PQ-17 в контексте политиканства союзников. Ч. 2

42-ой. Участие Авиации Дальнего Действия в обеспечении ленд-лиза по Северному пути. Хроника и воспоминания.

Будет несправедливо, если не предоставить попытку оправдаться «виновной стороне» в трагедии конвоя PQ-17. Главное, есть кому за это «отдувается»! Уинстон Черчилль, не ведая того, уже давно заготовил для этого речь:   

«Англо-американская миссия Бивербрука - Гарримана, посетившая Москву в октябре 1941 года, договорилась о многочисленных поставках в Россию, <которые были> одобрены их правительствами. … эти поставки <предполагалось> доставлять русским <морем> в обход мыса Нордкап и через арктические воды в Мурманск и в Архангельск. …Советское правительство несло ответственность за погрузку поставок на свои собственные суда в английских или американских портах и доставку их в Россию, <но русские> не имели достаточно судов для того огромного количества материалов, которые мы были готовы посылать, и английские и американские суда вскоре составляли три четверти всего тоннажа, участвовавшего в этом деле. <В> первые четыре-пять месяцев… было потеряно лишь одно судно, и только в марте 1942 года германские самолеты <с Северной Норвегии> и германские подводные лодки начали серьезно мешать конвоям.

Мы знали, что Гитлер дал указание германскому флоту сосредоточить зимой свои силы в Норвегии… чтобы… помешать английскому десанту и… воспрепятствовать потоку <грузов> в Россию. Он также освободил часть своих подводных лодок от действий против судоходства в Атлантике <для охраны Норвегии>. Мы с <с американцами> были очень рады, что к напряжению подводной войны <не прибавились еще и> рейды быстроходных германских военных кораблей. <Но действия немцев> против наших арктических конвоев <ложилось> на английское военно-морское министерство все более <тяжелым бременем>.

В январе «Тирпиц» был переброшен в Тронхейм, а…позднее «Шеер» <и> крейсер «Гиппер». «Принц Евгений» с «Шеер» <были посланы> на соединение с «Тирпицем».

«Принц Евгений» был торпедирован английской подводной лодкой… <но смог> вернуться в Германию… Хотя отряд кораблей, стоявший в Тронхейме, имел только половину тех сил, которые надеялся собрать там Гитлер, он приковал к себе наше внимание.

1 марта конвой "PQ-12" вышел из Исландии, и «Тирпицу» было приказано атаковать его. Английская подводная лодка обнаружила «Тирпиц» и послала об этом донесение. Адмирал Тови, который прикрывал конвой, имея под своим командованием линкор «Кинг Джордж V» и авианосец «Викториес», сразу изменил курс с целью перехватить его и атаковать. Германская воздушная разведка не сумела найти конвой, и «Тирпиц» повернул обратно, прежде чем адмирал Тови смог перерезать ему путь к базе. 9 марта самолеты с авианосца «Викториес» обнаружили «Тирпиц», и в воздух немедленно был поднят ударный отряд торпедоносцев. Однако «Тирпицу» удалось уклониться от всех торпед и укрыться в Вест-фиорде. Таким образом, конвою «PQ-12» удалось благополучно добраться до места назначения.
 
В апреле и мае в Северную Россию отплыли еще три конвоя. Первый наткнулся на тяжелый паковый лед севернее Исландии, и 14 судам из 23 пришлось вернуться. Одно из судов, продолжавших путь, было потоплено, и только 8 добрались до места назначения. Второй и третий конвои подвергались все усиливающимся атакам и потеряли в общей сложности 10 судов. Был потоплен германский эсминец, но <и> наш крейсер «Тринидад» <после торпедирования> впоследствии затонул. Однако 50 судам благополучно <добрались> до места, но в ходе этого процесса мы потеряли <от атак> подводных лодок крейсер «Эдинбург».

К концу марта 1942 года <объемы наших поставок в Россию> уже намного превосходили возможности морского транспорта, который мы могли выделить. Поэтому возникали большие скопления и судов, и материалов, а из Вашингтона и из Москвы шли неотложные требования, чтобы мы предприняли новые усилия.

Премьер-министр ; генералу Исмею для комитета начальников штабов, 17 мая 1942 года

«Не только премьер Сталин, но и президент Рузвельт будут очень сильно возражать против нашего отказа проводить сейчас конвои. Русские ведут тяжелые бои и будут рассчитывать, что мы пойдем на риск и уплатим цену, связанную с нашим вкладом. Образуются скопления американских судов. Я лично считаю, хотя и с большой тревогой, что конвой должен отплыть 18-го. Операция будет оправдана, если половина доберется до места. Если мы не предпримем эту попытку, это ослабит наше влияние на обоих наших главных союзников. Всегда существуют неизвестные факторы погоды и удачи, которые, возможно, помогут нам. Я разделяю Ваши опасения, но считаю, что мы должны выполнить свой долг».
* * *

Кульминационным моментом наших усилий был мучительный эпизод, связанный с судьбой конвоя «PQ-17». Этот конвой в составе 34 торговых судов отплыл 27 июня из Исландии в Архангельск. Его эскортировали 6 эсминцев, 2 корабля ПВО, 2 подводные лодки и 11 мелких кораблей. Силы непосредственной поддержки состояли из 2 английских и 2 американских крейсеров с 3 эсминцами под командованием контр-адмирала Гамильтона. 9 английских и 2 русские подводные лодки были сосредоточены вдоль северного побережья Норвегии, чтобы атаковать, если окажется возможным, «Тирпиц» и германские крейсера или хотя бы для того, чтобы предупредить об их приближении. Наконец, дальше на запад крейсировали наши основные силы прикрытия под командованием главнокомандующего адмирала Тови ; линкоры «Дьюк ов Йорк» и «Вашингтон», авианосец «Викториес», 3 крейсера и флотилия эсминцев.

Конвой был севернее острова Медвежий, когда паковый лед задержал его в 300 милях от германских авиабаз. Английское военно-морское министерство в своей инструкции указывало адмиралу Гамильтону, что его крейсера не должны идти восточнее острова Медвежий, «если только конвою не будут угрожать надводные силы, с которыми он мог бы сразиться». Это ясно означало, что ему не следовало драться с «Тирпицем». Тем временем главнокомандующий оставался с тяжелыми кораблями в районе примерно в 150 милях к северо-западу от острова Медвежий, готовый атаковать «Тирпиц», если он появится, в первую очередь самолетами с авианосца «Викториес». Конвой был обнаружен противником 1 июля, после чего за ним следили с воздуха, совершая на него частые налеты. Утром 4 июля было потоплено первое судно; еще 3 судна были торпедированы самолетами вечером того же дня. К этому времени конвой уже находился в 150 милях за островом Медвежий. Контр-адмирал Гамильтон использовал предоставленное ему право остаться по своему усмотрению с конвоем. Было известно, что днем 3-го «Тирпиц» вышел из Тронхейма, но точных сведений о его передвижении или о передвижениях других германских тяжелых кораблей не было.

Принятое, таким образом, решение не оставляло адмиралу, командовавшему крейсерами, никакого выбора. Полученная им инструкция была определенной и безапелляционной, и, несмотря на все горе, с каким он покидал порученные его попечению злополучные суда, он ничего не мог поделать, чтобы помочь им. И наш флот был не в состоянии вовремя подоспеть к месту действия. К несчастью, эсминцы, входившие в состав эскорта, также отошли, и, хотя в то время, учитывая обстоятельства, это решение было признано правильным, тем не менее в дальнейшем их присутствие помогло бы собрать рассредоточившиеся суда в небольшие группы и обеспечило бы им какую-то защиту от нападений с воздуха и со стороны подводных лодок на протяжении остального отрезка этого долгого и опасного пути.

Адмирал Паунд, вероятно, не послал бы такого настойчивого приказа, если бы речь шла только о наших собственных, английских, военных кораблях. Но мысль о том, что наша первая совместная крупная англо-американская операция, осуществляемая под английским командованием, привела бы к уничтожению двух американских крейсеров так же, как и наших собственных, возможно, нарушила уравновешенность, с какой он привык подходить к принятию таких чрезвычайно серьезных решений. Это только мое предположение, основанное на знании характера моего друга, ибо я никогда не обсуждал с ним этого дела. В самом деле, секретность, с какой военно-морское министерство хранит приказы, посылаемые от имени начальника военно-морского штаба, так велика, что я узнал все эти факты только после войны.

Учитывая то, что произошло в дальнейшем, необходимо рассмотреть обстановку в том виде, в каком она была известна в то время адмиралтейству, где с величайшей тревогой следили за движением конвоя. 4 июля у военно-морского министерства были веские основания предполагать, что «Тирпиц» и сопровождающие его корабли, запасшись топливом в Альта-фиорде, собирались отплыть навстречу конвою, чтобы перехватить его. Риск этой крупной атаки, предпринятой при подавляющем превосходстве сил, перевешивал всякий риск нападения с воздуха или со стороны подводных лодок. Крейсера адмирала Гамильтона были бы бесполезны против сил, которые могли использовать немцы, и казалось, что единственной надеждой на спасение части конвоя является рассредоточение его на максимально широком пространстве, пока не появился враг. Неприятельские силы могли прибыть на место через 10 часов после выхода из гавани, а торговые суда могли делать лишь 7;8 узлов. Чтобы рассредоточение было эффективным, нельзя было терять времени. В этот вечер по прямому личному приказу начальника военно-морского штаба, который считал атаку неизбежной, адмиралу Гамильтону были отправлены следующие радиограммы с пометкой «немедленно»:

9:11 пополудни. «Отряду крейсеров отступить на запад с большой скоростью».

