30 декабря день страны, которой нет

         30 декабря отмечается очередная (103-я) годовщина создания Советского Союза, мы снова стоим перед зеркалом истории, в котором отражаются не только великие события и идеологические лозунги, но и судьбы простых людей.

          СССР оказал огромное влияние на цивилизационные процессы и мировую историю. До рождения Союза всемирная история человечества не знала столь масштабных добровольных объединений наций и народностей в целостные государства.
Распад союзного государства на отдельные республики. большинство из которых не смогли стать независимыми, это глобальное «землетрясение», тектонический сдвиг, который не просто изменил карту, а перевернул миллионы судеб, перекроил геополитическую реальность и создал «чёрные дыры» истории, последствия которых мы расхлёбываем до сих пор.

         Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой XX века не потому, что исчезла конкретная политическая система, а потому, что коллапсировал целый мир — со своими смыслами, социальными лифтами, культурными кодами и ощущением общей судьбы. И строительство нового, устойчивого и достойного мира на этих развалинах для многих республик так и осталось незавершённым проектом, а для некоторых — и вовсе несбыточной мечтой.

            Для меня эта годовщина — не абстрактная историческая дата, а живая ткань моей семейной истории, сплетённая из принципов, которые определили жизнь миллионов.

          Советский проект декларировал идеи социального равенства не как красивые слова, а как конкретные механизмы. Бесплатное образование и медицина были не привилегией, а нормой. Доступное жильё, распределяемое через очередь на работе, давало молодым семьям нечто большее, чем крышу над головой — оно давало уверенность в завтрашнем дне. Гарантия трудоустройства означала отсутствие экзистенциального страха перед безработицей. Социальные лифты работали: талант и трудолюбие, а не происхождение или капитал, открывали дорогу в жизнь.

     Моя личная история — лучшее подтверждение этого принципа. Внучка деревенского конюха (дед по отцовской линии) и пастуха (дед по материнской линии) в капиталистической стране с высокой вероятностью осталась бы на социальной периферии, а не стала бы доктором технических наук, профессором. Этот путь был не простым, но он был возможным. Система высшего образования, доступная всем, отбор по способностям, государственные стипендии — всё это работало.

История моей мамы — ещё один красноречивый пример. Она была бригадиром штукатуров-маляров. Её труд был виден всему городу в прямом смысле. Иду я по городу Павлодару и вижу — вот дом, на котором мама работала, вот ещё, и вот этот тоже - и так полгорода. Полгорода — это памятник её рукам. В том обществе люди труда пользовались настоящим почётом и уважением. Героями были не эстрадные звёзды с их сиюминутной славой, а инженеры, рабочие, учителя, врачи. Они и составляли настоящую элиту — элиту созидателей.

     Эта система создавала и особую демографическую уверенность. Молодые люди не боялись заводить семьи, рожать детей. Государственная поддержка материнства, детские сады, пионерские лагеря — всё это снимало с родителей часть гигантской финансовой и организационной нагрузки.

       Даже мои дети успели застать и получить некоторые блага социалистической системы. Почти бесплатные детские сады, доступные кружки и секции. Все трое учились в музыкальной школе — и это не было разорительной статьёй семейного бюджета, а нормальным вложением в развитие личности, доступным каждой семье.

      Сегодня, оглядываясь назад, я вижу, что главное достижение той эпохи — это чувство социальной защищённости, уверенности в завтрашнем дне и достоинства труда. Человек знал, что его образование, его квалификация, его честная работа гарантируют ему стабильную жизнь, уважение в обществе и будущее для его детей.
Нет, история СССР не была сказочно прекрасной, но я не застала тяжелых времен в судьбе моей родины, 60-70-е годы — это практически идеальное общество, это был такой вызов мировому капиталу, такая угроза его власти над людьми, что было приложено максимум усилий, чтобы разрушить социалистическую систему в СССР. Исподволь через музыку, кино, литературу шло разрушение устоев, рассчитанное на самые низкие инстинкты и моральные принципы. Провозглашались приоритеты личного интереса над общественными, "ведь ты этого достойна", и мы потеряли этот идеальный мир.

          А появилось ощущение потери той социальной ткани, где ценность человека определялась его вкладом в общее дело, где труд шахтёра и музыканта, строителя, инженера, библиотекаря или учёного был зрим и уважаем. Это ощущение потери мира, где система образования, культуры и здравоохранения работала не как рыночная услуга, а как естественное право.

          Наше поколение в большинстве своём стало не причиной, а свидетелем и участником (иногда невольным) великого исторического перелома. Потеря того мира стала личной трагедией для миллионов, чьи жизненные стратегии, карьеры и представления о справедливости оказались обесценены новой реальностью.
Да, мы выжили, но не все. Про «русский крест» 90-х много написано, преодолеть его последствия не удаётся. Те, кто остался, как-то приспособились к новой жизни, кто-то просто ожидает конца.

          Хотелось бы какого-нибудь оптимизма в финале. Хотелось бы проснуться и обнаружить себя в кресле, задремавшей под «Сельский час» в воскресенье, но увы, не в этой жизни.

      Ну, не чокаясь…

           P.S. Одно из самых благородных чувств - любовь к Родине. Это чувство сродни любви к матери, к семье, а порой и важнее. Несмотря на то, что я большую часть жизни прожила в союзном и «независимом» (см. выше) Казахстане, Родиной своей считала и считаю «шестую часть земли с названьем кратким Русь», и остаюсь верной ей в горе и в радости, в болезни и здравии, в богатстве и бедности, какие бы ни были времена, как бы она ни называлась, кем бы ни управлялась. Родина живёт не в документах, а в людях, которые её любят и помнят.
 
      Да будет так всегда! 


Рецензии