Пророчество слова Божия о моменте Боговоплощения

Вот пророчество о моменте Боговоплощения в Святом Писании.
"этот народ есть сын Божий,
ибо, когда все окружало тихое безмолвие,
 и ночь в своем течении достигла средины,
сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли
 всемогущее слово Твое, как грозный воин" (Прем.Сол.18:13-15).

В этом пророчестве говорится о моменте, когда "ночь в своем течении достигла средины".
 
Вот, спрошу я вас: что такое середина некоторого отрезка времени?

Для этого нужно знать его начало и конец - ответит даже школьник.

Хорошо, а если речь идёт о некоем из года в год постоянно повторяющемся процессе, например, изменении продолжительности ночи, то какой астрономический момент времени можно считать серединой этого процесса?

Как правило, началом любого процесса принято считать, когда некая его характеристика начинает возрастать.
Т.к. этой характеристикой тут служит продолжительность ночи, то началом этого процесса следует считать ночь с наименьшей её продолжительностью.

А когда следует считать окончание этого процесса?
Ну, тут и школьник ответит, что продолжительность ночи, меняясь от наименьшей, заканчивается также этим самым наименьшим её значением.
Это астрономический год, не зависимый от выбранного календаря.

Но тогда в какой момент будет середина этого из года в год повторяющегося процесса?

Т.к. продолжительность ночи сначала возрастает, а потом, достигнув максимума, симметрично предыдущему возрастанию, снова убывает, то ясно, что середина этого процесса будет в полночь (т.е. в 3 часа ночи) самой длинной по продолжительности ночи.

В IV веке, когда и закреплялся Праздник Рождества Иисуса Христа, то по юлианскому календарю приходился этот Праздник примерно на 24–25 декабря, хотя самая длинная ночь соответствовала 21-22 декабря, т.е. Праздник установили после трех дней от зимнего солнечного равностояния.
Почему через три дня? Думаю, чтобы почтить единого Бога во Святой Троице чтимого, Отца и Сына и Святого Духа, Которого и открыл нам Господь Иисус Христос, Второе Лицо Святой Троицы.

Так и осталось то в исторической памяти Церкви.
В Григорианском календаре эти дни  в северном полушарии остались прежними: на 21-22 декабря приходится самая длинная ночь, а Праздник Рождества Иисуса Христа празднуют в ночь с 24 на 25 декабря. В Юлианском календаре эти дни изменяются с течением времени. В настоящее время Юлианский календарь отстает от Григорианского на 13 дней, поэтому в 2025 году, например, самая длинная ночь была 21.12.2025.

Итак, "сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли
 всемогущее Слово Твое (Сын Божий и Бог, Второе Лицо единого истинного Бога, Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Богочеловек, Иисус Христос), как грозный воин" (Прем.Сол.18:15).
Согласно историческим исследованиям, с учётом частных откровений, произошло это в момент зимнего солнцестояния в 5 году до нашей эры, т.е. в этом 2025 это было 2030 лет тому назад.

Интересно заметить, что 3 часа ночи (в нашем исчислении) это ее середина.
В 3 часа дня Иисус Христос умер на Кресте.
Три дня и три ночи Божья Матерь молилась без сна, ожидая воскресения, Сына Своего и Господа, Иисуса Христа: с четверга на пятницу, с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье.
В 5 часов утра Иисус Христос воскрес, т.е. через 38 часов после Его смерти на Кресте.

В одном частном откровении Божья Матерь, как дано было видеть одному верующему, явившись в церковь, награждала верующих. Тем, кто искренне всем сердцем молился, Мария дала по медной монете, тем, кто старательно пел в хоре, Она дала по серебрянной монете, и лишь некоторым немногим из молящихся Мария дала по золотой монете.
На вопрос, чем они Ей так угодили, Она ответила, что они ночь перед Божественной Литургией провели в бодрствовании.

Вот поэтому, согласно народному поверью, если вдруг проснулся среди ночи, то следует хотя бы немного помолиться, например, произнести 3 молитвы: "Отче наш...", "Радуйся, Мария...", "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!".
Ну, а если проснулся около 3 часов ночи, то, думаю, стоит порадоваться такой оказии сотворить молитву и поблагодарить своего Ангела-Хранителя.

Церковь не всегда толкует слово Божие прямо, но старается открыть его подспудный смысл, т.к. слово Божие глубоко символично: невозможно бесконечную премудрость Божию записать конечным набором слов. А потому необходимо иметь благодать Святого Духа, чтобы понять слово Божие.
Бывает, конечно, когда слово Божие открывается в разных аспектах: как прямо, так и косвенно; как непосредственно, так и языком метафор, символически.
И, думаю, это пророчество и является таковым, т.е. в нем раскрывается не только глубоко богословский и философский смысл, но и прямой и непосредственный, что и позволило нам произвести простой его семантический анализ.

Что можно утверждать с уверенностью по поводу выше упомянутого пророчества с богословской точки зрения?

1) Прем. Сол. 18:13–15 — христологический текст.
2) «Середина ночи» — образ предельной тьмы мира.
3) Зимнее солнцестояние — естественный космический символ этого состояния.
4) Раннее христианство осознанно связало Рождество с этим моментом.
5) Литургическая ночь Рождества — это победа Света в точке максимальной тьмы.
6) Воплощение — это не мгновение во времени, а вхождение Вечности во время.


Богу нашему слава через Иисуса Христа, Господа нашего!


Рецензии