Два обета
Жанр: историческая мелодрама, драма.
Хронометраж: 45 мин.
Время действия: 1905-1957;годы.
Место действия: Российская Империя, Парагвай.
Аннотация: царский офицер Иван Беляев узнаёт, что его мать умерла после родов; умирает во время родов и его первая жена; он женится во второй раз, но даёт себе обет не иметь детей, чтобы не потерять вторую жену; в момент эвакуации из Новороссийска в конце гражданской войны у него не получается спасти человека и он даёт себе второй обет – помогать людям; эмигрирует в Парагвай и посвящает всю оставшуюся жизнь новой родине; сценарий заканчивается его торжественными похоронами.
СЦЕНА 1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ОКРЕСТНОСТИ. 1904-й. ДЕНЬ
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ГЕНЕРАЛ РУССКОЙ И ПАРАГВАЙСКОЙ АРМИЙ, 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), В ОКНЕ ВИДНЕЮТСЯ ПАЛЬМЫ И ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПТИЦЫ, КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ).
Я ехал в Петербург навестить больную тётю. Накануне был Императорский смотр и я едва успел к поезду, отходившему с дачной платформы ровно в семь. Зашёл в вагон и замер, увидев изящную молодую барышню в шляпке с цветком. На вид лет семнадцать. Ясные, голубые глаза смотрели приветливо, тёмные густые брови придавали личику черты твёрдости и прямоты, щёки горели нежным румянцем, а золотистые волосы на фоне прелестного белого личика казались бронзовыми. Рядом никого! Однако подойти к неземному видению мне казалось святотатством.
В вагон вошёл кавалерист Фоминицын, импозантно подошёл к барышне (Маруся) и, взяв под козырёк, попросился присесть рядом, но тут же извинился, заметив меня.
ФОМИНИЦЫН (развязно)
Здорово, батенька! Попытался было устроиться, да место, говорит, уже занято! Так я к Вам, благодетель мой. Как прелестна! Но подле неё определённо никого! Одна едет! О! вышла на площадку! Заговорить бы надо, да не знаю как.
БЕЛЯЕВ (язвительно)
Попросите закурить.
ФОМИНИЦЫН (обиженно)
Шутить изволите?
БЕЛЯЕВ (язвительно)
Тогда скажите, что сами хотели бы закурить, но боитесь лишиться её общества.
ФОМИНИЦЫН (радостно)
И то верно! Фоминицын идёт к девушке и сразу возвращается разочарованный) Сказала, ей сейчас на выход.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Я наблюдал в окно, как барышня спустилась на платформу и чувствовал, как душа наполнялась унынием и пустотой. Вышел на ступеньки вагона, но её уже не было на платформе и я с грустью смотрел на крыши дач. Зазвенел колокольчик вожатого и поезд тронулся. Я в отчаянии опустил голову и закрыл глаза. И вдруг голос!
БАРЫШНЯ (Маруся – первая жена Беляева)
Простите, но Вы так вылетите из вагона.
БЕЛЯЕВ
Крепко держусь. Ну хорошо, не буду, если Вы так переживаете за меня. Ведь переживаете, да?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Она поднялась в вагон и встала напротив, заложив руки за спину и не отводя от меня взгляда. Я почувствовал, как кровь приливает к сердцу и оно начинает отчаянно биться.
БЕЛЯЕВ (сильно волнуясь)
Я думал, Вы вышли.
МАРУСЯ
Еду в Дудергоф, но хотела сойти здесь, потому что пристал молодой офицер с пренеприятными манерами.
БЕЛЯЕВ (сильно волнуясь)
Я тоже Вам мешаю?
МАРУСЯ
Нет, с Вами не страшно, хотя вижу в первый раз.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Солнце, ослепляя, заходило за мелькавшие деревья, но я видел только белоснежное личико, вьющиеся локоны и милые, чистые глаза, а в Дудергофе забыл спросить имя и адрес, лишь представился, горячо поблагодарил за чудесный разговор и отчаянно смотрел вслед, пока барышня не исчезла в темноте посреди дач.
