Мы родом из селища Большой Ессентучок

Нам Палимпсестова и Рунич,               
Слегка подёргивая струны               
Археологии – науки,
Что создана была для скуки,
В журнале важном сообщили:
 “В лесах Ессентучка у Белого Угля
В эпоху бронзы люди   жили“1.

А сообщили нам со слов
Первопроходцев, знатоков
Приессентукского анклава2;
И им–то наш почёт и слава:
Полковские,  отец и сын.
Сын  Дмитрий  - школа,
Поиски, походы.
Не любознательность его  бы  –
Не знать совсем нам ничего:
Сейчас стоит Лесхоз3, а жило племя,
И было трудное то время, -
И чтобы жизнь свою хранить
Пришлось им крепость возводить.

Теперь и мы явились в лес,
Всё, что узнаем  - всё для вас.
Местами, может быть, прибавим,
Но где вы видели, чтоб лес
Без щепок был и без чудес?
  Итак, вперёд, настал наш час.

II
Давно то было. Люди шли
Уже три года по степи
К таинственной земле Эльбруса  –
Вечнозелёный Ирий4 там, -
Любовь и дружба пополам;
Исчезнут там тревоги, боли –
Куда им деться поневоле?
------------------------
Примечания.
Палимпсестова Т.Б. Укрепление и поселение “Ясная Поляна” города Ессентуки. Журнал Советская археология. АН СССР  № 2, М., 1978. Стр.195-203.
Палимпсестова Т.Б., Рунич А. П. О ессентукских мавзолеях и ставке Узбек-хана. Журнал Советская археология. АН СССР  № 2, М., 1974. Стр. 229-239.
;
И мнились5 им - и рай, и кущи,
Порядок чёткий,  всемогущий.
Пора бы сделать остановку
На год, на два стать на парковку.
Коням дать нужно отдохнуть,
И дальше к цели, снова в путь.

Так странно –
Это время расцветом знаний не блистало,
Но поучающих  “друзей”  среди трудящихся людей
Уже хватало.
Хотя лесов здесь было изобилье,
Но не “своих” людей  взашей отсюда гнали.
Тогда, ещё во время ;но6,
Без правил жили и закона.

III.Пример  негодного  сотрудничества

Такой пример мы видим ныне:
Америка в своей гордыне
Берётся всех нас поучать –
      Где, как, когда, кого  “достать7”,
      Трясёт мошною золотою:
      “Смотрите мне, я всех зарою.”
К себе в подручные рядит,
Не слушают, - тогда гнобит8.
И палец в рот ей не клади:
Соврёт, обманет, украдёт
С присказкой о цене “свободы”.
Держи карман, храни пароль –
Америка вживилась в  роль…
       И дело не в фамилии России президента -
       Хотят  “работать”  с либералом-резидентом9,
       А если санкции включили б вдруг форсаж10,
       Ещё б был лучше  президент-алкаш!! 

IV.Начало  поселения

И вот пришли. Высок лесок;
Бежит река Ессентучок.
В ложбине, на боку хребта
Устроили себе жилище:
Сухие шкуры пожирнили,
Где дырки были – то зашили,
Из веток сделали копёр,
А шкуры сверху – всем шатёр.
“Осела”  так людей община
Из парных дружеских семей,
А имя всей  “дружбины”  - род.
Таков в Ессентучок приход.

Родник журчит, и рады все  -
Селище, дом – всё как в мечте.
Мудрец сказал – Ушёл энеолит11, -
Он обозначил
Век меднокаменный12
Бронзы ранней13.
Сейчас, похоже,
Восьмой-седьмой век старой эры.
Кобанская14 культура, значит.
“Учесть, что бусина15 из меди–
То это бронзовый уж век” –
Так Палимпсестова решила.
На этом обсуждению  венец;
Достали шкуры, спать. Конец.

V.Крепость

А сбоку, только наверху,
По гребню  хребтика,
От супостата,
Заставу  храбрую  уж ставят,
Чтоб враг нежданный здесь “завис”,
И не пошёл к шатрам бы вниз.

Зарытых кольев целый ряд
И вал высокий для защиты:
Копьё метать, и воду лить,
Пока враг лезет напрямик.               
Вот и готова всем застава –
Лук, копья, стрелы и кресало16,
Огонь большущий разводить
И головёшками палить:
“Бросай, ребята, не жалей
Врагу горяченьких углей!”

