Идейное содержание романа М. А. Булгакова Мастер и
Принято считать, что в серьезных, значительных по объему литературных художественных произведениях присутствует несколько слоев восприятия. Это во многом обусловлено сложностью и многогранностью идейного наполнения. Безусловно, к таким произведениям относится и роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На мой взгляд, самый выдающийся роман 20-го столетия.
Читал его дважды, в возрасте примерно 15 и 20 лет. Также дважды смотрел сериал 2005 года (реж. В.В. Бортко). На днях также пересмотрел одноименный сериал 1993-1994 года (реж. Ю.Кара), вышедший на экраны в своей полной версии только в 2011 году.
Наверное, моя любовь к роману в значительной мере была связана с лицейским периодом, когда на 2-м курсе мне посчастливилось прослушать лекцию В.Б. Петрова (тогда декана литфака МГПИ, а впоследствии проректора по учебной части МаГУ – к сожалению, в настоящее время сам МаГУ слился с МГТУ, а здание университета который год пустует). Василий Борисович Петров называл М.А. Булгакова своим любимым писателем, а его роман «Мастер и Маргарита» (далее – МиМ) – его по-настоящему лебединой песней. И лекция у него была такая, что мы увлеченно, фактически раскрыв рты, слушали всей группой. А я настрочил порядка 10 страниц в своей тетради… Жаль, что спустя 31 год эта лекция канула в лету, а может, сгорела в какой-то печке, как любили в те годы сжигать свои рукописи классики (Гоголь, Пушкин, Достоевский, Набоков, да и сам Булгаков – свою первую версию романа). Поэтому, споря с Воландом, повторю слова братьев Стругацких в романе «Отягощенные злом» (построенным, кстати, по аналогии с «МиМ», где представлены также две сюжетные линии, одна – современность, вторая – история казни Иисуса): «Кто сказал, что рукописи не горят? Еще как горят – синим пламенем!».
Фраза Воланда «рукописи не горят», по мнению некоторых критиков, восходит к событиям 1205 года, когда альбигойские еретики пытались сжечь рукопись приора Доминика де Гусмана, ставшего впоследствии основателем доминиканского монашеского ордена (после смерти католическая церковь объявила его святым). И огонь трижды благоговейно отталкивал от себя рукопись, являющуюся, по сути, толкованием Священного писания. Роман Мастера о Понтии Пилате – аналогичное произведение. Причем, по оценке и последующей реакции Сатаны (пусть сам автор его так в книге и не назвал) и Бога в романе «МиМ», – соответствующий действительности, Истине (то есть о событиях не вымышленных, а угаданных) и написанный по-настоящему талантливо, мастерски. А такое произведение не может исчезнуть бесследно. Так как сила творческого духа все равно пробьет себе дорогу. Это безусловная вера самого автора, его героев, а также многих критиков и читателей в торжество Справедливости, Истины, Искусства, Света над Тьмой – в духовных их ипостасях. Это и есть одна из ключевых идей романа «МиМ». Не может бесследно исчезнуть, растворяясь в Небытие, то, что имеет бессмертную душу. Поэтому и земная жизнь – еще не конец всему, она не может и не должна сводиться к бессмысленному существованию.
Настоящие ценности нетленны. Эта идейная концепция и объединяет на первый взгляд такие различные по содержанию и стилю повествования части романа (1 часть – московская жизнь героев первой трети 20-го столетия; 2 часть – казнь Иешуа Га Ноцри).
Так, в похождениях по Москве Воланда со своей свитой очевидна не злая природа Сатаны, а его карающая длань, возмездие бездуховности и осознанному злу москвичей (трусость, корысть, предательство, лицемерие и т.д.). Драматическая судьба Мастера и Маргариты также иллюстрирует закон справедливости, где каждому воздается по делам его.
Аналогично и с духовным противостоянием Иешуа с Понтием Пилатом. Хотя даже не противостоянием, а своего рода испытанием, которое проваливает прокуратор, из-за своей трусости оказавшийся не способен к Поступку. Поэтому в данном случае очевидна не победа зла над добром (ведь Иешуя умирает, сохранив в себе свет, противопоставляемый тьме заблуждения и трусости Пилата), а предательство Света и самого себя, которое впоследствии, спустя 2000 лет, было искуплено прокуратором и прощено Им (Богом).
Таким образом, второй идейной концепцией М.А. Булгакова можно считать веру в способность самого человека определять для себя свой путь, делая выбор в сторону Света или Тьмы (несмотря на сатирическое начало романа, где Сатана доказывает неспособность человека управлять даже собственной жизнью на ближайший час). Так как способность определять свою жизнь и судьбу в данном случае подразумевает качественный выбор самого Человека (выбор любви вместо ненависти, милосердия вместо жестокости, правды вместо лицемерия и т.п.).
