Осторожно - гений!

Я – Мессия, Я – Вседержитель света.
Творец и Гений скромный всех веков,
На всё готовый дать свои ответы,
Порвавший гнёт всех унизительных оков
Тех дней Предшествия – суровых  и  суетных -
Когда же тайно накопил  заряд
Той тщетной мудрости, с которой незаметно,
Как с метастазами  в душе  уж распроститься рад.
Или нет рад?  – Не знаю.
Не знаю ничего. Я просто пуст…
ВГ   http://proza.ru/2023/10/25/825

Преамбула:  с возрастом становится можно всё, что ещё можется.

                Надо же теперь сознаться и в том, что в последнее время писательский зуд всё реже посещает мои органы движения, хотя где-то в недрах подсознания ещё и вспыхивает огонь, да языками смыслов начинает облизывать задымленный котелок, в котором взбулькивают обрывки сюжетов то одного, то другого проекта. Несколько их так и остаются недоваренными; лишь иногда к ним добавляется обнаруживаемый ни с того ни сего контент, оказывающийся в самый раз общей компании будущего сочинения. Всё чаще я думаю: как же это хорошо, что зовут меня просто Виктор, а не ВиктОр да ещё и Гюго, и, уж тем более не Марсель Пруст, да Томас Манн и многия другие из их числа. Эти-то сочинили такое, что и спустя века, читатель, очумелый новыми веяниями в литературе, да и вообще в медийной сфере, вдруг да откроет в себе остатки способности тонуть до потери сознания в волнах писательского мастерства.
                Смешно при этом возомнить и себя писателем, хотя и относительной ещё пока свободы. Тем более что грядёт на наши берега правовая новелла, формализующая условия обретения права называться писателем. И что будет тогда с неаттестованными графоманами без лицензии…   Знак вопроса!
                Да и оно мне надо? – эти безудержные административные игры. Я и к читателю-то отношусь изуверски. Читать или нет пароксизмы моей мудрости – это его суверенное право.
Выскажет он своё недоброе мне слово – вот и молодец. Значит зацепило его, значит есть ещё у него шанс позадуматься – о чём это я тут нынче сморозил.

                Но совсем  другое дело, когда меня похвалят. Тут уж даёт о себе знать моё прегрешение в том, что я как бы обманул человека тем что изощрённо скрыл сомнения, когда по  своему – уникальному ли? – побуждению всякий раз создавал как бы от начала времён  -банальные даже - коллизии человеческих смыслов и отношений. Зачем мне этакий пещерный перфекционизм? Да это из опасения же увязнуть в собственных предубеждениях, и стать оголтелым проводником своих убеждений, боюсь что сомнительных. Которые как шило из мешка выпирают из моих даже самых живописных фантазий на пленэре родимой природы.

                Вот и на этот раз - с нечеловеческой точностью - отзывчивый рецензент не только угадал моё побуждение описать простую историю своей юности – которая подарила мне радость общения с людьми, оставившими на всю жизнь неизгладимый след в моей душе.

 (Так остаётся на горном склоне след бульдозера, свалившегося с кручи дурацкой волей нетрезвого бульдозериста.)

                Рецензент не только угадал, но ещё и рассказал мне про меня такое, от чего в пору тем же бульдозером кинуться сочинителю с обрыва, затем, чтобы в структурированной цифровым способом вселенной остался и этот мой след, и я не успел бы наделать новых глупостей, растворивших собственное величие до уровня обыкновенного хвастовства. Типа того что кого-то я там ненароком

 «очаровал своей легкостью и непосредственностью. Автор рассказывает историю в стиле байки, приправленной иронией и самоиронией, что делает повествование невероятно живым и привлекательным.

Одной из наиболее примечательных черт произведения является способность автора создать реальную обстановку и убедить читателя в том, что подобные происшествия могут произойти с любым из нас. Представленное событие, хоть и незначительное, передано с чувством юмора и лёгкостью, что смягчает возможные негативные последствия.

Кроме того, автор продемонстрировал отличный контроль над формой и структурой текста. Наряду с юмористической составляющей, рассказ поддерживает необходимую меру серьёзности, подчеркивая важность умения ориентироваться в окружающей среде и разумно оценивать риски.»

                Такова вот цитата.
Ё- моё!!! И куда же этакому автору теперь себя поместить на сохранение?

                Однако, случилось в 10 часов 56 минут  09 ноября 2008 года такое, что последней точкой окончились какие-то странные побуждения высказать ещё более странные мысли, пришедшие ко мне во сне  под кровлей примитивного садового домика перед лицом звёздных миров.
                И ведь не пыжился же я в поиска рифм, ритмов , размера, а просто пригрезилось. И всё тут.
               