VI.Занятия

Охота, рыболовство, земледелие –
Такие интересы населения.
Форель17 пятнистую в Подкумке
С утра любили сетью брать,
А аппетиты на неё -
Хотя б кому ещё занять!
И гостья Каспия – кумжа18 –
К ним часто в гости заходила.
Своя им ноша не тяжеловата,
Трудились вместе с восхода до заката.

VII.Быт

Пока ходили за добычей
Нашли обрыв с ходами птиц            
И глиной рыжею из них.
Умельцы глину размочили
      И пальцами – деды учили –
      Штук тридцать  чашек налепили,
      На дне костра  углём закрыли,
      И вот сюрприз –
      К утру готовенький сервиз!

Здесь  зернотёрка19  пригодилась:
Девчата как-то умудрились
Собрать зерна тройной запас,
Пока в степях три года шли,
Зерно срывая по пути.
     Но вот к обеду разногласье:
     Как мёд хранить, компот и квас?
     “Свари мне щи, свари мне щи..
     А в чём варить, ты покажи!”
Но лишь задача появилась,
Так гончары зашевелились:

VIII.Гончары

         Итак, для всей родни нужны
         Не только чашки и горшки,
         Но и внушительней сосуды:
Тюльпановидные без горла,
         Сосуды бочковидной формы,
         И цилиндрической почти
         Со стенкой сантиметра в три.
В то время им гончарный круг,
Сомненья нет,  был очень нужен.   
Но не придуман он тогда,
Пока с рукой керамика дружна;
А если б голову позвать,
То б родилась другая стать20.
Такое видим, между прочим,
Мы и сейчас, и днём и ночью:
Нам если голову поднять –
Вселенская родится стать!
Запасов рыжих глин хватает,
А чтоб не трескалась посуда
К Подкумку сходим за песком –
В нём халцедон21, гранит22, кальцит23,
Что стенки очень укрепит.
 “Всё делаем без ручек, братцы,
  Нам к тяжести не привыкать –
  Без ручек будем поднимать”.
               Чтобы ускорить производство
               Полезных  ёмкостей  народу,
               Придумали тачать  из лент: 
               Полос из глины налепили,
               Из них сосуду форму  “шили”,
               Скрепляли ленты по краям,
               Швы пальцем гладя и углам.
         Разнообразить нужно нам
         Цвета посуды. Пусть она не вечна,
         Но радует наш глаз, конечно,
         И мёдом сладким услаждает,
          И настроенье поднимает.
Белее снега – т–р-и (!)  пласта -
Мы встретили на дне ручья.
Из глины белой получилась ваза
Не хуже вазы Эрмитажа.
            Недогоревший чёрный уголь,
            Мы крошим в глиняное тесто
            И полируем вазы бок,
            Чтоб заблестел он,  как сапог.
Заметим, глина – три пласта -
Находка  очень непроста.
Глина эта – каолин24,
Фарфора25 брат и властелин.
Душа ведь творческая рада
В высокой белизне хранить
Порывы пламенной души!
            Для Ессентучья это шанс
            Поднять свой творческий баланс –
            Средь мировых цивилизаций
            Чуть-чуть побольше что-то значить.

IX.Украшения вазы

Осталось навести слегка
Изящества на вазы грудь –
Наносим линии и точки,
Защипы, вмятины, крючочки.
             Но!  Грусть одна:
             Не догадались мы тогда
  Растительный пустить орнамент,
             Людей, животных рисовать.
Скажу об этом честно –
Вам  в новой эре интересно
Всё по рисункам бы  узнать:
Как раньше у ручья мы жили,
Каких животных мы ловили;
Бештаугорский красный мак26
Мы разводили только так;       
Как черемшу мы собирали,
А свиньи дикие то знали
И в закрома к нам прибегали,
А мы нахалов тех ловили
И по порядку шерсть с них  брили…
     Нам нравились лесные лани –
     Они как в дом во двор входили,
     Шли грациозно, словно пани
     На бал в театр приглашены.
     Их прост расчёт:
         Пшеница здесь у нас растёт.
Хотел бы  я мультфильм  создать -
О древней жизни рассказать.

X. О новой  эре  рассказать?

Потомки наши могут нам сказать –
Могли  б  и Вы свой фильм создать,
И о текущей жизни рассказать…
      Дерзайте, люди, в новый век входите
      И новые подходы находите:
Чтобы в сюжеты углубиться
Природы запоминайте лица,
Чтоб века свежего увидеть соль –
Читайте больше и входите в роль!
Читайте книги!
По ночам глотайте!
Пешком, на улице,
А может быть, в кино;
Вы в строчки нервами впивайтесь,
В душе рисуйте заодно; 
А аудио запись избегайте –
Читать и развлекаться –
Это не одно!