СЦЕНА 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ОФИЦЕРСКИЕ КАЗАРМЫ. 1904-й. ДЕНЬ
ОФИЦЕРЫ ИГРАЮТ В КАРТЫ. БЕЛЯЕВ ЛЕЖИТ В КРОВАТИ, БЕССМЫСЛЕННО СМОТРИТ В ПОТОЛОК.
СТЕФАНОВ (удивлённо)
Ваня, что с тобой? Влюблён?
БЕЛЯЕВ (отрешённо)
Да.
СТЕФАНОВ
Вот так чудо! В кого же?
БЕЛЯЕВ
Имени не знаю.
СТЕФАНОВ (заинтригован)
Прекрасная незнакомка? Где живёт? Едем немедля!
БЕЛЯЕВ
Если бы я знал… Сяду на коня, обскачу окрестности. Поможете?
СТЕФАНОВ
Вестовые, коней!
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Две недели поисков оказались напрасными и мы снова сели за карты. Я играл отрешённо, бросая без разбору, проигрывал все партии и деньги. Вдруг в комнату ворвался недавно прикомандированный к дивизиону портупей-юнкер Сергиевский, серьёзный и скромный, всегда стеснявшийся вмешиваться в наши офицерские разговоры. Но тут его будто подменили.
СЕРГИЕВСКИЙ (Беляеву)
Господин штабс-капитан! Нашёл!
БЕЛЯЕВ (роняет карты, робко)
Говори!
СЕРГИЕВСКИЙ (волнуясь)
Бродил по Дудергофу, спрашивал про барышню. Встретил кадета из Николаевского корпуса. Живёт с матерью, вдовой богатого генерала. Посулил ему кое-что от Вас и… Барышня квартирует в доме Иголкина, катается по озеру с дочерью хозяина, ездит в Петербург отправлять письма на бульваре между дачами и Дудергофским вокзалом, потому как брат её, судовой механик, служит в Порт-Артуре. Торопитесь, сударь!
БЕЛЯЕВ (кричит)
В седло!
СТЕФАНОВ (строго)
Ваня, ты старше меня, но в делах амурных болван карточный. Меня слушай!
СЦЕНА 3. ГОРОДОК ДУДЕРГОФ. 1904-Й. ДЕНЬ
БЕЛЯЕВ И СТЕФАНОВ НА БУЛЬВАРЕ ИЩУТ МАРУСЮ. ВДАЛЕКЕ ИДЁТ ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ В РУКЕ.
СТЕФАНОВ (Беляеву, волнуясь)
Она?!
БЕЛЯЕВ (волнуясь, внимательно рассматривает девушку)
Не она!
СТЕФАНОВ
Прозеваешь - не поправишь!.. Догоняй! Лицо посмотри!
БЕЛЯЕВ
Говорю же, не она. Ой, она! Она!!!
СТЕФАНОВ
За ней! (Марусе) Мадемуазель, позвольте представить сего чудака – Иван Беляев. В полку самый храбрый, а с барышнями робеет. Вань, теперь ты меня!
Беляев зачарованное смотрит на Марусю и молчит.
МАРУСЯ (скромно)
Маруся.
БЕЛЯЕВ
Вы на почту?
МАРУСЯ
Оттуда. Письмо получила.
БЕЛЯЕВ
На вокзале оркестр скоро заиграет. Может…
МАРУСЯ
Идёмте, а то дома скучно. Где же Ваш приятель?
Стефанов незаметно уходит.
БЕЛЯЕВ
Наверно, уже там.
МАРУСЯ (романтично)
Мне уже кажется, что мы с Вами так давно знакомы.
БЕЛЯЕВ (пафосно)
И не расстанемся никогда!
МАРУСЯ (грустно)
Но я не смогу стать Вашей женой!
БЕЛЯЕВ
Отчего же?
