О школах и учителях
Завершился Год педагога и наставника. Было сказано много добрых слов о тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. К сожалению, в нашем районе исчезли многие школы. Но живы еще ученики и учителя, которые учились и учили в них. Многих учителей уже нет с нами, но они живы в памяти и сердцах их учеников.
Я училась в замечательной Старогоряшинской восьмилетней школе Краснослободского района Республики Мордовия (Мордовской АССР), которая одной из первых испытала на себе смертельный удар реформирования. Сегодня я хотела бы сказать "спасибо" моим любимым учителям, которые не только учили меня. Благодаря им я выбрала путь школьного учителя.
Никогда не забыть мне моей первой учительницы Левкиной Раисы Андреевны, нашей второй мамы. Спасибо Митюниной Нине Дмитриевне за любовь к языку и литературе, которую она привила мне. А разве можно забыть уроки Богатовой Натальи Александровны, всегда доброй, приветливой, ласковой? И сейчас, когда я вижу Наталью Александровну, я подзаряжаюсь от нее оптимизмом. И мне так хочется вернуться в детство!
А наш любимый и неповторимый Колганов Яков Яковлевич! Не только истории и географии он учил нас. Не побоюсь громких слов и скажу: он учил нас жизни. Вечная ему память!
Ланчина Екатерина Андреевна тихо, спокойно, со знанием дела привила нам любовь к геометрии. И все так ненавязчиво! Пусть всегда живёт она в памяти благодарных учеников!
Сегодня я говорю о тех учителях, которые учили меня. А как много имен можно еще назвать! Учителей, которые продолжают быть наставниками уже серьезно повзрослевших бывших учеников, делят с ними радости и горести.
Спасибо вам, милые и родные учителя Старогоряшинской восьмилетней!
Всем до единого: низкий земной поклон!
Глава 2.
В село Долговерясы Краснослободского района Республики Мордовия мы с мужем приехали работать сразу после вуза. Каково было первое впечатление от увиденного? Зеленое море лесов, а среди них серое пятно - умирающие Долговерясы. А в селе белеет двухэтажное здание средней школы. Школа большая, ухоженная. Вокруг - море пионов. Всю их прелесть мы оценили в конце мая - начале июня, когда они зацвели. Невероятная красота! Потом мы уже в Чукалах повторили опыт с пионами. Пионы для меня - напоминание о Долговерясах, откуда начиналась наша дорога в профессию.
Рядом со школой - ухоженный яблоневый сад. Красота! Идем дальше и видим пришкольный интернат, а за ним - целая улица домов. Учительский городок. Вы такое где-нибудь видели? Я - нет! Строительство этого оазиса в селе легло в свое время на плечи хрупкой на вид, но сильной духом Галишниковой Валентины Яковлевны, женщины - директора школы, достойной памятника. Конечно, весь учительский коллектив был задействован на стройке. Куда без учителей? Низкий им поклон и сердечное спасибо за их труд!
Внутри школы - образцовый порядок, хорошо оборудованные классы, есть Пионерская комната, отличная мастерская, кабинет для изучения трактора, игровая комната, огромный спортивный зал, просторные кабинеты... Вот только учеников было маловато... Но какие это были замечательные мальчишки и девчонки! Очень благодарные ученики. Два года проработали мы в Долговерясах, а со своими бывшими учениками дружим по сей день.
В школе чувствовалась рука директора. Пётр Николаевич Тюрькин - настоящий Хозяин. Каждое утро он начинал с обхода школы. Ничего не ускользало от его взгляда. А еще он был хорошим учителем физического воспитания и истории. У него было два диплома о высшем образовании.
До него историю в школе преподавала Клычевская А Г. , Заслуженный учитель РСФСР. Звучит! Сколько учеников до сих пор поминают её добрым словом! Хороший человек, замечательный учитель. Меня, еще совсем зелёную, она учила уму - разуму. Тихо, ненавязчиво, так, что не приходилось сомневаться в ее правоте.
Меня, начинающего языковеда и организатора по внеклассной работе, взяла под крылышко добрейшей души человек - Исаева Антонина Игнатьевна. Очень она мне помогла. Чисто по- человечески, по-матерински. Спасибо ей за это.
