Человек

«Посмотри на все гордое и смири его... тогда Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов. 40, 7, 9).               

               
       Вступление.
          
       В чем состоит основной смысл данного исследования? В условиях современного развития науки и техники люди, характер их жизни и смыслы многих духовных понятий существенно изменились. По антропологии не было Вселенского Собора, поэтому единого богословского представления о природе человека нет. Наука же не исследует его духовную природу, поэтому полного научного представления о нем также нет. Если человек не знает своё устройство, то для него путь спасения закрыт.
       Преподобный Никодим Святогорец (1749-1808) призывает:
       «Ум надлежит избавить и хранить от неведения».
       В данной статье рассматриваются те знания, в которых необходимо разобраться именно современному человеку, чтобы спасение было успешным.
       В цитате эпиграфа сообщается, что обуздание гордыни является одной из основных проблем человека. Она начала ярко звучать 2000 лет тому назад в описании жизни Иова Многострадального. Бог, призывая его к смирению, по существу напоминает всему человечеству, что гордыня это первое препятствие на пути спасения.


       № 1. Зачем   Бог   создал   человека?   

       Книга «Бытие» об этом сообщает.
       «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему...» (Быт. 1, 26).
       Это общее восприятие чего-либо. Человек же не воспринимает Бога.
       Христос говорит:
       «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 24).
       Чтобы это выполнить, необходимо познать истину и иметь пробуждённый дух.
       «Бог есть дух» означает, что Он является могущественной бесплотной, поэтому невидимой реальностью. Человек также есть дух, поскольку является частицей Бога. Чтобы он мог существовать в физическом мире, Бог наделил его душой и телом.
       Итак, Бог есть дух, а человек является Его образом, следовательно: «Рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3, 6).
       «И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).
       Апостол Павел пишет:
       «...Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1 Фес. 5, 23).
       Иоанн Богослов отвечает на вопрос, кто есть Бог в начале своего Евангелия:
       «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 1-3).
       Что такое «Слово», которое «было у Бога»?
       Необходимо отметить, что у экзегетов «Слово» обозначает «Христос», хотя у Иоанна Богослова это не сказано. Обычно, слово это какая-либо мысль. Автор же сообщает, что «Слово было Бог», который сотворил мир. Можно предполагать, что он в таком построении своей мысли, пробуждает у читателя «страх и трепет», чтобы понимание было глубоким и полным.
       Книга «Бытие» начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо».
       Оно представляет собой Мир Ангелов. На пути их духовного развития треть ангелов пало по причине влияния гордыни.
       Пророк Исаия об этом пишет:
       «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою постилается червь, и черви – покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю...» (Ис. 14, 11-12).
       Естественно, Богу необходимо было восстановить Ангельский Мир и погасить в нём гордыню. Для этого Он создал человека, который способен обуздывать гордыню с помощью Иисуса Христа.
       Итак, «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его...» (Быт. 1, 27).
       Далее в Библии говорится:
       «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». (Быт. 2, 15-17).
       «Едемский сад» это совершенное состояние души человека, которое он должен хранить. Если же он вкусит плод древа познания добра и зла, то «смертью умрёт». «Смерть» здесь необходимо понимать как утрату духа, который по существу, теряет свою власть, когда в душе образуются греховные силы под влиянием «змея», находящегося в ней по попущению Бога. Человек же, обуздавший гордыню, восходит на небо.
       Что происходит с Адамом помимо его воли?
       Он осознает, что не должен вкушать запретный плод, но в его душе под древом познания Бог попустил присутствие могущественного дьявола в форме змея, который свободно влиял на душу Адама. При этом сказано, что «змей был хитрее всех зверей» (Быт. 3, 1).
       Архиепископ Антоний пишет:
       «Хитрость дьявола превосходит своей изощрённостью ум человеческий и потому невозможно и бесполезно человеку своими силами бороться с дьяволом». («Путь умного делания», Архиепископ Антоний. Часть первая. О молитве Иисусовой. С. 9, книга 1).
       Изгоняя людей из рая «...сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21), т.е. создал им тела для существования в физическом мире. По существу, Адаму и, следовательно, всему человечеству необходимо преодолевать сложный духовный путь обуздания гордыни, который успешно прошёл Иов, сделав вывод:
       «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1, 21).
       (Иов жил в 2000 году до н.э).
       Следование такому выводу остро необходимо современному человеку, чтобы его спасение было успешным.
       Моисей родился в 1600 году до рождества Христа. Бог беседовал с ним на горе Синай и дал ему законы для людей Израиля, которых Он вывел из Египта.
       Моисей пишет для человечества своего времени о запрете на вкушение плода с древа познания добра и зла. При этом Бог призвал людей:
       «...Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт. 1, 28).
       Современный человек изменился, поэтому для его понимания это не запрет, а этап духовного становления, как Ангельского Мира, так и человечества. По существу, осознание этого происходит, если верить, что Бог управляет действиями человека.


