Великая антиколониальная революция. Гл. 21

Столыпинская реформа как могильщик Российской империи

   Говоря о  продовольственном кризисе в Российской империи в годы Первой Мировой войны, который и послужил непосредственным  толчком к Февральской революции, все исследователи сходятся на том, что страна в целом обладала достаточным  количеством зерна.
   По сравнению с 1913 и 1914 гг. сбор зерновых в 1915 и 1916 гг. упал, но одновременно резко сократился экспорт зерна за рубеж (данные об экспорте зерна взяты из  раздела "Внешняя торговля" на интернет-ресурсе "Динамика экономического и социального развития России в XIX - начале ХХ вв.", https://www.hist.msu.ru/Dynamics).
В результате в 1915 году на душу населения приходилось 20,3 пудов собранного зерна (урожай по данным Сборника статистико-экономических сведений по сельскому хозяйству России и некоторых иностранных государств / М-во земледелия. Отд. сельской экономии и с.-х. статистики. - Петроград :1917, с.60-61), а в 1916-м - 18,8 пудов (урожай по данным Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 279). Что не намного уступает  благополучному  1913 году, для которого количество зерна на душу населения (с учетом уменьшения за счет  вывоза)  составило 23,5 пуда, и превосходило уровень "спокойного" 1908 года. Таким образом, вовсе не сокращение посевных площадей и изъятие работников из сельского хозяйства в армию привело к продовольственному кризису.
   Продовольственный кризис в снабжении крупных городов и армии был вызван невозможностью изъять зерно  у огромного числа его мелких производителей, как рыночными методами, так и методами принуждения. За началом войны последовала высокая инфляция. "Уже в первые дни войны правительство было вынуждено приостановить действие Закона об эмиссии кредитных билетов Государственным банком России ... и  предоставило ему право дополнительной эмиссии необеспеченных золотом кредитных билетов ... за два года войны количество непокрытых золотом бумажных денег выросло в 21 раз ... Крестьянство потеряло из-за инфляции примерно треть своих накоплений. Это вынуждало его придерживать свои продукты, поскольку в обмен на все более теряющие реальную ценность бумажные деньги оно не могло получить промышленных товаров" (Обухов Н.П., Экономический кризис в России в годы Первой мировой войны, Финансовый журнал. 2009. № 2. С. 161-172).
   "Постепенно перед страной встала проблема изъятия свободных (товарных) хлебных ресурсов из села (как у производителей, так и у посредников) по ценам несколько ниже рыночных. Здесь, к сожалению, имело место параллельное и независимое друг от друга переплетение интересов крупного бизнеса (кредитование банками крупных посредников и скупщиков хлеба) и широких крестьянских масс. Уже с конца 1915 г. крестьяне стали придерживать хлеб, не спеша выбрасывать его на рынок в расчете на дальнейший рост цен ...  В конце сентября 1915 г. были введены твердые закупочные цены на овес ...  на рожь и муку – ... в декабре ...  приказом от 9 сентября 1916 г. устанавливались твердые цены на хлебные продукты для всех сделок без исключения, причем твердые цены, разумеется, были ниже рыночных, ибо государство уже начинало испытывать нехватку денег для ведения войны, так как старалось всемерно сдерживать инфляцию ... В условиях, когда хлеб в стране был, но на рынок не поступал, государство постепенно вынуждалось к практике отказа от рынка вообще и переходу к строго и жестко централизованной политике, что означало введение твердых цен и контроля государства за продажей и покупкой продовольствия ... Вследствие сокращения объемов товарного хлеба 7 октября (1916 г. - А.П.) было решено прибавить к твердым ценам еще и разверстку ... Право реквизиции продуктов предоставлялось уполномоченным Министерства земледелия ... правительство переходит к экстренным мерам: воплощению в жизнь мероприятия по изъятию хлеба из деревни, изложенного в постановлении управляющего министерства земледелия от 29 ноября 1916 г. «О разверстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной» ... Реакцией крестьянства на разверстку стал пассивный саботаж и уклонение от исполнения заданий государства ... Получение по разверстке всего около 20% предполагавшегося количества хлеба ...  свидетельствует о провале ... государственных усилий, усугубившем продовольственный кризис начала 1917 г., который послужил запалом к взрыву Февральской революции" (М.В. Оськин, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ИЮЛЬ 1914 – ФЕВРАЛЬ 1917 г.),  Вестник РУДН. Серия: ИСТОРИЯ РОССИИ 2017 Vol. 16 No 2 с. 190–209).
Согласно Сельскохозяйственной переписи 1916 года,  в 44 губерниях Европейской России из каждых 100 десятин посева 89 десятин было крестьянских и только 11 помещичьих. То есть основными производителями зерна были крестьянские хозяйства.
   Замечу, что Российская империя одержала верх в 1812 году над вторгшейся армией Наполеона во-многом именно благодаря своей системе снабжения войск продовольствием. Отчего же эта система не сработала в Первую Мировую?
   Именно  недостаток продовольствия привел к поражению армии Наполеона в войне с Россией. Проблема эта возникла сразу после перехода российской границы: «Люди и лошади большой армии Наполеона переносили ужасные лишения, что вызвало страшный падеж лошадей и скота и мародерство в войсках, вынужденных отыскивать себе пропитание. Бедствовали даже войска, остановившиеся в Вильно. Вот как описывает свое положение командир гвардейской батареи, простоявшей десять дней в Вильно (Вильнюсе - А.П.): «От Вильна до Витебска каждый корпус, каждый полк, каждая рота должны были продовольствоваться собственным попечением; каждый капитан был интендантом своей роты. Как только становились на бивак, войска брели во все стороны, отыскивая продовольствие. Солдаты приносили снопы или муку, но им не удавалось найти хлеба. Если случалось найти печь, то ночью пекли хлеб. Утром масса повозок, нагруженных мукой, в виде авангарда двигалась с бивака в поисках печей и мельниц. За неимением лучшего сыпали муку в бульон. Большинство солдат в течение всей кампании не имели другой пищи» («История русской армии от зарождения Руси до войны 1812 г.»,  СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2003, От Немана до Смоленска).
