Ритуальные праздники нымылан

О традициях береговых коряков-нымылан мне рассказала однажды Анна Пастущена-Косыгина . Она создала в селе Тиличики клуб «Ангт», что в переводе – «Праздник» и была его руководителем.
С 14 на 15 января  нымыланы проводят обрядовый праздник «Новолуние-Яилгын», (в переводе с корякского это слово означает – «Луна».  Луне поклоняются, по Лунам у коряков идет  отсчет времени. Всего в году 12 Лун. Родился ребенок, когда растет, отсчитывают, сколько Лун прошло. Старики также считают свои годы, иногда говорят: «Я уже не помню, сколько лун прошло…».
В ноябре коряки-нымыланы отмечают ритуальный обрядовый праздник Нерпы, исполняют ритуальные танцы. К примеру, берут раздвоенные веточки ольхи, на них вешают заячьи «пушки»-помпончики и начинают танцевать вокруг добытой нерпы, вокруг костра. Костер почитают, кормят его, кидают в него пищу. Заячьи «пушки» также считаются священными и выполняют функцию защиты рода. Танец движется по ходу солнца, иначе духи могут наказать. Веточки кладут возле костра или прямо на костер. Если они вспыхивают, значит, духи принимают дары.  Потом начинают «кормить» нерпу рыбой и кореньями: кладут ритуальную пищу на ласты. Все действо сопровождается танцем. Берут траву-лаутен – зеленую или подсушенную, делают из этой травы маленьких «нерпушек» и отправляют их в огонь или в море.
Добытые нерпы для коряков-нымылан считаются живыми или ожившими. Они должны «пойти» в море и сказать другим нерпам и морским животным, что были на праздники, и чтобы те потом пришли к людям на праздник.
Коряки-нымыланы считают, души ушедших предков посещают их во время таких праздников. Люди встают в хоровод, зная, что духи ушли на небо, но во время праздника могут прийти. Когда люди готовятся к празднику, то же самое делают над ними на небе духи.  Люди проводят праздник, на небе духи тоже отмечают его. В этот день духи очень хорошо видят людей. Так происходит общение людей с ними. Люди могут даже просить у духов помощь, и те помогают.
Когда ей было 20 лет, руководитель ансамбля «Мэнго» Александр Гиль пригласил ее работать в ансамбль.  Дело было так. Девушка стояла у билетной кассы совхозного ДК, чтобы купить билеты на концерт, там еще была стайка девушек. Подошел Александр Гиль предложил девушкам остаться после концерта. Катю Гиль он попросил посмотреть, как девушки двигаются, знают ли свои национальные танцы. На Анну обратил особое внимание.
 Анна Петровна Пастущена-Косыгина танцевала в первом составе Государственного академического ансамбля корякского танца «Мэнго». Она родилась  25 февраля 1945 года и выросла в с. Култушное Корякского автономного округа, ныне Камчатского края.
В это время, когда А. Гиль позвал ее в ансамбль, она училась в Паланском СПТУ. Гиль сказал ей после просмотра: «Подходи завтра к пароходу, мы поедем в Усть-Пахачи». Анна не долго думала, подошла после концерта к директору совхоза, сказала, что не будет работать дояркой на ферме, что ее пригласили танцевать в ансамбль «Мэнго» и что завтра она уезжает с ними на пароходе. Директор почему-то отпустил ее, не раздумывая, сказал: «Может это твое будущее».
Наутро она уехала  вместе с артистами ансамбля. Тогда на пароходе она вспомнила еще одну свою поездку по морю. Ей было около шести лет, когда в Култушное зашел катер, и девочку хотели забрать в балетную студию в Ленинград, но мама ее не отпустила: во время войны в семье умер кто-то из детей.
Когда пароход прибыл в Усть-Пахачи, Анна сразу отправилась вместе с артистами на репетицию. Вечером она уже выступала на сцене. Ей было не привыкать: в Култушном она с детства привыкла к сцене, выступала на всех праздниках, танцевала и пела.
Позже Анна поступила в музыкальное училище, выбрала специальность, связанную с культпросветработой. Некоторые из артистов ансамбля «Мэнго» поехали учиться в Ленинград, Анна также, окончив училище, отправилась в город на Неве.
Когда она ушла из «Мэнго», работала в СДК в Култушном. Когда клуб начали переводить в райцентр, перешла работать на меховую фабрику в Тиличики, училась шить одежду из меха. Потом Анна устроилась работать в районный Дом культуры балетмейстером. Начала изучать и записывать у старожил национальные традиции и обряды береговых коряков – нымылан.

( п-в Камчатка, Корякский автономный округ, с. Тиличики, 2004 г.)


Рецензии