На своей стороне. Часть 12

- Если хочешь, можешь ознакомиться с программой поподробнее. - сказал Генеральный, обращаясь к Виолетте. - С управлением, думаю, быстро разберешься. Оно не то что интуитивно понятно, а практически читает твои мысли и идёт навстречу.
- Да, конечно хочу, - быстро согласилась Виолетта.
- А мы с Игорем Георгиевичем пока отойдём, пообщаемся. Когда надоест возиться - позвони. Запиши мой номер.
Услышав это, Главный удивлённо взглянул на  него. Кричевский, не обращая внимания на его реакцию, не торопясь продиктовал свой номер, убедился, что Виолетта записала его правильно, и только потом повернулся к нему и пояснил:
- Я же сказал, что у нас на неё большие планы.
- У нас или у тебя? - недовольно пробурчал Главный, поворачиваясь и направляясь к выходу.
Виолетта увлеклась так, что застряла у экрана на весь день. Она не чувствовала ни усталости, ни голода, но доброжелательные коллеги откуда-то притащили ей стул и рабочий столик из прозрачного пластика, как у всех, угостили кофе и круассанами. К концу дня Виолетта познакомилась почти со всеми сотрудниками этого секретного подземного бункера. Их оказалось всего пятнадцать человек, а не полсотни, как ей показалось вначале. Спокойные и сдержанные, но в то же время приветливые и дружелюбные, никто из них не отличался излишней разговорчивостью, все были сосредоточены и погружены в работу, изредка перебрасываясь парой фраз.
Виолетте удалось выяснить, что в их обязанности входило отслеживать активности самых ярких красных точек на графиках, в порученных им регионах по стране, а пятеро отслеживали ситуацию в мире в целом. Из начальной точки - настоящего момента - строился постоянно колеблющийся график наиболее вероятного развития событий на три столетия вперёд. Именно на такую дальнюю дистанцию были рассчитаны изменения, которые вносились сегодня и каждый день сотрудниками организации. Никакого отдельного названия, как выяснилось, у организации не было. Сотрудники между собой именовали её «холдинг», и все они, так же как и команда Виолетты, числились в отделе аналитики. Поразмыслив, Виолетта пришла к выводу, что это вполне разумно и логично: зачем придумывать для секретной организации отдельное название? Да и деятельность её вполне укладывается в функции их материнской страховой компании, только страхуют они будущее человечества и взяли на себя эту обязанность сами.
Она ушла с головой в изучение возможностей программы, и чем больше вникала, тем больше удивлялась, почему такие возможности так мало используются. Ведь можно не допустить множества преступлений, которые совершаются сотнями каждый день и легко раскрыть уже совершённые.
Она задала этот вопрос одному из сотрудников, как раз проходившему мимо пожилому мужчине интеллигентного профессорского вида, Петру Александровичу. Он ответил не задумываясь, видно такой вопрос в своё время возникал здесь у каждого:
- Ты же не думаешь, что мы сами могли бы этим заниматься? Это юрисдикция МВД. То есть, ты предлагаешь подобной программой оснастить все официальные государственные органы, на всех уровнях. Построй новую вероятность событий, задай эти условия в исходных данных и посмотри, что будет. - он усмехнулся.
Виолетта последовала его совету и ужаснулась картине недалёкого будущего, которое сложится при таких условиях с весьма высокой долей вероятности.
- Мы даже пары десятков лет не протянем, - ахнула она.
- Вот именно, - удовлетворённо констатировал Петр Александрович и ушёл к своему столу.
Программа давала ответы на множество вопросов, подсказывала алгоритмы решения множества задач. Беда в том, что многие решения не укладывались в рамки «гуманных». И тут машина, естественно, предлагала выбирать решение, отражающее интересы большинства.
Трагическая история главного инженера приборостроительного завода была как раз примером такого решения. И Виолетта вынуждена была признать, что смерть одного человека всё же меньшая потеря, чем сметённое в одну секунду с лица земли население нескольких крупных городов.
- Не слишком ли много мы на себя берём, Виктор Семёнович? Решать, кому жить, а кого можно хладнокровно устранить, как досадную помеху - чем не комплекс бога в действии? - спросила уже вечером Виолетта, сидя в кабинете Генерального.
- А что ты предлагаешь? Пустить всё на самотёк? Так естественный ход вещей - тоже иллюзия. Кто-то всегда решает, как будут развиваться события. И это далеко не всегда высокоморальные люди, исходящие в своих решениях из интересов общества. А вернее, всегда исходящие только из своих собственных интересов. Конечно, наша работа - это большая ответственность и тяжелейшая моральная нагрузка, но выбор за тобой. Ты можешь уйти в любой момент и заниматься чем-то попроще, подавать милостыню нищим, помогать бабушкам переходить дорогу, спасать бездомных животных. Так ты не причинишь никому зла и будешь гордиться своими добрыми делами. Никаких терзаний и сложных решений. Спать будешь спокойно. Ничего, правда, глобально не поменяется. Любить людей трудно. А любить всё человечество - под силу только самым мощным и неординарным личностям. Иди и занимайся всю жизнь затыканием дыр в ржавых трубах, вместо того, чтобы прокладывать новые!  И если каждый здесь сделает то же самое, решать судьбу человечества будут те, кого совесть не мучает вообще.


Рецензии