О пользе музыке в спорте
2001 год 15 апреля, возрастная группу от 14 до 16 лет. Испытуемые проходили тест по одному в «два круга». В начале первого круга все тестировались без функциональной музыки, на втором круге те же упражнения выполнялись под функциональную музыку.
Материал из исследования по ритмической гимнастики.
Эффективность применения функциональной музыки в тренировки легко атлетов:
Ежедневно повторяется одна и та же ситуация, которая встречается достаточно часто в спортивной сфере. Спортсмен, выкладывается полностью на тренировках, увеличивает результат на соревнованиях всего на сотые секунды (легка атлетика, плавание и так далее.), десятые, а то и сотые баллы (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, и так далее.), этих примеров можно приводить много.
В большинстве случаев, что бы спортсмену добиться результатов ему приходится регулярно и ежедневно повторять одни и те же монотонные, однообразные движения. В последствии можно наблюдать, как спортсмен начинает утомляться не от физической нагрузки, а от однообразного повторения. Анализ специальной литературы показал, что исследований в области улучшения тренировочного процесса с применением функциональной музыки не проводилось.
Это и делает эту проблему актуальной, тем более в наше стремительное время, когда спортсмену нужна большая работоспособность, минимальная утомляемость.
Новизна данного исследования обусловлена следующим рядом причин. В наше время, в начале нового столетия, виды спорта и фитнеса с использованием музыкальной ритмической доминанты, набирают все большую популярность.
В конце XX века, особенно последние 15-20 лет можно было наблюдать, как активно зарождаются и появляются новые виды спорта, особенно те виды, в которых присутствует ритмическая доминанта, другими словами—музыка.
Такие спортивные направления как аэробика, фитнес аэробика, в которых музыка является неотъемлемой часть самой программы выступлений. Надо отметить, это мало того красиво, отличное шоу, которое не только приносит не плохие доходы, но и все больше привлекает людей.
Люди могут не просто подвигаться и физически окрепнуть, а сделать это под музыку, это воспринимается ими с большим энтузиазмом, что незамедлительно сказывается на развитии этих видов спорта.
Но на фитнесе и аэробики активное использование музыки не заканчивается. Появляются командно—гимнастическое многоборье «Евроритм». Музыка проникает даже в те области спорта, где, казалось бы, ее использование не уместно. На пример: прыжки в высоту под музыку.
Если говорить не о профессиональном спорте, здесь пальму первенства берет «Фитнес».
Направление, в котором ФМ играет ведущую роль. Назовем наиболее популярные направления в «фитнесе»: это степ, слайд, аэробика. Так же хочется отметить направления, которые набирают силу в «фитнесе» - А-бокс, аквааэробика и тому подобное.
И как становится понятным—это не придел.
Можно было заметить, были взяты примеры которые наиболее наглядно показывают
современное развитие видов спорта с музыкальной доминантой. Помимо торжественных церемоний и выше перечисленного, музыка имеет узко ограниченное применение только в тех не многих видах спорта, где для повышение зрелищности, согласно правила, под нее выполняется соревновательная программа (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках и танцы на льду, частично спортивная гимнастика, акробатика, синхронное плавание, фристайл и конный спорт). В повседневной же тренировочной работе даже в этих видах спорта функциональная
направленность музыки резко сужена и сведена в основном к стимуляции более совершенной координации и выразительности движений.
Если смотреть еще более узко, и взять только легкую атлетику, то говорить о какой либо стимуляции не приходится. Не достаточно используется возможности музыкального сопровождения. Точнее, Ф.М, как и музыка в целом там отсутствует.
Объект исследования является, упражнения специально физической подготовки у легко атлетов в возрастной группе от 14 до 16 лет.
Предметом исследования являлось, количество повторений упражнений и реакция ЧСС.
Цель настоящей работы: на основе полученных знаний о влиянии функциональной музыки на тренировочный процесс легко атлетов, определить эффективность воздействия ее в тренировке легко атлетов.
Методы исследования:
Педагогические методы:
Одну из важнейших сторон педагогических исследований представляет регистрация различных параметров и переменных, позволяющих оценить положительное или отрицательное воздействие.
Проведение исследования проходило несколько этапов. Упражнения были подобраны таким образом, что бы наиболее наглядно представить воздействие Ф.М. в динамических и статистических (активных и пассивных) упражнениях.
