Историческая акция

                «Байкал-79» по сигналу «Шторм-333»

27 декабря 1979 года в Кабуле в 19 часов 30 минут (18:00 по московскому времени) началась историческая операция — «Байкал 79».

План этой операции, получившей название «Байкал-79», был результатом коллективной работы Министерства обороны и КГБ СССР.

Согласно плану силами объединённой группировки (около 10 тыс. чел.), состоящей из ВДВ (103-я гв. ВДД, подразделений 345-го гв. ОПДП), спецгрупп КГБ («Гром»), КУОС («Зенит»), роты пограничников и спецназа ГРУ ГШ («мусульманский» батальон) предусматривался захват дворца Тадж-Бек, Генерального штаба, Центрального армейского корпуса, дворца Дар-уль-Аман, службы разведки и контрразведки, штаба ВВС, Министерства внутренних дел (Царандой), тюрьмы для политзаключённых Пули-Чархи, телецентра и ряда других объектов, а также блокирование 30-тысячного Кабульского гарнизона.

Все действия подразделений воздушно-десантных войск, групп комитета государственной безопасности и главного разведывательного управления начались одновременно в 19:30 27 декабря 1979 года по единому сигналу «Шторм-333». В эфир по ЗАС-овской связи его передал генерал-лейтенант Николай Никитич Гуськов (заместитель командующего ВДВ СССР). В это же время группа "Зенит" произвела подрыв коммуникационного колодца в Кабуле.

В течение ночи с 27 на 28 декабря 1979 года 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия захватила ключевые объекты Кабула, включая Генеральный штаб, Центральный армейский корпус, дворец Дар-уль-Аман, службу разведки и контрразведки, штаб ВВС, министерство внутренних дел (Царандой), тюрьму для политзаключённых Пули-Чархи, радио и телецентр, а также ряд других объектов.

В результате штурма дворца Тадж-Бек  был убит Хафизулла Амин (объект №1), что было официально оформлено как решение «революционного суда» о его казни. В Генеральном штабе убит верный соратник и родственник Амина, начальник Генерального штаба Мухаммед Якуб (объект №2).

Весь 30-тысячный кабульский гарнизон был заблокирован подразделениями 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Лишь одна из афганских танковых бригад попыталась оказать сопротивление советским войскам. Но в результате короткого боя была остановлена артиллеристами Витебской дивизии ВДВ.
Казалось, что к полуночи все было закончено. Но неожиданно десантников 3-го батальона 350-го гвардейского парашютно-десантного полка атаковали гвардейцы Амина.

Начальник разведки ВДВ СССР гвардии полковник Кукушкин: «Восстали гвардейцы. Они попытались отбить у десантников комплекс зданий ГШ. Это была отчаянная попытка как-то реабилитировать себя как верную охрану былого режима. Не знаю, кто подбил несчастных гвардейцев на этот бесперспективный и кровавый акт».

Завязался бой. На помощь десантникам полтинника подошла артиллерия 103-й дивизии. В течение часа атака верных стражей афганского диктатора была отбита.

Командир дивизии, генерал-майор Рябченко, приказал комбату, капитану Фроландину, выдвинуться с батальоном к казармам бригады охраны, подавить мятеж гвардейцев афганского диктатора и разоружить либо уничтожить тех, кто откажется сложить оружие.

«БМД быстро подошли к казармам. Всё рядом, в зоне видимости: штаб, дворец, казармы. Напротив казарм уже стояли гаубицы и вели беглый огонь по зданию. Боевые машины выстроились в единую линию с орудиями и тоже открыли огонь. Удар был такой силы, что рухнула стена одной из казарм». — Андрей Ефимов, наводчик-оператор 7-й роты 350-го гвардейского парашютно-десантного полка.

Начальник разведки ВДВ СССР гвардии полковник Кукушкин: «В бой ввязалась артиллерия дивизии. 122-мм гаубицы и пушки боевых машин прямой наводкой били по гвардейцам, засевшим в казармах. Через 1,5-2 часа мятеж был сломлен и остатки мятежников разоружены».

К утру 28 декабря Кабул полностью перешёл под контроль десантников.


Рецензии