9:23 пополудни. «Ввиду угрозы со стороны надводных кораблей конвою рассредоточиться и идти к русским портам».

9:36 пополудни. «Конвою рассредоточиться».

Отряд союзных крейсеров уже находился дальше предельного пункта, указанного в его задании. Если бы даже от военно-морского министерства не поступило никакого нового приказа, то крейсера все равно ушли бы назад через час или около этого в соответствии со своей первоначальной инструкцией. Их движение до этого момента по сути дела не имело никакого влияния на тактическую обстановку. Однако в свете того, что стало известно в дальнейшем, решение о рассредоточении нужно признать опрометчивым. Страх, охвативший торговые суда при виде стремительного ухода крейсеров, возможно, удалось бы предотвратить, если бы адмирал Гамильтон мог остаться поблизости, пока не будет осуществлено рассредоточение конвоя. Но на основании полученных им радиограмм он мог лишь предположить, что «Тирпиц» может появиться на горизонте с минуты на минуту.

Теперь посмотрим, что произошло у немцев. Неприятельские силы в составе «Тирпица», «Шеера» и «Хиппера» с сопровождавшими их эсминцами, сосредоточившиеся в Альта-фиорде, на самом деле вышли из гавани только в полдень 5 июля. К этому времени они знали от своей воздушной разведки, что конвой рассредоточен, а английские крейсера ушли. Вскоре германские корабли были обнаружены ; сперва русской подводной лодкой, которая атаковала «Тирпиц» и неверно утверждала, что ею зарегистрированы два попадания в этот корабль. В дальнейшем их увидела английская подводная лодка, которая донесла, что «Тирпиц» по-прежнему идет быстрым ходом на северо-восток. Германский адмирал, зная, что о местопребывании его стало известно, боялся нападения английских самолетов, которые, как он полагал, могли находиться в пределах досягаемости; тем не менее он имел намерение продолжать выполнение полученного им задания. Однако германское верховное командование теперь иначе отнеслось к делу и, вспомнив судьбу «Бисмарка» за год до этого, приняло решение в пользу отхода. Оно также считало, до некоторой степени обоснованно, что с рассредоточенным конвоем смогут лучше справиться самолеты и подводные лодки. Вечером того же дня германским тяжелым кораблям было приказано вернуться в порт. Созданная ими потенциальная угроза привела к рассредоточению конвоя. Таким образом, само их присутствие в этих водах непосредственно содействовало этому значительному успеху.

Для нас последствия были тяжелыми. Рассредоточившийся беззащитный конвой оказался теперь легкой добычей для мародеров -самолетов и подводных лодок. Печальная повесть экипажей отдельных судов или маленьких групп судов (некоторые из них сопровождались одним или несколькими мелкими кораблями эскорта) стала настоящей сагой. Некоторые из этих судов укрылись у замерзшего побережья Новой Земли. Из 34 судов, вышедших из Исландии, 23 были потоплены, а их команды погибли в ледяной воде или несли невероятные лишения -- получили увечья от обмораживания. 3 английских, 6 американских, 1 панамское и 2 русских торговых судна добрались до Архангельска, доставив 70 тысяч тонн груза из 200 тысяч тонн, вышедших из Исландии. В общей сложности было потоплено 14 американских судов. Это был один из самых грустных морских эпизодов за всю войну.

15 июля я писал военно-морскому министру и начальнику военно-морского штаба:

«До сегодняшнего утра я не знал, что именно адмирал Гамильтон, командовавший крейсерами, приказал эсминцам покинуть конвой. Как вы расценили это решение в то время? Как вы расцениваете его сейчас?»

Я ожидал результатов расследования поведения лиц, участвовавших в этом деле. Это расследование заняло довольно много времени. Никто не был признан виновным. Как иначе он мог действовать при наличии радиограмм, отправленных по приказу начальника военно-морского штаба?
* * *

Учитывая катастрофу, постигшую конвой «PQ-17», военно-морское министерство предложило приостановить арктические конвои, по крайней мере до тех пор, пока северные паковые льды не растают и не отступят и пока не кончится непрерывный полярный день. Я сознавал, что это будет весьма серьезным решением, и был склонен не снижать, а, напротив, повышать то, что ставилось на карту, действуя по принципу «вопреки поражению».

Премьер-министр ; военно-морскому министру и начальнику военно-морского штаба, 15 июля 1942 года.

«Рассмотреть следующее:

Отложить отплытие конвоя «PQ-18», намечаемое сейчас на 18 июля. Посмотреть, что произойдет с нашей Мальтийской операцией. Если все пойдет хорошо, перебросить «Индомитебл», «Викториес», «Аргус» и «Игл» на север в Скапа-Флоу и сосредоточить там вместе со всеми имеющимися в наличии крейсерами и минимум 25 эсминцами. Пусть 2 линкора с 16-дюймовыми орудиями пойдут прямо под этим воздушным зонтом и прикрытием эсминцев, идя южнее, не держась кромки льда, а выжидая самой ясной погоды, чтобы, таким образом, сразиться с врагом. Если мы сможем двинуть нашу армаду в виде конвоя под прикрытием минимум 100 истребителей, мы должны оказаться в состоянии проложить себе путь туда и обратно, а если в результате этого произойдет морское сражение, то тем лучше».

Однако я не смог убедить своих друзей в военно-морском министерстве согласиться с подобной линией действий, которая, конечно, требовала использования наших жизненно важных сил, несоразмерного фактическому военному значению арктических конвоев.

Поэтому мне пришлось послать Сталину следующую телеграмму, на которую я заранее получил согласие президента Рузвельта.

Получено 18 июля 1942 года.
У. ЧЕРЧИЛЛЬ И. В. СТАЛИНУ

«Мы начали отправлять в Северную Россию небольшие конвои судов в августе 1941 года, и до декабря немцы не предпринимали каких-либо шагов для того, чтобы помешать им. С февраля 1942 года размер конвоев был увеличен, и тогда немцы перебросили в Северную Норвегию значительные силы подводных лодок и большое количество самолетов и начали предпринимать решительные нападения на конвои. В результате предоставления конвоям возможно более сильного охранения в виде эсминцев и специальных судов для борьбы с подводными лодками конвои проходили с различными, но допустимыми потерями. Ясно, что немцы были недовольны результатами, достигнутыми при помощи одних только самолетов и подводных лодок, так как они начали использовать свои надводные силы против конвоев. Однако, к нашему счастью, вначале они использовали свои тяжелые надводные корабли к западу от острова Медвежий, а свои подводные лодки к востоку от него.

Благодаря этому флот метрополии был в состоянии предотвращать нападения со стороны надводных сил противника. Перед отправкой майского конвоя Адмиралтейство предостерегало нас, что потери будут очень тяжелыми в случае, если, как это ожидалось, немцы используют свои надводные корабли к востоку от острова Медвежий. Мы решили отправить конвой. Нападения надводных кораблей не произошло, и конвой прошел, потеряв одну шестую часть своего состава, главным образом в результате нападений с воздуха.

Однако в случае с последним конвоем под номером Р. Q. 17 немцы, наконец, использовали свои силы таким способом, которого мы всегда опасались. Они сконцентрировали свои подводные лодки к западу от острова Медвежий, а свои надводные корабли держали в резерве для нападения к востоку от острова Медвежий. Окончательная судьба конвоя Р. Q. 17 еще не ясна. В настоящий момент в Архангельск прибыли только четыре парохода, а шесть других находятся в гаванях Новой Земли. Последние, однако, могут по отдельности подвергнуться нападению с воздуха. Поэтому в лучшем случае уцелеет только одна треть.

Я должен объяснить опасности и трудности этих операций с конвоями, когда эскадра противника базируется на Крайнем Севере. Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий или там, где он может подвергнуться нападению немецких самолетов, базирующихся на побережье. Если один или два из наших весьма немногочисленных мощных судов погибли бы или хотя бы были серьезно повреждены, в то время как «Тирпиц» и сопровождающие его корабли, к которым скоро должен присоединиться «Шарнгорст», остались бы в действии, то все господство в Атлантике было бы потеряно. Помимо того, что это отразилось бы на поставках нам продовольствия, за счет которых мы существуем, это подорвало бы наши военные усилия и прежде всего помешало бы отправке через океан больших конвоев судов с американскими войсками, ежемесячно доставляемые контингенты которых скоро достигнут приблизительно 80 000 человек, и сделало бы невозможным создание действительно сильного второго фронта в 1943 году.

