении