Картинки детства. День Победы

       День Победы - 9 Мая в нашей деревне ежегодно отмечался торжественными школьными линейками с Пионерским костром. Это событие было важным не только для школы, но и для всей деревни. Торжественные линейки проводились на "Ильином Перевозе" или в "Сосняках".  На "Костре" обычно присутствовала вся деревня.

      Накануне назначалась группа ребят старших классов для подготовки костра, и уже этот факт был очень волнительным. Они брали с собой топоры и лопаты, на подходящей поляне канавкой глубиной в штык  и шириной в метр выкапывали очертания огромной пятиконечной звезды и внутри неё возводили высотой метра три костер, и Девятого Мая происходило торжество. Это событие особенно впечатляло нас, когда мы еще не были школьниками, потому что старшие ребята и взрослые томились ожиданием  праздника, и все разговоры накануне были только о нем. В нашем доме чугунный утюг с углями – почему-то его называли паровым - был нарасхват. Старшие братья Володя, Тамара и Толя приводили в порядок одежду, пионерские галстуки, чистили, гладили, пришивали подворотнички – царила праздничная суета и эмоциональный подъем. Этот торжественный эмоциональный подъем витал в воздухе и охватывал всех.

       К костру собиралась вся школа, родители с младшими детьми, другие селяне. Школа выстраивалась перед костром по порядку и по ранжиру. Шестой и седьмой классы - в основном, комсомольцы. Пятый, четвертый и третий, за редким исключением – пионеры. Первые и вторые – октябрята. Школьников в послевоенные годы было много: - каждого класса по два - «А» и «Б», численностью до тридцати человек, бывало и по три класса - «А», «Б» и «В». Школьная комсомольская и пионерская организация имели четкую по-военному структуру: - звено, отряд, дружина, и «командиры» по случаю торжества  рапортовали по инстанции, а в конце старшая пионервожатая - это кто-то из молодых учительниц - рапортовала директору школы.
      Меня, присутствующего на костре, ещё не будучи школьником, завораживал и вдохновлял этот торжественный, организованный и по-военному четкий ритуал с его лаконичными движениями и короткими фразами. Слушая не окрепший, но звонкий фальцет командира: «Отря-а-д!!! Равня-а-йсь!!! Сми-и-рна!!!... Товарищ Председатель Совета дружины…» - я с волнением воображал, как громко и властно подал бы команду, как с поднятой в торжественном приветствии рукой прошел перед строем чеканным шагом, как четко бы рапортовал, и все б восхищались и на меня смотрели…

      Глаза матерей, наблюдавших в строю своих подрастающих чад, теплели и увлажнялись.
 
      Директор школы, Шпагин Василий Венедиктович, всегда с таинственной и лукавой улыбкой, а теперь страшно сосредоточенный и до смешного серьезный, приняв рапорт, бочком и хромая на правую ногу, выходил на средину строя, приветствовал и поздравлял всех с Великим Праздником - Днем Победы Советского народа в Великой Отечественной Войне и разрешал зажечь по этому поводу Пионерский костер. Костер поручали зажечь самому лучшему ученику старших классов. Он, в волнении, несколько угловато, но с торжественным видом выходил из строя, брал спички и зажигал подготовленную в нужном месте костра бересту и хворост.

      Большой костер – гипнотическая картина. С незапамятных времен огонь завораживал человека. Сначала загораются мелкие прутики. Маленькие, неуверенные язычки пламени робко подлизывая мелкие стебли, еле взбираясь все выше и выше, пробираются внутрь к середине. Белый тяжелый дым, лениво поднимаясь к верху, слегка колеблясь и заглушая робкое пламя, не дает продыха огню. И пламя, как будто, уже захлебнулось… Присутствующие затаив дыхание и, кажется, забыв обо всем, с напряжением смотрят и будто о том только и переживают: - не заглохнет ли, откуда прорвется, где загудит? И через какое-то время не большой столб прозрачного жара, разрывая клубы белого дыма и увлекая их за собой, вырывается кверху. В напряженных лицах появляется облегченье. Языки пламени, поддерживая друг друга, охватывают нагроможденные ветки, где-то внутри слышится треск и посвистывание сворачивающихся от жара прутьев, и, вот уж, скелет объят сплошным пламенем, оно гудит и бушует, пожирая стебли, дико пляшет на сучьях и бревнах, заставляя отодвинуться всех на уважительное к нему расстоянье.

      Пока горит костер, школьники читают стихи, участвуют в играх, в спортивных соревнованиях, а родители - участники войны рассказывают о наиболее памятных сражениях, победах и других военных событиях.

      Пионерские костры по случаю Дня Победы жгли, этак, года до 1955, потом их не то запретили, не то эта традиция сама изжила себя. Скорее всего, это произошло потому, что в деревне в 1956 году появилось радио, а вслед за ним и электричество и пионерские линейки стали проводить на школьном дворе под прослушивание трансляции центральных радиостанций.


Рецензии