Нацизм и национализм. Какая разница?
Разница между нацизмом и национализмом заключается в подходах и целях.
Нацизм — политическое течение, в основе которого лежит идеология физического, психологического и интеллектуального превосходства одной нации, одного народа над всеми остальными. Нацизм выражается в стремлении притеснять, делать рабами или даже уничтожать представителей других наций.
Национализм — идеология и политика, основанные на представлении о нации и её интересах как высших ценностях. Национализм направлен на сохранение самобытности, языка, культуры нации, воспитание патриотизма — гордости и уважения к своему национальному региону, государству, стране.
Таким образом, нацизм ориентирован на превосходство одной нации за счёт унижения других, в то время как национализм фокусируется на защите интересов нации без унижения других национальностей.
Чем отличается нацизм от национализма?
Всего 60 лет назад мир захлестнула сокрушительная война, но уже сегодня последователи Гитлера заявляют о своих претензиях на политический олимп. Они пытаются прорваться в парламенты и кабинеты министров под видом националистов, утверждая, что на самом деле оберегают интересы народа. Чем же они отличаются от нацистов? Есть ли риск повторения войны, которая вновь заставит вздрогнуть всё человечество.
Что такое нацизм и национализм
Нацизм политическая идеология национал-социализма, где социалистическое устройство государства и общества тесно переплетено с националистическими идеями. Это позволяет проповедовать превосходство одного народа над другими, обосновывать расовую дискриминацию и этнические войны. Важнейшие атрибуты такой идеологии тоталитаризм, отказ от рыночной экономики, введение всеобщей воинской повинности, атмосферы тотальной нетерпимости и единомыслия.
Национализм политическое течение, важнейшим принципом которого является защита нации и первостепенное соблюдение её интересов. При этом народ может быть сформирован как по принципу «одной крови», так и по принципу «одной земли», «одной веры». Политическая идеология стойко защищает интересы нации, однако не всегда проповедует её превосходство над остальными народами.
Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии.
Здоровый национализм позволяет идентифицировать этническую или социальную группу на фоне остальных, соблюсти её интересы, организовать эффективное управление. Нацизм более агрессивен, в его планы входит широкое распространение одной биологической группы, которая якобы обладает превосходством над остальными. Этническое совершенство одного народа даёт ему «право» угнетать другие, вплоть до полного их уничтожения.
Национализм более терпимо относится к представителям других народов. Кроме того, он может быть сформирован по территориальному (США) или религиозному (исламистские государства) принципу. Национализм не всегда противоречит рыночной экономике, свободе слова и свободомыслию. Он вполне способен справиться с конструктивной критикой и вклиниться в правовое поле. Национал-социализм это идеология тоталитарного государства, где не может быть и речи о личной свободе.
Национализм это когда в рамках одного государства культивируется и поддерживается нация, преобладающая в этом государстве, не мешая однако жить и развиваться и другим нациям.
Нацизм это когда культивируется преобладание собственной нации над другими нациями.
Фашизм это нацизм с применением насилия по отношению к другим нациям.
Из светских определений:
Национализм ставит во главу угла нацию, причем нация может быть как нацией крови, так и нацией гражданской (как, например, американская нация). Национализм совместим с принципами рыночной экономики и свободной конкуренции, а также с демократическим правлением. В отличие от фашизма и нацизма, оперирующих утопистскими концептами интегралистского общества и Религии Крови, национализм строго привязан к реальности и предпочитает рассматривать уже существующие нации и их взаимоотношения, стремясь в первую очередь защитить интересы выбранной нации, а не воплотить социально-политическую утопию. Национализм это система взглядов взрослых, холодных, разумных людей, которые предпочитают не бороться с реальностью, но максимально ее учитывать, называя кота котом и обращаясь с ним как с котом.
Фашизм специфическая левая идеология, рассматривающая, в отличие от демократии, элементарными кирпичиками общества не личности, но корпорации, а общество, соответственно, как союз корпораций. Для фашизма характерно мощнейшее государственное вмешательство в экономику и отрицание принципов свободного рынка и свободной конкуренции. Интересно, что значительную роль в развитии фашистской теории сыграл наш бывший соотечественник Питирим Сорокин с его концептами интегрализма.
Нацизм имплементирует в себя большинство концептов фашизма (включая тотальное неприятие рыночной экономики), добавляя к ним расовую теорию. Важно заметить, что нацизм различает множество рас и рассматривает традиционные нации как культурные конструкты, включающие в себе множество биологических рас. Целью нацизма является восстановление иерархии рас, причем эта иерархия базируется на частично научных, частично мистических теориях, из-за чего нацизм можно рассматривать как особую форму религии.
