Третий помощник. В. Бочелов
Всем морякам и в частности СПС, посвящается.
Третий помощник.
Наконец-то, балкер «Академик Смирнов», шедший из Ленинграда в Сингапур, вышел из тесной акватории Суэцкого канала и оказался в водах Аравийского моря, являющимся предвестником Индийского океана. А он, кстати говоря, составляет двадцать процентов, от всей водной поверхности нашей планеты. Вот, где необозримый простор, вот где ветру разгуляться, кружа в замысловатом танце, не опасаясь столкнуться с чем-то непреодолимым и разбиться о величественную твердь. Ветру игры, а всем остальным беспокойство от его проделок. Особенно человеку с его пытливым разумом, стремящемуся обратить стихию в свою пользу.
В борт ударила набежавшая волна, за ней вторая и всему экипажу стало понятно, что они вышли в открытое море, и теперь можно прибавить ходу, и насладиться морским бризом, так необходимому каждому моряку. Ветер свободы и глубокой тайны будет сопровождать их до самого порта назначения. Через пару часов, капитан приказал машинному отделению дать полный ход и, передав вахту старшему помощнику, отправился в свою каюту.
Всё шло, как в хорошо отлаженном механизме, каждый член экипажа занимался своим делом. Кто-то нёс вахту, кто-то готовился к ней, кто-то готовил еду, а кто-то просто отдыхал.
День клонился к вечеру, солнце спускалось за горизонт, всплеск воды слышался за бортом. Капитан любил такие моменты. Красноватый диск заходящего солнца окрашивал горизонт, и отправлял искрящиеся «огненные» дорожки по поверхности океана, как будто приглашая пройти по ним и увидеть его ночное убежище. Совсем скоро солнце скроется, уступая место луне, от которой море засеребриться, играя уже другими красками в угоду спускающейся темноте, делаясь при этом привлекательно-загадочным, подражая ночному небосводу. Зачарованный стоял капитан на корме, трепетно наблюдая за этим превращением, ощущая при этом всю мощь бескрайней водной стихии, которая пока, что благоволит ему и его команде.
Непонятный звук, исходящий, откуда то, снизу, заставил капитана оторвать взор от завораживающей картины и прислушаться. Он перевёл свой взгляд за борт, пытаясь разглядеть, что там происходит на уровне ватерлинии. Трудно было разглядеть там, что-либо в темноте. На первый взгляд ничего подозрительного в глаза не бросалось. Тук-тук, тук-тук. Звук ударов о борт капитан слышал довольно отчётливо.
- «Что это?» - подумал он. – «Такого быть не должно». Он постоял ещё пару минут, прислушиваясь, как бы проверяя, не почудилось ли ему это. – «Неужели, что-то винт намотал» - промелькнула мысль. – «Надо выяснять»,- и быстрым шагом направился в рубку.
- Федор, второго и третьего помощника, срочно вызови сюда, - бросил с порога капитан.
- А, что случилось, Константин Сергеевич? – спросил первый помощник.
- У нас проблемы, на корме, что-то стучит, и не понятно, что. – Пока ход не сбавлять, мы сейчас пойдём туда и ещё раз послушаем. Я возьму с собой рацию, будь на связи.
- Понял, капитан, - ответил Фёдор и принялся вызывать помощников.
Стоя на корме трое мужчин вслушивались в удары исходящие, как им казалось от днища судна.
- Ну, и какие будут по этому поводу мысли? - обратился капитан к помощникам.
- Нужно смотреть, так мы всё равно ничего не поймём, - ответил второй помощник.
- А ты, что думаешь, Дмитрий? - обратился капитан к третьему помощнику.
- Константин Сергеевич, нужно осмотреть нижнюю часть кормы, а чтобы это сделать, нужно остановиться.
- Правильно, Дима. – А заодно проверим, исчезнет стук, когда мы будем стоять на месте. – Сейчас дам команду Фёдору сбросить ход, - добавил капитан и включил рацию.
Винты перестали вращаться, судно стало замедлять ход, и уже через какое-то время стук перестал быть таким частым. А когда практически стали в дрейф, и вовсе исчез. Команда встревожилась, почему остановились, в чём причина. Вахтенных «завалили» вопросами. Не очень то приятно ощущать себя беспомощными, находясь один на один с огромным океаном. И только когда капитан объяснил ситуацию по общей связи, напряжение команды немного спало.
После короткого совещания в рубке, было принято решение спустить на воду спасательную шлюпку и осмотреть на всякий случай борта по ватерлинии. Команда из четырёх добровольцев состояла из двух свободных от вахты моряков, старшего механика и третьего помощника капитана. Облачившись в спасательные жилеты, взяв фонари и багры, команда разместилась в шлюпке, которую потихоньку спустили на воду. Волнение на воде было небольшое, что позволяло продвигаться вдоль освещённого фонарями борта на близком расстоянии. Сделав круг вокруг судна, убедились в том, что нет никаких посторонних предметов, которые могли бы биться о борт. Можно сказать, что в тот момент легче никому не стало. Двигаться дальше в открытом океане не установив причины, было бы рискованно, поэтому было принято решение ставить якоря и дожидаться рассвета.
