Монастырь за Полярным кругом

   
          «Видя, как на море жизни поднимается буря искушений, я, поскорее приплыв к Твоей тихой гавани, и взываю к Тебе»(Канон покаянный ко Господу).

          28 декабря 2025 года по православному календарю отмечается день памяти преподобного Трифона Печенгского, Кольского — великого подвижника Русского Севера, просветителя лопарского народа и основателя монашеской жизни «у холодного моря». Этот день в церковном сознании соединяет в себе благодарную память о миссионерском подвиге, суровом аскетическом служении и тихой духовной победе света над тьмой.
          Практически на самом краю Кольского полуострова, где дороги упираются в безмолвие тундры, стоит древняя святыня — Свято-Троицкий Трифонов Печенегский мужской монастырь, основательном которой и был Святой Трифон Печенгский.

           В суровых условиях стоит этот древний монастырь...Летом здесь нет ночи, а зимой — дня. Дороги упираются в безмолвие тундры. Вокруг низкорослые леса. Мох, лишайник. Словом - суровый север. Говорят медведи, которые живут в лесах, весной, подходят к монастырю и сидят рядышком... как кошки. Монахов не трогают. И людей тоже, хотя людей там бывает очень мало. Добраться до монастыря сложно. Территория входит в пограничную зону. Паломников там  совсем мало. Но кто там побывал однажды - возвращается вновь... Видимо  возвращаются те, кто устал от суеты этого непрочного мира. И даже холодное Баренцево море не пугает редких паломников. Летом солнце не заходит неделями, а зимой два месяца царит непроглядная темень. И всё же здесь, среди суровой природы, живёт и дышит одно из самых необычных духовных мест России. Именно в это место 500 лет назад и пришёл Трифон Печенегский.
          Он родился в семье священника, а благочестивые родители воспитывали сына в страхе Божием. С ранних лет Трифон решил посвятить свою жизнь апостольским подвигам и идти с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых узнал из рассказов рыбопромышленников. Однажды, во время молитвы в лесу, он услышал голос: "Трифон, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая".
          Покинув родительский дом, святой Трифон (тогда ещё Митрофан) ушел на Кольский полуостров и остановился на берегу реки Печенги, где и обитали лопари. В первую очередь, будущий святой Трифон, ознакомился с языческими верованиями аборигенов и изучил их язык, а затем стал проповедовать им о вере Христовой. Лопари встречали слова святого с настороженным недоверием, но постепенно, мудрым, ласковым словом и кротостью ему удалось многих обратить ко Христу.
          По благословению Новгородского архиепископа Макария преподобный Трифон вместе с блаженным Феодоритом и иеромонахом Илией устроил для новообращенных храм, а для ревнителей иноческого жития основал Троицкий Печенгский монастырь.
         "у холодного моря, у Мурманской границы" - так называли этот монастырь. Это было в 1532 году. Сам Иоанн Грозный помогал в постройке монастыря.
          Просветитель лопарей скончался в глубокой старости в 1583 году, прожив на Печенге почти 60 лет. Местное празднование было установлено вскоре после кончины святого. Трифон Печенгский скончался 15 декабря 1583 года в возрасте 88 лет. Незадолго до своей кончины святой Трифон предсказал братии своего монастыря смерь от меча и разорение обители. Через шесть лет «свейские финны» разорили монастырь. Насельники монастыря, помня запрещение своего игумена устраивать побоище в церкви, приняли смерть стоя на коленях. Вечная память мученикам.

         Позже, по приказанию царя Феодора Иоанновича, монастырь перенесен был на Колу. На месте разрушенного монастыря была поставлена церковь во имя преподобного Трифона, а над могилой святого построена церковь Сретения Господня.Святой Трифон не раз приходил на помощь погибавшим мореплавателям, с верой призывавшим его имя.
В монастыре хранятся мощи 116 мучеников, погибших при разорении монастыря в 1589 году .               


                Тропарь, глас 8
Пути;, вводя;щаго в жизнь, наста;вник и учи;тель был еси;:/ пе;рвее бо, преподо;бне о;тче наш Три;фоне,/ прише;л еси; в часть Норве;гския земли;/ и в после;дних конце;х се;верныя страны; язы;ки просвети;л еси;,/ породи;в водо;ю и Ду;хом Святы;м,/ и свяще;нная твоя; ча;да в безпло;дней пусты;ни,/ я;ко древа; ма;сличная, насади;л еси;,/ ве;лию оби;тель Святы;я и Живонача;льныя, Единосу;щныя и Неразде;льныя Тро;ицы созда;л еси;/ и мона;хов мно;жество собра;в./ Тем, я;ко апо;столом и пустынножи;телем равноче;стна чту;ще тя,/ приле;жно припа;дающе, вопие;м:/ моли; всех Бо;га за Ру;сскую зе;млю, за о;бласть твою; и за вся лю;ди,// почита;ющия па;мять твою;.

Источник для статьи
http://www22.ria.ru/images/35412/69/354126913.jpg


Рецензии