Неоконченная война. Часть 2. Глава 7
За это Александр, как обычно, потрепал его, и псина, стоя рядом с ним, радостно виляла хвостом и облизала ему руки. Потом проводила его до самой двери. Коваль осторожно открыл замок. Старался не шуметь, ведь все уже спали. Сделав необходимые дела, тоже стал готовиться ко сну, выпив стакан теплого молока на сон грядущий. Потом лег и лежал просто так. Сна не было, да он и не шел никак. Какой тут может быть сон под влиянием недавно пережитых чувств. Не каждый же день встречаешь сослуживцев, тем более бывшего командира! И он все еще находился под незабываемым впечатлением свидания с полковником. Спору нет, встреча растревожила его душу.
И сейчас, лежа на кровати, прокручивал в голове состоявшийся между ними разговор, мысленно вступая как бы в живой диалог, которого в действительности не было, да и не могло быть в тот момент. Диспут или диалог после столь долгой разлуки оба собеседника не предполагали, и, наверное, он был бы неуместен. Вот при встрече просто так и поговорили каждый о своем. И может быть, рассказывали друг другу немного о наболевшем, что в данный момент волновало их. Одним словом, комбат захватил инициативу в их разговоре и сам его вел с самого начала и до конца.
Александр только большей частью выслушивал и совершенно не перечил полковнику. Да он и не собирался этого делать, что и говорить! Но некоторые вопросы сейчас все же появились, и ему хотелось бы получить ответы или разъяснения. Но, увы! Уже никак это не получится, ведь рядом с ним комбата уже нет. И от встречи у него всё-таки осталось двоякое впечатление. Вот сейчас он и пробовал разобраться, что к чему и как?
Если взять по большому счету, полковник ничего нового ему не сказал: просто в своем общении с ним изложил все основные явления и тенденции в жизни страны, без малого преувеличения, за последние лет эдак тридцать. Волей-неволей, но так получилось, что он изложил краткий курс новейшей истории Украины, не вдаваясь в мельчайшие подробности, но, не упуская из внимания и главного – становления независимости.
Что и говорить, комбат остался таким же опытным мастаком, и был сегодня в ударе, как когда-то, проводя в свою бытность политинформации для личного состава в годы их совместной службы. И вот Коваль вынужден был это подтвердить для себя, спустя прошедшие годы, признав, как тот все четко сегодня произнес и где нужно расставил акценты. Так сказать, мастерски и накоротке прошелся по всем этапам большого пути Украины.
Хотя, вполне возможно, опять сам себе Коваль внушал, что это просто получилось у него спонтанно, как обычно бывает в любом разговоре, к которому специально не готовишься. И он просто резюмировал те факты и события, которые уже были совершены или сейчас происходят с высказыванием своего отношения к ним. Волей обстоятельств, но так случилось. Нельзя сказать, что полковник только что раскрыл Александру глаза на все, что происходит.
Это было бы явным перебором, отнюдь нет, конечно же! Он в той или иной степени наблюдал и был в курсе всего, а иначе было бы просто невозможно жить здесь, когда об этом трубили все радио-телеканалы на все лады, высказывая разные мнения и суждения. Правда, порой в них было трудно разобраться: не сразу и поймешь, где, правда, а где тут ложь – запутаться можно было легко. Ну да ладно, хватит уже на этом сосредоточиваться, сказал он сам себе. А в голове у него крутилось уже следующее.
Все же как-никак, а произошла встреча с сослуживцем, хоть и с бывшим командиром. Ну и что, что он из офицеров? Это в порядке вещей, и неважно сейчас, кто из них и кем тогда был. Главное - это молодость у них была, и как тут не вспомнить приятные ее моменты! Это просто незабываемо! И перед глазами промелькнули калейдоскопом отдельные эпизоды из службы. Потом немного успокоился и стал по полочкам все раскладывать, анализируя и вспоминая до мельчайших подробностей их встречу.
Первой его мыслью стало, как бывший советский офицер может плохо и с неприкрытой ненавистью относиться к России и русским? Ведь жили же мирно между собой в одной стране и дышали, по существу, одним воздухом и выиграли войну, самую кровопролитную из всех войн, что были на земле, где за свободу и независимость общей Родины погибло много и украинцев и русских. И потом дружно восстанавливали все разрушенное и двигались успешно вперед вместе с другими народами, добившись общими усилиями, что СССР вскоре стал одной из двух сильнейших сверхдержав мира.
