Проект воссоздания древнего городища
Я живу в Можайске, поэтому наиболее знаю можайские древности и наиболее болею душой за их разрушение. Городищ в нашем районе три, и ни одно из них не исследовано археологами полностью. Например, Гальчинское городище было исследовано на площади всего 40 м2, хотя вся его площадь порядка нескольких гектар. Не раскопано полностью Троицкое городище и Тушков городок, но уже есть опасение, что они в скором времени могут исчезнуть. Поэтому, пока не поздно, эти памятники надо спасать. Как можно их спасти?
Самое простое – законсервировать их и тем самым защитить от возможного разрушения и застройки. Но есть и другой путь – восстановление этих городищ в первоначальном виде и превращение их в туристические объекты. И этот вариант наиболее интересен, но и наиболее труден. Занимаясь сбором и накоплением исторических материалов для своего сайта «Можайское историческое общество», я не нашел ни одной реконструкции городища не только по Можайскому району, но и по всей Московской области. Трудно судить, что тому причиной – то ли отсутствие интереса к славянским поселениям эпохи раннего железа, то ли отсутствие таланта художника-реконструктора. У меня такое ощущение, что живший сто лет назад Аполлионарий Васнецов был единственным архитектором и художником, кто проявлял интерес к древнерусской архитектуре и отображал ее на своих полотнах. Весьма прискорбно, что деятельных последователей и подражателей у него не оказалось.
Возможно, многие сочтут, что славянские городища не представляют особой ценности ни в культурном, ни археологическом, ни в архитектурном смысле. Мол, жили примитивные древние племена и строили примитивные деревянные жилища и укрепления, которые не представляют из себя ничего интересного. Но надо помнить, что эти городища так и не были раскопаны по всей площади и, поэтому на основании имеющихся скудных материалов трудно судить, что они представляли собой в архитектурном плане. Когда я посещал Тушков городок и Гальчинское городище, которые стоят на крутых берегах Москвы-реки и Протвы, то пришел к убеждению, что их строители должны были обладать большой фантазией и искусством деревянного строительства, чтобы вписать свои крепости в сложный рельеф. И воображение рисовало мне живописные башни и стены, мощные оборонительные валы и сложные спуски по крутому берегу к речным пристаням. Если бы все это воссоздать заново, то это были бы необычайно привлекательные объекты. Остается сожалеть, что археологи, раскапывавшие эти древние памятники, так и не смогли представить в рисунках их предполагаемый вид.
В России нет реконструкций подобных древних деревянных поселений. Но вот в Польше, Германии и Латвии такие реконструкции пользуются популярностью и всемерно поддерживаются властями. Причем, эти реконструкции делаются не только на бумаге, но и в дереве и в натуральную величину. И, как кажется, сделаны они весьма удачно, что и превратило их в популярные объекты для посещения. Эти реконструкции дают представление о том, что древние укрепления не были примитивными по своей архитектуре и техническим решениям. Не знаю, насколько архитекторы и археологи приблизились к подлиннику, но их реконструкции привлекают множество туристов – многим хочется окунуться в атмосферу древней жизни и быта.
В России подобных реконструированных городищ нет. То, что простроено в наши дни в Москве (Измайловские пряничные терема) и в Липецке (две деревянных крепости), можно отнести к неким архитектурным фантазиям, не имеющих исторических прототипов. Деревянная крепость в Суздале (декорация к фильму «Царь»), так же не являются реконструкцией конкретной древней постройки. Поэтому восстановление (хотя бы и приблизительное) одного из подмосковных городищ видится весьма необходимым и весьма полезным в деле сохранения нашего культурного наследия и приобщения наших детей к истории. Если в такой постройке разместить еще и музей славянских древностей, и привлечь какие-то фольклорные группы, то можно надеяться и на значительную финансовую отдачу.
Как объект будущей реконструкции для меня наиболее привлекательно Троицкое городище. Когда его раскапывали в 60-х годах, то нашли грузики с непонятными черточками и знаками. Не так давно один энтузиаст вновь вернулся к этим находкам, изучил их и сделал вывод, что это – дохристианская славянская письменность. Если это так, то Троицкое городище приобретает не только историческую ценность, но и культурную. Притом, весьма значительную, которую непозволительно игнорировать. Это славянская Троя по своему значению.
Интересно и Гальчинское городище, которое, как я предполагаю, было одним из поселений племени голядь. Голядь – самый загадочный народ Подмосковья, происхождение которого теряется в веках. Возможно, что голядь пришла сюда с берегов Балтийского моря, вытесненная тевтонами. Там это племя называли галиндами. Но Карамзин относил голядей к немецким племенам. Тогда их надо отождествлять с готами, которые в V веке нашей эры мигрировали из Скандинавии к берегам Черного моря. Как можно предположить, одно из готских племен осталось в этих местах и расселилось по Протве и Москве-реке. Эти загадки, оставленные нам историей, являются золотым фондом нашего исторического наследия, и достойны не только пристального внимания, но и тщательного сбережения.
Можайское историческое общество не может оставаться равнодушным в этих вопросах и приступает к осуществлению проекта по воссозданию одного из городищ. Еще предстоит решить множество вопросов – где размещать это городище, кто будет делать реконструкцию, как получить разрешение на выделение земли, где найти нужные средства. Но мы полны уверенности в том, что это трудное дело необходимо незамедлительно начинать. Всех тех, кто готов принять участие в восстановлении славянского городища на территории Можайского района, просим писать на наш сайт.
Ниже помещен рисунок археолога Р.Л.Розенфельдта, на котором представлена реконструкция Троицкого городища.
Но с этой версией трудно согласиться, поскольку и оборонительные сооружения городища, и его жилые строения выглядят слишком примитивно. Мы полагаем, что строительные навыки у тех людей, которые жили здесь две тысячи лет назад, были более развиты, чем предполагает Розенфельдт, и они могли возводить более сложные в техническом плане сооружения. Поэтому в своей реконструкции Троицкого городища мы исходим из этого предположения.
***
Мы -несколько единомышленников - съездили на Троицкое городище, осмотрели его, набрались впечатлений, поспорили о том, как могло выглядеть это поселение и окружающий ландшафт две тысячи лет назад. Споры не сняли всех вопросов, но мы договорились о некоторых общих моментах и о том, что проект должен отоброжать вид городища, какое оно могло иметь около середины V века, т.е. во времена Великого переселения народов. В это время готы, вытесненные из Скандинавии какими-то природными катаклизмами, двинулись на юг, предавая опустошению те земли, через которые они проходили. Возможно, именно они и разорили Троицкое городище. Могли это сделать и балтские племена, которые, спасаясь от готов, ушли далеко на юго-восток от своих исконных мест обитания и поселились в землях вятичей. Балты встретили сопротивление местного населения, но сумели отвоевать себе часть земель вятичей и остались здесь навсегда. И предположение о балтском происхождении населения верховьев Москвы-реки и Протвы выглядит более убедительным, поскольку русские летописи XIII-XIV в.в. обитателей этих мест упорно называли литовцами.
В процесс реконструкции Троицкого городища подключился и председатель "Можайского Исторического Общества" Владимир Куковенко.
До окончательного варианта еще далеко, но все же, я помещаю эти рисунки на сайте, поскольку для меня интересен не только законченный проект, но и движение творческой мысли реставратора.
Вид Троицкого городища в V веке. Рисунок Куковенко В.И.
Свидетельство о публикации №225122701651