Проект воссоздания древнего городища

"Можайское историческое общество" обращается ко всем неравнодушным людям с целью привлечь их внимание к одной из острейших культурных проблем нашего региона – к проблеме сбережения исторического прошлого. В Московской области статус охранных объектов имеют, примерно, 6.5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры. Более точной цифры не может назвать даже недавно возрожденное и вновь подвергшееся преследованию общество ВООПИК. Из этого списка каждый год исчезает по несколько сотен культурно-исторических памятников. Основная причина утраты – почти не контролируемая застройка и алчность застройщиков. Среди этих памятников числятся и городища, которых не более двух десятков на всю область. Вот именно о них и пойдет речь.

Я живу в Можайске, поэтому наиболее знаю можайские древности и наиболее болею душой за их разрушение. Городищ в нашем районе три, и ни одно из них не исследовано археологами полностью. Например, Гальчинское городище было исследовано на площади всего 40 м2, хотя вся его площадь порядка нескольких гектар. Не раскопано полностью Троицкое городище и Тушков городок, но уже есть опасение, что они в скором времени могут исчезнуть. Поэтому, пока не поздно, эти памятники надо спасать. Как можно их спасти?

Самое простое – законсервировать их и тем самым  защитить от возможного разрушения и застройки. Но есть и другой путь – восстановление этих городищ в первоначальном виде и превращение их в туристические объекты. И этот вариант наиболее интересен, но и наиболее труден. Занимаясь сбором и накоплением исторических материалов для своего сайта «Можайское историческое общество», я не нашел ни одной реконструкции городища не только по Можайскому району, но и по всей Московской области. Трудно судить, что тому причиной – то ли отсутствие интереса к славянским поселениям эпохи раннего железа, то ли отсутствие таланта художника-реконструктора. У меня такое ощущение, что живший сто лет назад Аполлионарий Васнецов был единственным архитектором и художником, кто проявлял интерес к древнерусской архитектуре и отображал ее на своих полотнах. Весьма прискорбно, что деятельных последователей и подражателей у него не оказалось.

Возможно, многие сочтут, что славянские городища не представляют  особой ценности ни в культурном, ни археологическом, ни в архитектурном смысле. Мол, жили примитивные древние племена и строили примитивные деревянные жилища и укрепления, которые не представляют из себя ничего интересного. Но надо помнить, что эти городища так и не были раскопаны по всей площади и, поэтому на основании имеющихся скудных материалов трудно судить, что они представляли собой в архитектурном плане. Когда я посещал Тушков городок и Гальчинское городище, которые стоят на крутых берегах Москвы-реки и Протвы, то пришел к убеждению, что их строители должны были обладать большой фантазией и искусством деревянного строительства, чтобы вписать свои крепости в сложный рельеф. И воображение рисовало мне живописные башни и стены, мощные оборонительные валы и сложные спуски по крутому берегу к речным  пристаням. Если бы все это воссоздать заново, то это были  бы необычайно привлекательные объекты. Остается сожалеть, что археологи, раскапывавшие эти древние памятники, так и не смогли представить в рисунках их предполагаемый вид.

В России нет реконструкций подобных древних деревянных поселений. Но вот в Польше, Германии и Латвии такие реконструкции пользуются популярностью и всемерно поддерживаются властями. Причем, эти реконструкции делаются не только на бумаге, но и в дереве и в натуральную величину. И, как кажется, сделаны они весьма удачно, что и превратило их в популярные объекты для посещения. Эти реконструкции дают представление о том, что древние укрепления не были примитивными по своей архитектуре и техническим решениям. Не знаю, насколько архитекторы и археологи приблизились к подлиннику, но их реконструкции привлекают множество туристов – многим хочется окунуться в атмосферу древней жизни и быта.

В России подобных реконструированных городищ нет. То, что простроено в наши дни в Москве (Измайловские пряничные терема) и в Липецке (две деревянных крепости), можно отнести к неким архитектурным фантазиям, не имеющих исторических прототипов. Деревянная крепость в Суздале (декорация к фильму «Царь»), так же не являются реконструкцией конкретной древней постройки. Поэтому восстановление (хотя бы и приблизительное) одного из подмосковных городищ видится весьма необходимым и весьма полезным в деле сохранения нашего культурного наследия и приобщения наших детей к истории. Если в такой постройке разместить еще и музей славянских древностей, и привлечь какие-то фольклорные группы, то можно надеяться и на значительную финансовую отдачу.

