Побочный эффект

                ВЫПУСКНИКАМ 1981 ГОДА, ТРЕТЬЕЙ РОТЫ ПЕРВОГО БАТАЛЬОНА КВВКУ ПОСВЯЩАЕТСЯ               


                Взволнованно ходили вы по комнате
                И что-то резкое в лицо бросали мне.
                Вы говорили: - Нам пора расстаться…
                (С.Есенин)
               
                Наш союз скреплён в паденьях,
                В тех, что только возвышали!

                (Из моего посвящения А.Николенко         
                https://stihi.ru/2013/01/08/6056)


          В самом конце первого курса, после сдачи экзамена по Истории КПСС, сидим мы в кубрике с моим другом комодом* и что-то обсуждаем. И тут вдруг Никола (Ник) достаёт из тумбочки тоненькую брошюру и протягивает мне - на мол, посмотри. Открываю, а там схемы каких-то радиостанций, в которых я, мягко говоря, не силён.
          - Гм-м-м… Ну и что это?
          - Это сборник схем зарубежных радиостанций, только тут детали редкие, такие у нас не продают. Тебе не надоело эти марксистско-ленинские науки зубрить, мозги себе забивать датами съездов, пленумов и их решениями под бурные и продолжительные аплодисменты? Тут есть одна классная схемка, если достать нужные детали, я бы собрал компактную радиостанцию, чтобы в дипломат влезала, и мы бы по ней могли экзамены сдавать, - заговорщически зашептал Ник.
          - Будем как в “Операции Ы”, на экзамены с перевязанной головой ходить? При нём задача? – рассмеялся я.
          - Мацек, будем нормально ходить, я знаю, как это сделать. Понимаешь, нужны миниатюрные детали, ты вроде говорил, что у тебя кто-то на авиазаводе работает? Сможешь привезти?
          - Дядька мой, он Рижский авиационный институт закончил, сейчас главный инженер 405-го Алма-Атинского авиаремонтного предприятия.
          Воспринимающий свою жизнь как одно большое приключение, балансировавший весь первый курс на грани отчисления за бесшабашный пофигизм, драчливость и полный игнор любых авторитетов, я был “за любой шухер, кроме похорон”:
          - Готовь список, я попробую.

          Будучи в отпуске, я передал этот список дядьке, и через пару дней он притащил мне увесистый холщовый мешочек с мелкими транзисторами, катушками, диодами, конденсаторами и проч.:
          - Те, что ты заказал, там снизу, в отдельном пакете, - сказал он, - а сверху я тебе ещё всяких разных досыпал, на всякий случай.

          По возвращению в училище я передал мешочек Нику, чем привёл его в полный восторг.
 
          В своей компашке все старослужащие роты – старшина и заместители командиров взводов, ввиду их не особо выдающихся знаний, сходу вступили в преступный сговор и горячо поддержали идею предстоящего надувательства профессорско-преподавательского состава училища, оказывая нам всяческое содействие. Саму радиостанцию, Никола, к тому времени уже ставший нештатным Председателем военно-научного общества кафедры Электрорадиоцепей, паял на ней по вечерам, взяв в соавторы такого же выдающегося любителя “радиотехники на коленке” Женьку Суслова.
          Радиостанция получилась мощная, такая, что антенна, если до неё дотронуться, обжигала пальцы, но при опробывании, выяснилось, что радиоволны плохо пробивают стены здания, сигнал распространялся в малом радиусе, а таскать её по разным кафедрам было опасно. Когда были перепробованы все возможные варианты и уже почти наступило отчаяние, Никола с Жекой, выйдя из здания во внутренний двор, обратили внимание на малозаметную дверь снаружи главного корпуса, которая вела в полуподвал, в киндейку** слесарей-сантехников. Спустились туда и стали проверять, сигнал не пробивался. Тогда, в порыве отчаяния, в нарушение всех этих законов Ома, Кирхгофа, Лоренца и великого Максвелла, Ник прицепил антенну к проходившей по подвалу водопроводной трубе, которая ведь наверняка была где-то заземлена, и о чудо! Мощный сигнал появился сразу по всему зданию училища, как будто во всех его аудиториях радиостанция была в метре от приёмника! Мало того, он распространился на всю территорию училища и отлично прослушивался даже в курсантских казармах 1-го и 2-го батальонов.
 
