Кукушкин башмачок перевод отрывка повести

Илдус Тимерханов "Кукушкин башмачок". Отрывок из повести.
Перевод с татарского Замиры Мироновой

«...Я выбрался на берег, вода с шумом стекала с меня. Я направился в сторону девушки. Она словно приобрела шоколадный оттенок. Исходило ли от нее собственное сияние, или это солнце играло на ее влажной коже? Я не мог этого понять. До сих пор меня могло опьянить лишь вино. Это же состояние было иным - и, наверное единственным в жизни. Я словно протрезвел, лишь взглянув в лицо девушки.
– Рафит, — сказал я, протягивая руку. — Приехал в гости к своему дяде, который приходится мне родным по линии матери, в деревню Кондызлы за озером. После частого общения мы чувствуем себя как самые близкие родственники. Я собираюсь провести здесь свой отпуск...»


КУКУШКИН БАШМАЧОК
(Отрывок из повести «Кукушкин башмачок: повесть//Тулпар. -2011.-N5.)
Автор Илдус Тимерханов
Перевод с татарского Замиры Мироновой

...Вот из зелёного стебля расходятся изящные линии веточек. На каждой веточке закрепились по одному цветочку-башмачку. В местах соединения повязаны ленточки фиолетово-красного цвета. Это, говоря языком ботаников, прицветники. Края башмачков, напоминающих лодочку, загнуты внутрь. Они состоят из нескольких желтоватых частей, искусно соединённых друг с другом. Если принять башмачок за лодочку, то внутри есть и поперечные "брусья" для прочности, и "сиденье". Венчик возвышается, как парус. В русском языке растение называют "венерин башмачок". А если перевести, то получится "башмачок утренняя звезда"? А наши предки дали ему имя "кукушкин башмачок". И это название тоже очень верное. Если он в лесу, то, либо, кукушкино гнездо либо какой-нибудь птицы. Для лап медведя, волка, лисы, зайца этот башмачок слишком маленький и изящный...
...Я начал было со слов "однажды..." – да и остановился. Было бы неправильно говорить о растении, не описав его. Моя нить рассказа оборвалась только из-за этого. Теперь можно ее продолжить. Да, однажды в молодости меня научила распознавать кукушкин башмачок очень красивая девушка Назиля, именно в этом лесу: как сказочники рассказывают, все началось после того, как приехал погостить в деревню Кондызлы за озером Арапа…

***
Приехав к дяде, и переночевав одну ночь, с рассветом я пошёл рыбачить на берег озера. Первую поймал быстро. Вторая никак не клевала и не клевала. на раздвоенную ветку Я положил удочку, касающуюся земли, и сидел так на траве, погруженный в свои мысли.
Солнце поднялось довольно высоко. Его тёплые лучи, едва ощутимо поглаживая касались шеи, ласкали правую сторону тела убаюкивая. Озеро было совершенно тихое, вода была кристально чистой и отражало деревья, покрывавшие берег. Издалека озеро казалось темно-зелёным, блестящим, как нефрит. Возле кувшинок, словно ожидая, когда рыба откроет рот, замерла лягушка. Нарушая тишину, пролетев с тихим жужжанием у самого уха, пронеслась стрекоза и села на поплавок.  Тот, слегка дрожа разбросал мелкие круги задрожал. Но незваная, назойливая гостья не смогла долго греться под золотыми лучами. Внезапно поплавок ушёл под воду. Не ожидав этого, насекомое ловко взлетело вверх. Я успел взглянуть на него краем глаза. С ее лапки скатилась капелька воды, похожая на серебряную бусинку. Крылья его крутятся с шумом– будто игрушечный вертолёт.
Подняв удочку повыше, я плавно положил добычу на траву. И с этой маленькой рыбкой-плотвичкой, мои дела пошли на лад. Серебристая плотвичка прыгала по бархатной траве. Осторожно сняв, я опустил ее в сплетённую из проволоки корзину. Она стояла наполовину в воде у берега.
После того, как поймал эту плотву, дело пошло на лад. Мои уловы росли, рыбы одна за другой выпрыгивали на берег. Так хвастаются рыбаки. Я тоже повторяю их слова. Имею на это право. Хоть я и не настоящий рыбак, и редко хожу на рыбалку, но сноровка есть, я хорошо изучил повадки рыбы. Посидев ещё, я поймал ещё пять плотвичек, две краснопёрок. Я надеялся поймать и леща, но ни один не соблазнился на червяка на моем крючке. С началом лета, дни, когда они попадаются на крючок, заметно редеют, если только тебе повезёт. Удовлетворившись тем, что есть, я начал собирать рыбацкие принадлежности.
Во время весеннего половодья, когда Агидель разливается и затапливает озеро, вода в нем становится очень мутной. Теперь озеро успокоилось, вода осела и стала прозрачной. У берега вода хоть и неглубокая, отчётливо виден ровный, но не совсем гладкий, покрытый серым илом, дно. У меня появилось желание нырнуть и посмотреть на жизнь озера изнутри. Я вытащил из своих вещей, лежавших в тени ивовых деревьев, ласты, напоминающие хвост большой рыбы, и надел их на ноги. Затем взял в руки маску для подводного плавания, закрывающую глаза вместе с носом. Надев и ее, я взял в рот трубку для дыхания и задом вошёл в озеро. Зная, что, прочитав эти строки, вы вспомните поговорку "Удивлённая утка ныряет в озеро задом". Не от удивления и растерянности, а потому, что на ногах были "рыбий хвост", трудно идти вперёд, вот и все.
Впереди у меня еще много удивительных дней, очень много. А сегодня у меня нет ни забот, ни хлопот. Немного поплавав, я поднялся на поверхность, наполнил лёгкие воздухом. Тело моё почувствовало, уши услышали – вода внутри, разделившись на крупные капли, с шумом "борх" разлетелась в воздух. Затем я хорошо вдохнул и снова опустился на глубину. Так, время от времени вдыхая воздух, я долго плавал, наблюдая за жизнью озера. Сначала моим глазам попадались водяные насекомые, чем глубже я погружался, тем реже они становились, и вскоре совсем исчезли. Здесь озеро было глубоким, дно не видно, стояла темнота, и, если смотришь вниз, чувствуешь себя так, будто заблудился в густом лесу в пасмурную ночь. Когда солнце поднимется выше, и там станет светлее.