При выполнении упражнений от спортсмена требовалась максимальная отдача. Между
подходами спортсмены отдыхали (практически) до полного восстановления. Ф.М подбиралась в соответствии с запросами и вкусами данного контингента легко атлетов. Т.е., был проведен социологический опрос (в данной группе), до начала эксперимента, на выявление предпочтений и направлений в музыке, с целью наиболее эффективного воздействия музыки на данный контингент.
Большинство упражнений выполнялись до предела, если не учитывать скоростно-силовых, когда за определенный отрезок времени выполнялись максимальное количество.
Метод анализа литературных источников:
Так же, одним из главных методов был, анализ литературных источников. Проводился по вопросам влияния и воздействия Ф.М. А, так же использование ее в спорте.
Биологический метод:
Измерение параметров ЧСС при помощи спорт—тестера «Полар».
Это кардо—мониторный способ регистрации ЧСС при выполнении мышечной работы. Он регистрируется поступающим от сердца на поверхность кожи груди электрические импульсы с последующей телеметрической (беспроводной) подачей данных на приемник. На дисплее приемника отображаются визуально—численная информация и звуковые данные о ЧСС (монитор ЧСС или сердечного ритма: легкий эластичный нагрудный пояс—передатчик с вмонтированным электродами; наручные часы—приемник с дисплеем; постоянно регистрируя и отображая с памятью до 133 часов неограниченным количеством файлов). Определялись следующие показатели у испытуемых:
1. ЧСС в покое пред каждым упражнением.
2. Регистрация ЧСС в конце упражнения.
Материал из исследования по ритмической гимнастики:
Анализ полученных данных производился с учетом следующего разделения ЧСС по зонам (Н. И. Волков, 1968).
I зона: ЧСС от 110-до 130 уд/мин. Работа аэробного характера энергообеспечения, имеет поддерживающую компенсаторную функцию.
II зона: ЧСС от 130-до 150 уд/мин. «Чисто» аэробная работа, направленная на развитие карио—респираторных возможностей организма.
III зона: ЧСС от 150 до 170. Работа приобретает смешанный аэробно—анаэробный характер.
IV зона: ЧСС около 200 уд/мин. Приходит максимальная интенсификация аэробных процессов.
Результаты, полученные до, после исследования были следующие:
В таблице №1, представлены показатели ЧСС, у испытуемых при выполнении разработанной нами программы, так же не графике №1 приведено сравнение этих показателей. Ниже приводятся результаты упражнений.
После «степ-теста» средняя реакция ЧСС без воздействия Ф.М составила 176, 67 ± 12,11 уд/мин.
Средняя реакция ЧСС с воздействием Ф.М составила 126,67 ± 14,57 уд/мин. Статистическая достоверность разницы (p < 0,000159).
Упражнение «склепки». Средняя реакция ЧСС после выполнения упражнения без воздействия Ф.М составила 146,67 ± 16,33 уд/мин. С воздействие Ф.М эти показатели 125,0 ± 11, 01 уд/мин.
Статистическая достоверность разницы (p < 0,000304).
Средняя реакция ЧСС после выполнения упражнений отжимание без Ф.М составило 146,67 ± 18,62 уд/мин. С воздействие Ф.М 123,00 ± 16,91 уд/мин. Статистическая достоверность разницы (p< 0,000270).
Выполнив приседания, реакция среднего показателя ЧСС без воздействия Ф.М составила 161,00 ± 21,61 уд/мин. С воздействием Ф.М на испытуемых результат составил 163,33 ± 21,53 уд/мин.
Статистическая достоверность разницы (p <0,686411).
Средний показатель ЧСС без воздействия Ф.М в удержании виса на перекладине составил 135,33 ± 20,66 уд/мин. Средний показатель ЧСС с воздействием Ф.М составил 135,33 ± 19,09 уд/мин.
Статистическая достоверность разницы (p < 1,0).
После выполнения упражнения - хлопки, реакция ЧСС без воздействия Ф.М составила 136,0 ± 8,20 уд/мин. Реакция ЧСС с воздействием Ф.М составила 152,33 ± 11,27 уд/мин. Статистическая достоверность различия (p < 0.001023).
Выполнив упражнения на скакалке, средние показатели ЧСС без воздействия Ф.М составили 188,0 ± 22,34 уд/мин. Средние показатели с воздействием Ф.М равнялись 152,33 ± 11,55 уд/мин.
Статистическая достоверность различия (p < 0.000555).
Всё это походит на какой-то стиль модерн времён СССР, если бы только в модерне использовались прямые линии и углы, а СССР было ещё в 2000 году. Но, работа была сделана.
Свидетельство о публикации №225122700325