В школе работали сильные математики, Тюрькина Н.А. и Хорькина Н.И. У них многому можно было научиться. Исаев Н.Д., трудовик, Чикринева М. М., биолог, - каждый умело делал свое дело, у каждого жизнь навсегда была связана со школой. В школе всегда было много молодых учителей. Работали весело, с огоньком! Долговерясскую школу можно было по праву назвать кузницей педагогических кадров. Правда, молодежь в школе не задерживалась. Отработав положенные три года, разъезжались по всей стране в поисках лучшей доли.
Мы отработали в школе только два года, когда руководство РОНО решило назначить Хрящикова А. Н. директором Чукальской школы. Честно: уезжать не хотелось! Два года в школе пролетели, как миг. У нас впервые был"свой" дом, мы учились жить самостоятельно. И это было здорово! О своем нежелании уезжать я честно сказала директору школы. Как сейчас помню: Пётр Николаевич сидит за своим столом, глаза опустил, крутит в руках ручку. Выслушал и сказал, что ему искренне жаль нас отпускать, но он не имеет права тормозить человеку в профессиональном росте. И отпустил...
В очередной раз хочется повторить, что без школы село не живёт. История Долговерясской школы и самого села - яркое тому подтверждение.
Я очень благодарна за всё Долговерясам и долговерясцам, коллегам по школе. Не будь их, я не начала бы писать свои сказки, рассказы и повести. Время летит неумолимо, но село, где все начиналось, до сих пор снится мне.
Глава 3.
В селе Чукалы Краснослободского района Мордовии школа появилась в конце XIX века. Занятия велись в церковной сторожке, и желающих научиться грамоте было очень много.
Шли годы, открывались новые школьные помещения, школа меняла свой статус, приходили новые учителя, но неизменным оставалось желание научить детей, привить им любовь к знаниям, воспитать трудолюбивых учеников. Всегда, во все времена школа в Чукалах славилась работоспособным, сплоченным педагогическим коллективом, которому под силу решать самые разные задачи.
Мне посчастливилось работать в Чукальской школе около трех десятков лет. За это время я не только учила детей, но и сама училась у своих старших коллег.
Сегодня я хотела бы рассказать об учителях, с которыми мне не довелось работать, но о которых я слышала много хорошего и интересного. Сейчас модно раздавать всякие разные награды и звания. У этих учителей, о которых хочется вспомнить, их не было. У них было гораздо больше: любовь и уважение детей и их родителей. Сколько лет прошло, а их помнят, об их уроках рассказывают так, словно это было вчера.
Большинство учителей той поры не учились в вузах. Учительские курсы, педагогические училища давали им путевку в жизнь, и свое учительское мастерство наши коллеги оттачивали на практике.
Пётр Дмитриевич Мартынов, Анна Антоновна Кузина, Алексей Николаевич Еникеев, Анна Григорьевна Мартынова золотыми буквами вписали свои имена в историю школы в Чукалах. Подвижники, люди, которые жили школой, которые не следили по часам: не переработали ли они, не пора ли бегом домой, они живы в памяти благодарных учеников.
После уроков школьная жизнь кипела до позднего вечера. Учителя, у которых были малые дети, разучивали танцы, ставили спектакли, выпускали стенгазеты вместе со своими подопечными. И учителя были рядом с учениками, рядом или впереди их, но всегда вместе.
А какие уроки давали! Вспоминают уроки Анны Григорьевны Мартыновой. Весь материал она словно пропускала через себя, через своё сердце. Она так эмоционально рассказывала о войне, словно сама была в окопах. И дети плакали, слушая ее. Она растила патриотов не на бумаге, не в отчетах, а на деле. Когда спрашиваешь ее бывших учеников о том, какой была их учительница, то все в один голос говорят: умная! Строгая. Невероятно трудолюбивая и ловкая. Говорят, что она выходила на полевые работы косить и была первой среди косарей. Среди мужчин. А косить горох - это не траву пластать!
А я вспоминаю Вечер встречи школьных друзей в Чукалах. Полон зал людей. На сцене - маленькая хрупкая женщина. Зал не дышит. Хорошо поставленным голосом Анна Григорьевна спрашивает:
- Николай Щербаков тут?
Поднимается крупный мужчина, мнет кепку в руках.
- Тут я, Анна Григорьевна.
А голову опустил, как раньше, когда, провинившись, стоял перед учительницей.
- Хорошим человеком вырос ты, Николай, отличным шофером стал!
И расцвел мужчина! И не забыть вовек ему этой похвалы.