Как объект будущей реконструкции для меня наиболее привлекательно Троицкое городище. Когда его раскапывали в 60-х годах, то нашли грузики с непонятными черточками и знаками. Не так давно один энтузиаст вновь вернулся к этим находкам, изучил их и сделал вывод, что это – дохристианская славянская письменность. Если это так, то Троицкое городище приобретает не только историческую ценность, но и культурную. Притом, весьма значительную, которую непозволительно игнорировать. Это славянская Троя по своему значению.

Интересно и Гальчинское городище, которое, как я предполагаю, было одним из поселений племени голядь. Голядь – самый загадочный народ Подмосковья, происхождение которого теряется в веках. Возможно, что голядь пришла сюда с берегов Балтийского моря, вытесненная тевтонами. Там это племя называли галиндами. Но Карамзин относил голядей к немецким племенам. Тогда их надо отождествлять с готами, которые в V веке нашей эры мигрировали из Скандинавии к берегам Черного моря. Как можно предположить, одно из готских   племен  осталось в этих местах и расселилось по Протве и Москве-реке. Эти загадки, оставленные нам историей, являются золотым фондом нашего исторического наследия, и достойны не только пристального внимания, но и тщательного сбережения.

Можайское историческое общество не может оставаться равнодушным в этих вопросах и приступает к осуществлению проекта по воссозданию одного из городищ. Еще предстоит решить множество вопросов – где размещать это городище, кто будет делать реконструкцию, как получить разрешение на выделение земли, где найти нужные средства. Но мы полны уверенности в том, что это трудное дело необходимо незамедлительно начинать. Всех тех, кто готов принять участие в восстановлении славянского городища на территории Можайского района, просим писать на наш сайт.

 

Ниже помещен рисунок археолога  Р.Л.Розенфельдта, на котором представлена реконструкция  Троицкого городища.

Но с этой версией трудно согласиться, поскольку  и оборонительные сооружения городища, и его жилые строения выглядят слишком примитивно. Мы полагаем, что  строительные навыки  у  тех людей, которые жили здесь две тысячи лет назад,   были более развиты, чем предполагает Розенфельдт, и они могли возводить  более сложные в техническом плане сооружения. Поэтому в своей реконструкции Троицкого городища мы исходим из этого предположения.

 

 

***

 Мы -несколько единомышленников - съездили на Троицкое городище, осмотрели его, набрались впечатлений, поспорили о том, как могло выглядеть это поселение и окружающий ландшафт две тысячи лет назад. Споры не сняли  всех вопросов, но мы  договорились о некоторых общих моментах и о том, что проект должен отоброжать вид городища, какое оно могло иметь около середины  V века, т.е. во времена Великого переселения народов. В это время готы, вытесненные из Скандинавии какими-то природными катаклизмами, двинулись на юг, предавая опустошению  те земли, через которые они проходили.  Возможно, именно они и разорили Троицкое городище.  Могли это сделать и балтские племена, которые, спасаясь от  готов, ушли далеко на юго-восток от своих исконных мест обитания и поселились  в землях вятичей. Балты встретили сопротивление местного населения, но сумели отвоевать себе часть  земель вятичей  и остались здесь навсегда. И  предположение о балтском происхождении населения верховьев Москвы-реки и Протвы  выглядит более убедительным, поскольку русские летописи  XIII-XIV  в.в. обитателей этих мест упорно называли литовцами. 

В процесс реконструкции Троицкого городища подключился и председатель "Можайского Исторического Общества"  Владимир Куковенко.

До окончательного варианта еще далеко, но все же, я помещаю эти  рисунки на сайте, поскольку для меня интересен не только законченный  проект, но и движение творческой мысли   реставратора.

Вид Троицкого городища в V веке. Рисунок Куковенко В.И.

 

 

 

 


Рецензии