Я вырос на берегу Агидели. В детстве мы никогда не вылезали из воды. Мы плавали вдоль и поперёк быстрой, широкой и глубокой реки, а потом выходили на горячий песок, и лежали. Когда проходил пароход или баржа, поднимались большие волны, и мы любили покачиваться на них. Я очень хорошо плаваю. Наверное, потому что научился преодолевать течение Агидели и ее волны, плавание в спокойном озере для меня кажется лёгким занятием, даже отдыхом. К тому же, когда учился в Уфе, занимался в бассейне. Я до сих пор не бросил тренировки. Всю зиму хожу в городской бассейн «Буревестник».
В этом озере много рыбы. То тут, то там они мелькают перед глазами. Некоторые, извиваясь, проплывают мимо меня с выпученными глазами. Может, потому что я плаваю как они, они меня не боятся, только отплывают, если протянуть руку. А ведь если внезапно появиться у берега, то даже неопытные мальки, ещё не видавшие мир, пугаются и разбегаются кто куда.
Проходя вдоль берега, я заметил торчащий из илистого дна, недалеко от противоположного берега, хвост рыбы. Вот где лещ-то! Ищет пропитание. Наверное, думает: «Червяк мне не нужен, хочу съесть что-нибудь по крупнее». Я ухватил леща за хвост и вытащил. Рыбина была крупная, упитанная. Он начал извиваться. Я отпустил его. Говорят, он из ленивых. Но не тут-то было! В мгновение ока исчез из моего виду.
Всплыв, я снова вдохнул воздух и, опустившись глубже, поплыл к берегу. В этот момент я сначала услышал всплеск воды. Неужели лебеди вышли купаться? Или они, хлопая крыльями по воде, летают? Гуси-утки не создают столько шума своими лапами. Через некоторое время я увидел движение воды впереди. Присмотревшись, я увидел перед собой всплывающие то левую, то правую ногу создавая шум и всплеск воды при плавании. Подплыв ближе, я увидел купальный костюм синего цвета. Это была женщина. Она плыла широко гребя руками, видимо брассом. Каждый раз, когда ее изящные руки загребали воду, в ней начинали кружиться серебристые пузырьки воздуха.

