Трагическая судьба художника Горбатова

Художник Константин Горбатов написал сельский солнечный пейзаж «Зима» в 1919 году, в страшный для страны период Гражданской войны. Когда у него спросили, откуда столько оптимизма, он сказал: живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть»… Но жизнь не холст, в неё невозможно добавить цвета и невозможно переписать.

Имя Константина Ивановича Горбатова известно не широко. Это легко объяснимо: в 1924 году он эмигрировал из новой России и не вернулся. Однако свои работы завещал родине, и многие из них сегодня находятся в наших музеях, в том числе Третьяковской галерее.

Горбатов рисовал природный ландшафт, старинную архитектуру, морской простор, неспешные российские реки… Всё, что выходило из-под его кисти смотрелось реальным и живым.

Первые шаги
Уроженец Самарской губернии, Константин Иванович глубоко и нежно любил величественную красоту родного края. Будущий мастер первые художественные навыки приобрёл у самарского художника Фёдора Бурова, друга Ильи Репина, Василия Верещагина, Василия Поленова, Константина Савицкого…. Буров — талантливый педагог и живописец основал собственную художественную школу. Кстати, среди его учеников был и знаменитый Кузьма Петров-Водкин.

В 1895 году Горбатов поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица. А через год стал студентом Рижского политехникума, где постигал науку градостроительства. В Риге Горбатов посещал студию мастера Джона Кларка, где начал путь осмысления стиля импрессионистов. Главным в его творчестве в тот момент был городской пейзаж, объединяющий живопись и архитектуру. В будущем это станет «визитной карточкой» Горбатова, прославит имя и сделает бессмертным творческое наследие.

Италия
Из Риги начинающий художник переехал в Санкт-Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии. Здесь он посещал мастерские пейзажистов Александра Киселёва и Николая Дубовского. Получив в 1911 году звание художника и право на пенсионерскую поездку, Горбатов отправился в Италию, где познакомился с европейскими живописными тенденциями.

В Риме сформировался его собственный неповторимый стиль, хотя после Италии он объездил почти всю Европу. Вернувшись в Россию, Горбатов много работал: писал пейзажи, виды северных городов и маленьких волжских городков. Он окончательно «отшлифовал» свой живописный стиль. Поездка в Италию научила добавлять в картины солнечный свет, при этом заставила «сместить» техническое исполнение работ в сторону постимпрессии. Но при этом он сохранил свой «русский» стиль, то есть очень личный, неспешный, вдумчивый взгляд на природу и городские ландшафты. Константин Горбатов писал широко, смело, разнообразно и вдохновенно…

На родине он также работал иллюстратором в петербургских журналах, выставлялся на выставках «Товарищества независимых» (1910). В 1917 году принял участие в юбилейной 45-й выставке Товарищества передвижных выставок (ТПХВ).

После отъезда из России имел персональные выставки в Риме, Берлине, Париже, Кёльне, Дрездене, Копенгагене, Гааге, Гамбурге, Лондоне.  На выставке в Мюнхене, кстати, он получил золотую медаль и международное признание.

«Зима»
Вообще творчество Горбатова можно разделить на два основных периода: русский, примерно с 1905 по 1922 год, и зарубежный – со времени его отъезда из России до смерти в освобождённом советскими войсками Берлине в 1945 году.

Пейзаж «Зима» он написал в 1919 году, следовательно он относится к так называемому «русскому периоду». На полотне мы видим заснеженное село в солнечный день. На заднем плане небольшие деревенские дома и церквушка, впереди — высокие раскидистые деревья. Ветви у них тонкие, изящные, будто кружевные. Слева в верхней части картины художник поместил птиц, кружащих среди облаков в светло-голубом небе. Местные жители в ярких одеждах идут, во всей видимости, в церковь. Вся картина наполнена светом и радостью.

Сложно представить, что пейзаж был написан в тот период, когда в России шла Гражданская война. Царили  голод, хаос, разруха… И в такое тяжёлое для страны время художник пишет картины, наполненные радостью: «Городской пейзаж», «Псков (Жизнь на реке Пскова)», «Ранняя весна. Голубые тени». Светлое настроение он создавал с помощью ярких пятен и золотистых оттенков…

Но как бы там не было, в советской России художник долго не задержался.

Эмиграция и забвение
В 1922 году Константин Горбатов вместе с женой навсегда покинул родину. Они поселились в Берлине. В этот период жизни художник много путешествовал: Финляндия, Великобритания, Палестина. Почти ежегодно ездил в Италию. Уже в эмиграции стал членом Общества художников имени А.И. Куинджи, участвовал в поздних выставках передвижников и Общества русских акварелистов. Поначалу его работы пользовались успехом в Германии, и по сравнению со многими другими русскими эмигрантами он жил довольно зажиточно.

Однако с приходом к власти нацистов работы Горбатова перестали пользоваться спросом. С середины 1930-х годов популярность художника постепенно угасала, и картины не находили сбыта. С началом Второй мировой войны мастер безвыездно жил в Германии, а с началом Великой Отечественной Горбатовым приходилось дважды в неделю отмечаться в полиции. Хорошо ещё, что временные паспорта супругам продлевало шведское посольство. Но покинуть страну они уже не могли.

К концу войны Горбатовы жили в страшной бедности, сам Константин Иванович постоянно болел. 24 мая 1945 года его не стало.  Меньше, чем через месяц ушла и его жена, покончив жизнь самоубийством.

Возвращение на родину
Советский офицер, которому передали квартиру Горбатова, принёс в советскую комендатуру Берлина завещание и картины. В завещании было написано: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным».

Последняя воля мастера была исполнена. В 1960 году архив и сохранившиеся произведения Константина Ивановича Горбатова передали на хранение областному художественному музею «Новый Иерусалим» в г. Истра Московской области. Также его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее, музее-галерее «Новый Эрмитаж – один», Музее Академии художеств, Ярославском художественном музее, Киевском музее изобразительных искусств и многих других музейных и частных собраниях.


Рецензии