МАРУСЯ (грустно)
Закончила только четыре класса, отец - лесник в имении близ Вольмара, мама – по дому, со мной, сёстрами и внуками, а брат в Порт-Артуре. Дома вяжу на спицах, на камушке в лесу книги читаю. А Вы вон какой гвардейский офицер! Дворянин, сразу видно.
БЕЛЯЕВ (пафосно)
Наша любовь одолеет все преграды!
МАРУСЯ (романтично)
Ах, как была бы я счастлива! Тут знакомая дамочка, прелестная, как картинка, гуляет с молоденьким красавцем-кавалеристом. Любуюсь ими. Неужели и у меня будет настоящая любовь?!
БЕЛЯЕВ (пафосно)
Уже есть! Присядем на скамейку?
СЦЕНА 4. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1904-й. УТРО. БЕЛЯЕВ ЛЕЖИТ КРОВАТИ В СВОЕЙ КВАРТИРЕ, ДОВОЛЬНО ЖМУРИТСЯ ОТ ЯРКОГО СОЛНЦА
БЕЛЯЕВ (счастлив, думает про себя)
Я люблю и любим! Ничто не может сравниться с небесною радостью, которую испытываешь в осознании, что все мысли и дела твои принадлежат тому, кто любит тебя более всего на свете, для кого весь мир наполнен любовью к тебе!
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Мы решили оставить наши отношения в тайне от всех, кроме особо доверенных лиц. Я даже не ездил к Марусе на дачу, чтобы хозяева не заподорзили. На рыжем, почти чистокровном жеребце Ваверлее я подъезжал с вестовым к заветному камушку. Маруся садилась ко мне в седло и мы вместе исчезали в тенистых лесах Коерова, скакали по высокой ржи под Александровкой и косогорам Дудергофа и Киргофа. В сентябре Маруся сняла комнатку в городе. Я навещал её через день и вскоре из казармы переехал в квартиру брата, перебиравшегося к невесте. Маруся приходила обедать и оставалась до вечера. Готовил и убирался мой денщик Ворона, поверенный в наших амурных делах. Чтобы помочь Марусе с образованием, я хлопотал о приличном пансионе для неё. Познакомил с отцом и братом. Оба пришли в сердечное умиление при виде прелестной красавицы. Отец тайно от мачехи купил для нас мебель, назвал Марусю “милой доченькой” и уехал к командиру бригады хлопотать о разрешении на брак. Герцог Макленбургский был многим обязан моему отцу, но суровый генерал;лейтенант Баумгартен оставался низкого мнения о его артиллерийских способностях и герцог, опасаясь за своё положение, принял формальную сторону.
ГЕРЦОГ МАКЛЕНБУРГСКИЙ (отцу Беляева, важно, строго)
Ваш сын - офицер, гвардеец, дворянин из достойной семьи. Может жениться только на девушке достойного происхождения.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Между тем год назад мой приятель Макеев женился на дочери пивовара из Риги, а герцог не возражал. Я попробовал устроить удочерение Маруси в приличной семье, но не получилось. Свадьбу отложили, а летом она уехала в Леонтьевское с Махочкой и Ангелиночкой. А осенью меня командировали провести перепись в родном Гдовском уезде. У железной дороги недалеко от Луги заметил новую церковь.
НАСТОЯТЕЛЬ ЦЕРКВИ (Беляеву, глядя на церковь, жалобно)
Гордость моя и несчастие несказанное. Уже заканчивали работы, как украли деньги. Отдал все сбережения, но всё равно остался должен. От сего жена захворала и дитя за ней. Нужда крайняя, безгрошовая! Прихожане предлагали помощь, но я ведь знаю потом укорять будут.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ, КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Я предложил нужную сумму и попросил о тайном венчании. Снял в Петербурге уютную квартиру в три комнаты, привёз мебель и прислугу Машу из Леонтьевского, так как мой денщик Ворона ушёл в запас, а другого я брать не хотел, чтобы не разглашать тайну. Туманным октябрьским утром в тусклом свете фонарей я отправился в казармы просить отпуск. Во дворе было тихо, но поднимаясь по лестнице, я услышал шум и оживление в казарме. На лестнице ожидал фельдфебель Ивко.