Мои военно-морские советники сообщают мне, что если бы они располагали германскими надводными, подводными и воздушными силами при данных обстоятельствах, то они гарантировали бы полное уничтожение любого конвоя, направляющегося в Северную Россию. До сих пор у них нет никакой надежды на то, что конвоям, которые попытались бы пройти при постоянном дневном свете, повезло бы больше, чем Р. Q. 17. Поэтому с очень большим сожалением мы пришли к заключению, что попытка направить следующий конвой Р. Q. 18 не принесла бы Вам пользы и нанесла бы только невозместимый ущерб общему делу. В то же самое время я заверяю Вас в том, что если мы сможем изыскать меры, которые позволят не без оснований надеяться на то, что по крайней мере значительная часть судов конвоев достигнет Вашей страны, то мы немедленно возобновим их отправку. Задача заключается в том, чтобы сделать Баренцево море таким же опасным для немецких военных судов, каким они его делают для нас. Это то, к чему мы должны стремиться при помощи наших совместных ресурсов. Я хотел бы направить в скором времени офицера старшего ранга в Северную Россию для совещания с Вашими офицерами и выработки плана.

Тем временем мы готовы направить немедленно в Персидский залив некоторые из тех судов, которые должны были отплыть с конвоем Р. Q. Отбор судов был бы произведен совместно с советскими представителями в Лондоне с тем, чтобы согласовать с ними очередность грузов. Если предпочтение будет отдано истребителям (типов «Харрикейн» и «Аэрокобра»), можете ли Вы использовать и обслуживать их на Южном фронте? Мы могли бы производить сборку их в Басре. Мы надеемся увеличить пропускную способность трансиранских магистралей с тем, чтобы достичь 75 000 тонн в месяц к октябрю, и принимаем меры к дальнейшему ее увеличению. Мы просим Правительство Соединенных Штатов помочь нам путем ускорения поставок подвижного состава и грузовиков. С увеличившимся объемом перевозок можно было бы немедленно справиться, если бы Вы согласились на использование американских грузовиков, предназначенных для СССР, сборка которых в настоящее время производится на побережье Персидского залива, для перевозки грузов по шоссейной дороге между заливом и Каспием. Для того чтобы обеспечить полное использование пропускной способности, мы согласны увеличить количество грузов, которые должны прибыть в сентябре, до 95 000 тонн и до 100 000 тонн — в октябре, исключая грузовики и самолеты.

Телеграмма от 20 июня, направленная Вами мне, касалась совместных операций на Севере. Препятствия, существующие в настоящее время на пути посылки дальнейших конвоев, в равной мере делают невозможной отправку сухопутных и воздушных сил для операций в Северной Норвегии. Однако наши офицеры должны немедленно совместно рассмотреть, какие совместные операции могут оказаться возможными в октябре или после октября, когда будет достаточно темно. Было бы хорошо, если бы Вы могли направить сюда Ваших офицеров. Но если это невозможно, то наши офицеры приедут к Вам.

В дополнение к совместным операциям на Севере мы рассматриваем вопрос о том, как помочь Вам на Вашем южном фланге. Если мы сможем отбросить Роммеля, то мы могли бы осенью послать мощные воздушные силы для операций на левом фланге Вашего фронта. Трудности снабжения этих сил по трансиранскому маршруту без сокращения поставок Вам, разумеется, будут значительными, но я надеюсь в ближайшем будущем представить Вам детальные предложения. Мы должны сначала разбить Роммеля. Бои идут сейчас напряженные.

Разрешите мне еще раз выразить благодарность за 40 «Бостонов». Немцы непрестанно направляют в Африку все больше людей и самолетов, однако к генералу Окинлеку подходят большие подкрепления, и предстоящее прибытие мощных английских и американских соединений тяжелых бомбардировщиков должно обеспечить безопасность в восточной части Средиземного моря и блокировать порты снабжения Роммеля — Тобрук и Бенгази.

Я уверен, что было бы в наших общих интересах, Премьер Сталин, если бы три польские дивизии, которые Вы так любезно предложили, объединились со своими соотечественниками в Палестине, где мы можем их полностью вооружить. Они будут играть очень важную роль в будущей борьбе, так же, как и в сохранении у турок бодрого духа в результате ощущения ими растущей численности сил на Юге. Я надеюсь, что предложенный Вами проект, который мы высоко ценим, не будет не претворен в жизнь из-за того, что поляки захотят отправить вместе с войсками значительное число своих женщин и детей, которые в основном существуют на пайки польских солдат. Питание этих иждивенцев будет значительным бременем для нас. Мы думаем, что стоит принять это бремя в целях создания упомянутой польской армии, которая будет добросовестно использована к нашей общей выгоде. Мы сами испытываем острый недостаток продовольствия в районе Леванта, но продовольствия достаточно в Индии, лишь бы мы смогли доставить его в Левант.

Если мы не получим поляков, то мы должны будем заменить их за счет сил, подготавливаемых ныне в большом масштабе для англо-американского массового вторжения на континент. Эти приготовления уже заставили немцев перебросить две группы тяжелых бомбардировщиков из Южной России во Францию. Поверьте мне, нет ничего полезного и разумного, чего бы мы и американцы не сделали для того, чтобы помочь Вам в Вашей великолепной борьбе. Президент и я непрестанно ищем средства для преодоления чрезвычайных трудностей, которые ставят нам географические условия, моря и воздушные силы противника.

Я показал эту телеграмму Президенту ».

Едва ли необходимо указывать, что я получил резкий и суровый ответ.

Отправлено 23 июля 1942 года.
ПОСЛАНИЕ ПРЕМЬЕРА СТАЛИНА ПРЕМЬЕРУ ЧЕРЧИЛЛЮ

«Получил Ваше послание от 18 июля.

Из послания видно, что, во-первых, Правительство Великобритании отказывается продолжать снабжение Советского Союза военными материалами по северному пути и, во-вторых, несмотря на известное согласованное Англо-Советское коммюнике о принятии неотложных мер по организации второго фронта в 1942 году, Правительство Великобритании откладывает это дело на 1943 год.

Наши военно-морские специалисты считают доводы английских морских специалистов о необходимости прекращения подвоза военных материалов в северные порты СССР несостоятельными. Они убеждены, что при доброй воле и готовности выполнить взятые на себя обязательства подвоз мог бы осуществляться регулярно с большими потерями для немцев. Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери. Во всяком случае, я никак не мог предположить, что Правительство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именно теперь, когда Советский Союз особенно нуждается в подвозе военных материалов в момент серьезного напряжения на советско-германском фронте. Понятно, что подвоз через персидские порты ни в какой мере не окупит той потери, которая будет иметь место при отказе от подвоза северным путем.

Что касается второго вопроса, а именно вопроса об организации второго фронта в Европе, то я боюсь, что этот вопрос начинает принимать несерьезный характер. Исходя из создавшегося положения на советско-германском фронте, я должен заявить самым категорическим образом, что Советское Правительство не может примириться с откладыванием организации второго фронта в Европе на 1943 год.

Надеюсь, что Вы не будете в обиде на то, что я счел нужным откровенно и честно высказать свое мнение и мнение моих коллег по вопросам, затронутым в Вашем послании.

И. СТАЛИН »
Эти утверждения необоснованные. Мы отнюдь не нарушали «взятые на себя обязательства» о поставке военных материалов в советские порты, ибо в момент заключения соглашения специально оговаривалось, что русские несут ответственность за доставку их в Россию. Все, что мы делали сверх этого, было проявлением доброй воли.
Что касается утверждения о вероломстве в вопросе о втором фронте в 1942 году, то наша памятная записка обеспечивала нам прочную защиту. Однако я не считал разумным спорить обо всем этом с Советским правительством, которое, прежде чем оно само подверглось нападению, хотело видеть нас полностью уничтоженными и разделить добычу с Гитлером и которое даже в нашей общей борьбе не могло обмолвиться ни словом сочувствия по поводу тяжелых английских и американских потерь, понесенных при попытках послать им помощь.
Президент согласился с этой точкой зрения ».
Дальше Уинстон Черчилль приводит послание президента Рузвельта, датированного 29 июля 1942 года, как завершающий аргумент этого согласия, которое мы приведем чуть позже.
Свое «оправдание» в трагедии морского каравана PQ-17 Уинстон Черчилль закончил так: «Поэтому я оставил резкое послание Сталина без особого возражения. Ведь в конце концов русские армии страшно страдали, а военная кампания вступила в критическое состояние».
Но прежде Черчилль направил Рузвельту следующее послание, о котором в данной главе премьер-министр почему-то умолчал:
ЧЕРЧИЛЛЬ — РУЗВЕЛЬТУ, 14 июля 1942 г.

«Из 33 судов, составлявших конвой PQ 17, только четыре достигли Архангельска, а еще 4 или 5 находятся в весьма опасном положении во льдах в районе Новой Земли.