Да, это так и было, но потом пришла эта чертова перестройка Горбачева, будь он не ладен, и Коваль при этом зло ухмыльнуться! И про себя тут же добавил: головой его об стенку, а ногами об забор! Эту фразу, услышанную когда-то давно от своего отца, запомнил почему-то на всю жизнь. И дальнейшая безмозглая политика власть имущих привела к краху, большая страна покатилась под откос – разрушилась полностью. Распалась на независимые государства.
Но это же не повод так остервенело относиться этим государствам к России. Тем более она, Россия зеркально никому из них по большому счету не отвечала и не делала зла. А вот на неё иные словно бешеные псы сорвались, нередко перебивая друг дружку и соревнуясь между собой, кто сильнее укусит! И наливаясь злобой, набрасывались даже без малейшего повода или просто выдумывая его. Вот и вся их благодарность! Позабыв в одночасье, что для них делала Россия, нередко отрывая от себя последний кусок.
Эта вакханалия особенно четко проявлялась со стороны некоторых бывших советских республик и, что немаловажно и даже обидно, со стороны ближайшего славянского народа - украинцев. Вместо того, чтобы сказать огромное спасибо большому брату за то, что он не препятствовал образованию их самостоятельной государственности с самого начала, исподволь в них установилось предвзятое и негативное, порой враждебное отношение к русскому народу. И вообще неприязнь к России и ко всему русскому порой зашкаливает, и о какой дружбе тут говорить!?
В большинстве своем украинский народ теперь стало совершенно не узнать, особенно молодежь - и откуда такая взялась? Однако за примером далеко не надо ходить. Вон как их отцы и деды словно с цепи сорвались и зубоскалят повсюду за единую и неделимую Украину. И кто это? А всякие там недобитые и освобождённые «за хорошее поведение» бывшие лесные «братья», бандеровцы и националисты всех мастей, которых развелось достаточно в годы ВОВ, а также и примкнувшая к ним в громадном количестве молодежь. Дождались-таки своего часа!
Трудно даже предположить, что, оказывается, все эти годы было много граждан под разными личинами и, самое главное, озлобленных и настроенных против советской власти и дружбы прежде всего с русским народом. Зерна в свое время были посеяны, почитай, еще со времен гражданской войны, если не раньше, и теперь они проросли и взошли. А Украина, выходит, терпеливо дожидалась и получила нужный урожай в виде людских душ! Ничего просто так не происходит и бесследно не исчезает тоже! И теперь старые и молодые прыгают до одури на площадях с криками «Москаляку на гиляку!», и в парадных колоннах на факельных шествиях идут маршем вместе под красно-черными знаменами.
И тут ему в голову пришло вдруг неожиданно такое, что он даже поначалу удивился своей прозорливости, что ли. А пришло на ум вот что: на заре Советская власть за каких-то 20-30 лет сильно постаралась, помимо, несомненно, хороших дел, сломать в народе веру в Бога.
И Украина тоже "расстаралась" с 90-годов переформатировать свой народ на отрешение от всего русского, и теперь стали рушить всю советскою символику точно так же, как когда-то Советская власть поначалу повсеместно рушила и сносила церкви. Вот ведь как, однако, все стало происходить здесь на Украине! Теперь набросились и на русский язык и постепенно вводят на него разного рода ограничения. Да уже нет нет - пошли и нападки на провославную веру и церковь.
А ведь прав был полковник, что уничтожение всего русского стало чуть ли национальной идеей украинцев! И что мы уже давно с русскими не одна нация и братьями уже более не являемся. Что верно, то верно, по крайней мере, сейчас историческая действительность прослеживается в этом четко, и она, по всей вероятности, сохраняется…
Тут Коваль несколько призадумался и не рискнул обозначить даже для себя, на какой срок. Одно ясно: уже точно не братья! Здесь он с полковником был согласен полностью! Опять возвратился к своим размышлениям, сон-то все равно не шел! Его как рукой сняло, не спится, и все тут!
Тогда Александр попутно резюмировал то, о чем Белобородько не говорил, но уже как бы в дополнение к их разговору в том же контексте. Ведь он это ощущал теперь собственным нутром, что Украина со временем стала совсем другой. Далеко не такой, какой он её знал прежде в годы своей службы и потом в первое время своего проживания в ней.
