Усадьба на Почтамтской
Как утверждают историки и, в частности, Иван Козлов, «Особняк и усадьба Бревновых – это единственный целиком сохранившийся архитектурный комплекс, который каким-то чудом не затронули ни внутренние, ни внешние переделки, подлинные планы и эскизы которого дошли до наших дней. Эту усадьбу следует беречь как образец русского модерна в зодчестве и показывать экскурсантам».
Осенью 2015 года, спустя 105 лет после возведения дома, была произведена реставрация дома. Обновленный, воскресший, он вновь притягивает к себе внимание прохожих, туристов, почитателей иркутской старины. Необыкновенна не только внешняя облицовка этого оригинального двухэтажного здания, богата и история особняка с момента его возникновения и до наших дней.
В конце 1890-х годов в Иркутской губернии, расположенной на торговом пути Сибири с Монголией и Китаем, появляются два брата – известные предприниматели, купцы второй гильдии Владимир и Николай Капитоновичи Бревновы. Интеллигентные, широко образованные люди, родом из Томска, отстоящего в стороне от железной дороги, о лучшем месте по всей Сибири для своей торговли и не могли мечтать. Вначале они арендовали помещения на Мелочном базаре (сегодня на этом месте цирк) и на улице Пестеревской (ныне улица Урицкого, которая до сих пор является сплошь торговой). Чем только ни торговали оптом и в розницу предприимчивые купцы: железными и чугунными изделиями, обувью, бумагой, войлоком, алмазами и другими товарами! Благодаря столь широкому ассортименту продаваемых товаров купцы Бревновы были известны по всей Сибири. Прекрасные знатоки своего дела успешно расширяли свой бизнес. И вскоре накопленный ими капитал позволил братьям приобрести участок и построить роскошный особняк, а вернее, целую усадьбу, занимавшую весь угол на пересечении улиц Почтамтской (Степана Разина) и Харлампиевской (ул. Горького), вблизи высоко вознесшегося своими куполами Харлампиевского храма. Строение возводилось по проекту молодого талантливого инженера Николая Бойкова, закончившего Санкт-Петербургский императорский институт и прибывшего в Иркутск с дипломом по специальности «Гражданское строительство и архитектура» и с трехлетним необходимым опытом работы. В нашем городе дом Бревновых был его первым и очень удачным проектом, ставший в конечном итоге памятником архитектуры.
Особняк от проезжей части улицы отделяла металлическая декоративная решетка. Рядом со зданием для защиты от пожаров была возведена высокая брандмауэрная стенка из желтого песчаника, привезенного с Иркута. Особняк состоял из трех уровней. Первый этаж был сложен из кирпича, второй этаж деревянный, о чем сложно догадаться, так как фасад снаружи облицован и покрыт лепниной в виде растительных орнаментов. А барельефы львиных голов, выступающих из стены, словно протиснувшихся сквозь кладку кирпичей, символизировали власть и силу купеческого дома. В подвальном помещении располагалась котельная, на первом этаже – столовая, кухня, гостиная и зал, а также комнаты для прислуги. По периметру крыши тоже были установлены металлические решетки, которые служили не только украшением, но и не позволяли большим комьям снега сваливаться вниз. Усадьба, помимо основного дома, имела дворовые постройки, необходимые для бытовых и хозяйственных нужд, в приусадебных строениях размещалась людская, конюшни, гараж, склады.
Школа зодчества еще в восемнадцатом веке имела одну отличительную особенность – архитекторами разрабатывался и создавался сразу экстерьер, интерьер и внутренняя обстановка. Новое помещение полностью подготавливалось для приема хозяев. Николай Бойков следовал этим традициям, он прорабатывал эскизы обстановки, мебели, а также точное их размещение в комнатах, вплоть до стула.
За 1908–1910 годы строительство двухэтажного каменно-деревянного дома было полностью закончено. Вдоль Почтамтской улицы по краям фасада поставили железные ворота, на столбах разместились четыре большие вазы. И Владимир Бревнов въехал в усадьбу со своей супругой Клавдией. «Хозяева особняка, Владимир Бревнов и его жена Клавдия... как и положено, обзавелись знакомствами, начали вести настоящую светскую жизнь. По соседству, буквально в каждом доме на улице Почтамтской, проживали иркутские купеческие династии, не уступавшие Бревновым по своему положению в обществе. Гостей Бревновы встречали в буфетной. В просторном холле стоял буфет с закусками, горячительными и прохладительными напитками...» На втором этаже, «парадном», и предназначенном для хозяев и их гостей, находились также спальни Владимира Бревнова и его жены Клавдии, и комната их дочери Любы.Просторные залы, парадная лестница молочного мрамора, ведущая на второй этаж, полы из восемнадцати сортов южно-африканского дерева, большие окна, непривычные для сибирских холодных зим, а также богатое убранство комнат, – все свидетельствовало о благополучии и хорошем достатке хозяина усадьбы Владимира Капитоновича Бревнова.