XI. Природу  уважаем

Наивны  были мы, просты,
А каждый куст грозил нам,
И населяли мы его
Душою и всесильем.
         Просили разрешенья взять
         В шатёр свою добычу.
         Для нас природа  - вершинство
         И нет важнее ничего.
Деревья – великаны,
Премудрости полны;
Язычниками27 были
И я, и ты, все мы.   
          Обычай был в конце пути:
          Стеснялись след в земле оставить,
          И с костром дыма растворялись. 

XII.Назад, в природу 

Как наступал тот день и час –
Природа забирала нас,
Наш общий скарб был для живых,
А пеплом становились мы.
         Таков сожженья был обычай.
         Хотя он многим непривычен,
         Но в городах больших он есть,
         И поместиться в вазу  - честь,
         Быть где-то рядом на виду,
         Что б отводить от вас беду.

XIII. Нам выпала  удача– артефакт

Люблю  с друзьями в лес пойти
Чтоб что-то новое найти
Пощупать за бока удачу…
        И в этот раз, пока друзья
        Обломки вазы извлекали,
        Удача вдруг ко мне пришла  -
        Скребок28 по форме ятагана29.
Скребок кремнёвый  краснобурый
Гранита красного флюид30,
Что у Медовых водопадов31
Рукой селянина32 отбит.
                А вот и новый артефакт33:
После дождя, войдя в ущелье,
Свернули в правый мы приток,
На полноги  идя в потоке
Прозрачной наготы воды.
             Водой насыщенная почва
             Вверху ломалась по кускам
             И осторожно
             Ползла по склону к родникам.
Вода их нежно промывала
И оставляла, что могла.
И вот, о чудо, на каменья,
Вдруг чашка малая легла!
             Вот это – луч истории, луч предков,
             Луч времени, пронзивший все века,
             Рука, протянутая через вечность,
             Рука, отставившая все дела!
Её диаметр – что мой кулак,
А глубиною вполовину;
Наружу отогнут венчик34,
А донышко   вогнуто внутрь.
             Так здравствуй, друг,
Обставивший всё время,
Смотри и радуйся моим друзьям!
              Я по тебе узнаю своё племя,
              Через тебя я прирасту к своим корням!

XIV. Откуда  пришёл род  в долину реки Малый Ессентучок

Куда иду, зачем иду
Не знаю точно я,
Но если я туда приду,
Меня найдут друзья.
           Следы мои везде видны,
           Их скрыть не в силах век,
И если чем-то важен всем -
Найдёшься, Человек!
 К тому мы это говорим –
Что найденный скребок
На месте поселения
Дал нам нечаянный намёк
На рода  появление.
Скребок кремнёвый  краснобурый
Гранита красного флюид,
В долине Аликоновки
Был от скалы такого ж цвета
Селянином отбит.
Форма скребка как сабля,
           Почти как ятаган,
           На верхней Волге  делали
Такие для селян.
Но в селище не было
Чёрных резцов Баксана,
Пластинок тех, что колятся
Из баксанского обсидиана35
В затылке поскрести -
К Баксану, люди добрые,
Пока мы не дошли.
           Вниманье, горожане!
           Нам  выводы ясны, -
           К нам верхние волжане
           В Ессентучок пришли.
.
Мой род – откуда ты пришёл?
Хотел бы я узнать
О том, чем славен ты
И я – окрашенный твоим огнём;
И как я должен жизнь прожить, -
Быть может, что-то совершить?
Чтоб не скривилась генная дорога,
Проторенная предками
На каменистых тропах бытия?