Последовательно набирало и набирает до сих пор сила движение по всей Украине истребить, в конце концов, все советское наследие и русское. Раз советское, значит, оно русское и наоборот! И это касается буквально всего и во всем: истории, культуры, спорта и т.д.
Переименовывают некоторые населенные пункты, включая крупные города, а также улицы, кое-где идет снос исторических памятников, как будто эти памятники виноваты, что Украина еще не стала Европой. И будто это Россия тормозит сближению с ней, вставляя палки в колеса. При этом Александр даже чуть было невольно не сплюнул на это, потому как противно стало от этого разгула невежества, которое, однако, киевская власть возвела чуть ли не в высшую степень обязательного промывания мозгов своему населению.
Да, страна действительно впала в эйфорию восторга от своей независимости. Вон, почитай, как вся молодежь нынче разгуливает в вышиванках и одеждах с национальной атрибутикой, отовсюду слышатся украинская музыка и песни. Многие люди: и старые и малые ходят в татуировках, украсив себя с головы до ног, проявляя, таким образом, чувство патриотизма, любовь к стране. Нередко в татуировках и на одежде встречается фашистская свастика.
Повсеместно на зданиях развешены плакаты и флаги с национальной символикой Украины, фигуры политических деятелей Украины и рядом всюду, куда ни глянь, колыхаются стяги Евросоюза. Тут он на короткое время прервал свои размышления, чуть подумав, и пошел дальше будоражить себя и резать неприглядную правду-матку.
А что творится в детских садиках и школах? Сам себе он задал этот вопрос, вспоминая все происходящее в последнее время в этих заведениях, о которых слышал от людей и из телевизора и сильно возмущался. Задал не абы как, а чтобы этому вопросу тоже нашлось место на определенной его полочке в голове. Чтобы потом, если сейчас не получится, дать на него ответ. Да и просто так, пусть лежат себе там, мало ли чего? Может, когда и сгодится и придет на ум при принятии им какого-то решения или просто так в разговоре с кем-нибудь.
Но, чуть подумав, решил: а собственно ему и отвечать уже нет особой необходимости и смысла. За него это сделали и гораздо красноречивее телеканалы, правда, совсем уж отмороженные, которые с успехом вещали, вливая в души всем смотрящим, что воспитание украинских детей и молодежи ведется в правильном направлении и в духе «украинских арийцев», которым все по плечу. Ведь они же выкопали Черное море. А это сделать могли только они – самые великие из всех людей, живущих на земле. Но это ладно, как говорится, проехали.
Александр был страшно поражен, когда время от времени показывали ролики про украинских детишек, которые вместо того, чтобы играть в куклы и кубики, показывают с какой жестокостью и ненавистью они будут резать ножами проклятых «москалей». Или еще вот один ролик, который он видел недавно: дети держат в руках свечи на похоронах солдат, убитых на АТО, и дают клятву отомстить за погибших и при этом водят магический хоровод вокруг гробов. Ритуал почти как на майдане, только что не прыгая.
Ему так и хотелось закричать во весь голос:
– Остановитесь! Вы вообще нормальные люди или уже все свихнулись совсем. Похоже, что это так, и вы перешли всякую допустимую черту. Что же вы делаете со своими детьми? Они всю вашу грязь впитают в свои детские душонки, и если прямо сейчас не прекратить их пичкать злобой, то потом будет поздно - ненависть к русским поселится в их сердцах на всю оставшуюся жизнь и ее ничем не вытравишь! А это значит, будет незыблемая вражда между нами.
И поверьте, у вас не будет никаких шансов в этой борьбе сломить великий русский народ, будете уничтожены без сожаления! Вы этого добиваетесь? Тогда прекратите, наконец, насаждать в их души семена сорняков, из которых потом вырастут… Тут он чуть на миг запнулся из-за того, что не сразу смог подобрать нужное слово, но потом через мгновение выдавил его – убийцы.
Вот такова была правда жизни! И он страшился ее, живя здесь на Украине, если сейчас происходит подобное, то что же будет через годы? Известно же: что посеешь, то и пожнешь, или как аукнется, так и откликнется! И ведь сами не рады будете, когда они вырастут с ненавистью и злобой ко всему живому. Для них ценность жизни будет означать пустое слово!
