Разум и счастье

       Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым

     Фраза «Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума — счастливым» принадлежит философу Эпикуру. Понимание этой фразы заключается в том, что умение мыслить и анализировать является ключевым фактором для достижения истинного счастья. По мнению Эпикура, счастье, основанное на простом удовлетворении желаний, может быть только временным и поверхностным.

     С другой стороны, разумное мышление и знание помогают человеку преодолеть свои эмоции и воспринимать окружающую реальность с большей глубиной. Это, в свою очередь, помогает достигать более длительного и глубокого удовлетворения и счастья.

     Также Эпикур считал, что лучше, чтобы хорошо задуманное дело не было обязано успехом случаю. Он определял счастье через понятие удовольствия, которое он понимал как отсутствие физической боли и душевного беспокойства. Философ делил все удовольствия на три типа:

Естественные и необходимые.
Они избавляют человека от страданий и приносят наслаждение. К таким удовольствиям можно отнести сон, еду, утоление жажды.

Естественные, но не необходимые.
Например, голод можно утолить хлебом, а можно — деликатесами. К естественным, но не необходимым удовольствиям Эпикур относил и любовь.

Неестественные и не необходимые.
К ним Эпикур относил венки и почётные статуи, то есть славу. Слава совсем неестественна для человека, не соответствует его природе и не является необходимостью для его жизни.
 
      Для Эпикура быть счастливым означало жить жизнью, свободной от тревог. Он стремился к свободе от беспокойства и спокойной жизни.

      Люди требуют от жизни высокий уровень дохода, конвенциональную внешность, нахождение романтического партнёра "один раз и на всю жизнь", собственное жилье в 25 и прочих вещей, получение которых, как говорится, никто не обещал.Отсутствие всего этого фрустрирует человека, и он чувствует себя несчастным.Вспомним, что наши эмоции это следствие несоответствия ожиданий и реальности.Если мы ждём красивой и беспроблемной жизни, то мы неизменно будем сталкиваться с негативными эмоциями просто потому, что такая жизнь практически невозможна. Удовлетворённость даёт реалистичная оценка своих стартовых возможностей, а также признание ценности того, что уже есть.

     Подумайте, что у вас уже есть в жизни. Например, верные друзья, любимая работа, хорошее образование, интересное хобби, удовлетворительное состояние здоровья, любимая дача и питомец.Вы увидите, что это не так уж мало. Учитесь ценить то, что уже имеете, и вы станете гораздо счастливее.


     Примеры нетипичного счастья, которое обретают персонажи литературы и выходит за рамки распространённых стереотипов. Некоторые из них:

- Питер Пэн. Персонаж видел счастье в том, чтобы оставаться ребёнком.

- Чудовище, сделанное Франкенштейном. У героя были традиционные представления о счастье как о любви, но само по себе чудовище вышло за рамки шаблонов классической литературы.

- Квазимодо. Персонаж, не похожий на прекрасного принца, обретает счастье в смерти рядом с возлюбленной.
 
      Ещё можно привести в пример Андрея Болконского из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». В начале произведения герой показан несчастливым, опустошённым и разочарованным в своей жизни. Но после встречи с Наташей Ростовой он снова задумывается о счастье, семье, детях, хочет строить планы на будущее и начинает жить полной жизнью

      Персонажи, для которых счастье заключается не в обладании, а в ожидании, не в результатах, а в самой способности надеяться и верить. Вот некоторые из таких персонажей:

- Мастер из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Герой прошёл через жестокие испытания: травлю, забвение, сожжение рукописи и заключение в психиатрическую клинику. Однако даже в клинике он не теряет внутренней надежды на покой и справедливость. В итоге Мастер обретает не земное, а вечное счастье — «покой», который сам же и заслужил.

- Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Жизнь этой юной девушки — это сплошная полоса унижений, бедности и греха, принятого ради спасения семьи. Но Соня не теряет способности ждать счастья, связывая свою надежду не с земным благополучием, а с верой, прощением и искуплением.

- Студент из рассказа А. П. Чехова «Студент». Герой, переживающий уныние, вдруг постигает «связь времён» и осознаёт, что «правда и красота» составляли «главное в человеческой жизни». Это осознание наполняет его «невыразимо сладким ожиданием счастья, неведомого, таинственного счастья»


Рецензии