Я подумал: «Сейчас вынырну из воды и могу напугать», — и отплыл подальше. Остановившись под листьями ивы, склонившимися к воде с берега, я встал на ноги. Здесь берег оказался неглубоким, вода лишь по шею. Вынув трубку изо рта, и сняв маску, я набрал в полную грудь воздуха. Рядом со мной сверкнув, и разливая серебряное кольцо, быстро пронеслась, нырнула на дно водомерка. Водоворот, поднятый моими ногами, окружил ее. Насекомое скрылось из виду в мутной воде. Я поднял голову и огляделся. Недалеко от меня, на берегу, слегка наклонившись, стояла та девушка, отжимая волосы. Я не ошибся, на самом деле по озеру плыл лебедь. Изящество фигуры девушки издалека бросалось в глаза. Ее руки и ноги — утончённость, круглое лицо — образец красоты. Я был поражён. И, мысленно сказав себе: «Не разевай рот, Рафит, всевышний вас не зря свёл в этот прекрасный тёплый и летний рассвет!» Мой приоткрытый рот сам собой растянулся в улыбке, я поднял правую руку. Моё запястье, сгибаясь, ладонью посылало девушке тёплые приветствия. Девушка, озарив лицо улыбкой, тоже помахала мне рукой.
Я выбрался на берег, вода с шумом стекала с меня. Я направился в сторону девушки. Она словно приобрела шоколадный оттенок. Исходило ли от нее собственное сияние, или это солнце играло на ее влажной коже? Я не мог этого понять. До сих пор меня могло опьянить лишь вино. Это же состояние было иным - и,наверное единственным в жизни. Я словно протрезвел, лишь взглянув в лицо девушки.

— Рафит, — сказал я, протягивая руку. — Приехал в гости к своему дяде, который приходится мне родным по линии матери, в деревню Кондызлы за озером. После частого общения мы чувствуем себя как самые близкие родственники. Я собираюсь провести здесь свой отпуск.
Я не стал рассказывать, что сегодня вечером мы с дядей будем пилить бревна, а потом у нас в планах построить новую баню, а потом заняться и амбаром.

Она:
— Назиля, — сказала она, положив свою маленькую мягкую ладонь, потемневшую от солнца до золотистого оттенка, в мою огромную, загрубевшую ладонь. — Видела, как вы плавали в озере. Я боялась, что у вас есть и орудие для охоты на рыбу, — сказала она.
— А вы не боялись, что вас примут за рыбу и подстрелят?
Девушка рассмеялась. В ее голосе я услышал журчание ручья, звон колокольчиков, щебетание соловья. На мгновение я потерял дар речи. Но быстро пришёл в себя:
— Нет, вы похожи не на скользкую рыбу, а на гордого лебедя… Я не стреляю в рыбу и не взрываю. И не люблю ловить. Только на удочку. И то – если не запамятовал, всего-то один раз, – сказал я.
Девушка рассмеялась. Ее смех звенел, как тот самый ручей, как звон колокольчиков и щебетание соловья. На мгновение я потерял самообладание. Но быстро пришел в себя.

Так мы и познакомились. Девушка оказалась из деревни Йолдызлы, расположенной у опушки ближайшего леса.
Поболтав некоторое время, я проводил до ее деревни.
– Ваш лес очень красив, –сказал я, выражая восхищение.
– Это государственный заповедник, то есть, по-нашему, охраняемая территория, – ответила моя прекрасная спутница.
– А почему он стал охраняемым?
– В этом лесу растёт очень редкий цветок, который называется «кукушкин башмачок».
– Моя деревня тоже стоит у красивого леса. Но у нас такого цветка нет.
– Наверное. Это очень древнее растение, по-научному его называют «реликтовым». Так называют растения, сохранившиеся с очень давних времён на Земле. В мире существует около пятидесяти видов. Большинство из них растёт в Тропической Америке и Юго-Восточной Азии. Встречаются и на Севере. Цветок привлекает насекомых своим ароматом и ярким цветом. Как только кто-то попадает внутрь цветка, он его запутывает, не выпускает, лишь немногие насекомые выбираются...
Пока мы разговаривали, мы уже перешли на «ты» и «я».
– Покажешь мне его? – спросил я, радуясь, что появилась причина для новой встречи.
– Покажу, конечно.
– Цветок, о котором ты рассказывала, очень таинственный.
– Он и таинственный, и волшебный.
– Тайну пока не раскрывай, а в чем его волшебство?
– Есть такая старинная легенда, передающаяся из поколения в поколение. Говорят, если найти кукушкин башмачок и ночью примерить, то станешь невидимым.
– А ты не пробовала примерять?
– Не-е-е-т.
– Не надевай этот башмачок, хорошо! Не лишай меня возможности видеть тебя и твою красоту!
Девушка, улыбнувшись, посмотрела мне в глаза и пригласила меня к себе домой...


Рецензии