Ему даже пришлось встать с кровати и выйти перекурить, чтобы сбить охватившее его беспокойство! Но ведь никуда ни денешься от себя и своих мыслей. Ведь они гложут, он ведь живой человек. И если быть честным и откровенным до конца, прежде всего по отношению к себе, он уже не единожды с сожалением и досадой думал, особенно в последнее время:
«Вот ведь какого лешего дернуло его тогда уехать из России? Обида оказалась в ту пору не лучшим ему советчиком. Эх, отмотать бы сейчас все назад, он так бы точно не поступил, вот ведь локоток близок, да не укусишь! Не зря же в народе так говорят. Хоть и прожил уже здесь около двадцати лет и уже тут пятый десяток за горбом идет, но видит Бог, ни кола, ни двора так не нажил. Да что говорить, даже семьей до сих пор ни обзавелся. Вот так, что ли, и будет доживать свой век бобылем? Одно слово, не прижился здесь, и все тут ему становится чуждо с их насаждаемыми европейскими ценностями».
И время от времени с недавних пор стал подумывать: а как вернуться если не в Россию, то хотя бы на Доненщину? Все же там больше русского духа, менталитета, традиций и обычаев, что окружали его первую половину жизни там, в Подмосковье, в родных его местах и с чем связаны эти приятные воспоминания.
Нет нужды говорить, что порой до боли в сердце скучал по России. Родина есть родина, и она для человека одна!
Он находился в эти минуты в сильном возбуждении, освежая в памяти теплые и яркие, притягательные и незабываемые моменты из прекрасного прошлого. Когда и родители были живы, и оба учили его еще маленького делать первые шаги по жизни и отвечали порой со смехом на его бесчисленные вопросы: а почему да почему – ведь его интересовало в этом большом мире буквально все.
И вот уже предстала перед взором та дорога, по которой он сначала идет в детский садик, потом и в школу. И помнит всё еще почти каждую ямку или бугорок на ней. А вот он беззаботно с другими ребятами носится на велосипеде по двору наперегонки друг с другом или просто так бегали, играя в «казаки-разбойники». А весной по бегущим ручьям они пускали кораблики, сделанные наспех из того, что подвернулось под руку, и бурно радовались, если твоя «посудина» первой приплывала в большущую лужу, что располагалась в соседнем дворе. И в какие игры только тогда не играли всем двором или классом?
А вот и первые записки девчонкам, сто раз переписанные начисто, чтобы было без помарок и ошибок, но они проклятые все равно появлялись, как он ни старался, и потом исподтишка, оглядываясь по сторонам, чтобы никто не видел, засовывал ее в портфель своей избраннице.
А вот уже и первое свидание с Людкой Морозовой, его одноклассницей. Вон он с волнением и оглядываясь вокруг, весь наглаженный с головы до ног и в начищенных до блеска ботинках ходит взад-вперед в парке в назначенном месте в трепетном ожидании: придет она или не придет? При этом беспрестанно поглядывал на часы, которые недавно подарили ему родители, и бережно держал за пазухой куртки небольшой букетик алых гвоздик. Но и это еще не все.
В его кармане была припасена заветная шоколадная плитка «Вдохновение», которую он купил по случаю в Москве, когда там был с матерью на вокзале, встречая своих бабушку и дедушку из Мордовии. И тут же на память пришла поездка их всех в Москву на Могилу Неизвестного солдата. Дед, отдавая должное почтение и честь, возложил букет цветов у Вечного огня.
А вот и его бой на ринге в спортивной секции бокса и победа на городских соревнованиях. Похороны отца, печальный день для них с мамой. Затем окончание школы и первые десять рублей, которые он радостно вручил дорогой маме, работая на каникулах на ж/д станции. Потом проводы в армию, которые устроила мать, чтобы все было как у людей. Хоть и трудновато ей было, но она все же сделала их, сказав при этом:
– Сынок, не перечь мне, так полагается, и не беспокойся!
В тот день у них в квартире собрались его лучшие дворовые и школьные друзья. Потом возращение из армии домой в родной дом… И до боли в сердце отозвалось и даже защемило, когда перед его глазами чередой пронеслись те годы, которые растравили сейчас его душу, одновременно наполнив ее радостью и тоской по ушедшим безвозвратно временам.
И уже в который раз стучит в мозгу: одна у него мать, одна у него и Родина! Родина как мать! И все тут! И находясь вдали от нее, это все больше и отчетливее понимаешь. Но как и куда вернуться?
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №225122700490