       № 2. Современный   духовный  опыт.
    
       В настоящее время наука начинает исследовать духовные проблемы. Например, в представлении академика Шипунова Дух имеет невидимую волновую природу, правящую Миром.
       «Он есть стержень и крепёж, который собирает в определённую видимую форму всю материю. Духом в такую форму собрана вся Вселенная».
       При этом Шипунов доказал экспериментально, что Крест на Храме воспринимает из космоса особую энергию и передаёт её людям находящимся в Храме. Эта энергия необходима для духовного развития человека. К сожалению, сегодня об этом мало кто знает.
       «Древо добра и зла», «древо жизни», Херувим с пламенным мечом, охраняющий путь к «древу жизни», все это символика духовного мира человека, но как сегодня её понять? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть реальную духовную практику современного христианина.
       Он вполне осознает, что рождается с множеством страстей, которые побуждают грешить. При этом если он не преобразует их в благодатные силы на пути покаяния, то не спасается. Следовательно, он уже должен понимать, что вкушение запретного плода это было начало пути познания добра и зла. Бог также предупреждает, что «если не делаешь доброе, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7).
       Для современного духовного осмысления природы человека необходимо понимать библейскую историю убийства Авеля.
       О ней написано:
       «...Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4, 8).
       Бог сказал ему:
       «...Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4, 12).
       «И пошёл Каин от лица Господня...» (Быт. 4, 16).
       Каин, отрицая Бога, начал познавать физический мир. Авель же был устремлён к служению Богу и познанию духовного мира. Когда Авель был убит, Ева «родила сына, и нарекла ему имя Сиф, потому что, [говорила она], Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4, 25).
       «У Сифа также родился сын, и он  нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]» (Быт. 4, 26).
 

       № 3. Священное Писание и нейрохирургия.

