Commentaires sur или Мои мемуары. 7
Мама, Подрушняк Анна Михайловна, урождённая Еремеева, родилась 7 октября 1932 года. Сам по себе в рядовой день месяца, пока его не выбрали днём брежневской конституции. Очевидно, выбирали долго, поскольку выбрали единственный день, который лет десять подряд выпадал на выходные, а дальше не заглядывали. Позже в этот же день родился президент России В.В.Путин, но в то время мама жила уже в независимой республике Грузия.
К тому же, совершенно случайно, эта глава стала седьмой в моих мемуарах.
А родилась она на Урале, городе Кунгуре в то время находившимся в Молотовской области. Её отец, Михаил Матвеевич, после 1917 года переехал из деревни и работал на Кунгурском вагоноремонтном заводе. Окончил курсы десятников. Это курсы, где обучают на бригадиров, что для вчерашнего крестьянина – серьёзный карьерный рост.
Уже в новой должности его командировали в Магнитогорск, где он заболел туберкулёзом и врачи рекомендовали сменить климат.
В 1934-м году семья переехала на постоянное жительство в городок на черноморском побережье Кавказа в абхазский городок Очамчире.
По рассказам мамы, абсолютно ничем не примечательный городок, в котором лишь небольшой порт имел хоть какое-то значение.
Говорят, что когда-то там были непроходимые самшитовые леса, и это дало название посёлку – «ошимшир» в переводе с турецкого значит «самшит».
Опять же пишут, что в Очамчире много любопытных археологических памятников, но тут же добавляют, что все они находятся за пределами городка. Однако, прожив там первую половину жизни, мама, хотя и преподавала в школе историю, в том числе и историю Грузии, о них даже не знала.
Тогда о таких вещах не говорили вообще, тем более, что период становления мамы пришелся на время войны. Не знаю, в интернете что-то пишут о постепенном развитии городка, но по словам знакомых живущих там – всё в запустении. Во всяком случае, пока. Самая значительная достопримечательность – Новоафонский монастырь, но это в Новом Афоне, западнее, более чем в 80 километрах.
Невероятное совпадение, Поти, куда изначально переехала семья папы, находится западнее Очамчире, всего в шестидесяти километрах по прямой.
В 1942 году дед Михаил погиб на производстве в результате несчастного случая. Насколько я помню, закрепляли брёвна при погрузке на ж/д платформе, скрутка раскрутилась и моего деда ударила ломом по голове. Рану промыли бензином…
Да, не удивляйтесь, сейчас нам это кажется полной дикостью, но бензин реально обладает небольшими дезинфицирующими и болеутоляющими свойствами, и когда-то его с такой целью использовали. Первая медпомощь серьёзно навредить не успела, дед скончался от травмы, а семья осталась вообще без каких-либо средств к существованию. Мать моей мамы, Евдокия Александровна, всегда была домохозяйкой. А моей маме на тот момент было всего 10 лет. С ними жил ещё брат Вениамин, на два года старше её, и двухлетняя сестрёнка Тамара. Самый старший брат – Николай – в 41-м году ушел воевать. Была у них ещё самая старшая сестра, но она ещё в Кунгуре «ушла в свободное плаванье» и никто из родных её больше не видел.
Как мама смогла выжить в то время – представить не могу, это что-то запредельное. Брат же всё время крутился в своей пацанской компании…
А она, поступив в 1940 году в русскую школу в Очамчире, отучилась в ней 7 классов, да ещё и на отлично! Это при том, что питаться было нечем, так ещё и барак, в котором они жили, был реальной развалюхой, где угол пола небольшой комнатки настолько просел и отошел от стены, что под ножку кровати пришлось подставить пару кирпичей. Отопления там не было вообще никакого. Она рассказывала, как продавала на рынке воду, как летом помогало обилие фруктов…
Но знаете, когда это рассказывается так, постфактум, а ты сидишь сытый и в тепле – реальный трагизм той жизни представить просто невозможно…
Тут, ко всему, её мама заболевает раком.
Что значит иметь рядом человека, умирающего от рака, если, к счастью, сами не проходили через такое, то точно слышали. В 1948-м бабушка умирает.
Маме всего 16. Её сестре – 8.
В это время брат Вениамин уже учился в Ремесленном училище, а брат Николай, уже женившись жил в Тбилиси. В 1949-м году он забрал сестёр к себе.
Жили они в полуподвальном помещении на той самой улице им. Тархнишвили, где позже мне суждено было родиться.
