***
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В КОНЦЕ XX ВЕКА - НАЧАЛЕ XX1 ВЕКА
Над этим очерком мы работали вдвоем с Татьяной Ивановной Щербаковой - доцентом кафедры истории Отечества Мордовского государственного университета. Сфера научных интересов - новейшая история Мордовии и России, современные политические процессы, национальные движения, национальная политика и их роль в современной политической жизни.
Национальной политикой мне довелось заниматься в годы работы первым заместителем председателя Верховного Совета республики (1990 - 1992 гг.) и Правительстве (с 1995 по 2003 г.) в должности председателя Государственного комитета РМ по национальной политике.
Не был я равнодушен к этим проблемам и ранее. «Изучая предков, - пояснял в свое время В.О. Ключевский, - узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться».
Мордва - одна из архогенетических народов Восточной Европы, история которой насчитывает не менее двух тысячелетий. Сформировавшись в глубокой древности, мордва прошла длительный путь исторического развития, пережила многие исторические события и процессы, создала богатую, самобытную материальную и духовную культуру, сохранив ее и поныне. Немало народов, возникших примерно одновременно с мордвой, сошло с исторической арены (меря, мурома, буртасы, мещера и др.), мордва же избежала этой участи, что можно считать важным и убедительным свидетельством ее жизнестойкости.
И в настоящее время мордовский народ является одним из крупнейших, миллионных народов Российской Федерации. В ряду коренных народов нашей страны, которых более полутора сотен, миллионов по численности народов всего пять - это русские, татары, чуваши, башкиры и мордва. Численность каждого из всех остальных народов не превышает миллиона. Таким образом, встречающиеся порой, особенно в средствах массовой информации, утверждения о мордве, как «малом» народе не соответствуют действительности, дезориентируют читателя.
В современном мире в силу различных причин происходит массовый всплеск этничности, рост этнического самосознания, как одного из важнейших этнических признаков, оказывающих воздействие на активизацию этнических процессов, стимулирующих исследование не только новейшей истории народов, но и давно минувших лет и дней. Народы словно к живительному роднику припадают к своей былой истории, черпая в ней силы и уверенность, обретая волю к дальнейшей жизнедеятельности в противоречивом, полном опасностей и неопределенности окружающем мире.
Это в полной мере относится и к мордовскому народу, общественные организации которого оформились в конце 1980-х гг., в период кризиса советской системы. Причинами послужили, с одной стороны, реально существующие проблемы этнического развития у мордвы - ускоренная ассимиляция мокши и эрзи, сужение сферы функционирования родных языков, отток мордовского населения из республики, более низкий по сравнению с соседними регионами уровень социально-экономического развития МАССР. С другой стороны - субъективные ощущения представителей национальной интеллигенции, остро чувствующих снижение своего социального статуса по мере развития ассимиляционных процессов. На развитие общественных организаций у мордовского народа оказали влияние важнейшие черты его этнического развития - бинарность мордовского этноса и дисперсность расселения. Под влиянием этих факторов происходило развитие общественных организаций мордовского народа в 1990-е гг., формировались их взаимоотношения с властями.
25 октября 1989 г. состоялось учредительное собрание мордовского культурно-просветительного общества «Масторава». Среди активистов общества были Д.Т. Надькин - доктор филологических наук, профессор Мордовского государственного педагогического института, И.А. Ефимов - доцент Мордовского государственного университета, Н.И. Чиняев - директор республиканской библиотеки и др. Социальный статус и профессиональная принадлежность основателей общества отразились в определении ими основных форм деятельности «Масторавы», среди которых - культурно - просветительская работа, научные исследования, научные конференции, издательская деятельность.
Сторонники «Масторавы» предложили идею этнического возрождения в качестве инструмента обновления, оздоровления общества: «Масторава» - объединение единомышленников, направленное на демократизацию общества способствующее его моральному обновлению. Оно выражает интересы всех граждан республики, независимо от национальной, социальной, религиозной и партийной принадлежности, а также мордовской диаспоры за пределами МАССР, активно поддерживающих политику перестройки и обновления социалистического общества, способствующих возрождению эрзян и мокшан, повышению уровня межнациональных отношений, их наполнению новым содержанием.
Сторонники национального возрождения сформулировали три ключевые проблемы мордовского этноса: сокращение численности мордовского населения на территории республики, сужение сферы функционирования мокшанского и эрзянского языков, отсутствие контактов с мордовским населением за пределами республики.