       Итак, образовалось два пути познания жизни, духовный, признающий Бога и научный, отвергающий Его. Бог это попустил для того, чтобы в их борьбе рождалась истина.
       Последнее столетие наука с огромной силой влияет на разум людей. Сегодня особо необходимо понимать, что современный человек способен воспринимать только системные знания. Ветхий и Новый завет написаны бессистемно.
       Что такое системность? Основным источником научных знаний является опыт. Полученные знания обуславливают возможность нового опыта и обретение новых знаний. Такой путь познания является системным.
       Сегодня человек может спасаться лишь на пути, построенном системно. Именно эта задача решается в данном исследовании.
       В настоящее время наука начинает согласовываться с духовным познанием. Например, современная нейрохирургия мозга человека пришла к выводу, что речевой центр мозга обладает силой, которая позволяет управлять всем телом. Если человек говорит себе, что он не в состоянии выполнить какую-либо работу, то его тело подчиняется этим словам. Если же он не смотря даже на возраст, говорит себе: «я молод, я способен», то его нервы оживают и получают энергию для деятельности. Таким образом, человек может, управляя своим словом, влиять на состояние всего тела. Этот опыт вполне согласуется со Священным Писанием:
       «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29).
       «Язык – огонь… язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело...» (Иак. 3, 6).
       Можно также вспомнить: 
       «...Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).
       Христос призвал:
       «...Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15).
       Если ввести в речевой центр мозга слова покаяния, веры, а также Иисусовой молитвы, то спасение будет успешно происходить. По существу опытные монахи это делают.
       Например, Варсонофий Великий советует:
       «О молитве же и псалмопении надобно петь не только умом, но и устами». (Преподобных отцов Варсанофия и Иоанна. Руководство к духовной жизни. Стр. 117).
       Для того чтобы понимать характер взаимодействия Бога с человеком, необходимо рассмотреть следующий призыв апостола Павла к филиппийским христианам:
       «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2, 12-14).
       Что такое послушание? Это основа спасения. Его сущность состоит в доверительном взаимодействии со старцем, обуздавшем страсти и пробудившем свой дух. Обычно к послушанию стремятся люди, желающие возродить свой дух. Когда же послушание невозможно, то апостол призывает мобилизовать все духовные силы, именуемые страхом Божиим. При этом ещё и с трепетом, т.е. с наибольшей силой.
       Что такое страх Божий?
       Существует две формы страха. Первая форма этого душевного состояния образуется, когда человеку необходимо решить какую-либо сложную проблему и он, осознавая способность с ней справится, мобилизует необходимые для этого силы. Обычно, состояние собранности и организованности характерно для христиан при решении сложных духовных проблем, поэтому оно именуется страхом Божьим.
       Словом «страх» также обозначается состояние боязливости, которое пробуждается у человека, когда он осознает свою неспособность решить надвигающуюся сложную проблему. Перенесение смысла боязливости на понятие «страх Божий» недопустимо, поскольку в этом случае отрицается любовь Бога к человеку, которая является основой христианства. Страх Божий побеждает дьявола, а боязливость подчиняется ему.
       Таким образом, понять, «что Бог производит» в людях «и хотение и действие по Своему благоволению» не просто. Сверхзадача человека состоит в обретении веры в то, что Бог во благо управляет его жизнью. Эта вера образуется в послушании и постоянном осознании всех успехов на пути спасения, которые Христос дарует. Когда же Бог попускает реализацию страстей, то человек не должен отождествлять с ними своё «я», ведь он есть дух, а не страсти.
       Апостол Павел говорит: «Вы всегда были послушны», т.е. выполняли то, что он предлагал делать, а он, по существу, сообщал благую волю Бога. В связи с этим реальным наставником является Бог. Это очень важно осознавать во время отсутствия апостола, чтобы не подчиняться страстям, а быть послушником Бога. Чтобы это окончательно понять, человеку необходимо помнить, что он есть дух. Дух всегда следует Богу, а страсти обуздываются в покаянии. Если же человек подчинён страстям, то это не его выбор, а попущение Бога.
       На пути спасения Бог попускает искушения во благо человеку, поэтому он должен стремиться преодолевать их и благодарить Бога. Если же успеха нет, то это означает, что Бог направил его на путь покаяния, чтобы искушения побеждались с помощью Христа в таинстве Исповеди.
       Апостол Павел также пишет:
       «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех... Бедный я человек!» (Рим. 7, 19-24).
       «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим. 6, 16). Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6, 18).
       По существу апостол Павел предлагает самое общее представление о свободе человека. Если мыслить об этом с позиции данного исследования, то, прежде всего необходимо понимать, что у человека нет свободы, если его дух не пробужден. Уровень свободы резко снижается, когда человеком управляют страсти. Не менее существенен уровень знаний и опыт. Понимая все эти факторы не сложно осознавать картину своей свободы. Для человека же ориентированного на христианство весьма принципиально учитывать смысл следующих заповедей.
 
       1. В первом Блаженстве сказано:
       «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).
       Нищими духом являются люди, которые подобно нищим просят о пробуждении своего духа, понимая, что в этом состоит путь спасения.
       2. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших...» (Мф. 5, 43-44).
       Сегодня смысл понятия любовь многозначен, истинный же его смысл состоит в том, чтобы отдавать предпочтение интересам ближнего. Обычно, врагом мыслится тот, кто осуждает, если оказывать ему услуги, то в нем пробуждается любовь.
       3. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому...» (Мф. 5, 38-39).
       Заповедь «око за око» пробуждала в человеке активность и формировала в нем самостоятельную личность. С пришествием Христа личность духовно совершенствуется. Непротивление же злу порождает смирение, которое обуздывает страсти.
       В настоящее время большинство людей ориентировано на научное познание, поэтому их жизнь протекает в заботах, лишённых духовного смысла. Для реального спасения в современном сложном мире необходимо  осознавать себя духом. Сегодня немало людей посещают храмы, но спасаются ли они это большой вопрос.

 
       № 5. Сон и нереализованные силы.