Как же несправедливо устроена жизнь! Как же жаль, что ни родные, ни ученики не имеют возможности положить цветы на могилку Анны Григорьевны. Пусть эти скромные воспоминания как-то дойдут до нее! Пусть она знает, что не зря прожила на Земле, а память о ней жива и поныне!
Глава 4
В августе 1987 года в Чукальскую восьмилетнюю школу прибыли новые учителя: Захарова Галина Викторовна, новый директор школы Хрящиков Анатолий Николаевич и я. Галина Викторовна была молодым специалистом, а мы уже отработали два года в Долговерясах. После Долговерясской средней школы Чукальская школа показалась маленькой, тесной, приспособленной. Удручающее впечатление производило здание старой школы, низкие двери и старая мебель в основном здании. Мы понимали, что теперь многое зависит от нас. Было тревожно на душе. Сразу же удивил учительский коллектив в Чукалах. Все люди с опытом, знающие свое дело на "отлично". Шляпникова Елена Ефимовна, Арянова Нина Петровна, Чепайкина Полина Степановна, Шляпникова Тамара Алексеевна, Саломаткина Тамара Петровна, Родякина Нина Павловна, Савина Надежда Васильевна - все они уже заслужили уважение в селе, все они были настоящими учителями. С первых же дней они взяли такой высокий темп в работе, что мы с Галиной Викторовной только диву давались и часто задавали себе вопрос: сможем ли и мы так? И нам было бы, конечно, намного труднее вливаться в коллектив, если бы не желание всех коллег помочь нам, поддержать нас в трудную минуту.
Первой спешила на помощь Яшкина Валентина Васильевна - сильнейшая среди сильных учителей в школе.
Если бы Валентина Васильевна узнала, что я собираюсь писать про нее, то сколько бы было ворчанья! А всё потому, что она считает себя обыкновенной, про которую нечего писать. Вот тут -то, Вы, Валентина Васильевна, сильно ошибаетесь! Вы необыкновенная, удивительная и неповторимая. Знаю, что говорю!
Сама Валентина Васильевна может часами говорить о школе, о своих учителях, учениках, мероприятиях и сборах. Может показать сотни фотографий, где ее запечатлели с учениками, родителями, коллегами. И нет ни одной фотографии, где была бы она одна. Песня всё та же: "Нечего меня фотографировать..." и тд. Из рассказов Валентины Васильевны сразу становится ясно, что школа - это ее жизнь. И это не высокие слова, а правда. Как-то она сказала мне: " Если бы хоть кто-нибудь посмел отлучить меня от школы, я бы умерла". Вот так! Не много и не мало, а вся человеческая суть видна, как на ладони .
Родилась Валентина Васильевна в Чукалах в семье людей в высшей степени порядочных и трудолюбивых. Родители были примером для сына и дочери, жили для и ради них.
Восемь классов Валентина окончила в родном селе. Ее классной руководительницей была Мартынова Анна Григорьевна, и Валентина многому у нее научилась, пример с нее брала. Она много рассказывала мне о своих школьных годах: о празднике "Первой борозды" и " Первого снопа", о " животноводческих средах " и политинформациях. Она с удовольствием учила биологию и химию, немецкий язык и историю. Она занималась с малышами, была у них вожатой, обожала тимуровскую работу. Она говорила мне, что никогда и ни при каких обстоятельствах не отречется от высокого звания - пионер. Школа для Валентины Васильевны была настоящей школой жизни. Валентина Васильевна говорила: "Если исчезнет в селе школа, то скоро и село умрет. Школа - образовательный и культурный центр села, его сердце".
Среднюю школу Яшкина В. В. (тогда еще Еськина) окончила в Селищах. Потом были педагогическое училище, МГПИ им. М. Е. Евсевьева. И школа. Конечно же, в Чукалах, дома.
Валентина Васильевна - учитель-универсал, профессионал самой высокой пробы. И это не только моя оценка, но и оценка коллег по школе, по району. У нее всегда было чему поучиться. А она всегда была рада поделиться опытом. И уроки были у неё замечательные, и мероприятия. Помню " Бременские музыканты" на немецком языке, сбор по приему в пионеры. Вынос Знамени дружины и клятва юных пионеров - мороз по коже. Какой накал эмоций! Все по-честному, искренне. Казалось, позови сейчас Валентина Васильевна за собой ребят в бой, все, как один, пойдут за ней.
Много лет прошло, много, чего повидала я в школе, но таких сборов, какие проводила Валентина Васильевна, я не видела больше никогда. Это одно из самых сильных потрясений в моей жизни.