ИВКО (нервно)
Ваше высокоблагородие! Начальник артиллерии спрашил о Вас. Бунт! Объявлена мобилизация. Вы назначены командиром. Генерал Хитрово только что убыл в 4-ю батарею. Успеете нагнать.
Беляев бегом спускается по лестнице, догоняет во дворе генерала Хитрово)
БЕЛЯЕВ (беспокойно)
Ваше превосходительство!
ХИТРОВО (вежливо)
Иван Тимофеевич, милейший, волнения в Финляндии, мобилизован сводный гвардейский отряд генерала Щербачёва, преображенцы и павловцы сведены в батальон, усилены нашей батареей. Командуйте!
БЕЛЯЕВ (потерянно)
Я?.. Как же так?.. А полковник Шульман?
ХИТРОВО
Заболеть изволил.
БЕЛЯЕВ (неуверенно)
Но я самый младший по званию…
ХИТРОВО (пафосно)
Кому же, как не Вам, милейший?
БЕЛЯЕВ (сомневаясь)
На законном основании?
ХИТРОВО (пафосно)
На самом наизаконнейшем! Получите пополнение от гвардейских батарей и на Финляндский вокзал. А пока мобилизуется гвардейский корпус, отвечаете и за столицу.
Беляев прибегает в канцелярию. Полковник Шульман в кабинете дымит сигарой, офицеры поспешно собираются, выбегают во двор, строятся у ворот на выход из бригадного двора, но вестовой приносит приказ ожидать до нового распоряжения. Беляев бежит к Марусе сообщить о срочном задании. застаёт её в слезах.
МАРУСЯ (рыдает)
Ванечка, гдовский настоятель утонул с семьёй на переправе через Волхов!
БЕЛЯЕВ (крестится)
Господи, помилуй… Я срочно отбываю. Переезжай ко мне вместе с Машей.
Беляев бежит обратно в казармы. вестовой вручает ему депешу:
“Отряду спешно погрузиться на Балтийском вокзале, восстановить сообщение с Государем и идти на Ораниенбаум. Кронштадт горит. Комендант оказывает отчаянное сопротивление с тремя ротами пехоты против 20 взбунтовавшихся экипажей. Немедленно исполняйте.”
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Разоружение шло медленно, но без столкновений, лишь в трёх случаях пришлось навести орудия. Трое суток я провёл на улицах и в казармах. Бунт был подавлен. В ночь на 5-е ноября получили приказ грузиться обратно. Шёл домой ночью, один, по мокрым тротуарам. Не оставляло предчувствие, что смута не закончится с окончанием мятежного 1905-го года.
СЦЕНА 5. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. НОЯБРЬ 1906-го. БЕЛЯЕВ В КВАРТИРЕ У МАРУСИ
БЕЛЯЕВ (Марусе, пафосно)
Венчаться! В самой глухой деревне! Не завтра, так послезавтра!
МАРУСЯ (счастливо)
Непременно, а пока ложись, третий час уже.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Мне снилась свадьба брата Миши в Леонтьевском. На санях по заснеженным полям мы мчались через сосновый бор. Снега столько, что не видно ни одной иголки. Миша женится! Счастье какое! А вокруг такая красота, что душа радуется и за него, и за родные места. Но в пустом доме холоднее, чем на улице, протоплены только две комнаты для молодых. Переодевшись, мы мчимся в церковь, построенную купцом Хроповым на высоком бугре за еловой рощей. Священник из уважения к нашей семье так затянул службу, что окоченели руки с золотыми венцами и замёрзло шампанское под овчиной в санях. На обратном пути на краю оврага ямщик “на счастье” вывалил молодых в глубокий снег. Дома мы отогрели шампанское, открыли без хлопка, раздался звон бокалов, смех и снова мы помчались по родным полям и косогорам при полной Луне.
