12. Образ Божий и образ мира сего
Я до этого писал, что в человеке две природы: человеческая и Божественная. А теперь, мне бы хотелось дополнить свою мысль (точнее, расширить) и сказать, что в человеке, все-таки, не две природы, а одна. Какая же? Естественно- Божественная! Именно ее нам Даровал, а точнее Восстановил в Себе, Спаситель наш Иисус Христос. А что же тогда есть наша ветхая природа? Почему я не хочу ее учитывать? Потому что, она временная. А всё что временное, по отношению к Вечному, равно нулю. Сегодня она есть, а завтра уже нет. Но мы, все равно, должны иметь правильное отношение к этому своему временному существованию. Что же такое, для Православного Христианина, наша ветхая природа? Это «образ мира сего», который «преходит», то есть заканчивающийся и проходящий мимо. А что есть образ? Образ есть некое отображение, или модель, того, что существует в реальности. Для нас, Православных Христиан, реальностью является Царство Божие. Его мы и прообразуем, или проповедуем своей жизнью. Кем был наш Спаситель на Земле для наших ветхих глаз? Образом Будущего Непреходящего Века. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:6-7). Образ Бога Отца, Сын Божий - «сей, будучи сияние Славы и образ ипостаси Его». (Евр.1:3) И по-другому не может быть. Потому что, вся наша ветхая жизнь, это моделирование. Церковь, наша земная, тоже образ Церкви Небесной, которая «не от мира сего». Все Церковные Таинства, они не от этого мира и не для него, они только прообразуют Будущую нашу Жизнь. Все, что в Церкви поется и произноситься, это только словесные образы нашей Будущей Жизни в Боге. Архитектура Церкви - это образ, воплощенный в камне, Церкви Небесной. Иконы- это образа святых людей Преображенных во Христе в Будущей Жизни. А Будущая Жизнь, как раз и есть самая Настоящая Жизнь. Мы Христиане- это тоже образ Новых людей во Христе. А точнее, мы и есть Христос, продолжающий жить в нас, в нашей ветхой плоти и душе, на этой временной земле.
Я выше написал, что Христос, Воскресши из мертвых, Восстановил в Себе наши временные, тленные, тела и души в Новые Бессмертные, «соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, дабы из двух создать в Себе Самом одного Нового человека» (Еф.2:14-15). Более двух природ не существует! Но одновременно, в нас, в Его последователях, Христос продолжает оставаться в этой человеческой плоти и страдать вместе с нами. То есть, в Вечности Сын Божий в одной Неизменяемой Вечной Божественной природе, а в этом временном мире Он отображается в Христианах, в нашей ветхом смертном теле и душе. В этом смысле, у Христа, по-прежнему две природы: одна Новая Божественная, а другая временная человеческая, пригвожденная, вместе с нами, на Крест.
Живя в этом мире человек, если он Христианин, моделирует, или конструирует, своими делами, словами и всей своей жизнью, своего Спасителя и Царство Небесное Божие. Дух Божий, ниспосланный в День Пятидесятницы на Апостолов, а через них и на всю Церковь, действует в этом мире, побуждает православного человека к делам Неземным. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, …». Или: «Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый». Православные все сие творят понуждаемые Духом Божиим, но повторюсь, в этом мире мы только отображаем Будущую Жизнь. Мы пишем труды, которые приоткрывают завесу (а точнее раздирают ее «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу»), разделяющую ветхий мир от Нового. Мы строим из различных материалов архитектурные и художественные образа, приближающие, или возводящие нас, в Новый Мир. Этими делами Веры мы предвосхищаем свое Воскресение. Но это только моделирование! Все творимые человеком дела- это только модель того, что ожидает нас в Новой Божественной Жизни. «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14:26-27). Потому как «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3:10).