Третий помощник капитана Дмитрий, был новобранцем в команде балкера «Академик Смирнов». Он старался влиться в коллектив и стать своим среди этих суровых моряков, прошедших не одну морскую милю. Почти всю ночь он не спал, думал о завтрашнем дне, который возможно даст ему шанс осуществить его желание.
Близился рассвет. Океан снова стал менять свои краски, теперь он окрасился в цвет индиго, сочетаясь с поднимающейся серой дымкой над горизонтом. Но стоило только появиться солнцу и осветить его, как тут же, он превратился в яркий лучезарный сапфир и заблистал новыми красками.
Ещё до завтрака капитан собрал своих помощников, старшего механика и объявил им о своём решении. Нужно было под водой осмотреть днище и винты. – Приказывать не могу, поэтому нужен доброволец, который ко всему прочему умеет нырять, - сказал капитан, окинув взглядом присутствующих.
- Константин Сергеевич, разрешите мне, - не раздумывая, выпалил Дмитрий. – Я вырос на море, так, что нырять умею.
- Семёныч, у тебя найдётся, что-нибудь для подводного плавания? - обратился капитан к старшему механику.
- Константин Сергеевич, в нашем хозяйстве такого точно нет, но я знаю, что у Гришки, механика моего, есть маска.
- Если есть маска, это уже хорошо, - сказал Дмитрий. – Это шанс найти причину.
- Маска, это конечно хорошо, но есть ещё одна проблема, акулы. – И это серьёзно, - добавил капитан, после небольшой паузы.
- И надо его во, что-то одеть, чтобы не ободрался до крови. Спортивный костюм нужен хотя бы. Жаль, гидрокостюма нет, - огорчёно констатировал старший механик.
- Ну, что надеюсь, с деталями разберётесь. – В целом задача ясна?
- Ясна! – в один голос ответили присутствующие.
- Тогда за дело. – Дмитрий, тебе особо, удачи!
После того, как человек принимает решение, он уже не думает об опасности, он думает, как решить эту задачу, что нужно сделать для того, чтобы она была успешно решена. Теперь понятно, почему Дмитрий почти не спал ночью. В его голове рождалось решение, которое он должен принять и успешно реализовать.
Чем в тот момент он руководствовался? Показать себя, уйти от своих собственных проблем, а может доказать, что-то самому себе, останется загадкой. Главное, что он сделал в тот момент, это отодвинул от себя страх, задвинув его в самую глубину своей души, а на поверхности оставил честь, достоинство, самопожертвование ради общего дела, ради блага для всех кто окружал его в этот момент. Подвиг, это не только когда грудью на амбразуру. Это когда человек делает, что-то, возможно даже не очень заметное, для благополучия других, как само собой разумеющееся. Это не показное действо, это состояние души созревшей для подвига.
Костюм нашли, маску с трубкой тоже, а ещё нашли старенькие полукеды, чтобы Дмитрий не поранил ступни ног. Об этом позаботился старший механик, который имел огромный опыт хождения по морям и океанам.
Двое свободных от вахты матросов, первый и третий помощники капитана, старший механик, благополучно опустились в шлюпке на воду. Облачившись в «подводное снаряжение», Дмитрий опустил руку за борт.
- Ну, как водичка, - спросил старший механик.
- Бодрит, - с улыбкой ответил, Дмитрий.
- Градусов двадцать, как минимум, - добавил старший помощник.
- Дима возьми сразу багор, на всякий случай, отбиваться придётся точно, - намекнул на акул, старший механик. – Мы будем идти рядом вдоль борта, так, что, если, что к нам сразу.
- Хорошо. – Ну, я пошёл, - сказал Дмитрий и прыгнул за борт.
Тело обдало холодом, вынырнув Дмитрий «крякнул», промыл водой стекло маски, уравновесив температуру, и только после этого натянул её на голову. Нырнул, видимость на три, четыре метра была хорошей. Стал плыть вдоль борта судна, внимательно осматривая его. Вынырнул, из трубки, со свистом вылетела вода. Продув трубку, Дмитрий вдохнул в себя, сколько было можно воздуха, вновь погрузился под воду. Он уже приближался к винтам, когда заметил стремящуюся на него акулу, которой было видимо любопытно, узнать, что это за существо оказалось на их территории. Дмитрий, мгновенно сгруппировавшись, стал махать пред собой руками и ногами, пытаясь таким образом напугать акулу. Образовавшиеся от такого телодвижения в воде пузырьки, действительно сбили хищницу с толку и, свернув в сторону, она проплыла мимо. Мгновенно вынырнув, Дмитрий, вытащив изо рта трубку, прокричал. - Акулы, дайте, что-нибудь в руки!