СЦЕНА 6. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 1906-й
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
В восемь утра я уже был в канцелярии, оформлял двухдневный отпуск. Шульман, к счастью, отсутствовал. На батарее встретил Сергиевского и Стефанова с повязкой на голове.
СЕРГИЕВСКИЙ (показывает на Стефанова)
При выгрузке упал в открытый люк.
БЕЛЯЕВ
За мной, в Леонтьевское!
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Маруся уложила в чемоданы подвенечное платье и парадный костюм. Через шесть часов на поезде мы прибыли в Нарву и на тройке по первой пороше отправились в моё родное Леонтьевское. Усадьба светилась огнями. Пока местная учительница одевала Марусю, я побежал в церковь. Сбылось недоброе предчувствие - батюшка забыл протопить. Окна заиндевели, морозно как на улице, ледяной пол будто слился с ногами. Пришлось надеть валенки. Пытаясь сгладить оплошность, батюшка венчал торжественно, неторопливо, растянув службу на три часа. Отогревались в его протопленной горнице. Налив шампанское, Сергиевский закричал “горько”.
КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА КРАТКО ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
В Петербурге штабной писарь показал мне секретный запрос командующего гвардией Великого Князя о тайных браках офицеров. Он сам недавно обвенчался без огласки и теперь интересовался, кто ещё мог так поступить, надеясь оправдаться, если откроется тайна. В бригаде нашли офицеров в постоянных отношениях с дамами низкого сословия, но женатых церковным браком не оказалось.
БЕЛЯЕВ
Маруся, подготовь квартиру и место в гардеробе. Предчувствую, пришлют с проверкой капитана Свидерского-Пономаревского.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА КРАТКО ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
После обеда в дверь позвонили в дверь.
СВИДЕРСКИЙ-ПОНОМАРЕСКИЙ
Вот, решился навестить, так сказать. Уютно. Столовая?
БЕЛЯЕВ
Да. Направо мой кабинет. На кушетке спит отец, когда приезжает из Кронштадта. Просела пружина, но уверяет, что ямка доставляет величайший комфорт. Спальня. Прошу!
СВИДЕРСКИЙ-ПОНОМАРЕСКИЙ
Мило. Портрет батюшки? А это? Дама сердца? В отношениях?
БЕЛЯЕВ
Мама. Скончалась через пять дней после моего рождения.
СВИДЕРСКИЙ-ПОНОМАРЕСКИЙ
Простите великодушно. Я, собственно, на минуту. Прощайте.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА КРАТКО ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
У Маруси оказалась тяжёлая беременность. Лето мы провели в Леонтьевском на свежем воздухе, а весной целый месяц в Красной Поляне, но Марусе лучше не стало и я выпросил недельный отпуск, чтобы снова отвезти её в Леонтьевское, но было уже поздно. Она умерла при родах.
МАРУСЯ (Беляеву)
Умереть не страшно. Переживаю только за тебя. Как ты один будешь?
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Не прожив двух лет в браке, я потерял жену и ребёнка. Вспомнилось с особой остротой, что и мама умерла через пять дней после моего рождения. Тогда я поклялся никогда не иметь детей, чтобы из-за меня больше не умерла ни одна женщина.
СЦЕНА 7. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ДЕКАБРЬ 1907-ГО. ПОЧТАМТ
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА КРАТКО ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
После смерти Маруси я не находил покоя. Отводил душу с сестрой и братом Мишей. Переехал к брату Сергею, как просила Маруся перед смертью.
Офицеры и солдаты искренне сочувствовали, но вне службы я испытывал крайнее одиночество. Хотелось умереть или уехать на край земли, но парагвайского представительства в Петербурге не оказалось, а Мексика и Филиппины отказали.
Тёмным декабрьским днём 1907-го я пошёл на почту в Сапёрном переулке, откуда когда-то посылал Марусе письма и посылки. Работали только две барышни. Одна смотрела на мня, не отводя глаз даже когда разговаривала с соседкой. Я вспомнил, что раньше она работала этажом выше, но ничем не привлекла моего внимания. Теперь же казалась родной и близкой. Выходя, я невольно обернулся. Она продолжала смотреть на меня и улыбнулась.