С этой возможностью выбора определенным образом связана и вера человека. Это еще одна идейная концепция романа: «Каждому да воздастся по вере его». Так, появлению бесовщины всегда предшествует некое богоотречение в различных его проявлениях (начиная от беседы на Патриарших и заканчивая сожженным Домом Грибоедова). Из-за неверия навсегда исчезает и «ожившая на балу Сатаны» голова Берлиоза. А противостоять бесовщине, злу, тьме возможно милосердием, любовью, которые возможны не только как некий Подвиг, Самопожертвование, но и как обычные человеческие отношения. Так, желание Маргариты избавить от страданий убийцу своего ребенка Фриду – это тоже проявление милосердия, действующего по Закону Света, Любви, Добра, заложенные Богом-Творцом в душу каждого человека (поэтому-то Иешуя убежден, что каждый человек по своей природе добр). Нужно только суметь не потерять, открыть в себе их, не запутавшись, не испугавшись (как Мастер и как Понтий Пилат).
Таким образом, произведение М.А.Булгакова – в тоже время и призыв читателей задуматься над своей жизнью, разобраться в мотивах и следствиях совершаемых поступков. Так как каждый человек в ответе за свои дела. Смысл заключается в необходимости выбора правильных жизненных приоритетов: научиться преодолевать свои страхи, уметь по-настоящему любить.
Еще одной важной идеей романа «МиМ» является сам образ Воланда, который и присутствовал в различных вариантах названия произведения («Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Жонглёр с копытом», «Черный маг», «Сын В.», «Гастроль», «Сатана», «Князь Тьмы», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Фантастический роман», «Вечер страшной субботы», «Великий канцлер», «Золотое копье» и т.д.). Не далее как сегодня у нас с другом был телефонный диспут по вопросу идейной концепции художественного произведения. Согласно его позиции, эта концепция всегда лежит в основе написания. Я же считаю, что она может рождаться, видоизменяться, упрощаться или усложняться, корректироваться в процессе написания. Так, если мы обратимся к истории создания романа, то увидим, что до последних трех лет (а роман писался 12 лет) в произведении отсутствовала линия Мастера и Маргариты. А основная идея романа сводилась к «гастролям» по Москве свиты Сатаны, вскрывающей и наказующей человеческие пороки.
Первый вариант романа была уничтожен М.А. Булгаковым 18.03.1930 г. после получения им известия о запрете к постановке и публикации пьесы «Кабала святош». Об этом свидетельствует его письмо правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…» (как выяснилось впоследствии, сохранилась глава одной из первых редакций романа «Копыто инженера», сожженного автором в 1930 г.).
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник — будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае — июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…
Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой
На заключительном этапе написания романа именно Маргарита становится ключевым персонажем, которая по упоминаемости автором в произведении представлена 600 с лишним раз (для сравнения – Воланд, Сатана… – немногим более 200). Остальные персонажи – еще меньше. И именно Маргарита становится тем героем произведения, который кардинально выпадает из традиционных сюжетных линий написанных ранее произведений. Очевидно, что с образом Маргариты связаны несколько иные идеи автора.
Так, Воланд выступает как вскрыватель и каратель человеческих пороков (трусости, жадности, лицемерия, эгоизма и т.п.). Пришествие Сатаны лишь показывает, насколько люди (москвичи) погрязли в бездуховности. При этом сам Сатана воспринимает это как некую данность (мол мало что изменилось), в то время как его свита откровенно глумится над человеческими пороками, над грешниками во всех их проявлениях. Отсюда и идея автора о том, что понятия добра и зла, смелости и трусости, порока и добродетели извращены и спутаны у многих из-за самой политической системы, жизненных проблем, недостатка силы воли, духа и ума. И не Сатана виноват в этом, а сам Человек. Отсюда и большое количество проблем в романе, имеющих политическую, социальную и нравственную подоплеку.
Маргарита, как новый образ, созданный автором на заключительном этапе создания романа, – пример беззаветной преданности, любви, верности, самоотверженности. Она даже готова на любую сделку с Сатаной ради своего Мастера. Отсюда и новая сюжетная линия романа и одна из его новых идей – о всепобеждающей силе Любви к своей половинке. Причем любви не такой, как у Иешуя ко всем «добрым людям». Любовь Маргариты конкретна, целенаправленна, я бы сказал, что ее любовь человечна… Так как любить всех – это как-то слишком абстрактно, для человека это значит не любить никого. Для Бога –другое дело… Хотя еще большой вопрос с самой личностью Иешуа в романе: обычный ли это человек (впоследствии вознесенный) или сын Божий. Так, например, в разговоре с Пилатом он слишком человечный (боится боли и т.д.:
– «….Не бей меня».
– Мое? – торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.
– Иешуа, – поспешно ответил арестант.
– У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант
Тут арестант опять оживился, глаза его перестали выражать испуг.
– Я, доб… – тут ужас мелькнул в глазах арестанта оттого, что он едва не оговорился…
Таким образом, любовь Маргариты и воспринимается нами как воплощение идеи, что любовь способна на все, то есть способна преодолеть любые преграды.
В конце романа прослеживается и идея единства Света и Тьмы, неотделимости Добра от Зла. Грани между ними весьма размыты и одно не может существовать без другого (это отмечает Воланд в разговоре с Левием Матвеем), сохраняя своего рода равновесие в мире, баланс сил, где одна сторона – Темная – это возмездие по делам, вторая сторона – Светлая – милосердие, любовь, прощение.
Свидетельство о публикации №225122502001