       Для дальнейшего исследования природы человека необходимо рассмотреть ту третью часть нашей жизни, которая связана со сном и сновидениями.
       Из физиологии известно, что сон состоит из двух чередующихся фаз, глубокой и парадоксальной. Каждая фаза длится в среднем 1,5 часа. Сущность глубокой фазы состоит в расслаблении всех функций организма с целью приведения их в равновесное состояние.
       В чем состоит смысл парадоксальной фазы сна?
       В течение дня человек пробуждает разные силы для осуществления задуманных действий, но не все из них реализуются. Исследование показывает, что они являются разрушительной силой для организма, поэтому их необходимо нейтрализовывать. Именно для этого существует парадоксальная фаза, посредством которой эти силы реализуются в сновидениях.
       Но жизнь современного человека настолько активна, что парадоксальная фаза далеко не справляется со своей задачей. Поэтому нереализованные силы влияют разрушительно на физиологические функции, что становится причиной разных болезней. Все проблемы начинаются с бессонницы. Фундаментом нереализованных сил являются страсти во главе с гордыней. Практически она побуждает человека оскорбляться на каждом шагу. Это, в конце концов, лишает его сна. Современный психоанализ немного облегчает состояние человека, проблема же не устраняется. Она решается лишь методом послушания у старца, пробудившего свой дух. Но сегодня найти его очень сложно, при этом мало кто понимает, что он необходим. Чтобы человеку самостоятельно решать свои проблемы, он должен тщательно исследовать каждый прожитый день, понимая смысл происшедшего.
       Варсонофий Великий советует:
       «Утром испытай себя, как провёл ты ночь, и вечером так же, как провёл день, и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» («Руководство к духовной жизни», стр. 304).
       Эта задача успешно решается посредством дневниковых записей. Если  человеку удаётся обуздать свои страсти, то время его сна уменьшается до 1,5 часа, поскольку остаётся  только одна глубокая фаза. В такой ситуации парадоксальная фаза преобразуется в способность созерцания духовного мира.
       Апостол Павел об этом пишет:
       «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает) что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).
       Итак, основой всех страстей является гордыня и если человеку удаётся её победить, то он восходит на небо. В результате возможность грехопадения в Ангельском мире исключается. Данная статья начинается с иконы, на которой изображён Иисус Христос, сошедший в ад, чтобы парализовать силу дьявола и освободить людей от его влияния. В результате человек способен с помощью Христа обуздывать гордыню, чтобы взойти на небо.


       № 6. Икона и Иисусова молитва.

       Для того чтобы современный человек мог участвовать в своём спасении необходимо понимать зачем Бог создал икону и в чем состоит смысл Иисусовой молитвы.
       Сотворение Спасителем первой иконы, именуемой «Нерукотворный Спас» раскрывается в следующем предании.
       «Авгарь, царь маленького государства на востоке, узнал, что Христос ходит по городам и, проповедуя Своё учение, исцеляет неизлечимых людей. Он поручил своему художнику Анании найти Спасителя и написать его портрет. Но, не смотря на его опыт и старания портрет не получался. Христос подошёл к нему и приложил холст к Своему Лику. Так Господь создал нерукотворно первую икону».
       Возникает вопрос, почему Анания не мог написать Лик Спасителя? Проблема состоит в том, что он постоянно писал портреты грешных людей, Лик же безгрешного Спасителя являл Его дух. Чтобы передать представление о духе, его необходимо чувствовать. Анания же, не способен был это делать, имея при этом страстную душу.
       Необходимо особо отметить, что Христос создал первую икону «Спас Нерукотворный» для того, чтобы люди с легкостью могли пробуждать свой дух. Эта икона широко распространялась в первые века. Но со временем образ иконы начал писаться под влиянием страстей, поэтому он не пробуждал дух. В результате основная задача иконы не решалась, что стало причиной возникновения иконоборчества. Это явление длилось сто лет с восьмого по девятый век. Икона возродилась, но страсти людей процветали.
       В настоящее время мир достиг высокого научно технического прогресса, при этом храмы широко украшены иконами и росписями, но пробуждают ли они дух это большой вопрос.
       В чём состоит смысл Иисусовой молитвы?
       Об этой молитве существует много глубоких исследований, но все они соответствуют характеру своего времени. Их, несомненно, необходимо знать, поскольку у неё есть такие стороны, которые со временем не меняются. Ниже предлагается, в самых общих чертах, современный духовный путь, основанный на Иисусовой молитве.
       Когда дух человека пробуждается посредством созерцания иконы, то он не должен угасать. Эту проблему человеку невозможно решать без помощи Христа. Посредством же Иисусовой молитвы дух человека соединяется с духом Христа. Это единение происходит, когда человек произносит с чувством благодарности слова «Иисусе Христе», осознавая, что Он спасает его Своей кровью на Кресте. Чтобы подготовиться к этому, человек произносит вначале первое слово молитвы «Господи», осознавая себя духом и воином Христа. При этом он пробуждает состояние непримиримого борца со страстями.
       При произнесении слов «Сыне Божий» необходимо осознавать Христа Всемогущественным Богом, Который способен помиловать грешного человека. С такой верой произносятся последние слова молитвы: «помилуй меня грешного». Если при такой молитве появляются страстные помыслы, то это означает, что она творилась без «страха и трепета», к которому призывает апостол Павел.
       Обычно, чаще всего человек недостаточно ярко проявляет свои чувства на пути покаяния. В связи с этим апостол Павел призывает «...бодрствовать и трезвиться» (Фес. 5, 6). 
       Христос же о покаянии говорит:
       «...Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю, но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 4-5).
       Человек ярко осознает необходимость покаяния, если он тщательно исследует допущенные ошибки в каждом прожитом дне.
 