БЕЛЯЕВ (швейцару на парадной лестницу)
Кто эта барышня?
ШВЕЙЦАР
Не могу-с доложить. О ней все спрашивают, но сказывать не велено. Провожаю через чёрный ход. Извольте видеть. (швейцар показывает на тёмные мужские силуэты по углам улицы)
БЕЛЯЕВ
Вижу, ты из солдат, поймёшь меня, офицера. Я не волокита. Должен узнать, кто она и где живет! Будет моею!
ШВЕЙЦАР
Вижу, из благородных будете! Зовут Александра Александровна Захарова, а живёт-с в Басковом переулке, на третьем этаже второго дома от Бассейной. Помоги Вам Бог!
СЦЕНА 8. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ДЕКАБРЬ 1907-ГО. ПОЧТАМТ
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА КРАТКО ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Утром без семи восемь я шёл по Бассейной… Она! В норковой шубке со зверьками на шее. Догнал у самого входа на почту.
БЕЛЯЕВ (вежливо)
Простите, что осмеливаюсь... В котором часу открывается ваше заведение?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (радостно)
Ровно в восемь. Опаздываю!
БЕЛЯЕВ (решительно)
Не хочу более потерять Вас из виду! Вот моя карточка. Никто не скажет худого слова. Где могу встретить Вас? В театре, на балу, у знакомых?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
К родителям ни за что! В других местах не знаю, когда буду. Уже опоздала, простите!
БЕЛЯЕВ
Где и когда увижу Вас?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Так и быть! Послезавтра, в пять вечера, здесь.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Послезавтра было особенно холодно и я закутал её ладони своим башлыком:
БЕЛЯЕВ
Согласны стать моей женой?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (смущённо)
Совсем не знаю Вас!
БЕЛЯЕВ (искренне)
Весь пред Вами! Недавно потерял любимую жену и раз жизнь не оставляет меня, а смерть не находит, то не могу оставаться один. Будьте моею! Клянусь, буду беречь, никогда не обману! Верите?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (смущённо)
Не знаю почему, но верю. Но что скажет общество? Разве не посмеются над нами?
БЕЛЯЕВ
А мы посмеёмся над ними, от радости и счастья.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (смущённо)
Как Вас зовут?
БЕЛЯЕВ
Иван.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (эмоционально)
Боже мой! Няня говорила, что выйду за Ивана и притом за вдовца! Когда увидела Вас год назад, постаралась узнать кто Вы и даже отказала многим, решив ждать Вас целый год. Год прошёл и Вы пришли!
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Мы стали видеться каждый день. Однажды я застал её в слезах.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (рыдая)
Смотри, какое гадкое письмо от тёти! Нашла мне богатого жениха, а если не соглашусь, лишит наследства!
БЕЛЯЕВ
Не переживай. Нам хватит моего жалования, а остальное Господь пошлёт.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Мы отправились к моему отцу, когда мачехи не было дома. Он подарил Але Евангелие, посадил на оттоманку и завёл сердечный разговор. Потом мы пошли к её родителям. Александр Андреевич начал нахваливать свой дочь.
АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ (Беляеву, самодовольно)
Женихи толпятся, всё графы, князья, доктора да инженеры. Не отдам за кого попало. Вы каких кровей будете?
СЦЕНА 9. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. МАЙ 1908-го
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Наконец я получил положительное решение офицерского суда чести на пристойность брака. Начались предсвадебные хлопоты и 20-го мая настал желанный день. По обычаю, я не видел невесту с самого утра. В парадной форме присутствовала вся моя бригада. Мой брат Тимофей в роскошном автомобиле повёз меня заневестой. Запели “Гряди, голубица” и вышла Аля в серебристой фате. Подошли к аналою, раздалось “Исайя, ликуй” и Алины щёки вспыхнули ярким румянцем, а лицо засияло лучезарной улыбкой. А утром, любуясь чудной панорамой Дудергофского озера, мы с ней предались вспоминаниям.