Человек слушает Божественный голос: через чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, через созерцание природы и всего тварного, через размышления о промысле Божием, и так далее. Все перечисленное также отображение Божественного Небесного Мира. Но не более того. Человек творит - он моделирует, то есть создает отображения. Человек живет в мире образов, и сам являясь таковым. Мы призваны быть носителями образа Божия. Но не факт, что таковыми являемся на деле. На деле мы чаще отображаем самих себя, или демоническую природу- образ адского царства, вечного неугасимого огня. К этим антиобразам человек тоже может быть причастным. Почти вся наша цивилизация- это образ приближающегося царства антихристова. И строят его тоже люди. Бывает даже так, что этот антиобраз строят внутри церковных оград. Внутри монастырских стен тоже нередко моделируется образ «тьмы века сего». Искажаются духоносные учения святых отцов и насаждается другой дух. Хочу сказать, что совершая такое антимоделирование, вовсе не означает, что человек погибает для Новой Жизни. Нет. Это попускает Господь, чтобы на этом диссонансе, на этих двух противоположностях, человек увидел, где Истина, а где лож, и обратился бы туда, куда повлечет его сердце. Этот мир, неизбежно построит царство антихристово. Но также неизбежно и то, что после будет конец этого царства. Этот конец, будет не только потому, что его остановит Господь. Нет. Конец будет по факту разрушительного бытия этого мира. Мир перестанет существовать, потому что он уже не существует для Бога. «Дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин. 16, 33) - говорит Господь. После этих скорбных событий последует Второе пришествие Сына Божия в Славе и Страшный Суд. Мы обречены на бессмертие. А выбор между бессмертным Бытием в Царстве Божием, и нескончаемым небытием в царстве тьмы, заложен в нас, в нашей свободе.
Господь Царство Небесное уподобляет в Своих притчах: или зерну, или закваске, или царю, … Но это именно уподобление, и не более того. «Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран…» (Пс. 101:7) - все Священное Писание пропитано образностью нашего существования в этом мире. Поэтому, не нужно путать образ, то есть уподобление в преходящем мире, с Реальностью и с Подобием Бытия человека в Царстве Божием. Если ветхий человек просвещен Духом Святым, то он может видеть Истинного Бога и в этом преходящем мире. Христос был Миссией в этом мире. И люди, несущие на себе образ Христа, называются Христианами, или Миссионерами. Апостол Филипп просит Господа показать им Отца. Христос ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?». Христос был образом Бога Отца: «Сей, будучи сияние Славы и образ Ипостаси Его» (Евр. 1:3), имел на Себе ветхое тело, чтобы видели его люди ветхими глазами. Иисус Христос по-прежнему имеет свой образ в этом мире- в нас Христианах и в земной Церкви, которая, будучи образом Церкви Небесной, стоит «на сем Камне… и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).
А если человек живет вне людей, например пустынник, или отшельник, то ему не нужно быть Миссионером, в широком смысле этого слова. Преподобный Онуфрий Великий прожил в полном одиночестве в Египетской пустыне шестьдесят лет, и не нуждался ни в каких образах, потому что он общался с Первообразом напрямую. Икон у него в пещере не было. А Причащали его Ангелы Божии каждый воскресный день. Даже обычная пища была дарована ему чудесным образом от Бога. После смерти Преподобного, обвалилась пещера, высох источник воды, и пальма, дававшая ему каждый месяц необходимое количество фиников, завяла. Онуфрий Великий, также, как и многие другие преподобные отцы Божии, проходя свой земной тернистый путь, несомненно был Истинным Небесным Жителем на Земле. Но для всех нас, он также несомненно, является образом Ангельского Жития.
В первой главе книги Бытия сказано, каким Бог замыслил сотворить человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Далее в повествовании говориться, что сотворен был человек только по образу Божию: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Возникает вопрос: а где Подобие? А Подобие Божие в Адаме было заложено как потенциал. Это то, к чему человек был призван- быть Подобным, то есть, ни в чем не отличным от своего Создателя. И не было ничего, что бы мешало стать человеку таковым! (Эту тему мы рассмотрим в главе "О свободе человека".) После грехопадения Господь одел человека в «кожаные ризы» (в Священном Писании речь идет вовсе не о шкурах убитых животных). Эти ризы стали для человека символом ограниченности, они ограничили его от Вечного Бытия. Но одновременно Бог оставил в человеке образ: «он стал как один из Нас». Подобие Божие для ветхого человека более недосягаемо в этом ограниченном мире. Необходимость в кожаных ризах объясняется еще и тем, что человек перестал быть владыкой вселенной. Мир теперь ему враждебен, а «плоть не пользует нимало». Потому и советует нам апостол: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в Нового Человека, созданного по Богу, в Праведности и Святости Истины». (Эф.4:22-24)
(Продолжение следует.)
Свидетельство о публикации №225122501473