Оханатуда - пьеса и сценарий спектакля

Пьеса показывающая как люди привыкшие сидеть-лежать перед интернетом становятся трудовыми людьми. Первый спектакль по ней поставлен в 2023 году. Название именно Оханатуда.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: городские люди 15-40 летнего возраста.

ОБЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ - летнее.

НАЧАЛО - Бегущая строка всю сцену с появляющимся по строкам текстом: Многие ждали этого дня, но некоторые уже знали, что делать. Складно началось превращение человека, жаждущего в человека трудолюбивого. Накануне путём общего голосования, было принято решение: ОТКЛЮЧИТЬ ИНТЕРНЕТ

СЦЕНА: Включается шум улицы. На сцену выбегают ликующие несколько человек с криками: Ура свершилось! Интернета больше нет! Да! Ура! Ура ! Ура!
Звуки становятся тише…

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: На улицу (сцену) стягиваются ленивые, но небезнадежные люди справа (вторым планом) и передовики слева (первым планом). Кот-то зевая осматривает улицу, а кто-то испугано смотрит в свой телефон и пытается отправить хоть какое-то сообщение. 
Вдруг издали показались темные силуэты, с каждым шагом становясь всё ближе и ближе. Это кожаные пиджаки. Судя по их серьезным и уверенным лицам, они явно понимают суть происходящего. Они то и дело вежливо приглашают идти зевак за собой!

СЦЕНА: Дневной шум уходит, наступает вечер (плавно выключается свет, включаются звуки, символизирующие ночь).

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Зажигается костер (перед пустой будкой). Словно маленькие светлячки на огонь из-под завалов начинают выползать люди, которых не увели за собой кожаные пиджаки, аккуратно рассаживаются вокруг костра и начинают между собой шушукаться.

НИНА: «А кто-нибудь в курсе, что произошло?»

ОЛЕГ: «К сожалению никаких сведений не имею»

АЛЕКСЕЙ: «Такое ощущение, что произошло что-то очень важное. Куда все ушли? Куда все ушли-то?»

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Вдруг к костру подошел очень счастливый и неравнодушный гражданин, сжимая свой карман, окинул всех взглядом, будто переживал, все ли его видят и слышат. Завязался разговор.

АЛИНА: «Э-э брат! Там пиджаки такое дают! Смотрите! В интернете такого не было!» (достает из кармана и поднимая вверх показывает всем красную корочку)

НИНА: «Что это такое? Что там?»

ОЛЕГ: «Зачем это? (как будто думают на что можно выменять эту штуку и понять её ценность)

АЛИНА: «А луче будет если вы сами пойдёте и всё узнаете! Это на площади выдают!» (машет всем корочкой и убегает)

СЦЕНА: Тухнет костёр, гаснет свет.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Остыл костер, уснули и люди, и их заботы, чтобы набрать сил для завтрашнего дня. Что за красные корочки и что еще за бюро появилось? Это нам еще предстоит выяснить, как только наступит утро и вновь появятся кожаные пиджаки.
Ах вот же они, торопятся сделать свои важные дела. Они ведут разъяснительную работу с гражданами и приглашают их присоединиться к великому началу!

СЦЕНА: Светлый день. Пространство похожее на площадку перед входом в учреждение. Стол, за которым сидит девушка, с журналом для регистрации и удостоверениями. Можно над столом надпись: «Бюро выдачи документов». На сцену подходят полные энергии люди и с опаской спрашивают.

ДЕВУШКА ЗА СТОЛОМ: «Подходите, подходите! Получите по труду! Труд найдётся каждому!»

НАТАША: «А это еще что такое?»

ДЕВУШКА ЗА СТОЛОМ: «Эээ, так просто не объяснишь! Вот пройдут года, узнаешь! А пока вот тебе анкета, бери и заполняй, а вот тут снизу подпись свою не забудь!» (пиджак отдает советскому человеку 1 красную корочку)

ОЛЯ: «И мне, и мне дайте тоже!»

НИНА: «Мне тоже!»

ТОЛПА ЛЮДЕЙ: «Нам тоже!»

НА СЦЕНЕ: Девушка за столом всем раздаёт красные корочки

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: И вот довольные и счастливые люди убегают вглубь улицы (сцены). А ведь они еще даже не осознают, какое сокровище держат в своих руках.