В сентябре того же года мама пошла учиться на телеграфистку – морзистку, через три месяца, успешно сдав экзамены, приступила к работе в качестве морзистки первого разряда. Буквально за год она поднялась до высшего разряда, потом стала работать на новом оборудовании, так и проработала на телеграфе до самого поступления, в 1954-м году, в Тбилисский педагогический институт имени А.С. Пушкина.
Позже этот институт переименовали, присвоили ему имя Сулхана-Саба Орбелиани - выдающегося грузинского писателя, ученого и политического деятеля княжеского рода. Правда, когда я был в Тбилиси в 19-м году, институт носил имя другого деятеля, но сейчас этот педагогический университет (а вы как думали) ещё и входит в состав Илийского государственного университета (Илиауни) – названного так в честь Ильи Чавчавадзе, в 1987 году канонизированного Грузинской православной церковью.
А до института мама, работая на телеграфе, окончила ту же школу рабочей молодёжи, что и папа, причём с золотой медалью.
Интересно, что она обожала танцевать и при первой возможности ходила на танцплощадку в парке на Мтацминда, а оттуда часто приходилось спускаться по пешеходной дорожке, поскольку фуникулёр уже не работал. Любопытный момент, что танцевала она только со своей подружкой. Местные ребята их знали и к ним не приставали, более того – негласно охраняли.
Потом в трамвае она познакомилась с будущим моим папой, из-за которого, по его душевной простоте, а точнее, наивному простодушию, у мамы украли чемодан с её нехитрыми пожитками.
Но, так или иначе, 25 октября 1953 года, они поженились. Сама специально выбрала этот день – день рождения отца, чтоб он запомнил дату навсегда.
А в августе следующего года родился я.
:-)
Младшая сестра Тамара осталась жить со старшим братом, а маме, как вы понимаете, предстояло жить со свекровью, неграмотной женщиной, которая вообще не понимала, почему нужно сидеть за книжками, и вообще учиться – «не сахар». Тем не менее, в институт-то мама поступила уже будучи замужней женщиной! Похоже, всё хорошее, что происходило в её жизни было не благодаря, а вопреки.
Мама поступала на филологический факультет. На третьем курсе дополнительно ввели им образование по специальности «преподаватель истории», естественно, с полным комплектом сопутствующих предметов, таких как история Грузии, партистория, обществоведение…
Мама эти предметы недолюбливала, но так случилось, что когда она пришла на работу в реальную школу, все места филологов были заняты и пришлось ей до самой пенсии преподавать историю. И только начало перестройки перетасовало все карты. Мама в 89-м вышла на пенсию и стала работать на себя.
Я писал выше, что мамин брат дядя Коля, (Николай Михайлович Еремеев) взял сестёр жить к себе. В небольшую полуподвальную квартирку, где жил с женой и двумя дочерьми.
Вскоре он с женой развёлся и с квартиры съехал, забрав сестру Тамару.
Забегая вперед скажу, что его бывшей жене предлагали хорошую квартиру в доме, который сейчас считается элитным, напротив парка Ваке. Знающие Тбилиси, поняли о каких домах речь. И представляете, она не захотела переселяться, посчитав что это на краю города! Так она и прожила всю оставшуюся жизнь в том полуподвале.
А сейчас вернёмся к маминой работе.
В 1959 году мама приступила к работе в качестве учителя истории в 52-й средней школе. Находилась она на улице им. Палиашвили, рядом с Инязом, который позже переехал в новое здание, а в освободившемся здании расположилась первая школа продлённого дня.
В 52-й мама проработала всего два года и в 1961 году перешла на работу в 56-ю среднюю школу, находящуюся метрах в семистах на той же улице.
Эта школа, тесно связанная с нашей семьёй.
Сперва папа получил в ней семилетнее образование. Правда, тогда это была мужская школа под другим номером. Потом там стала работать мама, и в тот же год я пошел в первый класс в эту же школу, в которой и проучился все 10 лет – мне посчастливилось попасть в тот недолгий период, когда образование стало десятилетним. А чуть позже в этой же школе довелось поработать и сестре, которая, по следам мамы, окончила тот же самый институт.
А мама, выйдя на пенсию, открыла домашний детский сад, который, благодаря её педагогическому опыту, приобрёл популярность. Поскольку мы жили в «элитном» районе Тбилиси, это помогло стабильно пережить смутное постсоветское время и даже поддерживать родственников.
На фотографиях:
1. Евдокия Александровна, Вениамин, Николай, Анна, Михаил Матвеевич.
2. Анна, Тамара, Вениамин.
3. Анна с двумя подружками.
4. Дядя Коля (Николай Михайлович Еремеев).
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225122500015
Нескучного вам чтения!
:-)
Владимир
Designer 25.12.2025 00:07 Заявить о нарушении