Учение о Двоице 46. Великий Андрогин, Часть 6

Раздел I: Богословие (теоретическая часть)


46. (Великий Андрогин)

"Нет (уже) мужеского пола, ни женского:
ибо все вы одно во Христе Иисусе." Гал 3:28


Часть 6:

От Алхимии к Эзотерическому Христу

В алхимической традиции андрогин
перестаёт быть умозрительным символом
и становится конкретной, достижимой целью Великого Делания.

Здесь метафизика обретает руки, работающие в лаборатории,
а духовное преображение проецируется
на язык веществ и трансмутаций.

Главным символом и искомым результатом алхимического труда
выступает Ребис, "двойная вещь" как завершённый плод.

Его классическое изображение --
существо с двумя головами (короля и королевы),
солнечным и лунным дисками, часто со знаками обоих полов.

Ребис -- не просто иллюстрация,
а олицетворение завершённой работы:
достигнутого единства противоположностей,
застывшего в новой, совершенной форме.

Это -- материализованный андрогин,
философский камень в его персонифицированном виде,
воплощение бессмертия, целостности и божественной мощи,
обретённой в самом сердце материи.

Сердцевиной алхимического процесса
является мистический брак двух изначальных принципов:
Сера -- мужское начало: активное, постоянное,
огненное, дух, сознание, воля;
Ртуть -- женское начало: пассивное, изменчивое,
водное, душа, бессознательное, интуиция.

Их соединение -- не механическое смешение,
а химическая свадьба, смерть и воскресение в новом качестве.

Плодом этого союза и является Философский Камень --
андрогинное существо,
в котором дух и душа, мужское и женское,
активность и восприимчивость приведены в состояние
нерасторжимой, животворящей гармонии.

Преображение алхимика: параллельный внутренний путь.
Истинный адепт понимал, что работа над веществом
есть лишь внешнее отражение работы над собой.

Параллельно с дистилляциями и коагуляциями в реторте,
он должен был совершить то же Великое Делание
в своей собственной душе:
объединить в себе сознательное и бессознательное,
волю и интуицию, логику и откровение.

Целью было создание внутреннего Ребис --
духовно целостного, "округлённого" человека,
достигшего состояния внутреннего бессмертия
и божественного равновесия.

Таким образом, алхимия представляет собой
практическую герменевтику андрогина.

Она материализует метафору:
превращает философский идеал в конкретный,
пусть и символический, предмет -- Камень.

Она технологизирует миф:
разрабатывает чёткую четырёхчастную последовательность
операций для достижения единства.

Она интериоризирует цель:
связывает преображение внешнего вещества
с обязательным преображением самого адепта.

Классическая четырёхчастная модель Великого Делания

Нигредо, Альбедо, Цитринитас, Рубедо -- четыре ключевые стадии "Великого делания" в алхимии,
символизирующие последовательную трансформацию материи
(и параллельно — духовное преображение алхимика).
Каждая стадия обозначена цветом
и несёт глубокий символический смысл.

Нигредо -- Черное дело, Чернение, цвет, соответственно, чёрный;
начальная фаза разложения, гниения,
"смерти" исходной материи,
разрушение прежних форм и связей;
высвобождение "первоматерии", основного субстрата,
очищение через распад; принцип умирания.
Признание теневых сторон личности,
переживание кризиса, "ночь души".

Альбедо -- Белое дело, Беление, цвет, соответственно, белый;
очищение и возрождение после распада,
появление света в материи,
отмывание от примесей,
кристаллизация новой структуры,
подготовка к высшему превращению; очищающий принцип.
Осознание, просветление, обретение внутренней чистоты.

Цитринитас -- Жёлтое дело, Пожелтение, созревание материи,
жёлтое пламя, золото в процессе становления,
зарождение единства противоположностей,
превращение серебра в золото,
накапливая потенцию для финального превращения,
символизирует переход от очищения к совершенному соединению.

Алхимическая свадьба -- цитринитас часто трактуется
как союз Солнца и Луны (мужского и женского принципов),
предшествующий рождению гермафродита (Ребиса),
на стадии рубедо -- переход от лунного, серебряного, женского,
пассивного к солнечному, золотому, мужскому, активному.