Если бы этот путь прошла половина судов, то мы упорно продолжали бы посылку конвоев, но когда на место прибыла лишь четверть состава конвоя, то такая операция недостаточно хороша. Так, примерно из 600 танков, посланных с конвоем PQ 17, на место прибыло немногим более 100, а около 500 потеряны. Такое положение никому не может помочь, кроме врага. Адмиралтейство не может придумать, как лучше организовать охранение конвоев, а также не может рисковать линейными кораблями восточнее острова Медвежий. Старк  согласен с точкой зрения Адмиралтейства и с тем, что в прошлый раз все возможное было нами сделано. Корабль «Вашингтон» уже отозван для выполнения своей задачи в Тихом океане.

Поэтому мы советуем не направлять конвой PQ 18, который должен отправиться самое позднее 18-го числа. Если бы этот конвой был составлен только из наших торговых судов, то мы, конечно, не послали бы его. Но в него входит не менее 22 ваших американских судов. Поэтому мы хотели бы знать Вашу точку зрения по этому вопросу.

Виды на поставки в Россию по этой северной дороге представляются плохими . Мурманск в значительной степени сожжен, и имеются некоторые признаки неминуемого немецкого нападения на него. К тому времени, когда постоянный день сменится постоянной ночью, архангельский порт замерзнет. Некоторое дополнительное количество грузов может быть переправлено через Басру. На этом настаивают, но объем грузов будет незначителен. Таким образом, в это тревожное время Россия оказывается перед перспективой прекращения сообщения по Северному морю. Мы подождем Вашего ответа до того, как дадим Сталину объяснения по поводу сложившихся обстоятельств. Послание, которое предполагается направить ему, если Вы согласитесь с тем, что конвой не должен идти, будет выслано Вам несколько позже сегодня. А пока конвой комплектуется и нагружается.

Потери союзного судового тоннажа в течение семи дней по 13 июля, включая русский конвой, как сообщалось, составляют почти 400 тыс. тонн. Этот показатель не имеет прецедента ни в эту войну, ни в прошлую, и если он удержится на таком уровне, то это окажется за пределами всех существующих планов возмещения потерь ».

На следующий день был получен ответ:

РУЗВЕЛЬТ — ЧЕРЧИЛЛЮ, 15 июля 1942 г.

«После консультаций с Кингом  я должен неохотно согласиться с позицией, занятой Адмиралтейством в отношении северных конвоев для России, и считаю Ваше послание Сталину хорошим. Я предполагаю, что Вы отошлете его немедленно.

Между тем мы не должны пренебрегать ничем, что может увеличить перевозки через Персию.

Было сделано предложение о том, чтобы американские железнодорожники взяли на себя управление железной дорогой.

Имеете ли Вы какое-либо мнение по данному вопросу?

Американцы очень хорошо справляются с подобными делами ».

Вот и сговорились союзники-англосаксы в отношении своего русского союзника … К этому мы добавим еще несколько исторических документов в разрезе рассматриваемой темы «PQ-17 в контексте политиканства союзников».

Телеграмма Народного Комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова послу СССР в Великобритании И.М. Майскому, 15 июля 1942 г. Сов. секретно

«Сообщите Идену для передачи Черчиллю по поводу северной операции следующее:

Ввиду тяжелого положения на советско-германском фронте, наши войска в настоящее время не имеют возможности осуществлять активные операции в районе Мурманска или Киркенеса.

Молотов »

Телеграмма посла СССР в Великобритании И.М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР, 16 июля 1942 г. Сов. секретно

Выводы, к которым я прихожу на основании моих последних разговоров с Черчиллем, Иденом, Криппсом, Бивербруком и другими, а также на основании всего того, что мне здесь приходится слышать, видеть и читать, сводятся к следующему:

1.  В кампании нынешнего года нам надо рассчитывать только на самих себя.

2. Эффективного второго фронта в 1942 году не будет, - разве только Гитлер в ближайшие месяцы крахнул бы и надо было бы торопиться в Берлин, но об этом пока говорить рано.

3. Поток снабжения из Англии и США в ближайшие месяцы сократится в виду известного Вам события с конвоями.

4.  Возможны:

а)  северная операция;
б)  десантная операция на континенте, о которой говорилось во время пребывания здесь т. Молотова, хотя ручаться за ее реализацию нельзя;
в)  усиление воздушных налетов на Германию;
г)  усиление набегов на берега европейского континента, хотя по пунктам «в» и «г» потребовался бы сильный нажим с нашей стороны;
д) переброска к нам со Среднего Востока известного количества английских воздушных сил, если положение в Египте значительно улучшится.

5. Таким образом, необходимо констатировать факт, что в самый критический для нас момент мы оказались по существу брошенными на произвол судьбы нашими союзниками. Это очень неприятная правда, но нет никакого смысла пытаться как-либо замазать или смягчить ее. Эту правду необходимо учитывать во всех наших ближайших планах и расчетах. Ее необходимо также запомнить для будущего.

6.  В основе поведения союзников лежат, на мой взгляд, две главные причины:

а) желание видеть взаимное истощение Германии и СССР. Степень остроты и сознательности такого желания в разных группах и прослойках господствующих классов Англии и США разная, однако такова средняя равнодействующая, если принимать в расчет обе страны;
б) страх англо-американской верхушки перед военной мощью Германии на суше, а отчасти и на море.

Майский »

Фрагмент телеграммы посла СССР в Великобритании И.М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР, 22 июля 1942 г. Сов. секретно

«…Гопкинс спросил меня, могла ли бы отправка американских войск через Иран в СССР до известной степени компенсировать отсутствие второго фронта на Западе. Я ответил отрицательно (конечно, в качестве личного мнения). Во-первых, это потребовало бы очень длительного промежутка времени. Во-вторых, это блокировало бы Иран в качестве транзитной линии в СССР. В-третьих, что особенно важно, это не было бы вторым фронтом со всеми вытекающими отсюда военными, политическими и психологическими последствиями, а лишь некоторым укреплением того же самого советско-германского фронта…

Майский »

Телеграмма Народного Комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова послу СССР в США М.М. Литвинову, 20 июля 1942 г. Сов. секретно

«По сообщению Беляева, генерал Бэрнс 16 июля заявил, что правительства США и Англии приняли решение прекратить направление судов с грузами для СССР в северные порты, причем известно, что северным путем к нам должно было направляться 75% грузов. Это решение мотивируется военной обстановкой в Северной Атлантике. Он же заявил в предположительной форме («не исключена возможность») об отправке до замерзания Белого моря еще одного небольшого конвоя из пароходов, уже находящихся в Англии или Исландии. Количество судов, направляемых в Персидский залив, остается по-прежнему 12 пароходов в месяц.

В связи с этим заявлением срочно посетите Рузвельта и спросите его, действительно ли имеется такое решение правительств США и Англии.

Укажите при этом, что советское правительство не может допустить мысли, что подобное решение вообще могло бы быть принято без предварительной консультации с советским правительством.

В. Молотов »

Телеграмма посла СССР в США М.М. Литвинова в Народный Комиссариат иностранных дел СССР, 22 июля 1942 г. Сов. Секретно

Еще вчера ночью по радио передавали о моем посещении президента и о представлении относительно второго фронта с разными подробностями. Это, конечно, все выдумки, ибо я был принят президентом только сегодня. Президент мне заявил в ответ на мой вопрос, что решение было принято оперативными органами на основании того, что 70% грузов в Арктике погибает. Исходя из этого, президент считает, что до нас дойдет гораздо больше грузов через Персидский залив, хотя и медленнее. Он не знает, что ему делать, и будет рад получить наш совет о том, как избежать потерь в 70%. Если Сталин ему скажет, что надо идти на этот риск, то он готов. На мой вопрос, не следовало ли бы дать в конвой авиаматку, Рузвельт ответил, что пробовали и это делать, а именно англичане послали небольшой авианосец на 16 самолетов, но это не помогло. Президент понимает, в какое тяжелое положение это нас ставит, но он не знает ответа на вопрос о потерях в 70 %. Через Персидский залив мы будем получать танки и самолеты, но, конечно, не продовольствие или оборудование. Под конец Рузвельт сам заговорил о втором фронте. Он-де всегда стоял за высадку во Франции, но Черчилль против этого. Рузвельт предлагал также ограниченную операцию в форме высадки в Северной Африке для нападения на Роммеля с тыла, что также могло бы отвлечь с нашего фронта германские силы. Черчилль с этим согласился, но как английские, так и американские военные против. Черчилль считает, что операция имеет шансов 5 против 1, он же, Рузвельт, думает, что 3 к 1, и готов был бы идти на этот риск, но, к сожалению, только он и Черчилль, оба штатские люди, за это, а военные против. Он хотел бы знать мнение Сталина по этому поводу. Его люди в Лондоне все время толкают англичан к созданию второго фронта.