СЦЕНА: Люди, которые ушли со сцены, переодеваются в одежду разных рабочих, берут различные инструменты и возвращаются на сцену. Сцена поделена на две равные части. В центре сцены стоит будка охранника. Два грузчика-плотника носят мешки туда-сюда в пределах своей зоны. Кто-то рассуждает возле журналов и чертежей, кто-то снимает кино и тычет камерой в тех, кто трудится, кто-то поднимает груз на кране (блок с веревкой), кто-то красит валиком с длинной ручкой, кто-то что-то ремонтирует гаечным ключом, кто-то перетаскивает груз по сцене при помощи веревки, а кто-то подметает метлой дворника.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Много ненужного надо убрать и ещё больше нужного нужно создать! Время такое настало – шанс такой людям дан! Да здравствует трудовая слава, прошел человек сквозь туман!

СЦЕНА: Маляр со стороны передовиков усердно красит свой участок, в то время как маляр с другой стороны делает всё как попало, особо не стараясь и не напрягаясь. Дальше передовой маляр переходит в центр сцены и красит будку охранника с левой стороны, а охранник возмущается.

ОХРАННИК: «Эй, эй, эй, ты чего это делаешь?»

АЛИНА – Передовой маляр: «Улучшаю! Цвет в жизнь добавляю!»

СЦЕНА: В это же время дворник с правой (ленивой стороны) неуклюже заходит на левую сторону и там машет веником.

ОЛЯ – Передовой дворник: «А что это ты тут делаешь,

НАТАША – Ленивый дворник: «Метлой машу, что невидно… У меня на это документ имеется!»

ОЛЯ – Передовой дворник: «Ты же у меня труд воруешь!»

НАТАША – Ленивый дворник: «Ничего я не ворую, я мету!»

СЦЕНА: Появляется охранник, подходит к передовому дворнику и обращается к нему.

ОХРАННИК: «Чудак-человек, что же тут плохого, пусть машет метой! Сядь да сиди, пока ему не надоест! Не переживай!»

ОЛЯ – Передовой дворник: «А вы, гражданин, собственно, чем занимаетесь?»

ОХРАННИК: «Да ничем пока не занимаюсь, вот чем заняться ищу. Там походил, тут поискал…»

СЦЕНА: Обрадовавшиеся маляры и дворники переглянусь между собой, подмигнули друг другу, подошли к охраннику и взяли его за плечи, чтобы отвести к будке.

АЛИНА – Передовой маляр: «Будет тебе дело! Будешь вот тут сидеть и наш труд охранять, чтоб никто его не воровал!»

ОХРАННИК: Сидеть и смотреть? На это я согласен! Это я умею! Как говорят «От каждого по его способностям, каждому по его труду»

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Теперь охранник внимательно смотрит за обеими частями и грозит указательным пальцем тому, кто заступает на чужую территорию. (танцуя)
Вскоре солнце взбирается на свою наивысшую точку (зенит), призывая своими яркими лучами к обеду (чуть светлеет, звуки дня). Раздается призыв к обеду:
«Внимание! Добрый день, мастеровитый народ! Время обеда! Желаем всем приятного аппетита!»

СЦЕНА: Обе половины сцены достают свои пищевые наборы, каждая сторона радостно позвала к себе охранника. Охранник выбрал одну из сторон и присоединился к ним. Начался прием пищи.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Каким приятным может показаться обед во время дня, насыщенного полезными делами. От чего же удовольствие на лицах людей? От вкуса обеда после труда или от вкуса обеда в середине дня. Как много ещё предстоит понять...

СЦЕНА: Люди расходятся, охранник идет в будку и бурчит себе под нос.

ОХРАННИК: «Я, оказывается, могу такое важное дело делать, следить за трудом и охранять его!

СЦЕНА: После обеда люди с левой (передовой) стороны выходят и готовятся приступать к своим обязанностям, после этого берутся за свои инструменты и уверенно приступают к работе. Люди с правой (ленивой) стороны в это время выходят, зевают, потягиваются, борются со сном, видно сильно разморило после вкусного обеда.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Известно, что счастье достается тому, кто много трудится. Видно, именно этим принципом руководствуются наши трудолюбивые передовики! Кажется, кто-то не согласен мириться с ленью своих соседей… Что же они задумали?

СЦЕНА: Передовой дворник и передовой маляр тихонько подходят к охраннику.

АЛИНА – Передовой маляр: «Псс.., тихо, тихо, не привлекай внимание…»

ОХРАННИК: «Чего нужно?» (шепотом отвечает охранник)

ОЛЯ – Передовой дворник: У них там столько труда попусту пропадает, если мы его сделаем они и не заметят. А мы смотри как старательно можем трудится

СЦЕНА: Охранник одобрительно кивает. Жестами выражает своё согласие. Передовой дворник продолжает подметать и понемногу заходить на чужую территорию. Маляр в это же самое время продолжает уже подкрашивать чужую сторону. А на правой (ленивой стороне) ленивый дворник и ленивый маляр сидят и клюют носом, борясь со сном.