          В день сдачи очередного экзамена я перед физзарядкой брал у Сани Ковалёва, старослужащего 2-го взвода, миниатюрный, японский радиоприёмник и сделав круг по училищу вмести с ротой, отделившись, перемещался в кусты у забора, за тыльной стеной спортзала. Никола таким же образом проникал в киндейку, где сантехникам было “по барабану”, и давал позывные в эфир:
          - Мацек, Мацек, даю настройку, один, два, три, четыре…
          Поймав его голос, я фиксировал колёсико настройки изолентой. Слабой стороной всего этого действа было то, что обратная связь отсутствовала, только приём. Сильной стороной была сама система, предложенная Ником: настроенный на нужную волну радиоприёмник, не сильно отличающийся по толщине от военного билета, опускался в нагрудный карман кителя. От него в рукав мы пропускали штатный провод с наушником-вкладышем, в котором уплотнительную резинку заменяли 15-сантиметровой полихлорвиниловой трубочкой от медицинской капельницы и подсовывали под ремешок наручных часов так, чтобы она несколько выступала наружу со стороны ладони.
 
          На экзамене нужно было взяв билет, громко прочесть его номер, чтобы услышал стоящий за дверью напарник, потом сесть (желательно не на первый ряд) и подперев щёку левой рукой, приблизить звукопроводящую трубочку к уху. Напарник спускался в киндейку, включал анод передатчика и начинал диктовать в микрофон с учебника или конспекта. Слышимость была идеальной, но только для пользователя. Даже сидящие рядом курсанты не слышали и не замечали вообще ничего подозрительного.
 
          Слава о таком чудесном способе быстро покинула пределы нашего взвода и разошлась по роте. На сдачу экзамена по приёмнику образовалась куча халявщиков буквально во всех взводах, которые стали записываться в очередь и бесконечно ссорились между собой. Это был триумф, который вёл к неминуемому краху, и он таки случился…

          Во время сдачи последнего экзамена по ЭПИРД (электроприборы и радиодетали) благочестивый и особо бдительный сержант третьего курса второго батальона, имя которого история не сохранила, сидя в бытовке крутил ручку своего приёмника и вдруг услышал: - Костя,  диктую ответ на второй вопрос билета, записывай - Коэффициент полезного действия трансформатора рассчитывается по следующей формуле: ита равняется длинная дробная черта в числителе единица, в знаменателе единица плюс дробная черта, в числителе пэ большое с индексом ноль плюс пэ большое с индексом эл большое, умноженное на эн малое в квадрате. В знаменателе пэ большое с индексом два умноженное на эн малое. Пояснение - пэ большое с индексом ноль это потери холостого хода при номинальном напряжении…
          В памяти изумлённого отличника “боевой и политической” тут же всплыл подобный экзамен, сдаваемый им год тому назад. Не теряя времени даром, он бросился в кабинет особиста и доложил про обнаруженных им неизвестных “предателей Родины”.
 
          У капитана Особого отдела глаза вылезли на лоб, то, что он услышал, не укладывалось в голове – что бы в ТАКОМ училище и ТАКОЕ!! Выслушав доклад курсанта, он немедленно приступил к поиску нарушителей. Экзамен по ЭПИРД сдавал первый взвод, где замкомвзвода** был сержант Константин Еськин, через что выявить сеть заговорщиков не составило никакого труда. Примерно через час, проведя блестящее, стремительное оперативное расследование, особист постучал в дверь с табличкой “Начальник Краснодарского высшего военного училища генерал-майор Н.М.Козлов”!

          Что было дальше, страшно вспоминать. Самих радиомастеров и примкнувших к ним  старшину с замкомвзводами, два дня то и дело “вызывали на ковёр” и заставляли писать подробные объяснительные – кто, где, когда, с кем и главное – что? Пока их таскали на перекрёстные допросы, я сидел в кубрике и мысленно прощался с училищем…
 
