Чудо-ёлка

Когда Ванюшке шёл четвёртый год, а Анютка пошла в школу, дети уговорили родителей отпустить их на зимние каникулы в деревню к деду Юре.
За три дня до Нового года папа отвёз их к деду. И вот они на свободе, ибо дед позволял сколько душе угодно кататься с горки на санках и бегать с ребятишками по сугробам в догонялки. Набегавшись, раскрасневшаяся от мороза компания, обметя на крылечке друг друга веником, всей гурьбой вваливалась к деду Юре на чай.
Дед развешивал сушиться возле печки их шубки и штанишки, а детские валенки ставил в печурки — специальные ниши в печи. Благо печь у деда Юры была знатная — старинная русская, занимавшая четверть комнаты.
Пока внучата и их друзья играли и вели свои серьёзные разговоры на лежанке печи, куда залезали отогреваться, дед кипятил чайник и ставил на стол домашнюю выпечку: пирожки и ватрушки. Потом все вместе пили чай из цветов липы, листьев малины и смородины.

Вечером тридцатого декабря деда Юра постелил Анютке и Ванюшке на печке и перед сном прочитал сказку "Чудо-дерево" из большой книги со стихотворениями Корнея Чуковского.

На другой день, тридцать первого декабря, вспомнив строки:
"А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки! " —
Анютка с огорчением сказала:
— А у наших у ворот простая берёза растёт, и на ветке у неё кормушка для птиц висит.
О птичках деда Юра позаботился ещё с осени: сделал для них кормушку и повесил её на берёзе. И теперь, зимой, постоянно подсыпал туда семечки подсолнечника, зерно и мороженую клюкву.
— А давайте мы сами сделаем такое чудо-дерево, вернее чудо-ёлку, для сельских ребятишек, заодно и лесных зверушек порадуем! Ведь Новый год приближается — праздник, когда должны совершаться всякие чудеса. Благо ёлка у нас уже есть, растёт совсем рядом с домом, на окраине леса, — предложил деда Юра.
— Давайте! — обрадовались Анютка и Ванюшка. — А как мы сделаем чудо-ёлку?
— Вот хорошенько подумаем и что-нибудь придумаем. Мы с ребятами ещё осенью, пока шли дожди, вы;резали и разукрасили разные маски для новогоднего праздника — вот и повесим их на ёлке. Да ещё красивые новогодние шары. А чтобы новогодняя ёлка стала чудо-ёлкой, наделаем сегодня особенных съедобных игрушек для зверей и, конечно же, ребятишек угостим.

Сначала хотели повесить на чудо-ёлку кедровые шишки для белок, зайцу Барабанщику — морковь, лисе — рыбу, а лосихе Машке — развесить пучки вкусного подсоленного сена.
— А кот Баюн и Бабка-Ёжка, разве можно их оставить без новогоднего подарка? — спросил удивлённо Ванюшка.
— Они очень далеко, в сказочном лесу, туда и летом не каждый сможет добраться, а зимой и вовсе не пройти, — покачал головой деда Юра и предложил: — Давайте вместо них мы лучше позовём в гости соседку бабу Нюру и её кота Пушистика.
— Давайте! — радостно согласились дети.
— И ёзика позовём в гости! — добавил Ванюшка (он почему-то ёжика называл ёзиком, хотя все слова уже говорил чётко).
— Нет, Ванечка, — вздохнул дед, — ёжик и медвежата зимой спят, поэтому Новый год с нами встречать не смогут.