Незаметно подкралась пенсия, а с ней и тревога: как жить без школы? Старая учительница была готова работать кем угодно, без денег. Только бы - в школе.
Вот такая она, наша обыкновенная простая русская Женщина - Яшкина Валентина Васильевна. Без таких, как она, по словам А. И. Солженицына, "... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша". И это истинная правда!
Глава 5
Про таких людей, как Саломаткина Тамара Петровна, говорят: "Где родился, там и в дело сгодился". Действительно, так! Тамара Петровна родилась в Чукалах Краснослободского района, здесь она работала в школе, тут она живет на заслуженном отдыхе.
Для меня Тамара Петровна ассоциируется с Солнышком. Не с Солнцем, а именно с Солнышком, тёплым, ласковым, добрым, без пятен. Это человек редкостной скромности, доброты, интеллигентности, ума, трудолюбия. Настоящий эстет.
Окончив педагогическое училище, Тамара Петровна приехала в родное село и стала работать учителем начальных классов. А кто такой учитель на селе? Он швец, он и жнец, он и на дуде игрец. А в классе перед тобой сидят детки разных возрастов: уроки одновременно нужно вести сразу в трех классах. Сейчас учителя головы ломают, как организовать учебную деятельность на уроке, как заинтересовать ребят, какие формы и методы работы использовать? А тут сразу три класса! И надо успеть всем все объяснить, у всех все проверить, к каждому подойти, подправить, подсказать, научить. Тамара Петровна со своей работой справлялась блестяще. До мелочей продумывала каждый этап урока, находила подход к каждому ученику, делала процесс овладения новыми знаниями интересным, захватывающим, мотивировала учеников на движение вперед, к новому, неизвестному.
Тамара Петровна обладала и обладает великим даром: она всё делает красиво. Почерк у нее просто великолепный. А как она рисует! Какие поделки она делает! Она много чего умеет. Мало того, она всему, что умеет сама, смогла научить своих подопечных. Честное слово, это чудо какое-то! Я уверена, что Тамара Петровна относится к той категории учителей, которые не просто шагают в ногу со временем. Они его опережают.
Саломаткина Тамара Петровна уже давно на пенсии, но она настоящий современный учитель. Справедливая, в меру строгая, любящая свое дело и детей, она стала примером для многих своих учеников, для их родителей. У Тамары Петровны есть последователи. Многие ее ученицы стали прекрасными учителями.
Саломаткина Т.П. могла бы стать руководителем школы. Могла бы, но не захотела. Не её это. Указывать, руководить она не любит, а любое порученное ей дело выполнит на "отлично".
К сожалению, мне не довелось побывать на ее уроках… Я приехала в Чукалы, когда Тамара Петровна несколько сменила свое амплуа, перейдя работать в пришкольный интернат. Знаете, что поразило меня, когда я впервые вошла в квартиру, где располагался интернат? Что интерната- то нет! Есть дом, теплый, уютный. Дом, где вкусно пахнет обедом, где есть комната мальчиков и комната девочек, где есть место для приготовления уроков, а есть уголок, где можно рисовать, клеить, лепить, шить. Это дом, где есть Мама, и она рада каждому ребенку, приходящему сюда. Сколько детей прошло через этот интернат! И нет такого, кому здесь было бы плохо. Бесспорно, это заслуга Тамары Петровны.
Ее дети давно выросли и разлетелись по стране. Но они помнят свою любимую наставницу, звонят ей, желают крепкого здоровья.
Когда-то много лет назад, когда в стране еще строили коммунизм, нам говорили в школе, какими чертами должен обладать человек - член коммунистического общества. Вот Саломаткина Тамара Петровна из той категории людей. Не знаю, как насчет коммунизма, но жить с такими людьми, как Тамара Петровна, интересно. Такие люди - соль земли русской.
Глава 6.
Вот и пришло время моей последней статьи о школе. Сегодня я хочу рассказать о директоре Чукальской школы Хрящикове Анатолии Николаевиче и ... о школьном коллективе. Именно так, потому что одно без другого немыслимо. Некоторые скажут: ха-ха! Она пишет о своём муже. Правильно, о муже, но и о коллеге, о руководителе. Я о многих писала, и с написанным все соглашались, почему же теперь я напишу неправду? А ещё хочу спросить: а кто лучше меня знает Анатолия Николаевича? Никто! Поэтому и пишу.
