Письма Учителю. Никанор против. II

                Да, граф, серьезно взялся за Вас архиепископ Никанор.

 Сегодня о его второй беседе Точнее поучении, озвученном в церкви Одесского Епархиального женского училища.

 За основу Ваш оппонент взял рассказ "Три старца". Из поучения следует, что Никанор уже знаком с Вашим произведением.

 Но не так давно кто-то неизвестный прислал ему пакет со старым номером газеты "Нива", в котором и был изначально напечатан рассказ.

 Допускаю, история с посылочкой несколько надумана. Некий лекторский прием. Тем более, что дальнейшее намекает на подобное.

 "Что хотел сказать именно мне пославший аноним? Без сомнения то же, что хотел сказать всей христианской России именитый ересеучитель, распространитель этого рассказа: "Вот-де ты, представитель, сторонник и горячий проповедник умственно-религиозного просвещения народа, – о чем ты хлопочешь, из-за чего суетишься!"

 Отличный прием, объединение себя, несущего истину, с миллионами верующих. И противопоставление словом Иисуса ереси искателя новых отношений между людьми.

 Далее лектор весьма подробно излагает Ваш рассказ. Но при этом делается небольшое уточнение о ретивости его распространения.

 Получается, Никанор видит серьезную опасность для паствы в старинной легенде, чуть переработанной Вами. И тут же сурово опровергает чудо хождения по воде. Как так?! Не сметь простым скитникам делать подобное Христу!

 "Это нелепейший апофеоз величайшего народно-русского невежества, во-первых в вере. А этим словом, что это легенда, сказка – не более, сказано все"

 Изначально слившись с паствой, тут же отделяет её от себя. Зря. Народу легче со сказкой. Не так важно, во что. Будь это райские кущи или светлое будущее всего человечества. Как некий отложенный анестетик, делающий буди не такими тяжелыми и серыми.

 Естественно, что простой народ не будет при этом читать длинные молитвы своему очередному идолу или богочеловеку. Сомневаюсь, что апостолы, при встрече со Спасителем, начинали разглагольствовать. Думаю, все намного проще.

 Вот и три старца на безымянном острове обходятся примитивной  молитвой, напоминающей мантру: "Трое нас. Трое вас. Помилуй нас!"

 Это отсыл к Христову обращению со стороны простого верующего.

 Возмущенный  простотой, Никанор приводит ещё один подобный пример. Некий подвижник, повторяя "Это бебе, Боже", перепрыгивал через пень. Этим и угодил Создателю.

 "Здесь тот же апофеоз темного невежества"

 А если не так категорично? Если это, как и хождение старцев по воде, некий символизм?  Да и пень-один из атрибут язычества, преодолевая который, подвижник возносится к Богу.

 Есть во второй беседе Никанора некие, важные и сейчас наблюдения. Как бы сказали после, сказки Киплинга,синдром реального Маугли.

 Увы, Лев НИколаевич, сейчас подобные черты можно наблюдать и у детей без социальной изоляции. Думаю, повышается токсичность среды.

 Это к слову. Сам же Никанор в финале нынешней беседы славно оттоптался на "графских  развалинах" православной нравственности:

 "А граф Лев Толстой, от великого пошатнувшегося ума, хочет и хлопочет, чтоб и вся Русь, отказавшись от веры и церкви, одичала: чтоб забыла даже: "Отче наш"... Не нужно де. И он, увы! учитель многих, очень многих, очень умных. С их стороны учитель желанный, со своей стороны – самозванный"

 Не поймешь, славит или хулит?

 Думаю, все же первое.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Так или иначе, но отличный пиар Вашему творчеству и философии пацифизма"


Рецензии
Сейчас Никанора не пригласили бы на телевидение, вести пропагандистскую передачу.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.12.2025 21:31     Заявить о нарушении