Хорошенько подумав, отказались от идеи развешивать на ёлке привычную для лесных зверей еду: такое угощение им и так даём всю зиму — съедят и не поймут, что был праздник, Новый год.
— Лучше напечём им сказочных пряников, да таких, чтобы они долго-долго ими наслаждались, — предложил деда Юра.
— Волшебные пряники? — запрыгала на месте Анютка. — А какие они?
Дед задумался. Действительно, легко сказать, а как сделать такие пряники? Если напечь обычные, то зверушки их мигом сгрызут и забудут про них.
— Замесим тесто на меду и спрессуем его, — придумал деда Юра. — Такой пряник так просто не разгрызть, только если намочить хорошенько.
Анютка быстро нацепила на себя фартук и приготовилась помогать. А для Ванюшки, чтобы не очень мешался, дед приготовил из сахара петушка на палочке, и теперь малыш с увлечением облизывал карамельку (хорошо, что мама не видела этого, а то бы досталось деду на орехи).
Тесто получилось настолько вязким и плотным, что даже дед с трудом раскатал его в большую круглую лепёшку.
— Давай назовём эту лепёшку Бабой-луной, — предложила Анютка, — и запечём её целиком. Это будет грустная Баба-луна, — добавила она.
Предложение всем понравилось. Из медной проволоки дед при помощи внучки выгнул печальный лик Бабы-луны, сделали большие глаза, и из кусочков проволоки — маленькие брови, потом нос картошкой и прямые губки.
— А Баба-луна у нас будет без волосиков? — спросил Ванюшка.
— Ой! — всплеснула руками девочка. — Про волосы мы совсем забыли!
Деда Юра улыбнулся и настриг "волос" из тонкой проволоки.
Радостные дети сделали Бабе-луне причёску с прямым пробором.
Получилась симпатичная Баба-луна. Зажав лепёшку между двумя разделочными досками, деда Юра в сарае с помощью домкрата от старенького "Запорожца" спрессовал её. Затем, вынув проволоку, ненадолго сунули в печь, постоянно карауля, чтобы сильно не запекалась — ведь румяной луна не бывает. А чтобы лисе было понятно, что это подарок для неё, "лунную лепёшку" обмазали рыбьим жиром.
Из второй лепёшки вырезали весёлое солнышко для зайца Барабанщика и назвали пряник "Солнечным зайчиком". Ванюшка прыгал от радости и хлопал в ладошки — так ему понравилось весёлое солнышко.
"Солнечного зайчика" дедушка тоже спрессовал, но не так сильно, как Бабу-луну, затем запёк его до румяной корочки, а Анютка сверху облила его морковным соком.
Для лосихи Машки из соли-лизунца дед Юра наколол сосулек, а дети настелили сена под ёлкой, положив сверху ветки рябины с ягодами.
Белкам же, особо не мудрствуя, повесили кедровые шишки. Ваня хотел завернуть их в блестящую фольгу, но дедушка сказал, что обёртку может случайно проглотить какая-нибудь из белок и у неё заболит живот.
А из третьей и четвёртой лепёшек Анютка с Ванюшей вырезали много звёздочек для своих друзей.

Ближе к вечеру украсили новогоднюю чудо-ёлку и потом долго любовались ею — всем она очень понравилась. Анютка с Ванюшкой не удержались и украдкой от деда стянули с ёлки по звёздочке — "на пробу".

Когда стемнело, баба Нюра принесла целое блюдо салата оливье и пирог с яблоками. Деда Юра, по случаю праздника, разжёг сухими еловыми шишками самовар, и друзья устроили новогодний пир. Потом взрослые и Анюта играли в лото, высыпав стакан кедровых орешков и разделив их поровну, а Ванюшка в это время забавлялся с Пушистиком. Правда, сытый, довольный Пушистик не слишком долго играл — он быстро забрался в печурку и устроился спать. Истинно кот Самобаюн.
Перед Новым годом все вышли на улицу и зажгли бенгальские огни, даже Ванюшке дали подержать сыплющую искрами палочку (правда, дед его подстраховывал, придерживая за кулачок).
В двенадцатом часу дед Юра постелил внукам на печке и, как обычно, рассказал им сказку-невеличку. В этот раз он придумал свою сказку (ведь на Новый год должны происходить чудеса).

* * *
В Новогоднюю ночь тихо, с расстановкой, так, что даже баба Нюра вслушалась, начал дед свою сказку. Первой прибежала к чудо-ёлке лиса. Она давно уже искала подступ к курятнику деда Юры и этой ночью хотела сделать ещё одну попытку, но на опушке леса рыбный запах отвлёк её. Ухватившись за ароматный бок пряника, она сорвала Бабу-луну с ёлки и понесла к себе в нору.
Учуяв рыбный запах, навстречу ей вышел серый волк:
— Здравствуй, красавица! Что такое вкусное сегодня добыла: пахнет рыбой, а на рыбу не похоже?
— Да вот "лунную лепёшку" удалось достать. Посмотри на небо — их там целая стопка висит. Если хочешь, залезь вон на ту гору, подпрыгни повыше и схватишь себе хоть пять штук.
— Нашла простака! Я уже рыбачил по твоему совету, чуть без хвоста не остался, — огрызнулся волк и ухватился за другой конец Бабы-луны.
Отобрав лепёшку, он убежал в лес и, устроившись в затишке возле кустов, попробовал съесть её. Но она оказалась настолько твёрдой, что волк подумал, что лиса опять обманула его, подсунув вместо рыбы камень, и сначала хотел вообще бросить отобранное у лисы. Но потом подумал, на всякий случай зарыл "лунную лепёшку" в снегу под кустом и убежал по своим делам, ведь не зря говорят: "Волка ноги кормят".
Лиса проследила за Серым и видела, где он спрятал её пряник. Выждав момент, когда волк отбежит подальше, она утащила Бабу-луну. Но, чтобы запутать волка, побежала не к норе, а снова в деревню, почти на окраине свернула и кружным путём принесла свой подарок к себе в нору. Там, старательно облизав бок у "лунной лепёшки", отгрызла кусочек, затем ещё кусочек и так за несколько дней съела новогодний подарок.
А серый волк на следующую ночь хотел ещё погрызть отобранную "лунную лепёшку" (уж очень вкусно она пахла рыбой), но, придя к кусту, ничего не нашёл. Сначала он бросился по следу лисы, но подходить близко к деревне побоялся: очень уж не любили его местные собаки. Так ни с чем и вернулся Серый назад.
Потом он на всякий случай залез на гору, но сколько ни прыгал, до луны на небе не достал.
И теперь во время полнолуния, глядя на луну, серый волк воет по ночам не только от тоски, а ещё и от обиды, что рыжая плутовка снова обманула его.