   А вот задача продовольственного снабжения русской армии была решена более успешно. Опиралось  это снабжение на хлебные запасные магазины. «Хлебные запасные магазины  – это продовольственные склады, создаваемые в Российской империи в  XVIII - начале XX века… Наполнение хлебных  запасных   магазинов   и   формирование продовольственных   капиталов  осуществлялось за счет населения… Изначально хлебные запасные магазины создавались для обеспечения армии в случае военной интервенции для максимально оперативного обеспечения войск продовольствием. ..» (С.И. Чудов, «Хлебные запасные магазины на Европейском севере России в  XVIII – начале XX века», Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Сыктывкарский государственный университет имени  Питирима Сорокина» 2017). В мирное время хлебные запасные магазины должны были предотвращать голод в неурожайные годы. В  случае же войны хлебные запасы направлялись на нужды армии.  «Согласно указу императора Александра I от 13 марта 1812 года губернии в театре военных действий должны были беспрекословно выполнять требования главнокомандующего по сбору и доставке запасного провианта. Оплата за выданный под квитанции провиант должна была производиться в полевой конторе при штабе армии по заранее утвержденным  расценкам.  Фактически, оплата либо задерживалась, от нескольких месяцев до нескольких лет, либо местное дворянство из патриотических соображений отказывалось от денег … Незадолго до начала войны в России была создана система «сельских магазинов», в которых под наблюдением властей хранился «помещичий хлеб».  В случае военных требований государство могло его взять у помещиков, либо с предварительной оплатой, либо «взаимообразно» и обеспечить боевые действия русских войск в данной местности. Только при наличии данных предпосылок стал возможным своевременный сбор и отправка провианта и фуража в армию» (Шведов С. В. «Роль запасных провиантских магазинов в планах командования русской армии в 1812 году. Обзор источников»: Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях: Материалы Всероссийской науч. конф. (24 октября 2009 г.). Малоярославец, 2009. С. 49-69). Фактически, это была  реквизиция хлеба, собранного с крестьян при помощи помещиков: оплата производилась по установленным губернаторами ценам и, как правило, с отсрочкой.
   В 1861 году крепостная система, как известно, была ликвидирована. Формально хлебные запасные магазины существовали еще и в начале 20 века, однако уже "в начале 1860-х годов во многих запасных магазинах государственной деревни отсутствовало до половины и более положенных запасов зерна. Еще большие недостачи обнаружились у помещиков" (Котов, П.П. Хлебные запасные магазины по законодательным источникам России XVIII - первой половины XIX веков, БелГУ, Научные ведомости, 2013, №1(144), вып.25.-С. 90-96).
   А в 1906 году, как ответ на крестьянские восстания 1905-1907 гг,  в Российской империи началась т.н. Столыпинская аграрная реформа. Задачей реформы  было упразднение сельской общины как коллективного собственника земель и передача земель в собственность крестьян.
  "Об­щин­ные, или на­дель­ные, зем­ли яв­ля­лись наи­бо­лее круп­ной ка­те­го­ри­ей кре­сть­ян­ско­го зем­ле­вла­де­ния" (БРЭ, Община). Община выступала юридическим собственником земли, периодически перераспределяя ее между дворами, а также несла ответственность за выплату  налогов и исполнение повинностей ее членами. " К 1906 г. в России было 14.7 млн. крестьянских дворов в селах и деревнях. Из них 2,4 млн. дворов были уже безземельными, а надельные земли имели 12,3 млн., в том числе на общинном праве 9,5 млн. и на подворном 2,8 млн." ( Хрестоматия по истории СССР. 1861 —1917, Под ред. В. Г. Тюкавкина.— М.: Просвещение, 1990, гл.16). Подворные земли постоянно, без переделов, находились во владении крестьянской семьи и передавались по наследству. При этом, однако, выделившийся двор пользовался принадлежащими общине пастбищами, лугами, лесами и т.п., то есть также  был  зависим от общины.
   "В 1907–1911 годах было подано 2 633,5 тысячи ходатайств (на выход из общины - А.П.), а в 1912–1915 годах - 3 540,9 тысячи ... к 1916 г. в Европейской России из общины вышло  2478 тыс., домохозяев" (А.И Пиреев, Крестьянская община в контексте Столыпинской аграрной реформы, Вестник Поволжского института управления, История и археология, 2015). Таким образом, в ходе Столыпинской реформы вместо 140 тысяч коллективных собственников (общин), которые отвечали  за  исполнение государственных повинностей, возложенных на большую часть крестьянских дворов (9,5 млн.  из общего числа в 12,3 млн.), образовалось еще около 2,5 миллионов собственников земли, то есть число собственников на бывших общинных землях, с которых должна была взиматься продразверстка, увеличилось в 17 раз.
   С таким количеством объектов продразверстки фискальная система Российской империи явно не справилась. Столыпинская реформа подготовила почву для  провала продразверстки, усугубления продовольственного кризиса и, в результате, Февральской революции и ликвидации Российской империи.


Рецензии
Пожалуй, продовольствие поважнее снарядов.

Василий Рябов Слабов   27.12.2025 08:34     Заявить о нарушении
Для горожан - точно так.

Начало Истории   27.12.2025 12:03   Заявить о нарушении