В 2025 году особняку Бревновых исполняется 115 лет. «Но как и в давние годы, поднявшись по мраморной лестнице на верхнюю площадку, мы видим уходящее под потолок зеркальное трюмо и дверь, ведущую в обширный вестибюль. Прямо от входа, на противоположной стороне вестибюля, – дверь в кабинет хозяина. А вход направо ведет в столовую, а налево – в большой парадный зал... Здесь гости собирались, обсуждали новости, знакомились и развлекались. Здесь звучали виолончели и скрипки, классическая музыка и русские романсы... Всюду в зале стояли столики, кресла, мягкие диванчики и банкетки, декоративные ширмы и кадки с пальмами...» (И. Козлов. «Дом на Почтамтской»)
В 1913 году братья Бревновы ставят на торговой улице Пестеревской новое здание и вновь обращаются к архитектору Николаю Иосифовичу Бойкову. По оригинальности и яркости исполнения это здание ничуть не уступает Дому со львами. Оно также выполнено в стиле модерн и богато украшено лепниной. В своем торговом доме братья Бревновы развернули бойкую распродажу. На первом этаже торговали железными и медными инструментами, гвоздями, дробью, а также приисковыми и хозяйственными товарами, на втором был открыт магазин готового женского платья. Дела братьев шли в гору. Разбогатев, Николай и Владимир Капитоновичи Бревновы становятся купцами первой гильдии. В Великую Отечественную войну в здании располагалось предприятие оборонного значения, затем гвоздильный завод. А в 1950-е годы при перестройке помещения в «Фабрику-кухню», спустя сорок лет, для консультации по инженерно-строительным вопросам приглашали архитектора Н. И. Бойкова, автора старого проекта.
1917 революционный год не стал исключением и для семьи Бревновых. Они, лишившись своих домов на Почтамтской и на Пестеревской, оставив их на произвол судьбы в руки большевиков, покинули Иркутск и уехали в Харбин навсегда. Владимир Бревнов уехал вместе с дочерью Любой и ее мужем Николаем Бочкаревым – сыном известного купца Всеволода Бочкарева. Еще до отъезда семьи умерла Клавдия Бревнова, она была похоронена в ограде Харлампиевской церкви.
Апартаменты Дома на Почтамтской, осиротевшего без своих хозяев, во время Гражданской войны занимало английское консульство. Затем здесь работала военная миссия Антанты. В бывший кабинет Владимира Капитоновича на прием к французскому генералу Морису Жанену являлись офицеры английской, французской и чешской армий и сам адмирал Колчак. После войны в здании расположилось общежитие коммунхоза, а затем – гостиница исполнительного комитета партии.
В начале 70-х годов Исполком оставляет здание и его занимает Иркутская писательская организация, к чему немало усилий приложил иркутский писатель Анатолий Шастин. С тех пор бревновский особняк и стал называться Домом литераторов, и он получает имя писателя Петра Поликарповича Петрова. В бывшем гостевом зале проводились собрания писателей, обсуждались литературные и театральные новинки, фильмы. Здесь представляли для обсуждения свои произведения, принимали в Союз писателей.
За более чем сорокалетний период пребывания писательской организации в стенах старинного особняка побывали все известные писатели, и не только России, но и всего мира. Здесь работали многие знаменитые сибирские литераторы, такие как А. Шастин, М. Сергеев, А. Лаптев, В. Козлов, В. Скиф, Ю. Баранов и другие.
Дому повезло в том, что не была нарушена изначальная планировка комнат. Но были замазаны толстым слоем масляной краски стены и уникальный паркет Бревновых, а потолки побелены известью. И, как выяснилось при капитальном ремонте здания в семидесятых годах, в одной из комнат, бывшей будуаром Клавдии Бревновой, был наборный деревянный потолок из дуба, не имеющий аналогов в Иркутске.
фото http://irkipedia.ru/content/osobnyak_usadba_brevnova
Свидетельство о публикации №225122702013
Даниил Филиппов 11.01.2026 01:29 Заявить о нарушении