Рано утром к чудо-ёлке прибежал зайка Барабанщик и отгрыз лучик у "Солнечного зайчика". Днём он спал, спрятавшись под кустиком, или объедал молодые веточки ивы и осины, а каждое утро наведывался к своему прянику и помаленьку грыз его.
А в первый день нового года к чудо-ёлке прибежала целая ватага весёлых поскакушек-белок. Сытно позавтракав кедровыми орешками, они тут же на ёлке затеяли игру в догонялки, уронив при этом несколько пряничных звёздочек.
Напрыгавшись, белки убежали в лес и встретили там лосиху Машку. Машка хрумкала молодыми ветками ели и на белок не обращала никакого внимания: мало ли тут всякой мелюзги крутится, если всех слушать, так и поесть не успеешь.
Самая маленькая и, видимо, самая любопытная белочка прыгнула лосихе на голову и, устроившись между ушами, рассказала про чудо-ёлку, на которой за одну ночь выросли шишки небывалой величины, вкусные-превкусные звёзды и даже сосульки. Но сосульки почему-то оказались солёными.
— Солёные сосульки? — удивилась лосиха. — Это что-то новое, я давно соль искала. Пойду посмотрю на вашу чудо-ёлку.
Лосиху Машку ещё лосёнком подобрал лесник и вырастил вместе со своей лошадью, поэтому она людей не боялась, да и они знали её и любили. Лосиха смело направилась к чудо-ёлке и долго смаковала солёную сосульку, а потом подобрала сено и ветки с ягодами рябины.
Добрые вести быстро разлетаются. После обеда уже все в деревне знали о чудо-ёлке, на которой висят вкусные звёзды и красивые шары. Прибежавшие ребятишки с восторгом и удивлением ходили вокруг ёлки и рассматривали украшения не ней: "И кто же сделал для нас такую красивую и вкусную чудо-ёлку?" Восторг был настолько велик, что дети, взявшись за руки, встали вокруг ёлки в хоровод и запели песенку "В лесу родилась ёлочка". А потом сняли с веток подарки пряники-звёздочки и поделили между собой.
После всех к чудо-ёлке прилетел клёст и тоже угостился новогодним подарком: растеребил кедровую шишку, затем подзакусил ещё семенами еловой шишки и довольный улетел к себе в лес, наверное, искать дупло для своего будущего семейства, ведь им скоро высиживать птенчиков.
* * *

Когда внучата уснули, деда Юра и баба Нюра долго беседовали за чаем: вспоминали свою молодость, как отмечали в школе новогодние ёлки и с каким нетерпением ждали незамысловатые подарки с конфетами и яблоком или апельсином. И тут дед Юра спохватился:
— Кстати, о подарках-то я совсем забыл. Надо будет положить внучатам под их одёжкой подарки от Деда Мороза!
Вот такая история о чудо-ёлке, которую деда Юра и внучата — Анютка и Ванюшка, — как настоящие волшебники, устроили для всех на Новый год.

Да! О зайке Барабанщике надо ещё рассказать. Через пять дней, когда на ёлке не осталось никаких вкусняшек, кроме объеденного со всех сторон "Солнечного зайчика", деда Юра снял новогодние шары и заодно снял остатки зайкиного пряника.
Прибежав утром за своим угощением и увидев, что его нет, заяц изо всех сил забарабанил по стоящему рядом пню и так завизжал от гнева, что деда Юра поспешил вернуть на место его подарок. А Анютка с Ванюшкой смеялись и говорили, что Барабанщик стал Солнечным зайчиком. И потом, когда пряника уже не осталось, дети вешали на ёлку для зайца морковку.


Рецензии