Ла Горита и искусство эскайолы
В какой-то момент из двери на свет Божий вышел кучерявый строитель – тоже полуседой, но от пыли, в таких же запылённых шортах и майке. С режущим даже моё ухо акцентом осведомился у ветерана - не поднимут ли соседа шума по поводу шума строительного?
- Антонио! – буквально взвизгнув не хуже того перфоратора, взвился тут канарский сеньор на ущемлявшего хотя бы только в мыслях его права и свободы эмигранта. – Это мой дом! Я волен в нём делать, что захочу! Понятно?
Лично мне, услышавшему эту тираду даже из глубины входной комнаты на первом этаже, стало понятно: надо покачественней заканчивать свою работу и сваливать отсюда поскорей.
Накануне вечером мне позвонил Толик – лепший мой канарский кореш (и законный уже житель Канарских островов).
- Слушай, тут – ё-хайды! - надо клочок стены эскайолой отделать. В Ла Горита приедешь?
Эх, где наша не пропадала – я пообещал. Грядущий день был совершенно свободным, поэтому: чего дурака валять – раз! Антонио – Толика, что никак не мог овладеть искусством эскайолы, надо выручать – два! Ну и Ла Горита – местечко, мимо которого десятки раз благополучно проезжал на автомобиле или автобусе, наконец посетить: это было главным во всех моих здешних начинаниях.
А у Толика с эскайолой – также как и с «эспаньолом» - дело шло туговато.
Что такое эскайола? О, это настоящее национальное искусство и его мастера законно располагаются совсем недалеко от тореадоров и танцоров фламенко. Это – высший пилотаж строительного мастерства! Секреты эскайолы хранятся почти в тайне и передаются из поколения в поколение: как правило – от мастера отца к подсобнику сыну, что и сам однажды станет настоящим мастером.
Суть мастерства: покрыть голые кирпичные или шлакоблочные стены слоем гипса. Одним махом превратить черновую поверхность в ровную, блестящую стену или потолок. Чтоб без всяких там нескольких слоёв шпаклёвки с нудной затиркой наждачным волокном по окончании.
Для этого «пион» - подсобник, мальчишка на побегушках, что непременно есть у каждого мастера - «офисиаль» - в течение нескольких минут колдует над ведром с водой, в которое постепенно насыпает гипс – заводит гипсовую массу. Чего-то там меряет большим пальцем, оценивает интенсивность процесса и завихрения клубящегося пара… В общем: «Не ходите дети в школу – постигайте эскайолу!».
Ну а потом вдруг как ошпаренный подкидывает ведро на козлы мастеру: теперь тот спеши – вымазывай! Черпай прямо голой рукой – клешнёй из ведра на гибкую пластиковую тёрку и ляпай – наноси ровно на стену или потолок. На всё про всё – три-четыре минуты у тебя, не больше: тёплый гипс стынет на глазах. Правда, его всё равно останется немного на дне «бальде» - резинового ведра: подсобник добросовестно выколотит остаток, сполоснёт ведро начисто и начнёт шаманить новый раствор. Главное – чтоб не осталось ни единой шероховатости или царапины на идеально гладком новом фрагменте стены. Чтоб демонстративно проведя по блестящей поверхности пальцем, можно было пренебрежительно сбросить с губ: «Перфекто!»
Вот то и есть – эскайола: высший пилотаж которой возможно постичь отнюдь не каждому, отчего и «эскайолисто» - почти что небожители! - на острове в такой цене.
Мне, отлучённому от таинства канарской эскайолы советским десятилетним образованием, навёрстывать пришлось самому, украдкой да втихомолку подглядывая на работу местных асов, бросавших высокомерные взгляды со строительных козел. И за отсутствием подсобника большие объёмы я делать никак не мог – и разводить гипс для работы, и тут же укладывать его на стены в одиночку не поспевали даже канарцы.
Но сегодня дело было плёвым – меньше квадратного метра стены – как раз в том месте, в котором в неё входило несколько патрубков водяной системы. Это, конечно, являлось дополнительной сложностью, но только не для меня – достаточно уже поднаторевшего в диковинном этом ремесле. Так что за какой-то час вылизал я этот объём натурально – как на выставку… Натурально – пояснял вам, несведущим, про диковинную эскайолу дольше!
Довольны работой остались и Толик, и хозяин. Уважительно поглядывая в мою сторону, сеньор осведомился у моего друга о цене работы.
- Толян, да что я буду наглеть – и двух часов не работал! – пожал плечами я. – Двадцатка будет в самый раз.
Антонио согласно кивнул и обернулся к хозяину:
- Куарента!
Тот вытащил и протянул Толику означенные сорок евро, что называется, «без базара».
- Ну ты и клещ, Толян! – по-доброму смеялся я, когда вызвался проводить меня друг до остановки. – Еще и разжился на кореше!
- Ё-хайды! – разводил руками пройдоха. – Сказал бы ты «сорок», я бы тебе и сорок заплатил.
Частично компенсировал дело мудрый Толян заходом в ближайший бар, в котором заплатил за две порции виски с кока-колой. На выходе из заведения мы и попрощались сердечно. Толик пошел обратно – в глубину тихих улочек залитого солнцем местечка, а я двинулся в сторону древней столицы острова – города Тельде, что уходил в горы по другую сторону дороги от Ла Горита. Пользуясь случаем, надо было продлить культурную программу дня, побродив по старым улочкам и запечатлеть единственно уцелевшего (хороший гуанче – медный гуанче) от нашествия конкистадоров коренного жителя самобытного народа гуанчи - детей вулкана – нанизывающего на длинную пику большую океанскую рыбину.
Свидетельство о публикации №225122601600
Евгений Алексеев 5 27.12.2025 06:57 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за прочтение и отзыв, и за то, что надоумили на написание другого рассказа - как раз вот о том: о следовании слепом современного человека сто лет назад проложенному прадедами пути.
Творческих Вам успехов в наступающем году!
Андрей Жеребнев 27.12.2025 14:38 Заявить о нарушении