Хрящиков А. Н. родился в селе Шаверки Краснослободского района. Многое в его жизни было, как и у всех: школа, служба в рядах СА, вуз, работа: два года в Долговерясской средней школе и 27 лет директорства в Чукалах. 27 лет пропускать все школьные проблемы через себя, через сердце (именно так!) - это дорогого стоит. Хочется с уверенностью сказать, что всего в жизни Анатолий Николаевич добился сам. Не было у него в жизни поддержки, покровительства сильных мира сего. Да и Чукальская школа не была избалована какой-либо поддержкой. Не умел её директор пороги обивать, клянчить что-то. Мы иногда смеялись, сравнивая школу с лягушкой, которая не утонула, попав в горшок с молоком, а сбила масло. Вот и коллектив школы всего добивался сам.
Были люди, которые называли нашу школу "удивительной". В чем же причина этого? Я считаю в том, что у нас не было таких понятий, как "педагогический коллектив", "технические работники", " ученический коллектив". У нас был коллектив школы. Мы были единым целым.
Легко ли руководить таким коллективом? С одной стороны, легко работать с единомышленниками. С другой стороны, сложно. Ведь каждый член коллектива - личность, требующая внимания, уважения, особого подхода. Не боялся Анатолий Николаевич брать в школу и молодых учителей. И многие приживались! Случайные же люди в школе не задерживались, но о них никто и не тужил!
Везло Анатолию Николаевичу с завучами. Родякина Нина Павловна, Малова Любовь Николаевна, Николина Галина Викторовна отлично знали свое дело. Меня лично поражала невероятная работоспособность и трудолюбие Галины Викторовны. Она была требовательной, но справедливой. И прежде, чем спрашивать что-то с других, сама делала всю работу. Ведь она и учителем была. Да еще каким учителем!
Вернёмся к рассказу о директоре школы. Хочу сказать (и многие меня поддержат), что все вопросы, проблемы, связанные со школой, будь то организация образовательного процесса, подготовка воспитательных мероприятий, улучшение материальной базы школы, коллектив решал сообща. Это касалось всех.
Но Анатолий Николаевич был еще и учителем. Филолог по образованию, он был замечательным учителем географии. Знаток истории, поразительный рассказчик, он остается и по сей день самым начитанным человеком в селе. Это истинная правда! Имея дома большую библиотеку, он является читателем не только Чукальской библиотеки, но и Краснослободской межпоселенческой. Находясь на заслуженном отдыхе, он не перестает учиться. А я вспоминаю, как он взахлеб рассказывал об уроках наших математиков Николиной Г. В. И Новиковой М Е. Для него эти уроки были открытиями, и он был рад за наших ребятишек, у которых были такие классные учителя.
Директор и учитель Хрящиков А. Н. был еще и тренером по хоккею с шайбой. Именно при нем этот вид спорта стал необыкновенно популярен в селе и в районе. Да что вид спорта! При Хрящикове А.Н. хоккей стал ЯВЛЕНИЕМ! Был построен корт, заливался лед, а по вечерам, перекидав тонны снега, ребята приходили на тренировку. Каждый день тренировка проходила при личном участии Анатолия Николаевича. Скоро Чукальскую команду полюбили в селе все. Даже старушки, вытащив из сундуков пронафталиненные шали, не пропускали ни одной игры с приезжими командами. А как играли! Самозабвенно! С полной самоотдачей! Лед плавился. Скоро команда стала лучшей в районе, а потом и... в республике. Наши мальчишки выезжали в Тамбов и Воскресенск, участвуя в соревнованиях на призы Клуба "Золотая шайба". И как же дорога и почетна высокая оценка наших игроков, которую они получили из уст Заслуженного тренера СССР А В. Тарасова. И это все было! Из песен слов не выкинешь! И как же счастлив сейчас Анатолий Николаевич, когда его мальчишки приходят к нему, и они вспоминают былое, говорят, что и сейчас при первой же возможности берут в руки клюшку, надевают коньки. А Серёжа Щербаков и сейчас играет в команде московского метрополитена, является её капитаном. И мало кто верит, что он - воспитанник сельской команды.
Это, наверное, всё, что я хотела написать...
Нет! Неправда! Ещё я хотела бы написать о своих учениках, таких неповторимых! Для этого нужны тома! Но, может быть, я напишу и о них. Многие этого достойны.
Свидетельство о публикации №225122601144