Матросы на вёслах загребли, что было силы, стараясь подойти, как можно ближе к торчащей из воды головы. Старший механик, свешавшись за борт шлюпки, протягивал багор в руки Дмитрию. Ощутив в руках металлический багор, Дима почувствовал себя защищённым от подстерегавшей его опасности. Хоть какая, но защита. Прохладу воды он уже не чувствовал, но зато чувствовал, как со всех сторон на него смотрят пары леденящих душу глаз. Снова нырнул, огляделся. Поблизости ничего подозрительного. Плыть в руке с багром было неудобно, медленнее, но он придавал уверенности. Держась одной рукой за борт, Дмитрий отталкивался от него рукой и ногами, и перемещался вперёд. Выныривал, вдыхал воздух и снова под воду. Вот и винты.
- «Главное, чтобы они сейчас не завертелись», - пронеслась в голове, мысль. Но развиться, ей было не суждено, потому что пришлось отбиваться от налетевших вдруг «ниоткуда» акул. Они были небольшие, но очень наглые. Самую нахальную, которая пёрла в лобовую атаку, Дмитрий ткнул багром в бок. Второй попало по голове, она подбиралась снизу. Надо было резко всплывать, больше он не выдержит без дыхания. Выпустил из руки багор. Работая на пределе возможностей руками и ногами, Дмитрий успел вынырнуть. Сил, чтобы выдуть воду из трубки уже не было, он просто вытащил её изо рта и вдохнул спасительный воздух. И тут же замахал руками, призывая товарищей прийти к нему на помощь. Те, же в свою очередь налегли на вёсла и через пару мгновений втащили Дмитрия в шлюпку. Лёжа на баночке тот тяжело дышал, пытаясь прийти в себя.
- Дима, ты в порядке? - спросил старший помощник, видя, что дыхание восстанавливается.
- Да, нормально, но ели успел, - улыбаясь, ответил Дмитрий. Приподнялся, сел на банку и добавил. – Эти твари, чуть не съели, ели отбился, - нервно засмеялся он.
- Ты им сказал, что мяса в тебе мало, одни кости, - засмеялся старший механик, пытаясь разрядить обстановку.
- Нет, не успел, да они по-нашему и не понимают.
Тут уж засмеялись все, напряжение спало.
- Ты хоть успел винты осмотреть? – спросил старший механик, когда закончили смеяться.
- На первый взгляд, вроде всё нормально. – Но надо ещё посмотреть с другой стороны.
- А ты сможешь?
- Сейчас отдышусь немного, и посмотрим там, - ответил Дмитрий.
- Хорошо, отдыхай, а мы сейчас потихоньку зайдём за корму.
Зайдя за корму, осмотрелись вокруг, заглядывая в воду вокруг шлюпки, на предмет наличия акул.
Но ничего подозрительного не заметили и, тогда Дмитрий спрыгнул в воду. Первым делом осмотрел винты, там всё было в порядке. Нырнул второй раз и стал перемещаться вдоль днища корабля. И тут, он обратил внимание, что наружный стрингер, идущий вдоль борта, имеет большой зазор между ним и бортом.
Вынырнул, вздохнул и снова под воду. Подплыв вплотную, убедился, что стрингер оторвался от борта. В тоже мгновение «шестым» чувством почувствовал опасность. Опустив взгляд вниз, увидел открытую пасть акулы у своих ног. Вот не зря его заставили надеть кеды. Он отбивался ногами так яростно, что двухметровая хищница отступила не «солоно хлебавши». Дмитрий вынырнул и подплыл к шлюпке. Ему помогли забраться. Отдышавшись, он рассказал про оторвавшийся стрингер.
- Это не смертельно, но надо заходить в какой-нибудь порт и становиться на ремонт, - выслушав рассказ Дмитрия, констатировал старший механик.
– Акулы были? – спросил первый помощник.
- Полно, ели отбился.
- Всё ребята, на борт, все целы, причину знаем, доложим капитану, он пусть решает, куда нам идти,- подытожил старший механик.
После доклада капитану, было принято решение идти в ближайший индийский порт Каликут. Это конечно потеря времени, но устранить неполадку нужно было обязательно.
Дмитрий получил благодарность от капитана и уважение всей команды за свой героический поступок. Вот так советские моряки проявляли, находчивость, смекалку и мужество в сложных ситуациях, поддерживая великие традиции русских моряков, заложенные ещё во времена Петра Великого. Море, это не только романтика, это ещё тяжёлая и опасная работа, на которую ещё не каждый согласиться.
19.12.2025 г.
Свидетельство о публикации №225122500980