М. Литвинов »

У меня оказались два варианта перевода послания президента Рузвельта премьер-министру Черчиллю от 29 июля 1942 года: один из сборника «Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны» образца 1995 г., а второй из книги «Вторая мировая война: в 6 т. Т. 4: Поворот судьбы» самого Уинстона Черчилля, образца 1998 г. Интересно то, что обе эти книги были изданы в одном издательстве с разницей три года, но «ворковали» над ним разные переводчики. Возник вопрос – какой вариант приводить? Благо нашелся «оригинал» в сборнике «Churchill & Roosevelt: the complete correspondence». А так как переводчик «sinonim.org» не в чем не заинтересованный, лишь в желании подтвердить свое резюме качественного переводчика, то и доверимся ему. Кстати с первым вариантом предлагаемый «машинный» перевод ближе всего, а вот перевод, представленный в «оправдании» У. Черчиллем, выдержан в более «художественном стиле». И так:

«Вашингтон, 29 июля 1942 г., 13:20

Бывшему военному моряку от Президента.

Я согласен с вами в том, что ваш ответ Сталину должен быть подготовлен с большой осторожностью. Мы всегда должны помнить о личности нашего союзника и о той очень трудной и опасной ситуации, с которой он сталкивается. Никто не может ожидать, что будет рассматривать войну с точки зрения всего мира, если его страна подверглась вторжению. Я думаю, нам следует попытаться поставить себя на его место.

Я считаю, что, во-первых, ему следует совершенно конкретно сообщить, что мы определились с курсом действий на 1942 год. Я думаю, что, не уведомляя его о точном характере наших предполагаемых операций, следует без каких-либо оговорок сообщить ему о том, что они будут проведены.

Хотя я считаю, что вам не следует давать Сталину ложных надежд относительно северного конвоя, тем не менее, я согласен с вами в том, что мы должны провести его, если есть хоть какая-то возможность успеха, несмотря на огромный риск.

Я по-прежнему надеюсь, что мы сможем направить авиацию непосредственно на русский фронт, и я обсуждаю этот вопрос здесь. Я считаю, что было бы неразумно обещать эту авиационную поддержку только при условии успешного исхода битвы в Египте. Нужда России срочная и неотложная. У меня есть ощущение, что для русской армии и русского народа будет иметь огромное значение, если они узнают, что часть нашей авиации сражается с ними самым непосредственным образом.

Хотя мы можем считать, что нынешнее и предлагаемое использование наших объединенных ВВС является стратегически наилучшим, тем не менее, я чувствую, что Сталин с этим не согласен. Сталин, как я полагаю, не в настроении вести теоретические стратегические дискуссии, и я уверен, что, помимо нашей основной операции, предприятие, которое ему больше всего подошло бы, — это прямая авиационная поддержка на южном участке его фронта. Рузвельт»
 
А вот подтверждение президентом Рузвельтом того, «что англичане действительно сплоховали» с конвоем морского каравана PQ-17:

Телеграмма посла СССР в США М.М. Литвинова в Народный Комиссариат иностранных дел СССР, 30 июля 1942 г. Сов. Секретно

 «Сегодня изложил президенту наши взгляды в отношении высадки в Северной Африке, Он выслушал молча, не возражая и даже поддакивая. После этого сам стал говорить о высадке во Франции, начертив на бумаге разные возможности и указывая на всякого рода затруднения, ссылаясь при этом неизменно на мнение морских и военных специалистов. Он жаловался на отсутствие точных данных о количестве немцев на Западе, упомянув, что, по некоторым сведениям, в одной Норвегии имеется 400 тыс. немцев, что я, конечно, высмеял. Он говорил, что вести с нашего фронта его не смущают, что мы уничтожаем немцев и все будто бы обстоит хорошо. Он сам-де жил среди немцев, хорошо их знает и убежден, что они долго войну не выдержат. Я оспаривал все его доводы, говоря в духе ответа Сталина Черчиллю, и, между прочим, напомнил ему, что в Первую мировую войну немцы держались 4 года, несмотря на то, что антигерманская блокада тогда была действительной. К тому же в стране тогда было некоторое подобие общественного мнения, разные политические партии, и больших успехов Германия не одерживала. Иное дело теперь, когда Германия сама блокирует союзников, имеет в своем распоряжении ресурсы почти всей Европы, идет от победы к победе, в стране отсутствует всякое общественное мнение. При таких условиях она как будто может выдержать войну по крайней мере в 2 раза дольше. Президент упрекнул меня в пессимизме. Я ему передал сообщенное Вами о 17-м конвое. Президент признал, что англичане действительно сплоховали, и рассказал о том, что при каком-то конвое от 4 до 6 судов погибло в расставленном накануне самими англичанами минном поле. «Хорошо бы, - сказал он, - если бы американцы могли взять в свои руки конвои». Я спросил, за чем же дело стало. Я его, между прочим, сославшись на вчерашнее письмо Бэрнса Беляеву, спросил, почему отправка конвоя должна быть отложена на октябрь и почему нельзя до октября отправить еще один конвой. Он записал себе это и сказал, что, по его мнению, можно послать конвой в начале сентября, а в случае удачи послать еще один конвой.

Раз во время разговора он сказал, что второй фронт будет открыт еще в этом году. Но под конец он просил передать Сталину, что второй фронт будет, но уклонился от ответа на мой вопрос, в каком году. Между тем, не подлежит сомнению, что в вопросе о втором фронте крупную роль играют следующие два момента:

1. Англичане хотят, чтобы американцы воевали на континенте, беря на себя половину снаряжения, то есть чтобы на каждого англичанина был один американец. Но для этого вряд ли имеется необходимый тоннаж, если даже считать, что американцы на это согласны.

2. Не могут договориться о командовании, американском или английском. Все это укрепляет меня в убеждении, что вопрос о втором фронте не может быть сдвинут с места.

Президент высказал опасение за судьбу Египта и Среднего Востока.

М. Литвинов »

Прижатый с обеих союзнических сторон британский премьер-министр вынужден «заглаживать» свои «прорехи», но как всегда с оговорками:

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПРЕМЬЕРУ СТАЛИНУ. Совершенно секретно

«1) Мы принимаем предварительные подготовительные меры (смот¬рите мое следующее послание) для отправки большого конвоя в Архангельск в первой неделе сентября.

2) Я хотел бы, чтобы Вы пригласили меня встретиться с Вами лич¬но в Астрахани, на Кавказе или в каком-либо другом подходящем месте. Мы могли бы совместно обсудить вопросы, связанные с вой¬ной, и в дружеском контакте принять совместные решения. Я мог бы сообщить Вам планы наступательных операций в 1942 г., согласованные мною с Президентом Рузвельтом. Я привез бы с собой моего начальника Имперского генерального штаба.

3) Я немедленно вылетаю в Каир. Как Вы легко можете себе пред¬ставить, у меня там имеются серьезные дела. Оттуда я мог бы, если Вы этого пожелаете, сообщить Вам подходящую дату для нашей встре¬чи, которая, поскольку дело касается меня, могла бы состояться между 10 и 13 августа, если, конечно, все будет благополучно.

4) Военный кабинет одобрил мои предложения.

31 июля 1942 года ».

Получено 31 июля 1942 года.
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ПРЕМЬЕРУ СТАЛИНУ. Лично и секретно

«В дополнение к моему предшествующему посланию. Мы принимаем предварительные меры к отправке конвоя в 40 судов в первую неделю сентября. Я должен, однако, прямо сказать, что, если угроза с воздуха для германских надводных судов в Баренцевом море не будет столь сильна, чтобы удержать их от операций против конвоя, у нас мало шансов, как показал опыт конвоя N° 17, провести благополучно даже и треть судов. Как Вам, конечно, известно, это положение обсуждалось с Майским, и, насколько я понимаю, последний сообщил Вам, что мы считаем необходимым минимум защиты с воздуха ».

ПРЕМЬЕРУ ЧЕРЧИЛЛЮ ОТ ПРЕМЬЕРА СТАЛИНА. Совершенно секретно

Получил оба Ваши послания от 31 июля.

Настоящим от имени Советского Правительства приглашаю Вас прибыть в СССР для встречи с членами Правительства.

Я был бы весьма признателен Вам, если бы Вы смогли прибыть в СССР для совместного рассмотрения неотложных вопросов войны против Гитлера, угроза со стороны которого в отношении Англии, США и СССР теперь достигла особой силы.

Я думаю, что наиболее подходящим местом нашей встречи была бы Москва, откуда мне, членам Правительства и руководителям Генш¬таба невозможно отлучиться в настоящий момент напряженной борьбы с немцами.

Присутствие начальника Имперского генерального штаба было бы очень желательно.

Дату встречи я просил бы Вас определить, как Вам будет удобно, в зависимости от того, как Вам удастся закончить дела в Каире, зара¬нее зная, что с моей стороны возражений насчет даты не будет.

Выражаю Вам признательность за согласие направить очередной конвой с военными поставками в СССР в начале сентября. Нами, при всей трудности отвлечения авиации с фронта, будут приняты все возможные меры для усиления воздушной защиты транспортов и конвоя.

31 июля 1942 года ».

В роли «обвинителей» выступят командующий Северным флотом, тогда еще вице-адмирал, Головко Арсений Григорьевич и участник Второй мировой войны британский моряк Пол Лунд, служивший на одном из малых кораблей сопровождения печально известного конвоя PQ;17, что дало ему уникальный взгляд очевидца на эти трагические события.

