На операционном столе...
В качестве хирурга выступает известный немецкий философ Вильгельм Шмид:
"Что не так с Германией?"
(Из немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е. Дроздова)
Вопрос: как сплотить общество?
Ответ: все, живущие в этой стране, нуждаются в свободном обществе. Иначе мы можем друг другу сильно осложнить жизнь. Но я различаю понятия "Общество" и "Общность".
В.: поясните Ваши слова.
О.: долгое время общность связывали с принуждением. Женщина в прошлом не имела право голоса. Однако мы выступаем за свободное общество, не основанное на принуждении.
В.: не спрятано ли в понятии "Общество" много анонимного?
О.: да, но только до тех пор, пока мы помним, что является основой. Мы говорим: сегодняшний вечер я проведу в обществе (друзей). Т.е. мы имеем ввиду конкретных людей.
В.: можно ли утверждать, что сегодняшняя Германия полна пессимизма и плохого настроения?
О.: да. Стоит только выйти на улицу.
В.: почему?
О.: с одной стороны это связано с состоянием здоровья людей. В конце концов мы потратили так много времени, чтобы хорошо себя чувствовать, положительно думать, всегда смотреть вперёд. Но все это утомляет. Теперь пришло время передышки. К тому же есть об'ективные причины. Положение в мире не в нашу пользу, европейцев.
В.: сможем ли снова просто выйти из этого положения?
О.: не знаю. Возможно это связано с нашим (экономическим) благополучием.
В.: что Вы имеете ввиду?
О.: наше материальное преуспевание. Но оно имеет свою обратную сторону: мы замкнулись на нашем личном благополучии и (всеми силами) стараемся его охранить. Это яд для общества. Во всем чувствуется "пофигительное" настроение: "Я ничего не знаю, моя хата с краю." Это не удивительно: если человек не смотрит, то он ничего не видит.
В.: но если присмотреться, тогда люди открываются.
О.: конечно. Если человек заметил, что кто-то им интересуется, тогда двери открываются и не скоро закроются.
В.: было ли раньше более открытое общество, чем теперь?
О.: да, в деревне, где я вырос, двери домов не закрывались. Теперь наоборот. Каждый боится, что кто-нибудь войдёт и что-нибудь стибрит. Это обратная сторона повышения благосостояния.
В.: о чем я должен говорить со своим соседом?
О.: только не о политике. Я должен спросить самого себя: как мне реагировать, если мне в лицо скажут: на твое мнение мне наплевать? Но жизнь многогранна. Если я чувствую, что у меня душа к нему лежит, я всегда найду тему для разговора с ним. Например с мужчиной преклонного возраста. Если ты спросишь его, сколько раз за ночь он встаёт, чтобы помочиться, то считай: двери открыты и ты найдешь в нем нового заинтересованного собеседника.
Свидетельство о публикации №225122501342