          В конце второго дня, Начальник училища, оправившийся от первого шока, вызвал к себе на очередную беседу нашего комбата, Владимира Ивановича Тюрина:
          - Так что мы будем делать с этими негодяями? Будем отчислять?   
          - Товарищ генерал, извините, я уже докладывал вам - не могли они никаких секретов разболтать, у них секретные дисциплины только со следующего семестра начнутся. Я переговорил с их командирами и преподавателями, никаких нареканий, отличные курсанты, оба из старослужащих, командиры отделений, учатся и без радиостанции на одни пятёрки. Уверен, что наберутся ума и станут прекрасными офицерами. А пока… Ну мальчишки, детство в заднице ещё играет, острых ощущений хочется, что с них взять? Я бы охарактеризовал этот случай как побочный эффект блестящих знаний радиотехники…
          - А вы хоть понимаете, каким боком нам всем может вылезти этот ваш “ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ”?! Генерал в раздумье пожевал губами: – Хм-м-м… То есть вы предлагаете оставить их в училище, я правильно понял?
          - Так точно, товарищ генерал, под мою ответственность.
          - Да-а-а… Ну хорошо, пожалуй, я соглашусь с вашими доводами, но наказать их нужно так, чтобы на всю жизнь запомнили, понятно? И имейте в виду, что если впредь произойдёт что-то подобное я буду ставить вопрос о вашем пребывании в должности перед Начальником 8 Управления…

          Дальнейший “разбор полётов” был в кабинете сочувствующего нам втайне комбата. Тот, по всей строгости отчитав радиолюбителей, перевёл стрелки на такого же втайне сочувствующего ротного, который пошумев для порядка, по-тихому спустил эту историю на тормозах. Никого так и не наказали, а мне несказанно повезло, что про моё участие в этом “преступлении” знали только Ник и Жека, которым пришлось дать особисту расписку, что они обязуются никогда в жизни больше не изготавливать и не распространять подобные радиопередатчики.

          Но самое удивительное и пожалуй главное, что в конце этой истории все остались довольны: руководству училища не пришлось докладывать о ЧП и отчислении курсантов в Главное Управление; комбат, ротный и взводные были довольны тем, что их не сняли с должностей; второй батальон и особенно его руководство, были довольны тем, что это не на них легло пятно вселенского позора, а мы были довольны, что всё обошлось без серьёзных последствий, что экзамены сданы и ещё тем, что навсегда вошли в анналы истории училища, в виде его устных преданий. Но больше всех был доволен раскрывший это “ужасное преступление” наш доблестный особист, особенно когда он искоса поглядывал на свои новенькие майорские звёздочки.

          P.S. После выпуска из училища в 1981-м, мы разъехались по всему Союзу. Интернета тогда не было, и мы долго почти ничего не знали друг о друге. Когда встретились в Москве в середине 2000-х, все уже были седыми и лысоватыми полковниками и подполковниками, уволенными в запас. Помню, как мой одновзводник, москвич Юра Матлов, узнав мою офицерскую биографию и посмотрев семейные фотографии, указывая на меня пальцем, со смехом нарочито громко кричал: – Не, вы посмотрите на него, посмотрите! Ему характеристику такую дали, с какой в тюрьму не принимают и в жопу мира сослали, чтобы он там сдох и никогда больше его не видеть! А он там сразу же девчонку нашёл, умницу и красавицу, и женился на ней. Прошёл Крым, Рым и медные трубы, и в Правительстве Москвы работает, а дочка в Бауманке учится!!

          P.P.S. И ещё - В самом начале двухтысячных, полковник А.Н.Николенко, уже будучи заместителем начальника 8 отдела штаба ВДВ и ответственным по кадрам, несколько раз приезжал в училище, в качестве “покупателя”, где старший офицер кафедры Автоматизации, наш одновзводник и тоже бывший “радиохулиган”, полковник С.Б.Елесин, подбирал для друга достойных выпускников, изъявлявших желание служить в десанте. По окончании одного такого собеседования курсанты спросили: - А правда ли, товарищ полковник, что когда-то, в те времена, когда вы были курсантом, кто-то сдавал экзамены по радиостанции? Ник растерянно замолчал, а Сергей Борисыч расхохотался и широким жестом указал на друга: - Так это же он и есть! Пришлось покрасневшему товарищу полковнику признаться и поведать молодёжи, как было дело. По окончании рассказа изумлённые выпускники наградили его бурными и продолжительными аплодисментами.


  * - командир отделения;
 ** - небольшое подсобное или служебное помещение;
*** - заместитель командира взвода.




                M.V.

          Иллюстрация из Интернета


Рецензии