И так, слово советское стороне (Глава седьмая. История PQ-17 (1942, июль) из книги «Вместе с флотом», Головко А. Г.):

«7 июля. Подтвердилось худшее. 17-й конвой из Исландии шел благополучно до 4 июля. 13-й конвой (обратно из Архангельска и Мурманска в Исландию, Англию, США) также шел благополучно. А 4 июля началась ис¬тория... Мрачная, тягостная, не имеющая никаких уважительных объяснений и никаких оправданий. В итоге ее подводными и воздушными атаками противника уничтожено 23 из 34 транспортных судов, потеряно 122 тысячи тонн грузов из общего количества 188 тысяч тонн, погибли сотни людей...(Запись, сделанная в дневнике в конце июля 1942 г. — Ред.) Что привело к разгрому конвоя, прояснится до кон¬ца после войны. Однако и теперь уже многое не вызывает сомнений. Предпосылками разгрома надо считать, во- первых, события пятимесячной давности, во-вторых, еще более ранние события мая прошлого года. События пяти-месячной давности — это так называемый февральский прорыв германской эскадры из Бреста; события мая прошлого года — это, нашумевшая, широко разрекламированная в английской печати погоня чуть ли не всех боевых сил британского флота метрополии за двумя фашистскими рейдерами, закончившаяся потоплением германского линкора «Бисмарк» в Атлантическом океане, на расстоянии четырехсот миль от Бреста.

Случай с «Бисмарком» весьма характерен для понимания дальнейшего, вплоть до истории с PQ-17. Промахи и ошибки английского военно-морского командования в данном случае не только наглядны, но и вопиющи, хотя не берусь утверждать, что руководило здесь чрезмерно осторожными и слишком замедленными действиями английских флотоводцев. Целую неделю без малого солидные силы флота метрополии (четыре линкора, линейный крейсер и два авианосца, не считая крейсеров и эсминцев) плюс авиация преследовали фашистский линкор и сопровождавший его тяжелый крейсер «Принц Евгений». Обнаружили они их 21 мая 1941 года возле Бергена (у Норвегии), а потопить сумели, причем лишь «Бисмарк», 27 мая далеко на юге, за Британскими островами. К тому же в ходе операции англичане допустили явно непростительные ошибки, заплатив за них дорогой ценой: дважды позволили кораблям противника ускользнуть в неизвестном направлении; лишились одного из мощных своих кораблей — линейного крейсера «Худ» (42 тысячи тонн водоизмещением), который пошел ко , дну после попадания снарядов с «Бисмарка» в артиллерийский погреб; наконец, упустили «Принца Евгения» и обнаружили его на стоянке в Бресте, рядом с линкорами «Шарпгорст» и «Гнейзенау» только через 14 суток после потопления «Бисмарка».

Все это при анализе операции даже в общий чертах наводило на размышления. Шум, поднятый в связи с потоплением «Бисмарка», не мог заслонить главного. Ведь даже располагая, многократным преимуществом в силах, англичане не без труда и с ощутимым для себя уроном (кроме потопления «Худа» на счету артиллеристов «Бисмарка» серьезные повреждения, нанесенные линкору «Принц Уэльский») сумели одержать верх над одним из двух рейдеров противника, а второй упустили.

Упустили, не причинив «Принцу Евгению» ни малейшего вреда, и потом пребывали, как говорится, в «душевном трепете» за свои коммуникации в Атлантическом океане до тех пор, пока гитлеровские корабли не покинули Брест. Именно покинули, а не совершили прорыв. Только так следует расценивать уход «Гнейзенау», «Шарнгорста», «Принца Евгения» и девяти миноносцев из блокированного Бреста через Ла-Манш и Дуврский канал мимо английских военно-морских баз и дальнобойных крепостных орудий.

Было бы наивно принимать всерьез, на веру, довольно-таки невразумительные ссылки на упущения службы наблюдения и плохую видимость. Называемый прорывом беспрепятственный уход вражеских кораблей продолжался двое суток, с 10 по 12 февраля, однако в течение всего этого времени англичане имели в районе движения фашистской эскадры смехотворные силы противодействия — восемь тихоходных торпедных катеров и шесть устаревших самолетов-торпедоносцев типа «суорд-фиш». Между тем сведения о полной готовности кораблей противника покинуть гавань Бреста, о наиболее вероятном маршруте и даже число, когда гитлеровцы попытаются уйти, были известны английскому военно-морскому и военно-воздушному командованию заранее. Мало того. Противник так тщательно подготовил уход своих кораблей из Бреста, что не только обеспечил их охранение дополнительно восемью эсминцами, сверх того тральщиками, торпедными катерами и авиацией, но даже расставил на виду у англичан шесть своих сторожевиков как ориентиры в местах наибольшей минной опасности.

И фашисты ушли, безнаказанные и торжествующие. Правда, они ушли в направлении, которое больше всего устраивало английское командование: на восток, в свои базы, подальше от жизненных коммуникаций Британской империи. Дальнейшее их перемещение уже не составляло труда предугадать и предвидеть: это перемещение намечал переход линкора «Тирпиц», однотипного с «Бисмарком», в норвежские шхеры. Было ясно, что гитлеровцы, потерпев неудачу в рейдерстве крупных кораблей на коммуникациях сперва Южной Атлантики (был потоплен линкор «Адмирал фон Шпее»), затем Центральной Атлантики (был потоплен «Бисмарк»), всячески постараются взять реванш па тех коммуникациях, по которым идут конвои из США и Англии к нам.

Вот почему «Принц Евгений» уже дважды пытался пройти через шхеры на север Норвегии, и вот почему к весне текущего, 1942 года немецко-фашистское командование сумело сосредоточить в норвежских фиордах значительные военно-морские силы, обеспечив их значительными силами авиации. Гитлеровцы по-прежнему располагают в непосредственной близости к нашей операционной зоне линейным кораблем «Тирпиц», тяжелыми крейсерами «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хип-пер», легкими крейсерами «Кёльн» и «Нюрнберг», флотилией эсминцев и флотилией миноносцев, большим количеством подводных лодок, а также большим. количеством самолетов-разведчиков и торпедоносцев дальнего действия. Все эти силы предназначены в первую очередь для угрозы коммуникациям в Северной Атлантике и для нанесения ударов по конвоям, направляемым в северные порты Советского Союза. Совершенно бесспорно, что концентрация этих сил возле нашей операционной зоны была облегчена указанными выше действиями английского командования.

О причинах таких действий гадать нечего. Английское командование решило избавиться от угрозы своим коммуникациям в Центральной Атлантике, предпочитая отвести эту угрозу в места подальше от себя. То, что я уже слышал от самих англичан в связи с проходом вражеской эскадры через Ла-Манш, подтверждает такие выводы. Известно, что премьер-министр Черчилль, выступая в парламенте, откровенно заявил, что он с величайшим облегчением приветствует уход германских кораблей из Бреста.

В свете этого трагическая судьба PQ-17 — логическое следствие традиционной британской политики. И все-таки поведение английского командования в истории с конвоем настолько не укладывается в рамки союзнических отношений, что просто диву даешься.

Теперь, спустя три недели с лишним, я располагаю пусть не до конца полными данными о семнадцатом конвое (начиная с 4 июля), по позволяющими видеть картину уже во всей ее неприглядности.

Первое сообщение к нам поступило от англичан: о том, что 17-й конвой обнаружен немецкими самолетами. Следующим пришло сообщение, что «Тирпица» и «Хиппера» в Тронхейме пет.

Дальше события развивались так.

В ночь па 4 июля, около трех часов, конвой был атакован самолетами-торпедоносцами и потерял свое первое судно — транспорт, поврежденный торпедой противника, но добитый кораблями эскорта. По данным радиоразведки, вражеский миноносец около девяти часов передал радиограмму, адресованную своей эскадре и сообщавшую, что конвой обнаружен. К середине дня видимость в районе конвоя улучшилась, и в половине девятнадцатого часа конвой вторично был атакован торпедоносцами. Атака была предпринята одновременно 24 самолетами. Торпеды попали в два союзных транспорта и в наш танкер «Азербайджан». Первые два, покинутые командами, были расстреляны кораблями эскорта, но «Азербайджан», справившись с пожаром, вновь занял место в колонне и продолжал путь в составе конвоя.

Получив донесение своей разведки, о выходе из норвежских баз в море фашистской эскадры, состоявшей из линкора «Тирпиц», тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» (последний был ошибочно принят за «Адмирал Хиппер») и группы миноносцев, Британское адмиралтейство в 23 часа приказало командиру конвоя предоставить транспортным судам «право самостоятельного плавания» в советские порты одиночным порядком, без охранения, курсами по своему усмотрению. Иначе говоря, приказ следовало расшифровать словами «спасайся кто может!». Что и было выполнено с удивительной, странной поспешностью. Произошло это до прибытия конвоя к границам нашей операционной зоны, нас об этом не известили, и мы не могли предотвратить и приостановить выполнение пагубного приказа о рассредоточении транспортных судов.