       № 7. Обратная перспектива.

       Икона отличается от портрета тем, что она пишется непременно в обратной перспективе. В чем состоит её смысл?
       Обычно, например, при созерцании природы мы видим, что удалённые предметы уменьшаются. Это именуется прямой перспективой. При таком восприятии наш разум исследует всё увиденное мыслительным процессом.
       Икона же пишется в обратной перспективе, поэтому её необходимо воспринимать в целом, не рассматривая детали.
       Современная наука доказала, что при любом общем восприятии у человека пробуждаются чувства. Молитвенный же опыт показывает, что в случае с иконой пробуждаются духовные чувства. Для того чтобы икона воспринималась чувствами обычно посредством обратной перспективы ярко пишется Евангелие, которое позволяет иконописцу настроить себя. В этом случае при написании  лика он изображает по существу свой дух на уровне чувств. На уровне же геометрии образа  это не проявляется, поэтому, естественно, иконописцу необходимо владеть искусством пробуждения своего духа. В этом состоит смысл иконы. Если она написана таким образом, то люди, созерцающие её, смогут пробуждать свой дух.
       Необходимо отметить, что в настоящее время восприятие в обратной перспективе используется не только в иконе, но например и в офтальмологии. Учёные офтальмологи, используя её, создают «волшебные» картинки для расслабления глаз. Современному человеку приходится много читать, а некоторые виды труда требуют длительного напряжения глаз, что их утомляет и в результате зрение ухудшается. «Волшебные» же картинки позволяют сохранять зрение. Упражнение с ними могут существенно облегчить восприятие иконы в обратной перспективе.


       № 8. Искусственный  интеллект.

       Основной проблемой человечества всегда был поиск истины. Отсутствие же её знания порождало множество противоречий. Чтобы люди могли познавать истину, Бог вочеловечился.
       Пилат, символизирующий заблудших людей, спрашивает Христа:
       "Что есть истина?"
       Господь говорит:
       «Я на то родился, и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37).
       «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал». (Ин. 1, 10).
       Бог дал учение об истине, но понять Его не просто. Причина этого состоит в том, что поведение людей в значительной степени обусловлено влиянием страстей. В первые века задача постижения истины решалась на Вселенских Соборах. На них дискутировали люди, которым истина открылась в той или иной степени. В настоящее время наука и техника создали «Искусственный интеллект». Это техническое устройство способно давать ответ на любой вопрос. В настоящее время он уже широко используется. Например, человек может связаться с ним по интернету и задать любой вопрос. В чем состоит его особенность? Даваемый им ответ строится на самых различных источниках информации. Для того чтобы человеку самостоятельно их находить, необходимо тратить много сил и времени, что не всегда возможно. Естественно, истинность ответа весьма проблематична, особенно если это касается духовных проблем.


       № 9. Заключение.

       Вполне очевидно, что рассмотренные проблемы пути спасения не просты. Чтобы облегчить их решение необходимо, прежде всего, ярко понимать их значение, которое системно изложено в статье.
       Предложенное понимание смысла создания человека позволяет осознать, что целью спасения является возрождение его духа посредством иконы, Иисусовой молитвы и покаяния в лоне Святой Православной Церкви. Если эти три столпа не являются основой жизни православного человека, то он  не восходит на небо.

       Аминь!
      
       Особо хочу выразить свою благодарность Афонскому монаху отцу Салафиилу за помощь в создании данного исследования.


27.12.2025
____________
               
(Икона «Сошествие Христа во ад», написанная иконописцами Виктором Криворотовым и монахиней Василиссой. Находится в Греции (Пелопоннес, Нестани, монастырь Пресвятой Богородицы «Горгоэпикоос», Скоропослушницы)).


Рецензии