В целом можно сказать, что фашизм и нацизм революционные лефтистские утопические идеологии, предполагающие коренную перестройку всего социума и, в идеале, мира, тогда как национализм правоконсервативная идеология холодного реализма, предпочитающая работать с тем, что есть. Войны, геноциды, социальные эксперименты вытекают из самой утопической сущности фашизма и нацизма, тогда как национализм может быть абсолютно мирным и демократическим. С точки зрения националиста, мультикультурализм и теории безнационального бесклассового общества являются такой же оторванной от реальности утопией, как Расовые Крестовые Походы нацизма или воинствующий антимодернизм фашизма. Легко заметить потрясающее сходство эгалитарных тенденций фашизма, нацизма и современного мультикультурного велфер-либерализма. С правоконсервативной национальной точки зрения, и нацизм, и мультикультурализм всего лишь подвиды утопистких левых идеологий.
Иван Ильин «О русском национализме»
Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.
Вот почему национальное чувство есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ к духовному расцвету. Это есть некий восторг (любимое выражение Суворова!) от созерцания своего народа в плане Божием и в дарах Его Благодати. Это есть благодарение Богу за эти дары; но в то же время и скорбь о своем народе и стыд за него, если он оказывается не на высоте этих даров. В национальном чувстве скрыт источник достоинства, которое Карамзин обозначил когда-то, как «народную гордость»; и источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы ее истории; и источник государственного правосознания, связующего «всех нас» в живое государственное единство.
Национализм испытывает, исповедует и отстаивает жизнь своего народа, как драгоценную духовную самосиянность. Он принимает дары и создания своего народа, как свою собственную духовную почву, как отправный пункт своего собственного творчества. И он прав в этом. Ибо творческий акт не изобретается каждым человеком для себя, но выстрадывается и вынашивается целым народом на протяжении веков. Душевный уклад труда и быта, и духовный уклад любви и созерцания, молитвы и познания, при всем его личном своеобразии, имеет еще и национальную природу, национальную однородность и национальное своеобразие. Согласно общему социально-психологическому закону, подобие единит людей, общение усиливает это подобие, и радость быть понятым раскрывает души и углубляет общение. Вот почему национальный творческий акт роднит людей между собой и пробуждает в них желание раскрыться, высказаться, отдать «свое заветное» и найти отклик в других. Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается прежде всего и больше всего к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа; а национализм есть верная, естественная тяга к своему климату и к своей почве.
Не случайно русская сердечность и простота обхождения всегда сжималась и страдала от черствости, чопорности и искусственной натянутости Запада. Не случайно и то, что русская созерцательность и искренность никогда не ценились европейским рассудком и американской деловитостью. С каким трудом европеец улавливает особенности нашего правосознания его неформальность, его свободу от мертвого законничества, его живую тягу к живой справедливости и в то же время его наивную недисциплинированность в бытовых основах и его тягу к анархии. С каким трудом прислушивается он к нашей музыке к ее естественно льющейся и неисчерпывающейся мелодии, к ее дерзновенным ритмам, к ни на что не похожим тональностям и гармониям русской народной песни Как чужда ему наша не рассудочная, созерцательная наука А русская живопись, чудеснейшая и значительнейшая, наряду с итальянской, доселе еще «не открыта» и не признана снобирующим европейцем Все прекрасное, что было доселе создано русским народом, исходило из его национального духовного акта и представлялось чуждым Западу.
А между тем создать нечто прекрасное, совершенное для всех народов может только тот, кто утвердился в творческом акте своего народа. «Мировой гений» есть всегда и прежде всего «национальный гении», и всякая попытка создать нечто великое из денационализированной или «интернациональной» души дает в лучшем случае только мнимую, «экранную» «знаменитость». Истинное величие всегда почвенно. Подлинный гений всегда национален: и он знает это сам о себе.
И если пророки не принимаются в своем отечестве, то не потому, что они творят из какого-то «сверхнационального» акта, а потому, что они углубляют творческий акт своего народа до того уровня, до той глубины, которая еще не доступна их единоплеменным современникам. Пророк и гений национальное своего поколения, в высшем и лучшем значении этого слова. Пребывая в своеобразии своего народа, они осуществляют национальный акт классической глубины и зрелости и тем показывают своему народу его подлинную силу, его призвание и грядущие пути.
Итак, национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия будет национальной Россией.
Свидетельство о публикации №225122601983