Подчиняясь приказу, английские эсминцы бросили транспортные суда на произвол судьбы и направились, как нам было впоследствии объяснено, для прикрытия авианосца, находившегося вместе с линейными кораблями, крейсерами и эсминцами сопровождения. В адмиралтействе считали, что прикрытие больших кораблей было слабым и его следовало усилить за счет кораблей, эскортировавших конвой. С транспортами осталось небольшое количество, малых кораблей.

Вслед за сигналом рассредоточиться и уходом эсминцев конвой, разумеется, распался. Одна группа транспортов вместе с двумя малыми эскортными кораблями направилась к Новой Земле, другая пошла туда же, но самостоятельно, без всякого сопровождения; остальные суда поодиночке взяли курс в направлении Кольского залива и горла Белого моря. Наперехват этим разрозненным группам и одиночным судам немедленно устремились вражеские подводные лодки, причем в числе последних появились семь до тех пор не отмечавшихся на театре, и четыре из них поддерживали связь по радио с Вильгельмсгафеном.

А затем в эфире зазвучали тревожные сигналы с транспортов о нападении то в одном, то в другом месте подводных лодок и самолетов-торпедоносцев. Меньше чем за полсуток такие сигналы поступили от шести транспортов, и последовавшее в дальнейшем молчание их было красноречивее слов...

Все происшедшее кажется на первый взгляд дикой случайностью. В самом деле, английские военно-морские силы, сосредоточенные вокруг 17-го конвоя, по меньшей мере впятеро превышали силы фашистской эскадры. Несмотря на это, союзники предпочли уклониться от встречи с «Тирпицем» и «Адмиралом Шеером», хотя имели все возможности для победы над ними.

В то же самое время, когда английские корабли полным ходом ушли от конвоя, на пути гитлеровцев встала наша крейсерская подводная лодка «К-21» под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина, Героя Советского Союза, одного из опытных североморцев-подводников. Вместе с другими лодками она была заранее направлена в тот район по соответствующему плану развертывания сил флота для обеспечения перехода конвоя и действовала в самых тяжелых, невыгодных для подводных лодок условиях: при незаходящем солнце заполярного лета и в полный штиль. Малейшее движение на поверхности океана, бурунчик перископа — все легко просматривалось вражескими самолетами-разведчиками, которые вели фашистскую эскадру к месту обнаруженного ими 17-го конвоя.

Докладывая мне об ударе по «Тирпицу», Лунин, как всегда, был лаконичен. Он подтвердил получение обеих моих радиограмм, адресованных всем нашим лодкам на позициях, с уведомлением о выходе в море фашистской эскадры и с приказанием решительно атаковать противника. В этот момент «К-21» находилась на позиции в районе острова Ингей. Получив приказание, Лунин немедленно произвел зарядку аккумуляторной батареи, погрузился и начал поиск.

В 16 часов 33 минуты 5 июля акустик «К-21» услышал шумы справа по носу. Лодка всплыла под перископ, но поверхность океана оказалась пустынной.

Вскоре старпом Лукьянов увидел в перископ силуэт корабля. Приняв его за всплывший вражеский подводный рейдер, он подвернул лодку на боевой курс, приказал готовиться к торпедной атаке и доложил командиру о неизвестном корабле.

Заняв свое место, Лунин поднял перископ и (поскольку лодка продолжала идти навстречу неизвестному кораблю) опознал вражеский миноносец. За ним уже виднелись другие корабли.

Это шла эскадра противника, что подтверждали доклады акустика об усилившихся шумах. Затем шумы можно было слышать без акустических приборов.

Лунин снова поднял перископ, убедился, что лодка находится в центре вражеской эскадры, сделал круговой обзор перископом, обнаружил два миноносца впереди, за ними тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», опять миноносец, за ним линкор «Тирпиц», снова миноносцы...

Внимание Лунина сосредоточилось на «Тирпице», что было безусловно правильно. Из всех находившихся вокруг «К-21» вражеских кораблей «Тирпиц» представлял самую важную цель —- огромная современная плавучая крепость длиной около четверти километра, такой же, как «Бисмарк», новейший линкор германского флота, спущенный па воду всего три года назад. Его данные: водоизмещение — 35 тысяч тонн официально, 53 тысячи тонн наибольшее, фактическое; мощность машин — 138 тысяч лошадиных сил; скорость хода — 30 узлов; дальность плавания — 8100 миль; вооружение — восемь 380-мм орудий, двенадцать 150-мм, шестнадцать 105-мм, шестнадцать 37-мм плюс 6 торпедных аппаратов и 4 самолета. Действительно грозная махина, способная помериться силами с любым из мощнейших современных кораблей. Не удивительно, что англичане боятся «Тирпица», да еще после случая с «Бисмарком», о котором я уже говорил.

Нанести разящий удар по такому исполину, вывести его из строя, обезвредить крупного фашистского зверя — только об этом и должен был думать при встрече с ним настоящий командир-подводник.

 Мало было храбрости, чтобы выстрелить в «Тирпиц», находясь в самом центре фашистской эскадры, то есть имея все шансы быть потопленным. Надо было выстрелить наверняка, чтобы не зря рискнуть лодкой, экипажем, собой. Пятнадцать раз Лунину пришлось поднимать перископ и менять курс лодки, прежде чем торпедисты услышали единственное ожидаемое ими слово командира. Носовые торпедные аппараты «К-21» с момента, когда еще старпом Лукьянов приказал готовиться к торпедной атаке, были в мгновенной готовности к выстрелу. И вот когда до дистанции залпа осталось не более трех минут хода, фашистская эскадра сделала неожиданный поворот и легла па новый курс. Медлить было некогда, и Лунин снова принял правильное решение: произвести залп четырьмя торпедами из кормовых аппаратов с интервалом в четыре секунды и с дистанции семнадцать — восемнадцать кабельтовых.

Два взрыва были зарегистрированы акустиком через две минуты пятнадцать секунд; гул третьего взрыва продолжался двадцать секунд; за ним послышались еще два взрыва. Причиной всех трех последних взрывов Лунин считал то, что вражеский миноносец, который повернул на контркурс к линкору, когда «К-21» выпустила первую торпеду, скорее всего перехватил ее на себя и затонул, после чего на нем, в момент его гибели, взорвались глубинные бомбы.

В общем, дерзость, с какой был нанесен торпедный удар по «Тирпицу», настолько ошеломила гитлеровцев, что они упустили «К-21».

Не получив повреждений, лодка ушла от миноносцев и через полчаса всплыла под перископ. Увидев, что вокруг пустынное море, Лунин донес о своей атаке и о курсе, каким следовала фашистская эскадра.

Сутки спустя самолеты нашей авиаразведки обнаружили «Тирпиц», «Шеер» и сопровождавшие их миноносцы неподалеку от норвежских берегов. Фашистская эскадра шла отнюдь не тем курсом, который мог привести ее к месту встречи с PQ-17; нет, она уходила на юг, причем шла не с обычной в таких случаях скоростью. Это означало, что торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов «К-21», попали в уязвимое место вражеского линкора, лишили его нормальной скорости хода, принудили отказаться от выхода на курс конвоя. Еще позже, через двое суток, наши разведчики вновь отыскали фашистскую эскадру — линкор, два крейсера и семь миноносцев — на якоре к юго-западу от острова Арней.

Теперь уместен вопрос: не слишком ли поторопилось Британское адмиралтейство с приказом английским миноносцам бросить караван, а транспортным судам рассредоточиться и продолжать переход одиночным порядком?.. На фоне таких действий атака, произведенная «К-21», особенно выделяется смелостью, скажу больше, героизмом наших людей, и думаю, что не ошибусь, если определю заранее дальнейшее поведение Британского адмиралтейства в данном случае. Не сомневаюсь, что английское командование предпримет всяческие попытки умалить значение и результативность атаки, ибо приказ Британского адмиралтейства поставил моряков английских эскортных кораблей в очень неприятное и ложное положение. Факты действительно упрямая вещь. Англичане уклонялись от встречи с фашистской эскадрой, бросили караван, обрекли его на разгром, а советские моряки поступили наоборот: пошли навстречу фашистской эскадре, атаковали и повредили ее крупнейший корабль, вынудили гитлеровцев отступить. Затем мы начали на всем огромном пространстве от Шпицбергена до Новой Земли поиски транспортных судов 17-го конвоя. Один только эсминец «Гремящий» успел трижды пройти через все Баренцево море вплоть до кромки паковых льдов, найти там спасавшиеся от врага беззащитные транспортные суда, провести их в горло Белого моря и теперь в четвертый раз направлен к границе льда.

Увы, слишком поздно мы узнали о приказе Британского адмиралтейства: когда караван распался и когда многие транспортные суда, лишенные защиты, стали жертвой атак фашистских подводных лодок и торпедоносцев. В течение трех недель поисков наши корабли подобрали в самых различных местах Баренцева моря около трехсот моряков с погибших транспортов 17-го конвоя.