БЕЛЯЕВ
Ты жила на Вороньей горе? Ходила за водой к ключам? Значит, я видел тебя ещё ребёнком.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Подростком. Я была худенькая, заплетала две косы.
БЕЛЯЕВ
Так это ты! Прелестное личико с тёмными глазами и густыми бровями.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Да, а потом мы жили на Кавелахтах.
БЕЛЯЕВ
И там помню тебя! Бежала по улице, кричала мальчику “Коля, Коля, не отставай!”
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Брат мой.
БЕЛЯЕВ
Поздней осенью мы гуляли в Кавелахтах. На дачах никого, лишь в садике перед домиком юная барышня с книжкой на коленях, смотрела на нас тёмными глазами.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Снова я! Мы по дороге окрест озера ходили на Фабриканку в торговые бани. Как-то свернули в улицу и на красивом скакуне пронёсся молодой офицер. Перескочил через страшный ров и исчез в Военном поле.
БЕЛЯЕВ
Я! Едва поставил ногу в стремя, как мимо пронёсся кабриолет с двумя шикарными дамами. Скакать за ними по дуговой дороге неудобно, а перегонять ещё хуже. Решил напрямик. Избегал брать барьеры, берёг ноги коня, но тут меня захватило. Поскакал широким галопом и махом через ров. Догнал кабриолет, отсалютовал дамам и умчался в Военное поле.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Мимо меня пронеслось счастье! На Дудергофском вокзале мы провожали Гугочку Бере, уезжал на войну в Маньчжурию. Катя увидела тебя: “Смотри, тот офицер, что промчался сумасшедшим галопом”, но ты уже исчез.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
На следующее утро сидя на постели в матине и лёгких туфельках, Аля взяла меня за рукав мундира.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Подожди, хочу рассказать сон. Сижу на скамеечке, что ближе всех к домику Петра Великого на холме Дудергофа, вдруг подходит твоя Маруся, светлая, радостная, обнимает и говорит: “Отдаю тебе Ваню. Береги.”
БЕЛЯЕВ
Как же ты узнала её? Никогда не видела!
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Она жила на даче Иголкина, а мы с Гугочкой гуляли там. Всегда говорила мне приятное. Однажды сказала, что безумно счастлива, потому что у неё чудный жених, офицер. Шёл дождь и я дала ей зонтик дойти до дома.
БЕЛЯЕВ
Так это про тебя она мне рассказывала! И зонтик показала! Но почему ты раньше не открылась?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Не хотела волновать. Видела, как ты переживаешь её смерть. Но теперь будь спокоен. Она сама соединила нас своею любовью.
БЕЛЯЕВ (долго молчит, говорит неуверенно)
Она умерла во время родов. Моя мама тоже, родив меня. Я дал себе обет не иметь детей. Не хочу, чтобы женщина умирали из-за меня.
Александра Александровна с любовью смотрит на него.
СЦЕНА 10. НОВОРОССИЙСК. ПОРТ. 25 МАРТА 1920-го. ЭВАКУАЦИЯ БЕЛЫХ АРМИЙ В КОНЦЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Дым, крики, суетящиеся люди; залпы артиллерии Красной Армии вдалеке. Камера приближается: женщины и дети поднимаются на пароход; солдаты и офицеры стоят на пристани, провожают.
Крупные планы:
мать прижимает к груди младенца, оглядывается на мужа;
девочка тянет руку к отцу, тот машет в ответ;
офицер целует крест, кланяется, отходит.
Звук: гул толпы, скрип трапов, команды, далёкие выстрелы.
Общий план: переполненный пароход у пристани.
Камера приближается к пароходу.
Крупный план: Беляев стоит на палубе прямо перед трапом, места больше нет; трап медленно убирают.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
25-го марта 1920-го мы покидали Родину навсегда. Это был последний пароход из Новороссийска. В сражениях и отступлениях я потерял жену. Не знал, где она, найду ли...