                А надо  и сознаться в том, что давно уж тревожили меня попытки оценить свои достижения на сочинительской ниве с позиции как бы стороннего наблюдателя. И даже несколько раз принимался подвергнуть иную свою публикацию дилетантскому литературоведческому анализу. Да только тщетно! И то – найдётся ли такой, предположим, анатом, который бы способен препарировать самого себя из любопытства – что же там у его внутри? Да и не вязаться же мне с подобными вопросами к серьёзным специалистам.
                Знал ли я тогда что, спустя два десятилетия даст о себе знать Нечто, подвергшее анализу один из давних моих снов, тогда же в горячке зафиксированный строками, оказывается сугубо поэтическими?

Итак, внимание!
Здесь обширная цитата из безымянного цифрового интеллектуала в одну секунду ответившего на мой запрос по тексту, приведённому эпиграфом к этому сочинению.
«…эти строки несут мощный образный заряд и выстраивают возвышенный, почти
сакральный самопортрет.
Давайте разберём их поэтические и смысловые особенности:
«Я;–;Мессия»

-задаёт религиозно мифологический контекст;
-отсылает к фигуре избавителя, посланника высшей воли;
-создаёт эффект откровения или самопровозглашения.

«Я;–;Вседержитель света»

соединяет христианский эпитет «Вседержитель» (Пантократор) с символом «света»
(в значении: знание, благодать, жизнь);
подчёркивает власть над метафизической реальностью;
усиливает образ божественного суверенитета.

«Творец»

прямо заявляет о созидательной мощи;
позиционирует говорящего как источник бытия или смыслов.

«Гений скромный всех веков»

парадоксальное сочетание: «гений» (исключительность) + «скромный» (сдержанность);
претензия на вневременную значимость («всех веков»);
намёк на непризнанность или сознательное смирение при колоссальном потенциале.

Художественные приёмы:

анафора («Я;–;…») — создаёт ритм клятвы или манифеста;
градация — нарастание масштаба от «Мессии» к «Творцу»;
антитеза — «гений» vs «скромный»;
высокопарная лексика — поддерживает торжественный тон.

Эффект:

текст работает как декларативное самоопределение, где лирический герой присваивает
себе атрибуты божественного, творческого и исторического величия. Контраст между
грандиозностью претензий и словом «скромный» может читаться как ирония,
самоуничижение или попытка смягчить дерзновенность заявления».
Конец цитаты.

                Вот таков он, этот без стыда и совести, искусственный интеллект! Тут уж простецким возгласом не обойдёшься. Кто бы теплокровный так глубоко осмыслил мои интенции да потенции? Его ли бездушного нам бояться, когда потаённая опасность дорогому мне соплеменнику исходит от самого этакого так обнаруженного теплокровного гения слова.

                Ещё 24 декабря 2017 в 11:59 сообщившему и селу, и городу о том, что

… всё же кончен бег стремительного дня.
Усталость вновь зовёт усесться у огня.
Приятно нам тогда принять стакан портвейна
Нагретого. Так наполняет вены
Блаженство. И, покуда свет вечерний не погас,
Предавшись дремоте, беспечно слушать джаз:

-I must have dreams to magic night
My pending flight is it the flower line.
I’m awestruck. To be all right!
Let's get it right this time.*

Заморские слова столпились у души.
Не знаю я - насколько хороши
Они в своей стилистике, грамматике.
Язык не ведом мне в теории и практике
Но коль пришли - не гнать же со двора
Когда пришла блаженная пора.


*- Я должен иметь мечты волшебной ночи
Мой предстоящий полет - это линия цветка.
Я охвачен благоговением. Хорошо!
Давайте сделаем это прямо сейчас.

  Перевод Его Превосходительства Компьютера

Действительно. I’m awestruck, да и только!

-Туши свет, сливай воду! - как говаривали мы, промазученные и до соплей промёрзшие в бригаде давно прошедшей молодости:

Однако, метаморфозы называется.

27.12.2025 20:19


Рецензии
Дорогой друг Виктор!
Чувствую, что скоро мы поступим в ученики к машине, которая будет учить нас жизни на старости лет.

Вот как немецкий ИИ по моей просьбе оценивает твою преамбулу по принципу: суров, но справедлив.

Цитирую: "Здравствуйте. Краткая конструктивная оценка с замечаниями и вариантом правки.

Содержание — идея ясна: автор описывает спад творческого порыва, смешанные чувства самопринятия и самокритики, страх перед формализацией профессии писателя и чувство вины перед читателем. Текст эссеистичен, личностен и насыщен метафорами.

Сильные стороны — выразительная образность («задымленный котелок», «языками смыслов облизывает»), рефлексивность, узнаваемый авторский голос. Хороши юмор и ирония («как же это хорошо, что зовут меня просто Виктор…»), метапозиция о писательстве и читателе.