Особым в истории PQ-17 является случай с американским транспортом «Випстон-Сален». Об этом случае только что доложил полковник И. П. Мазурук, командир Северного авиаотряда.

Случай, мягко выражаясь, возмутительный.

Находясь в поисковом полете вдоль Новой Земли, Мазурук обнаружил на рейде южной части залива Моллера против губы Литке океанский транспорт, произвел посадку возле него и установил, что на транспорте нет ни души. Огромное судно, полное груза; было целехонько, хотя и приткнулось к мели. Не хватало только замков у орудий. Затем наши летчики увидели несколько палаток на берегу, направились к ним и выяснили, что в палатках находится весь экипаж брошенного судна — американского транспорта «Винстон-Сален».

Шедший в составе 17-го конвоя, этот транспорт счастливо избежал встречи с фашистскими подводными лодками и самолетами, благополучно достиг Новой Земли и вполне мог следовать вдоль побережья на юг, к горлу Белого моря. Капитан «Винстон-Салена» не пожелал, однако, идти в порт назначения груза — Архангельск. Он завел транспорт в первую попавшуюся на пути бухту, посадил его па мель, распорядился снять и выбросить за борт замки орудий, разрешил команде покинуть судно и обосноваться лагерем на берегу.

На языке военного времени — это невыполнение боевого приказа, трусость и дезертирство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Тем не менее капитан «Випстоп-Салепа» держал себя нагло: он встретил наших летчиков требованием доставить к нему представителя Советского правительства.

В ответ Мазурук показал на свой значок депутата Верховного Совета СССР.

Тогда капитан «Винстон-Салена» в категорической форме потребовал предоставить ему место в самолете для отправки в США, отказался снимать транспорт с мели и вести его в порт назначения. На все увещевания и доводы этот беззастенчивый «делец» заявил, что его не интересует судьба транспорта и груза, поскольку они уже доставлены им в первый советский порт. Под портом он разумел пустынную бухту арктического острова на расстоянии тысячи миль от железной дороги. И это — союзник! Да в какое время! Когда нам приходится выдерживать новый натиск противника, рвущегося на Кавказ и к Сталинграду!

Нельзя, разумеется, судить о всех американцах по бессовестному человеку, каким показал себя капитан «Винстон-Салена», как нельзя отождествлять дружественные чувства к нам подавляющего большинства англичан с политикой, продиктовавшей действия Британского адмиралтейства; по действия эти, видимо, предопределили и трагическую участь 17-го конвоя, и решение об отсрочке выхода 18-го конвоя из английских портов. Об этом только что официально известил меня новый глава британской военно-морской миссии в Полярном контр-адмирал Фишер, сменивший Бевана. Он сообщил, что 17 июля в Лондоне состоялось совещание, после которого миссия получила телеграмму об отмене до сентября конвоев к нам.

Едва удержался, чтобы не сказать контр-адмиралу Фишеру, в недавнем прошлом командиру линейного корабля «Бархэм», заслуженному «морскому волку» и, на мой взгляд, далекому от политических интриг человеку: «Вы же своими глазами, контр-адмирал, видите, что мы воюем не за страх, а за совесть и честно выполняем обязательства, принятые на себя. Так почему же вы, союзники по оружию, ставите под смертельный удар тысячи верящих вам людей, прежде всего своих моряков? Почему губите их в угоду тайным интересам и политическим расчетам, которые бесконечно далеки от нашей общей цели в борьбе против гитлеризма? Почему не выполняете своих. обязательств, да еще в очень трудное для нас время?..» Знаю, что вопросы останутся без ответа. Не контр-адмиралу Фишеру отвечать на них. Это вне служебных функций начальника миссии, а на разговор по душам он не пойдет. Да и что он может сказать в объяснение действий Британского адмиралтейства?.. При каждой встрече со мной после разгрома PQ-17 он прячет глаза, краснеет (да, да, краснеет!), и вообще старается избегать встреч.

Два примечания.

Первое. Значительно позже я узнал содержание посланий, которыми обменялись английский премьер-министр военного времени У. Черчилль и И.В. Сталин в связи с трагической историей конвоя PQ-17.

В момент, когда корабли Северного флота еще продолжали поиск транспортов 17-го конвоя, Черчилль писал Сталину:

«...В случае с последним конвоем под номером PQ-17 немцы наконец использовали свои силы таким способом, которого мы всегда опасались. Они сконцентрировали свои подводные лодки к западу от острова Медвежий, а свои надводные корабли держали в резерве для нападения к востоку от острова Медвежий. Окончательная судьба конвоя PQ-17 еще, не ясна. В настоящий момент в Архангельск прибыли только четыре парохода, а шесть других находятся в гаванях Новой Земли. Последние, однако, могут по отдельности подвергнуться нападению с воздуха. Поэтому в лучшем случае уцелеет только одна треть.

Я должен объяснить опасности и трудности этих операций с конвоями, когда эскадра противника базируется на Крайнем Севере. Мы не считаем правильным рисковать нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий или там, где он может подвергнуться нападению немецких самолетов, базирующихся на побережье. Если одно или два из наших весьма немногочисленных мощных судов погибли бы или хотя бы были серьезно повреждены, в то время как «Тирпиц» и сопровождающие его корабли, к которым скоро должен присоединиться «Шарнгорст», остались бы в действии, то все господство в Атлантике было бы потеряно...»

На это послание У. Черчилля, умалчивающее о причинах обстановки в Северной Атлантике, созданной не кем иным, как английским командованием, И. В. Сталин 23 июля ответил без обиняков:

«Наши военно-морские специалисты считают доводы английских морских специалистов о необходимости прекращения подвоза военных материалов в северные порты СССР несостоятельными. Они убеждены, что при доброй воле и готовности выполнить взятые на себя обязательства подвоз мог бы осуществляться регулярно с большими потерями для немцев. Приказ английского адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери. Во всяком случае, я никак не мог предположить, что правительство Великобритании откажет нам в подвозе военных материалов именно теперь, когда Советский Союз особенно нуждается в подвозе военных материалов в момент серьезного напряжения на советско-германском фронте. Понятно, что подвоз через персидские порты ни в какой мере не окупит той потери, которая будет иметь место при отказе от подвоза северным путем».

Второе. Еще позже я узнал о том, что подобно лучу вдруг осветило один из тайников политики союзников в годы войны, в частности подоплеку приказа Британского адмиралтейства об уходе английских эсминцев и обоих отрядов прикрытия PQ-17 в свои базы.

В книге Алистера Маклина «Корабль его величества «Улисс» (Лондон, 1956) сказано:

«Большой смешанный конвой— в нем было свыше тридцати британских, американских и панамских транспортов — покинул Исландию, направляясь в Россию под охраной полдюжины миноносцев и, быть может, дюжины меньших военных кораблей с прикрытием англо-американского отряда крейсеров и эсминцев. Второй, тайный, отряд прикрытия, состоявший из авианосца, двух линкоров, трех крейсеров и флотилии миноносцев, держался ближе к норду. Эти отряды были задуманы как ловушка... Была середина лета 1942 года... На долготе приблизительно (именно приблизительно. — А. Г.) 20 градусов к востоку конвой подвергся тяжелой атаке подлодок и воздушных сил.

В день атаки прикрывающий караван отряд получил радиодонесение, что «Тирпиц» только что вышел из Альтен-фиорда... «Тирпиц» предпринял неудачную вылазку утром 5 июля, но вечером того же дня повернул обратно: ходит слух, что он был поврежден торпедами с русской субмарины. Но отряд прикрытия каравана тотчас отдалился к весту, бросил караван на произвол судьбы, предоставил транспортам право рассредоточиться и следовать в Россию как им заблагорассудится! Переживания команд торговых судов при этом предательстве военных кораблей, ради спасения собственной шкуры, легко себе представить».

Вот так постепенно, шаг за шагом, рано или поздно выясняется правда. Приведенная мною цитата из книги «Корабль его величества «Улисс» проливает свет на то, что долгие годы тщательно скрывается в тайниках Британского адмиралтейства. Судьба 17-го конвоя была предрешена задолго до его отплытия из Исландии: ему надлежало стать крупной приманкой для «Тирпица», которого в Британском адмиралтействе смертельно боялись и для которого решили повторить ту же охоту, какую устроили за «Бисмарком». Судьба 34 транспортных судов, их людей и грузов, предназначенных для Советского Союза, не интересовала организаторов охоты, им, было важнее соблазнить «Тпрпиц» легкой добычей, заманить его подальше от укрытия, затем навалиться превосходящими силами и уничтожить, как «Бисмарк». Неожиданная для союзников торпедная атака, предпринятая Луниным, опередила и сделала бесполезной всю хитроумную комбинацию, задуманную в недрах Британского адмиралтейства. Торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов «К-21», заставили фашистскую эскадру отступить обратно в норвежские шхеры и вывели «Тирпиц» из строя на три месяца. Две торпеды. Как известно, английским кораблям потребовалось семь или восемь торпед для того, чтобы потопить «Бисмарк ».


Рецензии