Теперь на этот путь ступаю я …
Благодарить кого я должен
За этот терпкий путь побед,
И,  может быть, падений;
С друзьями, может быть, свершений; 
За радостный вдруг крик удачи,
Когда - ура! –  я что-то значу
Для всех племён России – как для дома,
Где всё мне мило и знакомо,
И улыбается оно
Моей душе
И дружелюбно и тепло.
     В селище я хотел бы флаг
     За волжских пращуров36 поднять –
     Они трудами заслужили,
     Чтоб наши мысли с ними жили.
                *      *       *
                Б. Коновалов
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - -  - - - - -      
        Примечания:
1 –эпоха бронзы (бронзового века) сменила медный век. Бронза – сплав меди и олова. Сплав бронзы более твёрдый и легкоплавкий, чем медь.
2 –анклав – часть территории, которая со всех сторон окружена территорией другого образования.
3 – Ессентукский лесхоз с 1957 г. Вместе с Бештаугорским лесхозом их леса преграждают путь суховеям с Прикаспийской низменности, создают микроклимат региона Кавказских минеральных вод. Охрана уникальных целебных источников, облесение горных склонов, создание зелёных зон.
4- ирий (вирий) – древнейшее название рая у славян.
5- мнилось – мечталось в розовых надеждах, это “солнцева страна”.
6- ;но - древнее легендарное время.
7- “достать” – принудить.
8- гнобить – умышленное оскорбление чести и достоинства; унижение в разнообразных формах, видах, в том числе материально; травить, дразнить.
9- либерал-резидент  - представитель иностранных интересов, со свободными рациональными решениями и действиями индивида, терпимый к иному образу жизни на общественном согласии.
10- форсаж – ускоренный темп работы.
11- энеолит – (медный век) – переходной период после каменного века (неолита). Ранний период бронзового века. На территории России появление первых энеолитических культур относится к 5-4-му тысячелетию до н.э.
12- меднокаменный век - ранний период бронзового века. На территории России появление первых энеолитических культур относится к 5-4-му тысячелетию до н.э.
13- ранняя бронза – ранний бронзовый век (3500-2000 лет до н.э.).
14- кобанская культура – название для обозначения исторических памятников Северного Кавказа эпохи перехода от бронзы к железу, начиная с бронзового периода (13/12 - 4 века до н.э.) и заканчивая периодом железного века (7-3 века до н.э.).
15- бусина – состав бусины (медь) – одно из доказательств раннего бронзового века.
16- кресало – два куска кремня для высекания искр при получении огня. Ударяя верхним куском кремня по второму куску, зажатому в ладони с плотно прижатым мхом (тополиным пухом), искрами зажигали дымокур и раздували огонь. 
17- форель – ручьевая рыба из семейства лососевых. В зависимости от подвида варьируют до 30-70 см длины и 1-5 кг веса.
18- кумжа – разновидность ручьевой форели в реке Дарья; скатывается в Каспийское море. Красная книга Ставропольского края.
19- зернотёрка – удлинённая галька из твёрдой породы (магматическая) с плоским концом, пест. Первобытные земледельцы растирали зерно зернотёркой на камне с углублением.
20- стать – достоинство, важность, значение.
21- халцедон – минерал, SiO2. Плотные натёчные массы, желваки, конкреции, прожилки. Цвет молочный, бесцветный, разный. Полупрозрачный. Царапает стекло.
22- гранит – магматическая порода прочная зернистая кристаллическая. Цвет пёстрый, серый. Состоит из кварца, полевого шпата, слюд
23- кальцит – минерал, CaCO3. Зернистые плотные массы, прожилки, конкреции. Царапается медной монетой.
24- каолин –глина белого цвета.
25- фарфор –благородная керамика. Состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Белый цвет, отсутствие пористости, высокая прочность, термическая и химическая стойкость.
26- бештаугорский мак – мак прицветниковый Papaver Bracteatum, уникальное реликтовое со времён ледникового периода растение. Высота до 1,2 м, диаметр цветка до 40 см. На горах Бештау, Верблюд, Лысая на высотах 500-1000 м. Цветёт 20-27 мая. Эндемик предгорий Северного Кавказа. Красная книга России.
27- язычники – верили множеству богов (около 16 богов); умерших
28- скребок – отщеп камня с острым краем для выделки шкур добытых животных.
29- ятаган – клинок рубяще-колюще-режущий с двойным изгибом.
30- флюид – жидкие и газообразные легкоподвижные компоненты магмы.
31- Медовые водопады – на р. Аликоновка в 16 км от Кисловодска. Комплекс из пяти водопадов высотой 6-18 м.;  местами породы ложа протекающей воды – красные граниты палеозоя.
32- селянин – земледелец, охотник.
33- артефакт – от лат. artefactum – находка искусственного происхождения.
34- венчик – край чашки, отогнутый наружу.
35- обсидиан – вулканическая горная порода, природное вулканическое стекло. Образуется при быстром охлаждении лавы. Особо острые края отщепов. Ножи, скребки, наконечники стрел, копий. Возраст изделий больше 9 тыс. лет.
36- пращур – отдалённый предок, родоначальник.
               
                Б. Коновалов


Рецензии