Рубедо, Красное дело, Красение,
цвет, соответственно, красный (иногда золотой);
кульминация процесса -- рождение Философского камня
и завершение трансмутации; соединение духа и материи,
достижение совершенства (золота как символа бессмертия);
синтез противоположностей, принцип крови как жизненной силы.
Интеграция личности, обретение мудрости, духовное воскрешение.

Последовательность обязательна: стадии идут строго друг за другом; пропуск или нарушение порядка ведёт к неудаче.
Процессы описывают как химические операции
(нагрев, дистилляция, осаждение),
так и внутреннюю работу алхимика
(очищение, самопознание, просветление).

То есть это не просто цветовая схема,
а целостная модель трансформации:
от распада через очищение к совершенству.

Алхимический Андрогин --
это активный ответ на платоновскую тоску.

Он говорит: целостность не нужно лишь вспоминать
или искать вовне -- её можно и нужно изготовить,
выстрадать в горниле опыта, выплавить из хаоса
собственной раздробленности и свинца косной материи.

Это -- путь сознательного творения в себе того состояния,
которое в Боге-Духе есть изначальный, предвечный факт.

Ребис в колбе становится зримым залогом возможности
для твари вернуться -- уже на новом, сознательном уровне --
в состояние андрогинной полноты,
отражающей нетленную гармонию Божественного Источника.

Христианский эзотеризм -- Андрогин как Искупительная Полнота

В христианском эзотеризме концепция андрогина
обретает мессианское и сотериологическое измерение,
становясь не просто символом,
а искупительным актом и образцом спасённого бытия.

Андрогинный Христос -- Восстановитель изначальной природы.

В мистическом богословии,
достигшем своей вершины у Якоба Бёме,
Христос предстаёт как совершенный андрогин.

Это не физиологическое определение,
а утверждение о Его метафизической природе
как Нового Адама,
восстановившего в Себе ту самую изначальную,
невинную человечность, утраченную при грехопадении.

Во Христе разрешается трагический раскол:
в Нём мужское (Логос, Слово) и женское (София, Премудрость; Церковь, Тело)
начала пребывают в нераздельном, животворящем союзе.

Он -- Живая Ипостась исцелённой целостности,
демонстрирующая цель спасения:
не уничтожение одного начала другим,
но восстановление их Божественной гармонии в человеке.

Образ "двуполого ангела" -- Символ преодолённой тварности.

Мотив ангела как бесполого или андрогинного существа
широко распространён в христианской мистике и искусстве.

Ангелы, как чисто духовные творения,
лишены земной, разделённой сексуальности.

Их андрогинный облик символизирует целостность,
присущую совершенной духовной твари,
существующей в непосредственной близости к Богу.

Это указание на то, что преодоление полового дуализма --
не биологическая, а духовно-онтологическая задача,
связанная с восстановлением образа Божия,
в котором, как в Адаме Кадмоне,
уже заложена потенция гармоничного единства.

Эволюция символа андрогина в эзотерической традиции
от гностицизма и каббалы до алхимии и христианской мистики
претерпела сущностную трансформацию:

От платоновской философской метафоры тоски по прошлому,
к структурному описанию самой реальности,
Андрогинный Бог, Адам Кадмон, Ребис.

От ностальгии -- к точному диагнозу
падшего состояния человека как существа расколотого.

От пассивного воспоминания -- к чёткой цели пути:
сознательному воссоединению противоположностей.

От умозрения к конкретному методу:
ритуал, мистический брак, алхимическое делание,
внутреннее делание по образцу Христа.

Андрогин стал архетипическим шифром самой сути
эзотерического поиска,

символизируя возвращение в утраченный Рай --
но не как регресс в инфантильное состояние,
а как восхождение к сознательно обретаемой целостности,

обретение божественной полноты --
не через упразднение личности,
а через гармонизацию её внутренних полярностей.

Преодоление фундаментального дуализма
духа и души, мужского и женское, разума и чувств --
не путём отрицания одного из полюсов,
а через открытие высшего синтеза,
где оба начала, сохраняя свою природу,
обретают совершенство во взаимоотдаче.

В свете этого, Христос-Андрогин
предстаёт вершиной этой традиции:
Он есть и Путь как метод искупительной жертвы-любви,
и Цель как Новый Человек, глава преображённого человечества,
и Структура восстановленной реальности,
в которой, наконец, "нет уже мужеского пола, ни женского" Гал. 3:28
в смысле вражды и непонимания,
но есть сияющая гармония Ликов в едином Духе.

**


Рецензии