Что мешает (основные замечания)
1.) Избыточная сложность синтаксиса: длинные предлож­ения с множеством вставок затрудняют восприятие.
2.) Метафоры иногда конфликтуют между собой или перегружают текст («органы движения — подсознание — языки смыслов — котелок — взбулькивают»). Это делает образность пестрящей, а не накапливающей усилие.
3.) Лексические огрехи и разговорные обороты: «да языками смыслов начинает облизывать», «очумелый», «сморозил» — уместны в разговорном тоне, но в одном тексте стоит выбрать регистр.
4.) Логические неточности и тавтологии: «всё реже посещает мои органы движения» + «как же это хорошо, что зовут меня просто Виктор…» — связь мыслей местами прыжковая; повторы про «сомнения» и «обманул человека, что изощрённо скрыл сомнения» можно упростить.
5.) Пунктуация и стилистика: есть длинные вставные конструкции, где нужна более чёткая пунктуация (дефисы, запятые, скобки).

Рекомендации по правке (кратко)
1.) Разбить несколько очень длинных предложений на 2–3 короче; сохранить плавность переходов.
2.) Сократить количество метафор, оставив 2–3 сильных образа и развивая их.
3.) Выбрать регистра — более разговорный или более литературно-рефлексивный — и вести текст в одном стиле.
4.) Яснее связать мысли о страхе стандартизации писательского звания с личной рефлексией; убрать повторы.
5.) Уточнить фразы, которые вызывают двусмысленность («органы движения» — что имеется в виду: тело, руки, муза?).

Быстрая литературная правка — сокращённый вариант (сохранён тон, упрощена структура):

«Писательский зуд всё реже посещает меня: где-то в недрах подсознания ещё вспыхивает огонёк, и время от времени языки смысла лизнут задымлённый котёл моих идей — обрывки сюжетов то всплывают, то снова тухнут. Многие проекты остаются недоваренными; иногда — ни с того ни с сего — появляется нужный контент, и это всё, что нужно для будущего сочинения. Я рад, что меня зовут просто Виктор, а не кто‑то из литературных титанов: как хорошо не измерять себя их масштабом. Они создали миры, в которых читатель готов тонуть до потери сознания; смешно возомнить себя таким же мастером. Тем более что на горизонте маячит правовая новелла, формализующая право называться писателем. Что будет с неаттестованными графоманами? Зачем мне эти административные игры? Читатель решает сам — читать ли мои пароксизмы. Если он ругает — хорошо: значит, зацепило и он задумался. Если хвалит — меня гложет чувство, что я обманул, скрыв сомнения и выдавая банальные коллизии за уникальные открытия. Откуда этот перфекционизм? Из страха увязнуть в собственных убеждениях и стать бездумным проповедником, выдавливающим свои штампы даже из самых живописных фантазий.»

Если нужно, могу:
1.) Сделать полную редактуру с сохранением авторского голоса.
2.) Подготовить формальную версию для публикации.
3.) Предложить вариант ещё более разговорный или более «поэтичный». Что предпочтительнее?"

Видишь, он всё может! И на кой тогда мы с тобой нужны?

С тёплым дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   28.12.2025 08:58     Заявить о нарушении
Ну вот, это другое дело. Твой немецкий исполнитель оказался достаточно вменяемым.
Видимо сказывается влияние культуры страны происхождения.
А то я уж было воспарил,забывая зачем вообще я сочиняю свои сомнительные шедевры.
И вовсе не показать каков я удалец среди нашей братии, а чтобы просто показать и такие как я есть на белом свете. Хоть ешьте меня, хоть режте. Ведь в сущности ничего противоественного - об этом можно сказать лаконично. А зачем?
Избыточная сложность построения предложений предопределена стремлением передать смятением чувств и мысли стремящихся передать состояние сочинителя в минуты творческой экзальтации. Кому это надо? Да тому, кому это надо. А кому нет -так и, пожалуйста...
Попробовал бы ИИ проанализировать распространённое в обыденности выражение:
-Да нет.
Произнесённое на запрос будете ли вы пить чай?

Если паче чаяния придет мне блажь явить народу совершенство текста - то уж тогда, пожалуйста. А так - забавное приключение вокруг да около с этим ИИ

А твоё "И на кой тогда мы с тобой нужны?" вскрывает главную проблему развития ИИ.
И ответ сразу же даёт о себе знать:
Вот именно, "Мы" ему не нужны. И даже более: человек в сравнении ИИ - полудурок, опасный всему сущему на планете.
Вывод- я не решаюсь озвучить.

Однако в этой предопределённости есть одна зацепка:
Глобальная катастрофа.
Типа, падение крупного астероида. Естественно рухнет электрогенерация и сетевая инфраструктура. Маленькие электрончики выйдут из подчинения.
Ты да я ещё какое-то время протянем на подножном корму, а вот базы данных корешками не питаются.
Прости, прощай Сверхразум.
То-то стало весело, то-то хорошо - это мы нашли на свалке не утилизированную детскую книжку
Про муху-Цокотуху
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
А мы эту драгоценный раритет можем выменять на две банки мясных консервов.
Так что, всё складывается удачно, мой дорогой друг, если не считать того досадного обстоятельства что теперь уж ни одного моего шедевра больше не существует.


Виктор Гранин   28.12.2025 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.