Для развития этих проблем «Масторава» предлагала: остановить отток мокши и эрзи из Мордовии; привлечь «экономическим и моральным стимулированием» талантливое, деятельное эрзянское и мокшанское население из других регионов страны; расширить сферу применения мордовских языков путем придания им статуса государственных; затормозить процессы этнической ассимиляции у мордовской диаспоры посредством создания условий для национального самосохранения мокши и эрзи. В качестве таких условий были названы различные формы национально-государственного развития, среди которых; формирование национальных районов и сельсоветов, образование землячеств, складывание механизмов культурно-национальной автономии для мокшанской и эрзянской диаспоры. В интересах обеспечения культурных запросов эрзян и мокшан за пределами республики необходимо обеспечить подготовку национальных кадров, радио и теле программ, издание учебно-методической и другой литературы, национальных газет и журналов, развитие гуманитарных и естественных наук, занимающихся изучением Мордовии, истории и культуры мордовского народа.
Появление «Масторавы» вызвало негативную реакцию со стороны Мордовского обкома КПСС. Неприятие партийным руководством идеологической доктрины общества привело его активистов к конфронтации с обкомом и заставило ориентироваться на демократические организации республики, оппозиционные КПСС.
В августе 1990 г. состоялся Всесоюзный учредительский съезд общества национального возрождения «Масторава». Около 500 делегатов из Мордовии, Московской, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской, Саратовской областей, Чувашии, Татарстана, Башкортостана, Алтая, Армении, Казахстана, Узбекистана, Красноярского края, Сахалинской области фактически выступили от имени всего мордовского народа. В резолюции съезда прозвучали чрезвычайно резкие оценки национальной политики советского периода, «Спланированные ошибки» в социально экономической политике вызвали небывалую миграцию коренного населения, … До сих пор местные власти не признают положение эрзи и мокши как трагическое. Они боятся ответственности за содеянное зло и не хотят принимать радикальные меры по спасению умирающей нации».
На съезде были избраны правление и председатель «Масторавы». Председателем стал Д.Т. Надькин. В состав правления вошли известные в республике представители научной и творческой интеллигенции, среди которых К.Г. Абрамов - народный писатель Мордовии, А.С. Алешкин - председатель Союза художников МАССР, И.М. Девин -народный поэт Мордовии и др., а также крупные чиновники; Н.В. Бирюков - зам председателя ВС МАССР, В.А. Вальков - министр народного образования, Н.Ф. Вечкаев - главный редактор радиовещания Гостелерадио МАССР, А.С. Лузгин - консультант по межнациональным отношениям Мордовского обкома КПСС, Н.Я. Наумкин - министр культуры МАССР, А.И. Сухарев - ректор МГУ, Ю.Ф. Юшкин - директор Мордовского книжного издательства и др. В состав правления вошли также депутаты Верховного Совета РСФСР мордовской национальности - В.В. Беспалов и Н.П. Макаркин.
На этапе оформления национального движения, в период сотрудничества «Масторавы» и «Демократической России», определились три основные группы, которые собственно и составили мордовское национальное движение. Во-первых, представители национальной гуманитарной и творческой интеллигенции, заинтересованные в повышении престижа национальной культуры и языков. Именно они явились инициаторами создания общества «Масторава». Они же сформулировали его первые программные установки, а также начали активную пропаганду своих идей. Во-вторых, представители бюрократии и чиновничества мордовской национальности. Они подключились к национальному движению в период перераспределения власти в республике. Государственная служба явилась в республике едва ли не единственной сферой деятельности, обеспечивающей более высокий уровень жизни и определенные привилегии. Это обстоятельство порождало в коридорах власти достаточно острую конкуренцию. «Масторава» же активно выступала за распределение государственных «портфелей» по этнической принадлежности. Поддержка чиновников позволила «Мастораве» получить доступ в верхние эшелоны власти, а также в средства массовой информации.
Третья социальная группа, поддержавшая «Мастораву» на этапе ее становления, - это сотрудники учреждений, учителя, студенты, специалисты промышленности и сельского хозяйства, т. е. собственно мокщане и эрзяне, принявшие близко к сердцу проблемы развития мордовского этноса.
Учредительный съезд «Масторавы» отразил существенные перемены, произошедшие как в идеологии национального возрождения, так и в его социальной базе. Они проявились прежде всего в активизации сторонников наиболее радикальных проектов возрождения, выступавших за решение проблем развития этноса политическим путем. Усиление радикализма и политизации общества совпало с расширением его социальной базы. Съезд приобрел общесоюзное звучание в результате привлечения к его работе мордовской диаспоры. Усиление позиции чиновников среди активистов движения свидетельствовало о растущем расколе в высших эшелонах республиканского руководства, падении влияния КПСС и попытках номенклатуры подстраховать себя при помощи этнического фактора.