НИНА - Ленивый маляр: «Ох как хорошо, дремать после обеда!»

НАТАША – Ленивый дворник: «Точно! Труд - он как воздух, он завсегда имеется. А вот дремота, она пройти может если не держатся за подушку.»

ОЛЯ – Передовой дворник: Слыхали?!  Труд - он как светлый день! Как интересная жизнь. Его никак проспать нельзя!

СЦЕНА: Люди с левой (передовой) стороны возвращается к служащей Насте (пиджаку) и получают медали на шею, такие награды выдают за добытый на другой стороне труд. Все полученные награды работники торжественно дарят охраннику, надевая их ему на шею.
Следом они (передовики) идут и берут в оборот тех, кто одеты в профессии с правой (ленивой) стороны, забирают их на свою территорию, вместе начинают трудиться с удовольствием.
На левой (ленивой) стороне все еще остаются несколько человек, которые по-прежнему ничего не делают. Сидят один возле другого и скучают.

СЦЕНА: Далее вечереет (тускнеет свет, звуки вечера). Раздается призыв от Голоса за кадром:
«Добрый вечер мастеровитый народ! Время ужина! Желаем всем приятного аппетита!»

ГОЛОС ЗА КАДРОМ: В труде дни пролетают незаметно, туманный взгляд становится яснее, труд наш сегодняшний – он наше завтра, он наша сущность смысл наш и еда!

СЦЕНА: Новоиспеченные передовики начинают раскладывать ужин и нести его ленивым. Ленивые уплетают его сидя, передовики едят стоя. А охранник надумал пододвинуть свою будку ближе к ленивым и стал есть еду вместе с ними.

СЦЕНА: Наступает ночь (плавно выключается свет, включаются звуки, символизирующие ночь). Все кроме ленивых и охранника уходят вглубь. На переднем плане остается охранник со своими размышлениями вслух.
В это время Ленивые начинают краситься, одежду украшать, выгибать воротнички, сапожки подворачивать. Кто-то укладывается на пол, чтобы спать.

ОХРАННИК: «Как же хорошо есть в дружной трудовой компании, а не одному-одинёшенька, так и аппетит лучше и еда вкуснее кажется!»

СЦЕНА: Наступает утро (плавно включается свет, включаются звуки, символизирующие утро). Будка охранника стоит правее центра сцены. С левой стороны (передовой) люди активно делают зарядку, а с правой (ленивой) стороны люди лежат по парочкам и потягиваются от безделья. Передовики выполняют у себя работу и начинают продвигаться к ленивой стороне, чтобы там тоже сделать работу. Им мешают лежащие граждане, которых дворник задевает метлой. Тут подходят передовые грузчики и начинают выносить на край сцены всех лежащих граждан словно мешки, охранника вместе с будкой уносят на край левой (передовой) стороны.
Довольные передовики стали радоваться чувству наведенного порядка, но радость продлилась недолго. Они начали слоняться из стороны в сторону, будто у них началась ломка по труду.

ОЛЯ - Передовой дворник: «Нам нужен труд! И я знаю, где мы его раньше брали!» (показывает пальцем на охранника).

ПЕРЕДОВИКИ (можно хором): «Эй, дорогой человек! Где труд? Нам нужен труд!» (подходят и стучат пальцами по будке охранника).

СЦЕНА: Охранник в сонном состоянии, не в силах что-либо вымолвить, указывает пальцами обеих рук на тех, кто валяется лентяями.
Передовики смекают, что нужно делать. Передовики по очереди идут к полулежащим людям, приводят их в чувство, затем их поднимают, потянув за руки и заводят за ширму по одному.
Проходя через ширму, происходит преображение ленивца в аккуратного и красивого передовика. После всех ленивцев, такое же действие проделывают с охранником. Теперь все красивые и радостные вместе со своими инструментами труда выстраиваются в одну линию. Включается марш энтузиастов, линейка делает шаг вперед, на зрителя. Ещё шаг, ещё шаг. Это даже пугает как будто. Зритель должен понять, что он в хорошем смысле обречён тоже стать передовиком.
Линейка отступает назад постепенно, люди в линейке улыбаются, показывая всем своим видом что благодарны за внимание и уходят со сцены.

Это конец спектакля
(или начало новой жизни зрителей – вот в чём вопрос)))

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕСНИ ДЛЯ ФОНА: Свадебный марш, Марш энтузиастов, Дорожная, Рассветы, Закаты, тема из к/ф Труфальдино из Бергамо.


Рецензии