Камера показывает пустую пристань. На орловских рысаках въезжают два всадника в гражданской одежде.
БЕЛЯЕВ (эмоционально, думает про себя)
Орловские конезаводчики! Отец с сыном! Как их фамилия?..
ОТЕЦ (кричит капитану корабля)
Умоляю, возьмите нас с лошадьми! Сохраним породу! (всадники мечутся перед трапом) Умоляю возьмите! Дело всей жизни! Не отдам красным!
КАПИТАН КОРАБЛЯ (слышится его голос сверху в рупор)
Возьму только одного! Человека!!!
Отец и сын спешиваются, обнимаются. Отец заставляет сына сесть на пароход. Тот запрыгивает к Беляеву. Беляев хватает его, не даёт упасть в воду, держит одной рукой, другую тянет к отцу.
БЕЛЯЕВ
Прыгайте!
Но расстояние уже слишком большое. Отец в отчаянии смотрит на сына. Сын рыдает в руках у Беляева, пытается вырваться и прыгнуть к отцу, но Беляев не пускает. Отец достаёт револьвер, идёт к лошадям и стреляет им в голову, потом встаёт на колени лицом к пароходу, приставляет револьвер к виску.
ОТЕЦ (кричит)
Живи, сынок!
Стреляет себе в висок.
Крупный план: лица сына и Беляева, они в шоке, сын начинает истерично рыдать, пытается выпрыгнуть на пристань, но Беляев его удерживает. Корабль медленно уходит в море. На пристани трупы отца и двух коней.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ИВАН ТИМОФЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, ЕМУ УЖЕ 80 ЛЕТ, ПИШЕТ ВОСПОМИНАНИЯ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ В ДОМЕ В АСУНСЬОНЕ (ПАРАГВАЙ), КАМЕРА ПОКАЗЫВАЕТ ЕГО РАССКАЗ):
Тогда я дал себе второй обет: помогать людям, даже если придётся положить свою жизнь.
СЦЕНА 11. АСУНСЬОН. ПАРАГВАЙ. НАЧАЛО 1950-х. КАБИНЕТ ИВАНА ТИМОФЕЕВИЧА БЕЛЯЕВА.
Крупный план: трагичное лицо Беляева; он закрывает толстую тетрадь воспоминаний, встаёт из-за стола, смотрит на свои два генеральских мундира – русский и парагвайский, на фотографии на стенах – он в экспедициях и перед школами с индейцами, на войне с Боливией. Выходит из кабинета в зал. Из кухни выходит его жена Александра Александровна, уже старенькая. С улицы слышатся голоса.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Ванечка, они уже пришли.
БЕЛЯЕВ
Слышу. У нас всё готово?
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА
Как всегда.
БЕЛЯЕВ
Вот и славно.
Беляев идёт к калитке, открывает, заходят два десятка полуголых индейцев. Беляевы их кормят и дают уроки. Индейцы с восхищением смотрят на них.
СЦЕНА 11. АСУНСЬОН, ПАРАГВАЙ. 1957-й. ПОХОРОНЫ БЕЛЯЕВА.
Камера показывает толпу перед домом Беляевых: русские и парагвайские офицеры и генералы, гражданские, индейцы, фотограф. Из дома выносят гроб с телом Беляева, несут в русскую церковь, священник совершает панихиду. Начинается сильный ливень. Гроб несут на военный корабль, везут по реке на остров. Корабль даёт залпы из всех орудий. Индейцы несут гроб на плечах, парагвайский генерал произносит прощальную речь на испанском, хоронят, кладут венки, из камней выкладывают надпись “Здесь лежит Белиаефф”. Все уходят, остаются только индейцы – строят шалаши, устраиваются в них, прячась от ливня, трагично смотрят на могилу Беляева. Камера удаляется, показывая остров и уходящий по реке военный корабль.
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №225122700650