Нарастающий в центре политический кризис, постепенный переход союзных властей на позиции радикального реформаторства, активизация центростремительных сил внутри союзных республик порождали попытки региональных элит дистанцироваться от центра и пытаться проводить независимую политику. Естественной основой для этого был этницизм.
Национальный характер республик России позволял требовать от центральной власти особых полномочий и большей независимости. В Мордовии с этой целью осенью 1990 г. был поставлен вопрос о принятии Декларации о суверенитете. Предложенный проект трактовал суверенитет как верховенство, независимость и самостоятельность республики во всех вопросах государственной и общественной жизни, за исключением добровольно переданных ею в ведение РСФСР и СССР. Он предусматривал исключительное право народов республики на владение и распоряжение всей собственностью, не отнесенной к ведению России и Союза. Проект предполагал также ответственность республики за удовлетворение культурных и языковых потребностей граждан мордовской национальности, проживающих за ее пределами. Активисты национального движения, выступая с активной поддержкой суверенизации, были согласны с предложенным проектом декларации. «Масторава» выступила с собственным проектом «Декларации о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики». В ст. 1 документа было сказано: «Мокшанская и Эрзянская Советская Республика - суверенное государство, созданное для осуществления мокшано-эрзянской нацией ее права на самоуправление, верховенство народа в определении своей судьбы». В проекте вводилось понятие гражданства МЭСР, причем гражданством республики наделялись не только ее жители, но и жители диаспоры, получившие право выдвигать своих представителей в законодательные органы власти Мордовии. Кроме того, в Верховном Совете МЭСР предполагалось обеспечить «институциональное представительство нации, давшей название республике», т.е. квотированное закрепление мест за гражданами мокшанской и эрзянской национальности. В проекте, предложенном «Масторавой», отразились радикализация и политизация национального движения, в основу идеологии которого был положен принцип «государство ради этноса».
В ходе дискуссии о необходимости суверенизации МАССР проявились непримиримые противоречия во взглядах демократов и сторонников национального возрождения. Демократы справедливо рассматривали кампанию по суверенизации как стремление руководства республики затормозить процесс политического реформирования и, вследствие этого, отрицали необходимость суверенитета в любой форме. В результате ожесточенных дискуссий Верховный Совет принял Декларацию о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики, МАССР была переименована в МССР. Принятый вариант декларировал гарантированное равноправие функционирование мокшанского, эрзянского и русского языков в качестве государственных, возлагал на республику заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей мордовского народа, проживающего в республике и за ее пределами. В Декларации был подчеркнут национальный характер республики, но идея суверенитета была отвергнута. Очевидно, что содержание документа изменилось, с одной стороны под влиянием демократического движения, выступавшего против суверенитета и независимости как таковой, а с другой - под давлением республиканской номенклатуры, выступавшей в поддержку национального характера республики, что соответствовало и интересам сторонников «Масторавы».
События августа 1991 г., распад СССР, борьба за власть в Москве спровоцировали «парад суверенитетов» и усилили стремление регионов к укреплению региональной власти. В Мордовии осенью 1991 г. был введен пост Президента МССР. Не имея собственного влиятельного кандидата, способного привлечь голоса избирателей, «Масторава» не принимала участия в предвыборной агитации. Ее лидеры ограничились пропагандой идеи приоритета лиц мордовской национальности. Победу на выборах в декабре 1991 г. одержал В.Д. Гуслянников - кандидат от демократических сил, русский, Активисты «Масторавы» обратились к бывшим союзникам с предложением учесть национальный фактор при замещении постов министров печати, образования и культуры. Отказ Президента от сотрудничества, а также некорректные высказывания членов его кабинета по национальному вопросу обострили взаимоотношения между новой властью и обществом. В.Д. Гуслянников произвел беспрецедентные кадровые назначения, введя в аппарат управления людей, не имеющих опыта хозяйственного или государственного управления. Его кадровая политика, а также необдуманные действия в экономической сфере обусловили конфликт Президента и Верховного Совета МССР. Дальнейшая эволюция движения за национальное возрождение происходила в условиях обостряющейся борьбы между Верховным Советом и президентскими структурами
Свидетельство о публикации №225122701239